Автор: Гуляева Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа-интернат №21 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: п. Танхой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа внеурочной работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников
Раздел: начальное образование
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кружок «Здоровейка»
Составитель: Гуляева Е.В.
2016г.
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие
требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая
образовательное учреждение создавать условия, способствующие
сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения
обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Программа
внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья младших
школьников «Кружок здоровья» включает в себя знания, установки,
личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и
укрепление физического и психического здоровья. Данная программа
является комплексной программой по формированию культуры здоровья
обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному
развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной базой программы; внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени
начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования;
СанПиН, от 3.03.2011 «Гигиенические требования к режиму учебно-
воспитательного процесса»;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения»,
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо
МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровье
сберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья.
На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом
растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее
часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-
кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного
аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей
школе, на заседании методического совета принято решение по
проектированию комплексной Программы внеурочной деятельности по
сохранению и укреплению здоровья младших школьников кружок
«Здоровячок» для младших школьников, реализация которой будет
нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска, на здоровье
обучающихся начальной школы.
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование
осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного
отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих
Задачи:
• формировать установки на ведение здорового образа жизни и
коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести
ответственность за принятые решения;
• развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного
здоровья;
• обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного
здоровья.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные
действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
-личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
-метопредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
личностными результатами программы внеурочной деятельности по
сохранению и укреплению здоровья младших школьников кружок
«Здоровячок» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
сохранению и укреплению здоровья младших школьников кружок
«Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
-средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).
-средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-средством формирования этих действий служит организация работы в парах
и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
-осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни
и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни
и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих
спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
-социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью во всем его проявлениях.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению предназначена для обучающихся 1 - 4 классов, с учётом
реализации её воспитателями, учителями начальных классов, занимающихся
вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 7 до 11
лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1
класс - 33 часа в год, 2 - 4 классы - 34 часа в год.
№
п/п
Наименование
разделов и
дисциплин
Всего
час.
В том числе
Форма
контроля
Дата
проведения
Лек
-
ции
Экскур-
сии,
походы,
поездки
Практи
ческие
занятия
план
факт
I
Введение
«Вот мы и в
школе».
4
1
-
3
1.1
Дорога к
доброму
здоровью
1
1
6.09
1.2
Здоровье в
порядке-
спасибо
зарядке
1
1
13.09
1.3
День здоровья
«Мы болезни
победим, быть
здоровыми
хотим»
1
1
20.09
1.4
Праздник
чистоты «К
нам приехал
Мойдодыр»
1
1
праздник
27.09
II
Питание и
здоровье
5
2
-
3
2.1
Витаминная
тарелка на
каждый день.
Конкурс
рисунков
«Витамины
1
1
4.10
наши друзья и
помощники»
2.2
Культура
питания
Приглашаем к
чаю
1
1
11.10
2.3
Ю.Тувим
«Овощи»
(кукольный
театр умеем
ли мы
правильно
питаться)
1
1
18.10
2.4
Как и чем мы
питаемся
1
1
25.10
III
Моё здоровье
в моих руках
5
3
1
1
3.1
Соблюдаем
мы режим ,
быть
здоровыми
хотим
1
1
15.11
3.2
Полезные и
вредные
продукты.
1
1
22.11
3.3
Экскурсия
«Сезонные
изменения и
как их
принимает
человек»
1
1
29.11
3.4
Как
обезопасить
свою жизнь
1
1
6.12.
3.5
Театрализован
ное
представление
«Зимние
забавы»
1
1
13.12
IV
Я в школе и
дома
7
4
1
2
4.1
Мой внешний
вид-залог
здоровья
1
1
20.12
4.2
Зрение – это
сила
1
1
10.01
4.3
Осанка – это
красиво
1
1
17.01
4.4
Весёлые
1
1
24.01
переменки
4.5
Перемена с
увлечением
1
1
31.01
4.6
Здоровье и
домашние
задания
1
1
7.02
4.7
Мы весёлые
ребята, быть
здоровыми
хотим, все
болезни
победим
1
1
Игра-
викторина
14.02
V
Чтоб забыть
про докторов
5
3
-
2
5.1
Осторожно -
микробы!
1
1
акция
28.02
5.2
Вкусные и
полезные
вкусности
1
1
7.03
5.3
День здоровья
«Как хорошо
здоровым
быть»
«Режим дня»
1
1
14.03
5.4
«Как
2
1
1
круглый
21.03
сохранять и
укреплять
свое
здоровье»
стол
4.04
VI
Я и моё
ближайшее
окружение
3
1
-
2
6.1
Моё
настроение
передай
улыбку по
кругу.
