Напоминание

Информационные технологии в издательском деле


Автор: Леонтьева Лариса Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБПОУ "МИПК им. Ивана Федорова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методические рекомендации по проведению практических работ по дисциплине
Тема: Информационные технологии в издательском деле
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский издательско-полиграфический колледж

имени Ивана Федорова»

(ГБПОУ МИПК им. И. Федорова)

Методические рекомендации

по проведению практических работ обучающихся

Информационные технологии в издательском деле

(УД)

для специальности 42.02.02 Издательское дело

2017

Разработаны на основе ФГОС СПО по специальности

42.02.02 Издательское дело

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР ____________ /Машунина Н.М./

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

издательских дисциплин

Протокол № 4 от 23» ноября 2017 г.

Зав. кафедрой _____________/Кулемасова Е.В./

Разработчик:

Леонтьева Лариса Петровна, преподаватель ГБПОУ МИПК им. И. Федорова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

Учебная дисциплина «Информационные технологии в издательском деле» является одной

из основных, которая обеспечит студентам на базовом уровне обучения получение квалифи -

кации специалиста издательского дела.

Изучение тем «Программное обеспечение для верстки» и «Макетирование» строится на

базе знаний «Информационных технологий в профессиональной деятельности», «Техниче-

ского редактирования», «Корректуры».

Параллельно с изучением темы должны выполняться практические работы, которые охва-

тывают теоретические занятия, связанные с созданием и оформлением тех или иных элемен -

тов изданий в компьютерных программах.

Знания, полученные при изучении данной темы, должны быть использованы при освое-

нии компьютерной техники, на которой придется выполнять оформление различных элемен-

тов текста, а также верстку отдельных полос разных изданий. Все это и дает возможность

овладеть вышеуказанной специальностью.

Для выполнения отдельных практических работ (творческое задание) необходимо иметь

бумагу формата А4, цветные карандаши, ручку с чернилами черного или синего цветов.

Для практических работ должна быть заведена отдельная тетрадь, где студент записывает

соответствующие пояснения к предложенным практическим заданиям.

К экзамену и зачету допускаются те студенты, которые выполнили все практические ра -

боты и получили за них положительную оценку.

3

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Минаева О.Е. Курс лекций по программе QuarkXPress 8.0 в 2-х частях / О. Е. Мина-

ева. — М.: МИПК, 2016.

2.

Минаева О.Е. Верстка для издателей и полиграфистов / О.Е. Минаева. — М.:

МИПК, 2015.

3.

Практикум по QuarkXPress / сост. О.Е. Минаева. — М.: МИПК, 2012.

4.

Минаева О.Е. Основы программы InDesign + интерактивные возможности курс лек-

ций/ О.Е. Минаева. — М.: МИПК, 2015.

5.

Минаева О.Е. Основы программы FrameMaker/ О. Е. Минаева. — М.: МИПК, 2006.

6.

Минаева О.Г. Шпаргалка по Indesign CS 5.5. — М.: МИПК, 2013.

7.

Калинина Г.П. Выходные сведения изданий. Правила и примеры по ГОСТ 7.0.4–

2006: учебное пособие / Г. П. Калинина. — М.: МИПК, 2007.

8.

Пикок Дж. Издательское дело / пер. с англ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЭКОМ,

2002.

9.

Стандарты по издательскому делу: сб. док. / сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. – 3-

е

изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 624 с.

10.

Фрост К. Дизайн газет и журналов / К. Фрост. М.: Универкнига, 2008.

11.

Энциклопедия книжного дела / сост. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Н. П. Мако-

веев. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.

4

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА QuarkXPress

ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТОВЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ БЛОКОВ

Практическая работа № 1

Практикум часть I

1.

Создание макета двух страниц с блок-схемой.

Методические указания

Процесс создания блок-схемы пошагово описан в первой части практического пособия.

Выполнив данное задание, студенты будут

знать:

— основные технологические приемы работы в программе QuarkXPress;

— назначение инструментов;

— процесс создания библиотеки;

— назначения шаблонной полосы и правила работы с ней.

уметь:

— создавать, оформлять, копировать, перемещать текстовые и графические блоки;

— выравнивать и группировать объекты;

— форматировать символы и абзацы;

— рисовать различные линии и фигуры.

