Напоминание

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".


Автор: Коротеева Александра Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 4 п. Ключи"
Населённый пункт: Усть-Камчатский район, Камчатский край
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению 4 класс В. М.Гаршин "Сказка о жабе и розе".
Тема: В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Тема урока: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Тип урока: урок продуктивного чтения

Цель: выявить идею сказки через раскрытие образов главных героев.

Задачи: учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на

вопросы, помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и

сострадания;

развивать культуру речи, воображение, наблюдательность, творческие

способности, навыки работы в группе, умение планировать и оценивать свою

деятельность;

воспитывать у учащихся желание сделать прекрасное частицей своей жизни ,

умение сопереживать, взаимоуважение.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиозапись

произведения Моцарта «Душа», презентация с физминуткой, рабочие листы, раздаточный

материал (лепестки розы), материал для моделирования, карточки с заданиями, шкатулка с

предметами: наждачная бумага, игрушка-лизун, шёлк, духи; толковый словарь, компьютер

для тестирования.

Формируемые УУД:

познавательные УУД– формирование умения находить ответы на вопросы в тексте,

представлять информацию в виде таблицы, выявлять сущность, особенности

объектов, обобщать и классифицировать по признакам, на основе анализа объектов

делать выводы;

коммуникативныеУУД- формирование умения слушать и понимать других, умение

работать в паре и группе, строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

регулятивные УУД- целеполагание; умение высказывать своё предположение на

основе работы с материалом учебника, умение прогнозировать предстоящую

работу (составлять план); оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную

рефлексию;

личностные УУД- формирование мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности; умение высказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой

ситуацией.

1.Организационный момент

-Наш урок мы начнём с мимической зарядки и выполним гимнастику для лица.

Пожалуйста, нахмурьтесь.

Прислушайтесь к своему психологическому состоянию.

А теперь широко улыбнитесь. Что вы почувствовали?

От наших улыбок в классе стало тепло и уютно. Можно начинать урок. Также нам понадобится

сосредоточенность и внимание.

2.Актуализация знаний.

-Из какого произведения этот отрывок:

«Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её

сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела». (В.М. Гаршин

«Сказка о жабе и розе».

- Мы продолжим работать над «Сказкой о жабе и розе».

-Давайте вспомним, что такое сказка?

- Кто её главные герои?

О чем эта сказка? Выберите один из вариантов ответа:

-об открытии жабой прекрасного цветка;

-об открытии закона выживания среди живых существ;

- о вечной борьбе добра и зла.

Пусть выбранный вами ответ станет вашим маленьким секретом, который вы раскроете лишь в

конце урока.

3.Сообщение целей урока.

-На прошлом уроке мы познакомились с произведением В.М. Гаршина.

-Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

- В сказках Гаршина встречаются загадки, и сегодня нам предстоит разгадать идею создания

данного произведения через раскрытие образов главных героев.

-Чтобы определить задачи на сегодняшний урок, я предлагаю вам прочитать следующее

стихотворение:

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья,

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.

- Как вы понимаете выражения: «раскрыть мир розы и жабы», «разоблачить добро и зло»?

Итак, наша задача - раскрыть понятия «добро» и «зло» через характеристику героев.

4.Работа по теме урока

Словарная работа

-Как вы понимаете слова «Добро» и «Зло»?

-Как эти понятия определяет толковый словарь?

- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.

- Как вы думаете, кто из героев является символом -добра и кто является символом зла? Почему?

(Ответы детей)

5.Релаксационная пауза

-Закройте глаза, попробуйте представить этот чудесный сад, описанный в сказке.

Медитация под музыку Вольфганга Амадея Моцарта «Душа» и чтение учителем отрывка

«Описание сада» из сказки

-Что вы себе представили?

6.Поисковая работа в мини-группах.

- Попробуем доказать наши предположения о том, кто в сказке является символом добра, а кто

-символом зла, опираясь на содержание сказки.

(Класс делится на 8 микрогрупп, каждая группа получает лист бумаги и маркер).

