Развитие пространственного мышления учащихся коррекционной школы 8-го вида на уроках математики
Автор: Решетило Светлана Евгеньевна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ АО "Няндомская СКОШИ" Населённый пункт: город Няндома, Архангельская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие пространственного мышления учащихся коррекционной школы 8-го вида на уроках математики Раздел: среднее профессиональное
Развитие пространственного мышления учащихся коррекционной
школы 8-го вида на уроках математики
Решетило Светлана Евгеньевна,
учитель математики
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»
Целью
обучения
математике
специальной
(коррекционной)
школы
является
максимальное
преодоление
недостатков
у
умственного,
эмоционально - волевого и физического развития школьников, социальная
адаптация, которая невозможна без умения ориентироваться в окружающем
мире. В формировании данного умения большую роль играет формирование
пространственных представлений.
Наблюдения над учебной деятельностью школьников с ограниченными
возможностями здоровья показали, что они испытывают затруднения в:
различении левой и правой стороны, горизонтали и вертикали,
ближе и дальше;
узнавании фигур в непривычном положении на плоскости и в
пространстве;
дифференциации схожих по внешнему виду фигур и тел (куб –
квадрат);
установлении соответствия между образом и ее названием;
составлении целого из частей;
Это
объясняется
особенностями
таких
психических
процессов,
как
ощущение и восприятие, которые выражаются в:
трудности
опознания
объемных
и
контурно
выполненных
предметов;
замедленности и сужении объема зрительного восприятия;
недифференцируемости
при
различении
сходных
предметов,
цветов;
инактивности, константности восприятия;
Таким
образом
задерживается
мышление,
которое
формируется
в
условиях:
неполноценного чувственного познания;
речевого недоразвития;
ограничении практической деятельности;
Основной
путь
развития
мышления
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья – это путь систематического овладения знаниями и
навыками,
соответствующими
школьной
программы.
Программа
по
математике специальной коррекционной школы предусматривает изучение
геометрического материала в 5 – 9 классах на отдельных уроках (1 урок в
неделю). Повторение геометрических знаний должно происходить на каждом
уроке. Поэтому возникла необходимость разработки такой системы заданий,
которая была бы направлена на развитие пространственного мышления и
отвечала требованиям программы.
Для
разработки
данной
системы
коррекционно
-
развивающих
упражнений
были
изучены
научные
труды
ученых
и
психологов:
Н.Ф.
Четвертухин, А. И. Фетисов, Г.Г. Маслова, Л.Б. Ительсон, И.С. Якиманская,
И.
Я.
Каплунович.
Названные
авторы
выделяют
различные
подходы
к
развитию психического развития. Одни ученые и практики считают, что
развитие
мышления
следует
осуществлять
через
формирование
приемов
мыслительной деятельности. Другие – через формирование особых качеств
мышления.
Третьи
–
через
формирование
на
каждом
возрастном
этапе
определенных
подструктур
мышления.
Наибольший
интерес
вызывает
подход И.С. Якиманской. Пространственное мышление – вид умственной
деятельности,
обеспечивающий
создание
пространственных
образов
и
оперировании ими в процессе решения задач.
Пространственное
мышление
в
своей
наиболее
развитой
форме
оперирует
образами,
содержанием
которых
является
воспроизведение
и
преобразование пространственных форм и объектов: их формы, величины,
взаимного расположения частей. Под пространственными соотношениями
понимаются
соотношения
между
объектами
пространства
или
между
пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями
о
направлениях,
о
расстояниях,
об
их
отношениях
и
т.д.
По
мнению
Якиманской
И.С.,
деятельность
представления
является
основным
механизмом пространственного мышления.
Пространственное
мышление
представлено
двумя
видами
деятельности:
создание образа;
преобразование
уже
созданного
образа
в
соответствии
с
поставленной задачей;
При разработке системы коррекционно – развивающих упражнений
разработана программа, состоящая из двух блоков. Первый блок: развитие
пространственных представлений. Второй блок: развитие пространственного
мышления и геометрической интуиции.
Данную
программу
применить
в
целом
нельзя,
т.к.
