Напоминание

Педагогический проект "Помоги мне это сделать самому".


Автор: Шляндина Елена Дмитриевна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок"
Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический проект "Помоги мне это сделать самому".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФИО

Жерносек Фариза Галимязановна

Должность

воспитатель

ОУ

МБДОУ «Детский сад № 37 «Теремок» компенсирующего вида»

Контакты

Тема

проекта

Педагогический проект «Помоги мне это сделать самому».

Актуальность

*

Требования внешней среды

Ссылка (документ, цитата, другое)

Запрос родителей на качественную подготовку до-

школьника с нарушением зрения к школе, формирова-

ние самостоятельности ребенка.

Запрос государства: чтобы уже традиционного су-

ществующее образование могло формировать у детей

компетентности, позволяющие им мобильно ориенти-

роваться в окружающем социуме.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2010г.

«Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными,

творческими и уверенными в себе людьми…В каждом образовательном учреждении

должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить

полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя

государственная

программа

«Доступная

среда»,

направленная

на

решение

этой

проблемы».

Программа развития МДОУ «Детский сад № 37 «Теремок» компенсирующего

вида» на 2008 – 2011 уч.г.

Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основан-

ной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и

глобализация», Москва, 1–3 апреля 2008 г.

Проблема*

Проявление

Причина

Как

следствие

зрительного

заболевания

у

детей

формируются характерологические свойства личности:

они менее уверены в себе, пассивны, ограничены в со-

циальных контактах. В результате у детей с нарушени-

ем зрения задерживается формирование самостоятель-

ности, что существенно влияет на уровень социальной

адаптации.

1.

Заболевание органа зрения и как следствие снижение остроты зрения, задержка

формирования навыков ориентировки.

2.

Гиперопека со стороны родителей из-за их опасений за жизнь и здоровье своего

ребенка в связи с нарушением зрения.

3.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васи-

льевой,

В.В.Гербовой,

Т.С.Комаровой

недостаточно

эффективна

в

работе

с

детьми с нарушением зрения в разделе формирования самостоятельности ребен-

ка.

Цели,* задачи*

Цель

Задачи

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Повысить эффективность педагогической деятельно-

сти по формированию навыков самостоятельности у

детей с нарушением зрения посредством применения

технологии М. Монтессори, адаптации ее к условиям

МДОУ компенсирующего вида и внедрения в практи-

ку работы.

1. Разработать и внедрить новые формы диагностирования уровня развития каждо-

го ребенка

2. Создать развивающую среду и условия для адаптации технологии М.Монтессори

в работе с детьми с нарушением зрения;

3. Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей в соот -

ветствии с технологией М. Монтессори.

4. Создать родительский клуб «Мамина школа».

5. Оценить уровень эффективности использования Монтессори-технологии в рабо-

те с детьми с нарушением зрения.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение эффективности педагогической деятель-

ности по формированию навыков самостоятельности

у детей с нарушением зрения посредством примене-

ния технологии М. Монтессори, адаптации ее к усло-

виям МДОУ компенсирующего вида и внедрения в

практику работы.

Участники проекта: воспитатели, родители, учитель-дефектолог (тифлопедагог), педагог-психолог.

Задача*

Результат*

Критерий результата*

Мероприятие*

Ресурс, источник*

1.

Разрабо-

тать

и

вне-

дрить

новые

формы

диа-

гностирова-

ния

уровня

развития

каждого

ре-

бенка

1. Разработанный диагности-

ческий комплекс на каждую

возрастную группу (см. при-

ложение 1)

2. Итоги анализа результатов

первичной диагностики.

Объективные сведения об уров-

не развития самостоятельности

у детей с нарушением зрения.

1. Разработать диагностический комплекс на

каждую возрастную группу.

2. Провести первичную диагностику.

Методические издания,

статьи в периодических

изданиях по проблеме ис-

следования.

2.

С о зд ат ь

развиваю-

щую среду и

условия

для

адаптации

технологии

М.-

Монтессори

в

работе

с

детьми с на-

рушением

зрения;

Созданная

развивающая

среда для адаптации техно-

логии М. Монтессори в ра-

боте с детьми с нарушением

зрения.

1. Зона практической жизни,

адаптированная к особенно-

стям детей с нарушением зре-

ния.

2. Сенсорная зона, адаптиро-

ванная к особенностям детей с

нарушением зрения.

1. Закупили необходимое оборудование для

упражнений, направленных на развитие

контроля и координации движений, упражне-

ний по уходу за окружающей средой, самооб-

служиванию.

2. Изготовлено необходимое оборудование

.для упражнений, направленных на развитие

контроля и координации движений, упражне-

ний по уходу за окружающей средой, самооб-

служиванию.

Методические издания,

статьи в периодических

изданиях по проблеме ис-

следования.

- «Программа специ-

альных (коррекцион-

ных) образовательных

учреждений IV вида

(для детей с нарушени-

ем зрения)» под ред.

Л.И. Плаксиной.

- Бюджетное финансиро-

вание.

- Добровольные пожерт-

вования родителей (по-

мощь родителей)

3.

Внедрить

в

практику

работы

но-

вые

формы

организации

обучения де-

тей

в

соот-

ветствии

с

технологией

М.

Монтессори.

1.

Разработанный

перспек-

тивный

план

работы

для

каждой возрастной группы.