Макет, который должен получиться в результате выполнения всех пунктов практикума

представлен в начале пособия.

Практическая работа № 2

Практикум часть II

1.

Создание макета верстки двух полос с текстом и иллюстрациями.

Методические указания

При выполнении данного практикума студенты должны освоить инструмент Связь и

разобраться в понятии «связанные текстовые блоки», научиться преобразовывать прямо-

угольный графический блок в многоугольный блок произвольной формы, создавать буквицу,

размещать и масштабировать иллюстрации, создавать колонцифры.

Особое внимание следует обратить на создание и применение стиля. Все эти команды

должны быть законспектированы и выучены. Текст и рисунки, необходимые для выполнения

5

данного практикума, находятся в папке LessonQuark и также приведены в приложении к дан-

ному практическому пособию.

ФОРМАТИРОВАНИЕ ШРИФТА И АБЗАЦА

Практическая работа № 3

Задать формат издания 70х108/32. Загрузить текст. Задать тексту основные параметры. Пер -

вый абзац перенести в конец текста. Оформить заголовки по соподчиненности. В любом аб -

заце сделать 5 шрифтовых и 3 нешрифтовых выделения. Вставить пустую страницу перед

первой. Сохранить текст. В конце текста, перед перенесенным 1-ым абзацем, набрать кем

сделана работа, оформить этот текст декоративным шрифтом и выключить вправо. Послед-

ний абзац оформить пониженным кеглем и задать ему левую втяжку.

Методические указания

При выполнении данной практической работы студентам необходимо уметь правильно

задать формат издания, применить шесть основных параметров текста, определить степень

соподчиненности заголовков, а в зависимости от этого – выбрать вариант размещения заго -

ловков. Выбрав способ размещения и зная шрифт для набора основного текста, можно вы-

брать шрифтовое оформление самих заголовков, выключку строк, отбивку от текста.

Нужно помнить, что заголовки первой степени соподчиненности можно оформлять дру -

гой гарнитурой.

Кроме этого, нужно знать, какие параметры относятся к шрифтовым и не шрифтовым вы -

делениям и с помощью каких команд можно их сделать в программе QuarkXPress.

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ. СПУСКИ

Практическая работа № 4

Задать формат издания 70х90/16. Поместить текст растения.

Задать тексту основные пара-

метры (в частности гарнитуру Geneva). Оформить спуск с иллюстрационной заставкой и за-

головки (в частности третий уровень оформить контурным шрифтом). Поместить графиче-

ское изображение в оборку с текстом (закрытая верстка) на вторую страницу. Изображение

взять в произвольную рамку и повернуть на 10°. Оформить буквицу в 2 строки. Расставить

полиграфические символы. Оформить сноску к любому слову. Верхний колонтитул оформить

6

на любом цветном фоне, колонцифру — внизу полосы с линейками. Оформить концовку. На-

брать свою фамилию в конце документа, пустив текст по траектории волнистой линии.

Методические указания

Практическая работа выполняется на базе знаний правил оформления спусковых и конце-

вых полос. Так же студент должен уметь создавать спусковые полосы в компьютерных про -

граммах и уметь размещать заставку и концовку с учетом правил верстки.

Кроме этого знать правила верстки сносок и уметь их создавать в программе QuarkXPress.

Следует помнить, что сноска оформляется в отдельном текстовом блоке, внизу полосы, пони-

женным кеглем, с абзацного отступа, выключка по формату и с точкой в конце. От основного

текста отделяется линейкой. Длина линейки 18-27 мм, толщина 1-2 пт.

Так же необходимо знать правила верстки колонтитулов и колонцифр и помнить, что дан -

ные элементы оформляются на шаблонной полосе A-Master A.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ И ПОДРИСУНОЧНЫМИ ПОДПИСЯМИ

Практическая работа № 5

Загрузить

файл metel.wri.

Оформить его на двусторонний формат 60х84/16. Оформить

спуск с тематической заставкой, заголовок, эпиграф, сноски и буквицу. Задать верхний ко-

лонтитул на фоне: для левой полосы название произведения, для правой — А.С. Пушкин. Ко -

лонцифру оформить внизу полосы. Вставить полосную иллюстрацию с подрисуночной под-

писью.