необходимо
учитывать
психофизические
особенности
детей
и
не
забывать
о
коррекционной направленности обучения.
Под
коррекционно – развивающем обучением
понимаем обучение,
направленное
на
исправление
каких-то
дефектов
личности
ребенка
с
одновременным развитием, раскрытием его потенциальных возможностей,
т.е.
развитием
механизма
компенсации,
которое
осуществляется
на
программном учебном материале. Речь в первую очередь, идет не столько о
ЗУН
сколько
о
развитии
у
ученика
высших
психических
функций,
при
помощи которых он и будет осваивать учебную программу.
Взяв за основу названный опыт, мною определена следующая система
заданий, направленных на развитие пространственного мышления:
1 блок. Система заданий направленная на развитие пространственных
представлений. Эти задания проводятся на каждом уроке (4-5 мин).
Упражнения подобраны в соответствии с:
требования программы по изучению геометрического материала;
нарастающей степенью трудности;
у ч е т о м
с в я з и
н о в ы х
з н а н и й
с
у ж е
и м е ю щ и м и с я ,
способствующими их расширению и углублению;
учетом возможностей и особенностей детей;
Все
упражнения
направлены
на
развитие
высших
психических
функций.
2
блок.
Система
творческих
заданий.
Задания
проводятся
на
предметной неделе, уроках, изучения геометрического материала.
Учитывая
особенности
детей,
включены
задания,
имеющие
практическую направленность:
Составление учащимися аппликаций из геометрических фигур;
Выполнение объемных геометрических тел;
Система
коррекционно-развивающих
упражнений
содержит
следующие
виды
и
типы
заданий
на
развитие
пространственных
представлений:
1.Задания на обогащение геометрических представлений учащихся,
ознакомление с набором геометрических фигур и тел, усвоение основной
геометрической терминологии.
Упражнение на развитие ощущений.
Оборудование: набор геометрических фигур и тел, коробочка.
Учитель
показывает
детям
геометрическую
фигуру,
выясняет
ее
название. Ученик на ощупь должен ее найти.
Ученик
берет
из
мешочка
любую
фигуру,
не
доставая,
на
ощупь
определяет ее название, а учащиеся проверяют правильно ли она названа.
Зрительный диктант
Оборудование: набор геометрических фигур у каждого ученика
Учитель расставляет фигуры в виде орнамента, учащиеся выполняют
это
же
на
местах.
Затем
называются
все
фигуры
и
объясняется
их
расположение.
Фигуры,
выставленные
в
определенном
порядке,
показываются
учащимся 20 секунд, они должны запомнить их расположение и по памяти
воспроизвести
орнамент
на
парте.
(Количество
фигур
увеличивается
постепенно)
Слуховой диктант
Оборудование: набор геометрических фигур у каждого ученика
Учитель называет фигуры, а учащиеся должны расположить их в той
последовательности, в которой их назвал учитель.
Учитель называет не только фигуры, но и указывает их расположения.
2. Задания на установление связи между геометрической фигурой и
ее названием
Оборудование: набор геометрических фигур, тетрадь
На доске вставлены в определенном порядке фигуры. Учитель убирает
одну фигуру и просит записать ее название в тетрадь. Следует обратить
внимание на правильность написания названия.
Соревнования. Учитель задает учащимся вопросы, выигрывает тот, кто
даст больше правильных ответов. Вопросы: как называется фигура, у которой
(три, четыре, пять, шесть) угла? Как называется прямоугольник, у которого
все стороны равны? и т. д.
3. Распознавание фигур в непривычном положение на плоскости
Оборудование:
набор
плакатов
с
изображениями
геометрических
фигур, изображения геометрических фигур на экране.
Рассмотри внимательно эти фигуры. Сколько квадратов на рисунке?
Покажи их. и т. д.
4. Задание на сравнение геометрических фигур
Оборудование: набор плакатов с изображением геометрических фигур,
набор геометрических фигур, изображения геометрических фигур на экране
Рассмотрите
данные
фигуры
(круг
и
треугольник).
Как
они
называются?
Сравните
эти
фигуры
между
собой.
При
выполнение
упражнения необходимо выявить: 1)Кто знает название этих фигур, уточнить
с
точки
зрения
научности.