3. Внедрение в практику ра-

боты новых форм обучения.

(«Круги",

"Презентации",

"Трехступенчатый урок").

1. Возможность реализовывать

личностно-ориентированное

сопровождение ребенка с нару-

шением зрения.

.

1. Проведение занятий с использованием но-

вых форм обучения: "Круги", "Презентации",

"Трехступенчатый урок".

2. Разработать перспективное планирование

для каждой возрастной группы.

3.Разработать программы индивидуального

сопровождения.

Методический ресурс

Кадровый ресурс.

Обучение тифлопедагога

на курсах «Монтессори

лечебная педагогика»

КГПУ им. В.П. Астафье-

ва

4.

С о зд ат ь

родитель-

с к и й

к л у б

«Мамина

школа».

1.

Разработанный

перспек-

тивный план работы с роди-

телями на год.

2.

Созданный

родительский

клуб «Мамина школа».

1. Повышение интереса роди-

телей к воспитательной работе,

проводимой в детском саду и

активное их участие в жизни

группы.

2. Использование родителями

элементов Монтессори педаго-

гики в домашних условиях.

1. Провести анкетирование родителей.

2. Совместное с родителями создание развива-

ющих

зон

в

соответствии

с

требованиями

Монтессори педагогики.

3. Провести родительские собрания (согласно

годовому перспективному плану).

4. Оформить фотовыставку.

5. Провести консультации (согласно годовому

перспективному плану).

6. Оформить выставку совместных творческих

работ родителей и детей.

7. Совместные праздники и развлечения.

Кадровый ресурс.

Финансовый:

- Бюджетное финансиро-

вание.

- Добровольные пожерт-

вования родителей (по-

мощь родителей)

5.

Оценить

уровень

эф-

фективности

использова-

ния

Монтессори-

технологии в

р а б о т е

с

детьми с на-

рушением

1. Итоги анализа результатов

диагностики в конце каждого

года обучения об эффектив-

н о с т и

и с п о л ь з о в а н и я

Монтессори-упражнений

в

педагогиче ской

р а б о т е ,

направленной на формирова-

ние самостоятельности у до-

школьников

с

нарушением

Уровневая оценка.

Результаты итоговой диагно-

стики::

Экспериментальная группа:

Навыки самообслуживания:

высокий – 100 %

Уровень развития мелкой мото-

рики: высокий 75%, средний

25%.

Уровень развития внимания:

1.

Проведение диагностики в начале и конце

каждого года обучения.

Методический ресурс

(см. приложение 1)

Кадровый ресурс.

Финансовый:

- Бюджетное финансиро-

вание.

- Добровольные пожерт-

вования родителей (по-

мощь родителей)

зрения.

.

зрения.

2. Итоги анализа

результа-

тов итоговой диагностики об

эффективности

использова-

ния Монтессори-упражнений

в

педагогической

работе,

направленной на формирова-

ние самостоятельности у до-

школьников

с

нарушением

зрения,

высокий 75 %, средний 25%

Контрольная группа

Навыки самообслуживания:

высокий 32%, средний 68%

Уровень развития мелкой мото-

рики: высокий 28%, средний

62%, низкий 10%.

Уровень развития внимания:

высокий 32 %, средний 50%,

низкий 18% .

Риски реализации проекта

Способы преодоления рисков

1

Недостаточность бюджетного финансирования

Добровольные пожертвования родителей (помощь родителей)

2

Недоверчивое отношение родителей к данной технологии

Участие родителей в проекте.

Предоставление для ознакомления методической литературы, отзы-

вов на технологию М. Монтессори, результатов по ее использова-

нию.

Учет предложений родителей.

Вывод: применения технологии М. Монтессори, адаптация ее к условиям МДОУ компенсирующего вида и внедрения в практику работы повышает

эффективность педагогической деятельности по формированию навыков самостоятельности у детей с нарушением зрения, формирует чувство неза -

висимости, уверенности в себе, умение брать ответственность за результат своих действий.

Дополнительные эффекты, полученные в ходе реализации проекта:

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Развитие внимания, памяти.

Развитие умения планировать свою деятельность.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Исследование уровня развития навыков самообслуживания.

Параметры:

1.

Общее развитие, обусловленное биологическим созреванием и обучением.

2.

Самостоятельность в одевании и раздевании.

3.

Самостоятельность в еде.

4.

Коммуникативная деятельность.

5.

Локомоции.

6.

Отношение к окружающей среде.

7.

Социальные навыки.

( Источник: Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации. Под

ред. Л. И. Солнцевой. – М., 2001. «Шкала социальной зрелости детей с нарушением зрения»)

Исследование уровня развития зрительного внимания.

Параметры:

1.

объем зрительного внимания;

2.

избирательность зрительного внимания;

3.

переключение, распределение внимания.

( источник: Диагностика развития зрительного восприятия по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

(для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной.)

Исследование уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Параметры:

- проведение прямых линий в различных направлениях;

- проведение линий различной конфигурации;

- копирование геометрических фигур;

- дорисовывание геометрических фигур.

(источник: Безруких, М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. Руководство по тестированию и обработке

результатов / М. Безруких, Л. Морозова // Приложение к газете «Первое сентября». ― 1999. ― № 25 (73). ― 36 с.

Специально разработанные диагностические задания для детей 3-4 лет).



В раздел образования