Напоминание

Проектирование технологий для оценки качества образовательных результатов в системе дополнительного образования


Авторы: Щербо Ольга Николаевна, Веселова Антонина Валерьевна
Должность: методисты
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Проектирование технологий для оценки качества образовательных результатов в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проектирование технологий для оценки качества

образовательных результатов в системе дополнительного образования

Щербо Ольга Николаевна

зав. методическим отделом, методист

ГБУ ДО ДДЮТ, Кировский район.

Веселова Антонина Валерьевна

методист

ГБО ДО ДДЮТ, Кировский район.

В

связи

с

поиском

эффективных

механизмов

устойчивого

развития

системы

образования вопрос качества образования в настоящее время приобрел особую актуальность.

В современном понимании качество образования – это успешное функционирование самого

образовательного учреждения, продуктивность деятельности каждого педагога и управленца,

соответствие знаний учащихся государственным стандартам.

Решение

вопросов

оценки

качества

дополнительного

образования

в

нашем

учреждении осуществляется в соответствии с четко выстроенной системой и подходами к

разработке

технологии

оценки

качества

образовательного

процесса,

оценки

качества

освоения учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Нормативно-локальным документом оценки качества в учреждении является «Программа

мониторинга качества дополнительного образования», которая позволяет оценивать качество

образовательной

деятельности

по

критериям:

а)

состояние

нормативно-правового

обеспечения

образовательного

процесса

в

учреждении;

б)

разработка

и

создание

оптимального комплекса учебно-методической документации; в) создание комфортной среды

для

участников

образовательного

процесса.

Эти

критерии

способствуют

планированию

работы

эффективности

учреждения,

педагогических

кадров,

а

так

же

для

учета

положительных результатов детских творческих объединений.

В дополнительном образовании создание программы особенно важно, так как сам

педагог является инициатором и разработчиком, определяя содержание, формы, методы,

способы

достижения

результатов,

способы

оценки

результативности

освоения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы.

В

этом

есть

доля

педагогического риска, так как педагоги, работающие в одном виде деятельности, могут по-

разному определять сущность конечного результата (как он будет проявляться, как его можно

измерить). Кроме того, предполагаемый результат, обозначенный в программе, будет зависеть

от

личностных

качеств

педагога

и

его

уровня

профессиональной

подготовки.

Педагог

дополнительного образования работает с детьми в их свободное время. В такой ситуации он

должен

учитывать, что результат обучения может иметь незаконченную форму в рамках

освоения

программы

вследствие

изменения

личного

интереса

к

выбранному

виду

деятельности, ценностно-ориентированных запросов семьи.

Так как актуальность оценки качества организации образовательного процесса велика,

а фиксация индивидуального учёта результатов учащихся размыта, то происходит усиленная

интеграция науки и практики в поисках действенного диагностического инструментария. В

качестве инструментария в учреждении используется модель учета достижений «Р.О.С.Т.»

(результат обучения, результат самореализации, результат творчества) (рисунок 1).

Рисунок 1

1

Рабочая тетрадь/ Деловой блокнот педагога дополнительного образования

Тетрадь психолога

Вестник «Зеркало»

Газета «Атмосфера»

Портфолио

Творческий дневник

внешний учет и оценка

общественная оценка

самооценка

общественная оценка

поле учащегося

Профильное иллюстрированное издание

поле педагога

интегральная двухуровневая, индивидуально-общественная модель учета достижений учащихся

Р.О.С.Т.

(результат обучения, результат самореализации, результативность творчества)

Модель учёта достижений «Р.О.С.Т.»

Цель

модели

внедрение

в

образовательную

практику

инструментария

для

всестороннего

оценивания

личностных

и

коллективных

результатов

образовательной

деятельности, а также аудита эффективности деятельности педагога.

Модель учёта достижений представлена «полем» педагога и «полем» учащегося.

«Поле»

педагога

это

оценка

внешнего

учёта

достижений

учащегося.

В

нем

выделяются два направления: 1) оценка и учет достижений ребенка педагогом творческого

объединения и 2) общественная оценка роста ребенка. Первое направление включает в себя

следующие

инструменты

фиксации

и

оценки

результата:

1)

деловой

блокнот

педагога

дополнительного

образования,

2)

личная

книга

для

учащихся.

Второе

направление

реализуется при помощи такого инструмента фиксации и оценки результата формы учета

достижений учащихся как вестник «Зеркало».

«Поле»

учащегося

это

оценка

внутреннего

учёта

достижений

учащегося.

Оно

включает в себя – самооценку и общественную оценку. Самооценка достижений учащегося и

фиксация образовательного результата ведётся с помощью: 1) творческого дневника, 2)

портфолио.