- Три группы (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это

символ добра, а другие три группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд .

План:

1. Окружающая обстановка. Внешний вид.

2. Действия.

3. Мечты, эмоции, чувства.

-Седьмая и восьмая группа - группа художников. Они будут выражать свои представления на

бумаге (седьмая группа -о розе, восьмая-о жабе).

- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе,

подтверждая их словами и выражениями из текста.

7.Защита работ в мини-группах через заполнение концептуальной таблицы

Подведём итоги групповой работы. На доске концептуальная таблица. Поговорим о розе. 1

группа - Окружающая обстановка. Внешний вид.

Вывод: роза прекрасна, а красота вызывает добрые чувства.

2 группа - Действия.

Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.

3 группа - Мечты, эмоции, чувства.

Вывод: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он

показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу.

4 группа - художники. Защита своего художественного образа через сказку.

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).

- Значит роза - это символ добра? (да).

Поговорим о жабе. На доске концептуальная таблица.

1 группа - Окружающая обстановка. Внешний вид.

Вывод: жаба уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства.

2 группа - Действия.

Вывод: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и

прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту.

3 группа - Мечты, эмоции, чувства.

Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.

4 группа –художники. Защита своего художественного образа через сказку.

-Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).

- Значит, жаба - это символ зла? (да).

Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.

Игра «Волшебная шкатулка»

В шкатулке помещены: лоскут шёлка, наждачная бумага, духи и игрушка-лизун.

(несколько учащихся с завязанными глазами вытягивают из шкатулки предмет и ассоциируют

данный предмет с персонажем сказки)

8.Физминутка

- Ребята, я думаю, вы немного устали и предлагаю вам встать и немного потанцевать, давайте

представим, что мы с вами прекрасные розы.

9.Анализ произведения.

Работа в парах.

Инсценирование отрывков.Одни учащиеся получают карточки с заданиями для работы в парах,

другие подготавливают инсценирование понравившихся отрывков.

10.Защита работ в парах.

-Давайте выслушаем ответы на поставленные вопросы. (устные высказывания)

Инсценирование понравившихся отрывков.

11.Итог урока

-Над каким произведением мы работали сегодня на уроке?

– Как выдумаете, добро или зло победило в этой сказке?

– Почему автор назвал своё произведения сказкой?

– Чему научила вас сказка?

Одна группа учащихся получает задание : ответить на вопрос «Чему научила вас сказка?

Игра «Карусель» (несколько человек –экспертов образуют внутренний круг и оценивают ответы

детей из внешнего круга, которые отвечают на поставленный вопрос). Эксперты выбирают

наиболее понравившийся ответ и дают оценку.

Другая группа учащихся выполняют автоматизированное тестирование по теме на компьютере.

Третья группа составляет пословицы и выбирает те, которые больше всего выражают главную

мысль сказки.

-Что же символизирует жаба? Роза?

Вернёмся к началу урока. Вспомните свой маленький секрет-ответ на вопрос «О чём эта сказка?»

-Какова главная мысль сказки?

-Какова была цель и задачи урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Как вы думаете, почему мы изучаем это произведение?

12.Рефлексия

В.М. Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты

души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле». Тот, кто умеет сочувствовать, жить

радостями и печалями другого человека, забывает и о своих горестях, он познает благодать, то есть

счастье, которое дается свыше.

-А теперь я предлагаю вам создать панно цветка из лепестков розы. Оцените свое эмоциональное

состояние в течение урока и раскрасьте свой лепесток в соответствующий цвет:

Розовый- если урок вам очень понравился, взволновал, оставил след в душе;

Белый- если урок не принес вам ничего нового;

Зеленый- если урок вам показался скучным, безразличным, и время прошло даром.

Я желаю, чтобы вы сохранили в этом мире чистоту и красоту своей души, как эта прекрасная роза.

13.Домашнее задание

Подготовьте, пожалуйста, пересказ от лица розы (1 ряд), жабы (2 ряд) и мальчика (3 ряд).



В раздел образования