Автор: Коротеева Александра Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 4 п. Ключи"
Населённый пункт: Усть-Камчатский район, Камчатский край
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению 4 класс В. М.Гаршин "Сказка о жабе и розе".
Тема: В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
Раздел: начальное образование
Конспект урока по литературному чтению 4 класс
Тема урока: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Тип урока: урок продуктивного чтения
Цель: выявить идею сказки через раскрытие образов главных героев.
Задачи: учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на
вопросы, помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и
сострадания;
развивать культуру речи, воображение, наблюдательность, творческие
способности, навыки работы в группе, умение планировать и оценивать свою
деятельность;
воспитывать у учащихся желание сделать прекрасное частицей своей жизни ,
умение сопереживать, взаимоуважение.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиозапись
произведения Моцарта «Душа», презентация с физминуткой, рабочие листы, раздаточный
материал (лепестки розы), материал для моделирования, карточки с заданиями, шкатулка с
предметами: наждачная бумага, игрушка-лизун, шёлк, духи; толковый словарь, компьютер
для тестирования.
Формируемые УУД:
познавательные УУД– формирование умения находить ответы на вопросы в тексте,
представлять информацию в виде таблицы, выявлять сущность, особенности
объектов, обобщать и классифицировать по признакам, на основе анализа объектов
делать выводы;
коммуникативныеУУД- формирование умения слушать и понимать других, умение
работать в паре и группе, строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
регулятивные УУД- целеполагание; умение высказывать своё предположение на
основе работы с материалом учебника, умение прогнозировать предстоящую
работу (составлять план); оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную
рефлексию;
личностные УУД- формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности; умение высказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой
ситуацией.
1.Организационный момент
-Наш урок мы начнём с мимической зарядки и выполним гимнастику для лица.
Пожалуйста, нахмурьтесь.
Прислушайтесь к своему психологическому состоянию.
А теперь широко улыбнитесь. Что вы почувствовали?
От наших улыбок в классе стало тепло и уютно. Можно начинать урок. Также нам понадобится
сосредоточенность и внимание.
2.Актуализация знаний.
-Из какого произведения этот отрывок:
«Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её
сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела». (В.М. Гаршин
«Сказка о жабе и розе».
- Мы продолжим работать над «Сказкой о жабе и розе».
-Давайте вспомним, что такое сказка?
- Кто её главные герои?
О чем эта сказка? Выберите один из вариантов ответа:
-об открытии жабой прекрасного цветка;
-об открытии закона выживания среди живых существ;
- о вечной борьбе добра и зла.
Пусть выбранный вами ответ станет вашим маленьким секретом, который вы раскроете лишь в
конце урока.
3.Сообщение целей урока.
-На прошлом уроке мы познакомились с произведением В.М. Гаршина.
-Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?
- В сказках Гаршина встречаются загадки, и сегодня нам предстоит разгадать идею создания
данного произведения через раскрытие образов главных героев.
-Чтобы определить задачи на сегодняшний урок, я предлагаю вам прочитать следующее
стихотворение:
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья,
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Как вы понимаете выражения: «раскрыть мир розы и жабы», «разоблачить добро и зло»?
Итак, наша задача - раскрыть понятия «добро» и «зло» через характеристику героев.
4.Работа по теме урока
Словарная работа
-Как вы понимаете слова «Добро» и «Зло»?
-Как эти понятия определяет толковый словарь?
- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
- Как вы думаете, кто из героев является символом -добра и кто является символом зла? Почему?
(Ответы детей)
5.Релаксационная пауза
-Закройте глаза, попробуйте представить этот чудесный сад, описанный в сказке.
Медитация под музыку Вольфганга Амадея Моцарта «Душа» и чтение учителем отрывка
«Описание сада» из сказки
-Что вы себе представили?
6.Поисковая работа в мини-группах.
- Попробуем доказать наши предположения о том, кто в сказке является символом добра, а кто
-символом зла, опираясь на содержание сказки.
(Класс делится на 8 микрогрупп, каждая группа получает лист бумаги и маркер).