Общественная

оценка

достижений

фиксируется

через

внутренние

издания

Дворца

детского

(юношеского)

творчества

газеты

«Атмосфера»

и

выпуск

профильных

иллюстрированных изданий творческих коллективов.

Модель

учёта

достижений

«Р.О.С.Т.»

позволяет

строить

разнообразные

учетные

конструкты достижений учащегося. Каждый педагог может выбрать из предложенных форм

учета ту методику, которая ему подходит для оценки деятельности коллектива и учащегося,

составить учетный конструкт. Состав элементов конструкта может меняться в зависимости

от целей, реализуемых в определенный промежуток времени как педагогом, так и учащимся.

2

Например,

учётный

конструктор

педагога

дополнительного

образования

студии

моделирования и конструирования одежды «Креатив» состоит из трёх методических форм

фиксации результата (рисунок 2).

Рисунок 2

Учётный конструктор

Инструментарии фиксации и оценки результатов представляет собой методические

продукты:

Деловой блокнот, рабочая тетрадь

– это методический комплект разработанных

универсальных

форм

бально-рейтинговой

оценки

достижений

учащихся.

Положение

о

проведении творческого рейтинга в детских объединениях, информационные карты, как

основная форма фиксации качественных и количественных изменений. Особое внимание

уделяется

использованию карты

«Коэффициент

социально-творческого

рейтинга

учащихся». Социально-творческий

рейтинг

учащихся

представляет

собой

соотношение

проявленных творческих инициатив и предложенных педагогом заданий в рамках освоения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы.

Задания

педагога

могут носить различный характер (творческий, социально-значимый, учебный). Социально-

творческий рейтинг обозначается коэффициентом Кт.

Количество проявленных творческих инициатив учащимся

Кт =

Количество предложенных педагогом заданий

Карту

«Коэффициент

социально-творческого

рейтинга

учащихся»

одновременно

может вести как педагог, так и сам учащийся – это позволяет при сравнительном анализе

результатов расчёта коэффициента педагогом и учащемся подойти к объективной оценке

достижений.

Тетрадь

психолога

включает

в

себя

материалы

для

фиксации

личностных

результатов освоения образовательных программ, анкеты для учащихся и родителей по

удовлетворенности образовательным процессом в учреждении, творческом объединении.

Методики диагностирования создаются психологом, работа по их использованию ведется

индивидуально и в малых группах. Проводимые исследования имеют конкретную цель.

Результаты обрабатываются психологом и обобщаются в аналитических справках.

3

Вестник «Зеркало» – форма учета и предъявления достижений, успехов, открытий

учащихся

для

широкой

общественности.

Основное

предназначение

данного

печатного

издания связано с рекламированием деятельности детских объединений, отдельно взятых

учащихся и их успешности.

Профильные

иллюстрированные

издания

это

учет

достижений

результатов

учащегося за конкретный период обучения. Как форма учета достижений является печатным

изданием с публикацией лучших творческих работ за период освоения образовательных

программ,

социально-творческой

деятельности

учащегося.

На

протяжении

обучения

учащегося в детском творческом объединении педагог ведет отбор лучших работ и затем

готовит

материалы

к

иллюстрированному

изданию,

которое

вручается

учащемуся

по

окончании обучения в коллективе и является подарком на память. Например, в студии

моделирования

и

конструирования

одежды

«Креатив»

ежегодно

выпускается

журнал

-

портфолио

«Мир

креатива»,

где

собраны

авторские

коллекции

одежды,

созданные

учащимися студии.

Творческий дневник учащегося выступает как форма самооценки собственных

достижений

учащихся.

Ведется

самостоятельно

учащимся

по

предложенным

темам

и

вопросам, связанным с его творчеством, знаниями, участием в конкурсном движении (в

рамках образовательной программы). Например, в хореографическом коллективе «Счастье»

творческий дневник включает следующие разделы: образовательную область (я узнал (а)

новые названия танцевальных элементов; я узнал (а) историю танца; я узнал (а) как и какие

костюмы готовят для танца), социальная область (я в первые танцевал (а) на сцене; я

участвовал (а) в конкурсе; мои победы и награды), коллективно-личностная область (в моём

коллективе мне нравитьс, в моё коллективе есть партнёр по танцам, с моим коллективом мы

совершаем поездки и путешествия, я ценю в моём преподавателе).

Творческое портфолио учащегося – это традиционная форма фиксации успешности,

которую формирует сам учащийся по заданному педагогом алгоритму.

Это могут быть

результаты диагностических исследований, тестов, опросов, творческие работы, дизайн-

проекты,

фотографии,

отзывы

педагогов,

грамоты

и

дипломы.