2)Сравнить
фигуры,
привлекая
внимание
к
отдельным свойствам
(свойства треугольника: наличие отрезков, углов,
высота; свойства круга: отсутствие отрезков и углов, кривизна и диаметр)
Из трех фигур выбрать две, которые похожи друг на друга больше, чем
третья. При выполнении задания необходимо учитывать все варианты ответа,
обращать
внимание
на
речь
учащихся.
В
начале
работы
необходимо
показывать детям карточки с изображением геометрических фигур, позднее
просто называть их, а карточки выдавать тем, кто испытывает затруднения.
Провести графический диктант. Выделить в изображение несколько
фигур. Сравнить эти фигуры, привлекая внимание к их свойствам.
5. Задания на выделение геометрических фигур из чертежа или
конструкции
Оборудование:
набор
рисунков,
составленных
из
геометрических
фигур,
карточки
с
изображением
геометрических
фигур,
разделенных
на
части, изображения геометрических фигур на экране.
Рассмотрим
чертеж
(треугольник
разделен
отрезком
на
две
части).
Сколько в нем треугольников? Назови вид этих треугольников.
Рассмотри чертеж (треугольник разделен линией на четырехугольник и
треугольник). Сколько в нем треугольников? Покажи треугольники.
Рассмотри рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит. Назови
эти фигуры.
6. Задания на распознавание развертки данного тела
Оборудование:
набор
геометрических
тел;
набор
разверток
к
ним;
чертежи
с
изображениями
геометрических
тел
и
разверток,
изображения
геометрических тел и разверток к ним на экране.
Определить
какому
геометрическому
телу
соответствует
данная
развертка.
В процессе проведения занятий происходит положительная динамика в
развитии
пространственных
представлений
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Анализ
самостоятельных
и
контрольных
работ
показал, что учащиеся допускают меньше ошибок в:
-распознавание и название геометрических фигур
-узнавание объектов в непривычном положении
-изображение фигур
Можно сказать, что формирование пространственных представлений
ведет за собой повышение качества изучения геометрического материала, что
позволяет освободить время для развития различных приемов мыслительной
деятельности
и
совершенствования
вычислительных
навыков,
что
необходимо для данной категории учащихся.
Приложение.
Задания
на
выделение
геометрических
фигур
из
чертежа
или
конструкции. 1.Какая фигура сконструирована?
Из каких фигур состоит
многоугольник?
2.Назовите геометрические фигуры. Чем похожи эти фигуры? и т.д.
3.Составьте квадрат, прямоугольник и т.д. из треугольников.
Задания
на
выделение
геометрических
фигур
из
чертежа
или
конструкции
Р а с с м о т р и м
ч е р т е ж
(треугольник разделен отрезком на две части). Сколько в нем треугольников?
Назови вид этих треугольников.
Распознавание фигур в непривычном положение на плоскости
Сколько
фигур
изображено?
Какая
фигура
лишняя?
Сколько
прямоугольных треугольников? И т.д.
Задания на распознавание развертки данного тела
1.Собери из ТИКО-деталей куб и ответь на вопросы: Сколько вершин у
куба?
Сколько ребер у многогранника? Сколько граней у многогранника?
Из каких граней составлен многогранник? Сколько их?
2. Развертку какого геометрического тела составили? Почему?
3. Демонстрация пирамиды.
Сконструируй развертку четырехугольной пирамиды .
Сконструируй четырехугольную пирамиду из развертки.
Литература:
1.
Карпова Н.М., Логинова И.В., Николаева Т. Н. и др. «ТИКО –
конструирование» - В. Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного
маркетинга и кадровых ресурсов», 2011
2.
Якиманская
И. С. Развитие
пространственного
мышления
школьников. — М.: Просвещение, 1980.
3.
М.Н.Перова, В.В.Эк «Методика обучения элементам геометрии в
специальной (коррекционной) образовательной школе 8 – го вида» - М.:
Класикс Стиль, 2005 г.
4.
О.А.Бибина «Изучение геометрического материала в специальной
(коррекционной) образовательной школе 8 – го вида» -М.: гуманитарный
издательский центр Владос, 2005 г.