Автор: Шляндина Елена Дмитриевна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок"
Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический проект "Помоги мне это сделать самому".
Раздел: дошкольное образование
ФИО
Жерносек Фариза Галимязановна
Должность
воспитатель
ОУ
МБДОУ «Детский сад № 37 «Теремок» компенсирующего вида»
Контакты
Тема
проекта
Педагогический проект «Помоги мне это сделать самому».
Актуальность
*
Требования внешней среды
Ссылка (документ, цитата, другое)
Запрос родителей на качественную подготовку до-
школьника с нарушением зрения к школе, формирова-
ние самостоятельности ребенка.
Запрос государства: чтобы уже традиционного су-
ществующее образование могло формировать у детей
компетентности, позволяющие им мобильно ориенти-
роваться в окружающем социуме.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2010г.
«Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными,
творческими и уверенными в себе людьми…В каждом образовательном учреждении
должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить
полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя
государственная
программа
«Доступная
среда»,
направленная
на
решение
этой
проблемы».
Программа развития МДОУ «Детский сад № 37 «Теремок» компенсирующего
вида» на 2008 – 2011 уч.г.
Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основан-
ной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и
глобализация», Москва, 1–3 апреля 2008 г.
Проблема*
Проявление
Причина
Как
следствие
зрительного
заболевания
у
детей
формируются характерологические свойства личности:
они менее уверены в себе, пассивны, ограничены в со-
циальных контактах. В результате у детей с нарушени-
ем зрения задерживается формирование самостоятель-
ности, что существенно влияет на уровень социальной
адаптации.
1.
Заболевание органа зрения и как следствие снижение остроты зрения, задержка
формирования навыков ориентировки.
2.
Гиперопека со стороны родителей из-за их опасений за жизнь и здоровье своего
ребенка в связи с нарушением зрения.
3.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васи-
льевой,
В.В.Гербовой,
Т.С.Комаровой
недостаточно
эффективна
в
работе
с
детьми с нарушением зрения в разделе формирования самостоятельности ребен-
ка.
Цели,* задачи*
Цель
Задачи
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Повысить эффективность педагогической деятельно-
сти по формированию навыков самостоятельности у
детей с нарушением зрения посредством применения
технологии М. Монтессори, адаптации ее к условиям
МДОУ компенсирующего вида и внедрения в практи-
ку работы.
1. Разработать и внедрить новые формы диагностирования уровня развития каждо-
го ребенка
2. Создать развивающую среду и условия для адаптации технологии М.Монтессори
в работе с детьми с нарушением зрения;
3. Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей в соот -
ветствии с технологией М. Монтессори.
4. Создать родительский клуб «Мамина школа».
5. Оценить уровень эффективности использования Монтессори-технологии в рабо-
те с детьми с нарушением зрения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Повышение эффективности педагогической деятель-
ности по формированию навыков самостоятельности
у детей с нарушением зрения посредством примене-
ния технологии М. Монтессори, адаптации ее к усло-
виям МДОУ компенсирующего вида и внедрения в
практику работы.
Участники проекта: воспитатели, родители, учитель-дефектолог (тифлопедагог), педагог-психолог.
Задача*
Результат*
Критерий результата*
Мероприятие*
Ресурс, источник*
1.
Разрабо-
тать
и
вне-
дрить
новые
формы
диа-
гностирова-
ния
уровня
развития
каждого
ре-
бенка
1. Разработанный диагности-
ческий комплекс на каждую
возрастную группу (см. при-
ложение 1)
2. Итоги анализа результатов
первичной диагностики.
Объективные сведения об уров-
не развития самостоятельности
у детей с нарушением зрения.
1. Разработать диагностический комплекс на
каждую возрастную группу.
2. Провести первичную диагностику.
Методические издания,
статьи в периодических
изданиях по проблеме ис-
следования.
2.
С о зд ат ь
развиваю-
щую среду и
условия
для
адаптации
технологии
М.-
Монтессори
в
работе
с
детьми с на-
рушением
зрения;
Созданная
развивающая
среда для адаптации техно-
логии М. Монтессори в ра-
боте с детьми с нарушением
зрения.
1. Зона практической жизни,
адаптированная к особенно-
стям детей с нарушением зре-
ния.
2. Сенсорная зона, адаптиро-
ванная к особенностям детей с
нарушением зрения.
1. Закупили необходимое оборудование для
упражнений, направленных на развитие
контроля и координации движений, упражне-
ний по уходу за окружающей средой, самооб-
служиванию.
2. Изготовлено необходимое оборудование
.для упражнений, направленных на развитие
контроля и координации движений, упражне-
ний по уходу за окружающей средой, самооб-
служиванию.
Методические издания,
статьи в периодических
изданиях по проблеме ис-
следования.
- «Программа специ-
альных (коррекцион-
ных) образовательных
учреждений IV вида
(для детей с нарушени-
ем зрения)» под ред.
Л.И. Плаксиной.
- Бюджетное финансиро-
вание.
- Добровольные пожерт-
вования родителей (по-
мощь родителей)
3.
Внедрить
в
практику
работы
но-
вые
формы
организации
обучения де-
тей
в
соот-
ветствии
с
технологией
М.
Монтессори.
1.
Разработанный
перспек-
тивный
план
работы
для
каждой возрастной группы.