Методические указания

Для выполнения данной практической работы студенты должны уметь выбрать способ

размещения иллюстраций в различных изданиях с учетом вида печати и подрисуночных

подписей к ним. Следует также разбираться в способах изменения масштаба изображения.

Выбирая способ размещения иллюстраций, нужно помнить о правилах их заверстки и

правилах отбивки от текста. Следует учитывать, что размещение подрисуночных подписей

зависит от их содержания и способа заверстки иллюстрации на полосе. Размещение подри -

суночных подписей в одном издании должно быть единообразным.

Шрифтовое оформление и выключка строк подрисуночных подписей должны сочетать-

ся со шрифтовым и композиционным оформлением других элементов издания. Подрису-

ночные подписи, как правило, на кегль меньше, чем основной текст. Формат набора подри-

суночной подписи зависит от способа расположения подписи относительно иллюстрации.

КНИЖНАЯ ВЕРСТКА

7

Практическая работа № 6

Задать формат издания 75х90/16. Поместить файл Goti.txt. Разработать свой дизайн книги.

Продумать оформление спуска с заставкой, колонтитула, колонцифры, буквицу, гарнитуру

для основного текста, заголовки. Заголовки (три уровня) и подрисуночные подписи оформить

через стили. Оформить сноску к слову вампир. Вставить три иллюстрации с рамками (рамки

подобрать под ваш стиль) и подрисуночными подписями. Оформить нумерованный список.

Методические указания

Цель данной практической работы состоит в творческом подходе по разработке своего ди-

зайна книги, умению создавать и применять стили к различным элементам.

Кроме

всего

этого

нужно

знать,

как

оформляются

маркированные

и

нумерованные

списки. Списки оформляются тем же кеглем и гарнитурой шрифта, что и основной текст. Су -

ществует два способа выравнивания таких списков. Первый способ — с абзацного отступа,

если в списке три и более строк или если в списке одна, две строки, то список оформляется с

одного отступа, т. е маркеры (цифры) друг под другом, а текстовые строки с одного отступа.

Должны уметь оформлять заголовки по соподчиненности (по уровням) и создавать для

каждой ступени соподчиненности свой стиль в программе QuarkXPress.

Работа с цветом и градиентом

Практическая работа № 7

Данную практическую работу необходимо выполнить по карандашному макету, в котором

указано как оформить шаблонную полосу, спусковую и концевую полосы.

Методические указания

Нужно помнить, что все, что мы размещаем на шаблонной полосе будет находится на

всех страницах издания. По карандашному макету мы видим, что все полосы имеют цветную

градиентную заливку от белого до светло-зеленого. Полоса начинается цветной плашкой си -

реневого цвета шириной 5 мм. Колонтитул оформлен вверху полосы контурным, прописным

шрифтом на подложке лимонного цвета. На спусковой полосе необходимо разместить две ил-

люстрации в оборку на цветной подложке темно-зеленого цвета (оформление по образцу).

Кроме этого во всем документе необходимо оформить заголовки по соподчиненности, сноску

и расставить полиграфические символы.

8

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА InDesign

9

Слои. Форматирование символов и абзацев

Практическая работа № 11а

Формат издания 70х100/16. Поместить файл Sloboda.rtf. Номер страниц 34-35. Оформить

эпиграф, цитату, буквицу в одну строку, сноски. Оформить концевую и спусковую полосы с

иллюстрационной заставкой. Заголовки и буквицу оформить рубленным шрифтом, темно-

зеленым цветом. Вставить векторную иллюстрацию на концевую полосу, задать ей обтекание

по контуру. Создать колонтитул с колонцифрой вверху полосы, используя шрифт как у заго-

ловка.

Методические указания

Для выполнения данной практической работы студент должен вспомнить

правила

верстки эпиграфов, цитат, сносок, колонтитулов и колонцифр. Должен знать, что при оформ-

лении буквицы, у нее не ставиться абзацный отступ, а если буквица в одну строку, то ее зада -

ют повышенным кеглем.

Чтобы

сделать

обтекание

иллюстрации

по

контуру,

необходимо

воспользоваться

инструментом «Перо». С помощью него нужно сделать контур у иллюстрации и применить

команду TextWrap.