Особенность

портфолио

заключается в том, что учащийся ведет его в течение всего периода обучения и может путем

самоанализа увидеть свой собственный рост. Например, в студии «Юный мультипликатор»

системно ведётся электронное портфолио учащихся, куда входят: информационная карта

освоения

общеобразовательной

общеразвивающей

программы,

электронный

каталог

созданных

учащимися

мультипликационных

работ,

база

участия

каждого

ребёнка

объединения в конкурсах различного уровня.

Газета

«Атмосфера»

это открытая и доступная форма общественной оценки

успешности учащихся и коллективов. Обеспечивает общественное признание, влияет на рост

самооценки учащихся и позволяет развивать стремление к дальнейшему успеху.

Ежегодно проводится мониторинг предложенных методик, который показывает, что

только

23

%

педагогов

учреждения

готовы

составить

свой

учётный

конструктор

для

учащихся, а 68 % - показывает, что их удовлетворяет доступная и простая методика ведения

информационной карты освоения общеобразовательной программы. Развивая стремление у

учащихся

к

самооценке

и

учёту

собственного

роста,

35%

педагогов

используют

привлекательные формы фиксации результата такие как: «Творческий дневник учащегося»,

«Творческое портфолио учащегося». Вестник «Зеркало», Газета «Атмосфера» у педагогов

являются наиболее популярными формами предъявления результатов достижения учащихся,

так как информация доступна для понимания родителей учащихся.

Сложности, которые могут возникнуть при внедрении и использовании

Модели

учёта достижений «Р.О.С.Т.» представлены в таблице:

Сложности внедрения

Пути преодоления

Организационно-мотивационные

4

Недостаточный опыт работы педагогов с

предлагаемыми формами учета

внеучебных достижений

Организация обучающих семинаров,

методических объединений, консультаций

методиста, назначение наставника менее

опытным в данной области педагогам

Недовольство со стороны педагогов,

«нехватка времени».

Консультативно-методическая работа,

объясняющая положительные эффекты

реализации модели, направленная на осознание

ее технологичности, возможности

самостоятельно формировать мини-конструкт

для необходимого и достаточного данному

педагогу учета.

Определение форм материального

стимулирования и морального поощрения

педагогов, использующих в работе учет

внеучебных достижений

Восприятие педагогами необходимости

использования системы оценивания

достижений только как дополнительной

нагрузки.

Со стороны учащихся – отсутствие

привычки и желания участвовать в

подобной работе, недостаточно развитые

навыки рефлексии, самопрезентации.

Демонстрация положительных эффектов

самодиагностики и самопрезентации.

Постепенный переход от совместной

деятельности к самостоятельному оцениванию

учащимися своих достижений.

Кадровые

Отсутствие специалистов (заместителя

директора, методиста, наставника),

необходимых для оказания методической

помощи педагогам или недостаточная их

компетентность в данной области

Возможность получения методической помощи

у разработчиков (методический отдел ДДЮТ),

получение дистанционных консультаций.

Недостаточная компетентность педагогов в

области ИКТ

Курсы повышения квалификации,

внутрифирменное обучение,

с о зд а н и е

и н с т р у к ц и й ,

м е т о д и ч е с к и х

рекомендаций

Материально-технические

Недостаточная оснащенность

образовательной организации

необходимыми ТС и расходными

материалами

Электронный вид документов,

возможность заполнять и хранить формы учета

в локальной сети организации

Использование для публикации издательских

проектов бесплатные интернет-сервисы,

социальные сети, сайт образовательной

организации и т.д.

Привлечение внебюджетных средств, грантовая

и спонсорская поддержка.

Опыт

работы

учреждения

по

использованию

методических

комплектов

модели

фиксации

результативности

учащихся

неоднократно

представлялся

для

широкой

педагогической общественности в районе и городе. В 2016-2017 учебном году на городском

семинаре-презентации «Управление качеством дополнительного образования: современные

модели и опыт внедрения», городском методическом объединении специалистов методистов

по

работе

с

отделениями

дополнительного

образования

детей

государственных

общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга», районных педагогических чтениях

«Учимся

вместе:

новый

формат

современной

школы».

На

сегодняшний

день

в

5

дополнительном образовании стало возможно рассматривать вопрос об индивидуальном

образовательном маршруте, так как учащиеся и родители стремятся выбрать оптимальную

форму и темп обучения по предлагаемой программе.

В документах, посвященных модернизации российского образования, говорится о

необходимости смены ориентиров реализации абстрактных образовательных, развивающих и

воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных

на новых социальных потребностях и ценностях. Для достижения этой цели мы включаем в

инновационный процесс разработки критериев и показателей качества образовательного

процесса

каждого

педагога

учреждения.

Это

позволяет

снизить

риск

субъективного

понимания

образовательного

результата

и

ориентироваться

в

многообразии

технологий

оценки качества знаний учащихся.

6



В раздел образования