3. Внедрение в практику ра-
боты новых форм обучения.
(«Круги",
"Презентации",
"Трехступенчатый урок").
1. Возможность реализовывать
личностно-ориентированное
сопровождение ребенка с нару-
шением зрения.
.
1. Проведение занятий с использованием но-
вых форм обучения: "Круги", "Презентации",
"Трехступенчатый урок".
2. Разработать перспективное планирование
для каждой возрастной группы.
3.Разработать программы индивидуального
сопровождения.
Методический ресурс
Кадровый ресурс.
Обучение тифлопедагога
на курсах «Монтессори
лечебная педагогика»
КГПУ им. В.П. Астафье-
ва
4.
С о зд ат ь
родитель-
с к и й
к л у б
«Мамина
школа».
1.
Разработанный
перспек-
тивный план работы с роди-
телями на год.
2.
Созданный
родительский
клуб «Мамина школа».
1. Повышение интереса роди-
телей к воспитательной работе,
проводимой в детском саду и
активное их участие в жизни
группы.
2. Использование родителями
элементов Монтессори педаго-
гики в домашних условиях.
1. Провести анкетирование родителей.
2. Совместное с родителями создание развива-
ющих
зон
в
соответствии
с
требованиями
Монтессори педагогики.
3. Провести родительские собрания (согласно
годовому перспективному плану).
4. Оформить фотовыставку.
5. Провести консультации (согласно годовому
перспективному плану).
6. Оформить выставку совместных творческих
работ родителей и детей.
7. Совместные праздники и развлечения.
Кадровый ресурс.
Финансовый:
- Бюджетное финансиро-
вание.
- Добровольные пожерт-
вования родителей (по-
мощь родителей)
5.
Оценить
уровень
эф-
фективности
использова-
ния
Монтессори-
технологии в
р а б о т е
с
детьми с на-
рушением
1. Итоги анализа результатов
диагностики в конце каждого
года обучения об эффектив-
н о с т и
и с п о л ь з о в а н и я
Монтессори-упражнений
в
педагогиче ской
р а б о т е ,
направленной на формирова-
ние самостоятельности у до-
школьников
с
нарушением
Уровневая оценка.
Результаты итоговой диагно-
стики::
Экспериментальная группа:
Навыки самообслуживания:
высокий – 100 %
Уровень развития мелкой мото-
рики: высокий 75%, средний
25%.
Уровень развития внимания:
1.
Проведение диагностики в начале и конце
каждого года обучения.
Методический ресурс
(см. приложение 1)
Кадровый ресурс.
Финансовый:
- Бюджетное финансиро-
вание.
- Добровольные пожерт-
вования родителей (по-
мощь родителей)
зрения.
.
зрения.
2. Итоги анализа
результа-
тов итоговой диагностики об
эффективности
использова-
ния Монтессори-упражнений
в
педагогической
работе,
направленной на формирова-
ние самостоятельности у до-
школьников
с
нарушением
зрения,
высокий 75 %, средний 25%
Контрольная группа
Навыки самообслуживания:
высокий 32%, средний 68%
Уровень развития мелкой мото-
рики: высокий 28%, средний
62%, низкий 10%.
Уровень развития внимания:
высокий 32 %, средний 50%,
низкий 18% .
№
Риски реализации проекта
Способы преодоления рисков
1
Недостаточность бюджетного финансирования
Добровольные пожертвования родителей (помощь родителей)
2
Недоверчивое отношение родителей к данной технологии
Участие родителей в проекте.
Предоставление для ознакомления методической литературы, отзы-
вов на технологию М. Монтессори, результатов по ее использова-
нию.
Учет предложений родителей.
Вывод: применения технологии М. Монтессори, адаптация ее к условиям МДОУ компенсирующего вида и внедрения в практику работы повышает
эффективность педагогической деятельности по формированию навыков самостоятельности у детей с нарушением зрения, формирует чувство неза -
висимости, уверенности в себе, умение брать ответственность за результат своих действий.
Дополнительные эффекты, полученные в ходе реализации проекта:
Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Развитие внимания, памяти.
Развитие умения планировать свою деятельность.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Исследование уровня развития навыков самообслуживания.
Параметры:
1.
Общее развитие, обусловленное биологическим созреванием и обучением.
2.
Самостоятельность в одевании и раздевании.
3.
Самостоятельность в еде.
4.
Коммуникативная деятельность.
5.
Локомоции.
6.
Отношение к окружающей среде.
7.
Социальные навыки.
( Источник: Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации. Под
ред. Л. И. Солнцевой. – М., 2001. «Шкала социальной зрелости детей с нарушением зрения»)
Исследование уровня развития зрительного внимания.
Параметры:
1.
объем зрительного внимания;
2.
избирательность зрительного внимания;
3.
переключение, распределение внимания.
( источник: Диагностика развития зрительного восприятия по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида
(для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной.)
Исследование уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Параметры:
- проведение прямых линий в различных направлениях;
- проведение линий различной конфигурации;
- копирование геометрических фигур;
- дорисовывание геометрических фигур.
(источник: Безруких, М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. Руководство по тестированию и обработке
результатов / М. Безруких, Л. Морозова // Приложение к газете «Первое сентября». ― 1999. ― № 25 (73). ― 36 с.
Специально разработанные диагностические задания для детей 3-4 лет).