Выставка
рисунков
«Моё
настроение»
1
1
день
вежливост
и
11.04
6.2
Вредные и
полезные
привычки
1
1
18.04
6.3
«Я б в
спасатели
пошел»
1
1
Ролевая
игра
25.04
VII
«Вот и стали
мы на год
взрослей»
4
2
-
2
7.1
Опасности
летом
1
1
2.05
(просмотр
видео фильма)
7.2
Первая
доврачебная
помощь
1
1
9.05
7.3
Вредные и
полезные
растения.
Кукольный
театр: Русская
народная
сказка
«Репка»
1
1
16.05
7.4
Чему мы
научились за
год.
1
1
диагности
ка
23.05
Итого:
33
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни?
Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней
гимнастики для организма.
Тема 1. Дорога к доброму здоровью
Тема 2. Здоровье в порядке- спасибо зарядке
Тема 3. День здоровья. «Мы болезни победим, быть здоровыми хотим»
Тема 4. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» (текущий контроль -
праздник)
Раздел 2. Питание и здоровье
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во
время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.
Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости
разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья
продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме
употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Тема 1. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины
наши друзья и помощники»
Тема 2. Культура питания. Приглашаем к чаю
Тема 3.Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно
питаться)
Тема 4. Как и чем мы питаемся
Тема 5. Красный, жёлтый, зелёный (Текущий контроль знаний - викторина)
Тема 4. Секреты здорового питания. Рацион питания
Тема 5. «Богатырская силушка» Текущий контроль знаний – КВН
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и
отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата,
направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни,
формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема 1. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.
Тема 2. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.
Тема 3. Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк».
Тема 4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек».
Тема 5. Как обезопасить свою жизнь.
Тема 6. День здоровья «Мы болезни победим, быть здоровыми хотим».
Тема 7. Подвижные игры на свежем воздухе.
Тема 8. Спортивные эстафеты веселые старты.
Тема 9. Лыжная прогулка.
Тема 10. В здоровом теле здоровый дух. Текущий контроль знаний.
Раздел 3. Я в школе и дома.
На формирование здоровых установок и навыков ответственного
поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам
существуют социально одобренные нормы и правила поведения
обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила
хорошего тона и направлены на:
тема 1. Мой внешний вид - залог здоровья;
тема 2. Зрение – это сила;
тема 3. Осанка – это красиво;
тема 4. Весёлые переменки;
тема 5. Перемена с увлечением;
тема 6. Здоровье и домашние задания;
тема 7. Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим - все болезни победим.
Текущий контроль знаний.
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений
делать выбор «быть здоровым».
Тема 1. Осторожно - микробы!
Тема 2. Вкусные и полезные вкусности
Тема 3. День здоровья «Как хорошо здоровым быть»
Тема 4. Режим дня
Тема 5. «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Текущий контроль знаний
- круглый стол
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные
привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на
формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в
саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Тема 1. Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё
настроение».
Тема 2. Вредные и полезные привычки.
Тема 3. «Я б в спасатели пошел».
Текущий контроль знаний - ролевая игра
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей»
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего
периода.
Тема 1. Опасности летом (просмотр видео фильма)
Тема 2. Первая доврачебная помощь
Тема 3. Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная
сказка «Репка»
Тема 4. Чему мы научились за год.
Итоговый контроль знаний - диагностика.
Ожидаемый результат к концу 1 года обучения:
Знать:
• основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
• особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
• особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
• основы рационального питания;
• правила оказания первой помощи;
• способы сохранения и укрепление здоровья;
• основы развития познавательной сферы;
• свои права и права других людей;
• соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте,
общественных учреждениях;
• влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
• значение физических упражнений для сохранения и укрепление здоровья;
• знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
Уметь:
• составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
• выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
• различать «полезные» и «вредные» продукты;
• использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой энцефалит;
• определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
• заботиться о своем здоровье;
• находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя,
наркотиков, сигарет;
• применять коммуникативные и презентационные навыки;
• использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей
работе;
• оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,
утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
• находить выход из стрессовых ситуаций;
• принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
• адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
• отвечать за свои поступки;
• отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Литература
1. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5
классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под
ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология.
Управление.)
3. Н.И. Дереклеева "Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья" М.
"ВАКО", 2005г. 4. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации
здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–
78.
5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
[Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004. – 124 c.
6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр
для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
7. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских
программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование;
Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
8. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - /
Мозаика детского отдыха.