- Три группы (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это
символ добра, а другие три группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд .
План:
1. Окружающая обстановка. Внешний вид.
2. Действия.
3. Мечты, эмоции, чувства.
-Седьмая и восьмая группа - группа художников. Они будут выражать свои представления на
бумаге (седьмая группа -о розе, восьмая-о жабе).
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе,
подтверждая их словами и выражениями из текста.
7.Защита работ в мини-группах через заполнение концептуальной таблицы
Подведём итоги групповой работы. На доске концептуальная таблица. Поговорим о розе. 1
группа - Окружающая обстановка. Внешний вид.
Вывод: роза прекрасна, а красота вызывает добрые чувства.
2 группа - Действия.
Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
3 группа - Мечты, эмоции, чувства.
Вывод: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он
показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу.
4 группа - художники. Защита своего художественного образа через сказку.
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).
- Значит роза - это символ добра? (да).
Поговорим о жабе. На доске концептуальная таблица.
1 группа - Окружающая обстановка. Внешний вид.
Вывод: жаба уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства.
2 группа - Действия.
Вывод: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и
прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту.
3 группа - Мечты, эмоции, чувства.
Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.
4 группа –художники. Защита своего художественного образа через сказку.
-Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ зла? (да).
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.
Игра «Волшебная шкатулка»
В шкатулке помещены: лоскут шёлка, наждачная бумага, духи и игрушка-лизун.
(несколько учащихся с завязанными глазами вытягивают из шкатулки предмет и ассоциируют
данный предмет с персонажем сказки)
8.Физминутка
- Ребята, я думаю, вы немного устали и предлагаю вам встать и немного потанцевать, давайте
представим, что мы с вами прекрасные розы.
9.Анализ произведения.
Работа в парах.
Инсценирование отрывков.Одни учащиеся получают карточки с заданиями для работы в парах,
другие подготавливают инсценирование понравившихся отрывков.
10.Защита работ в парах.
-Давайте выслушаем ответы на поставленные вопросы. (устные высказывания)
Инсценирование понравившихся отрывков.
11.Итог урока
-Над каким произведением мы работали сегодня на уроке?
– Как выдумаете, добро или зло победило в этой сказке?
– Почему автор назвал своё произведения сказкой?
– Чему научила вас сказка?
Одна группа учащихся получает задание : ответить на вопрос «Чему научила вас сказка?
Игра «Карусель» (несколько человек –экспертов образуют внутренний круг и оценивают ответы
детей из внешнего круга, которые отвечают на поставленный вопрос). Эксперты выбирают
наиболее понравившийся ответ и дают оценку.
Другая группа учащихся выполняют автоматизированное тестирование по теме на компьютере.
Третья группа составляет пословицы и выбирает те, которые больше всего выражают главную
мысль сказки.
-Что же символизирует жаба? Роза?
Вернёмся к началу урока. Вспомните свой маленький секрет-ответ на вопрос «О чём эта сказка?»
-Какова главная мысль сказки?
-Какова была цель и задачи урока?
-Достигли ли мы этой цели?
-Как вы думаете, почему мы изучаем это произведение?
12.Рефлексия
В.М. Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты
души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле». Тот, кто умеет сочувствовать, жить
радостями и печалями другого человека, забывает и о своих горестях, он познает благодать, то есть
счастье, которое дается свыше.
-А теперь я предлагаю вам создать панно цветка из лепестков розы. Оцените свое эмоциональное
состояние в течение урока и раскрасьте свой лепесток в соответствующий цвет:
Розовый- если урок вам очень понравился, взволновал, оставил след в душе;
Белый- если урок не принес вам ничего нового;
Зеленый- если урок вам показался скучным, безразличным, и время прошло даром.
Я желаю, чтобы вы сохранили в этом мире чистоту и красоту своей души, как эта прекрасная роза.
13.Домашнее задание
Подготовьте, пожалуйста, пересказ от лица розы (1 ряд), жабы (2 ряд) и мальчика (3 ряд).