Практическая работа № 11 б

Формат издания 84х108/16. Задать 2 колонки. Поместить файл

Dochka.rtf. Номера страниц

26-27. Оформить спусковую и концевую полосы с орнаментальной заставкой из шариков ро -

зового и серого цветов и концовки в виде шарика. Оформить эпиграф, стихотворение, букви -

цу в 2 строки, сноски. Вставить иллюстрацию вразрез с текстом, взять рисунок в рамку

2 пт серого цвета и оформить подрисуночную подпись. Оформить колонтитул вверху полосы,

колонцифру внизу в край в шарике розового цвета. Задать размер средника 7 мм и пустить

тонкую вертикальную линейку серого цвета между колонками.

Методические указания

Для

выполнения

данной

практической

работы

студенты должны уметь работать с

многоколонной версткой, а именно задавать баланс колонкам и правильно размещать иллю -

страции с подрисуночными подписями. Нужно знать, что стихотворный текст оформляется

10

пониженным кеглем, с отбивками с двух сторон и располагается по центру полосы за счет

втяжки слева. Размер втяжки рассчитывается по самой длинной строке стиха.

Чтобы задать размер средника 7 мм и пустить тонкую вертикальную линейку серого

цвета между колонками, нужно перейти на шаблонную полосу A-Master в палитре Page. В

строке меню Layout выбрать команду Margins and Columns и в поле Gutter поставить 7 мм.

Далее берем инструмент «Линия» задаем толщину линии 2 пт, цвет серый и рисуем линию.

Практическая работа № 13

Создать документ 70х90/16. Загрузить текст из файла nefor.txt. Задать тексту гарнитуру

Baltika, номер первой страницы — 20. Весь текст необходимо разместить на развороте.

Оформить спусковую и концевую полосу. При оформлении концевой полосы использовать

иллюстрационную концовку. На спуске главный заголовок оформить шапкой, заголовок вто-

рой ступени — с выключкой влево с линейками. Оформить эпиграф. Оформить стихотвор-

ный текст на концевой полосе как цитату. Создать произвольную сноску в указанном месте.

Заверстать две иллюстрации в оборку, каждую взять в трехпунктовую рамку голубого цвета.

Оформить подрисуночные подписи, а в тексте сделать ссылки на иллюстрации. Оформить ко-

лонтитул вверху полосы, а колонцифры внизу в край, при оформлении использовать линейки.

Методические указания

Цель данной практической работы — повторить создание разворотов двух полос, а

именно спусковой и концевой полос. Чтобы начать нумерации со страницы 20, нужно при

создании нового документа в поле Start Page #: установить данное значение, либо открыть

палитру Pages

Numbering Section Options

Start Page Numbering at: установить нужный

номер страницы.

При оформлении концевой полосы использовать концовку, так же нужно учесть, что на-

личие концовки говорит об обязательном наличии заставки. Концовка должна быть выполне-

на в одном стиле с заставкой.

Кроме этого нужно знать, как оформляется заголовок «Шапка». К заголовку второй сту-

пени применить стиль, который должен включать в себя создание линеек.

ВЕРСТКА ПОДАРОЧНЫХ ИЗДАНИЙ

Практическая работа № 14

11

Сверстать подарочное научно-популярное издание на формат 84х108/16. Загрузить файл ge-

ologi.rtf. Разработать свой дизайн, выбрать цветовую гамму. Оформить ступенчатое оглавле-

ние, введение и выводы. Оформить нумерованные и маркированные списки. Создать три

сноски. Оформить врезки. Оформить колонтитул по внешнему полю с линейкой 100 мм,

текст колонтитула Биосфера

. (полное задание см в приложении к работе 14)

.

Практическая работа № 15

1.

Сверстать подарочное издание на зауженный формат 70х100/16 (создать боковики).

2.

Поместить текст из папки lessonInDesign Kyltyra1.doc.

3.

Продумать свой дизайн издания, выбрав цветовую гамму для своей публикации (по-

мимо черного)

1 — голубой, коричневый;

2 — оранжевый, зеленый;

3 — охра, синий.

и шрифтовое оформление: 1 — Avanti, Taurus, Optima;

2 — Painter, Vogue Cyr, Bruskovaya;

3 — Chicago, Wien Light, Bukvarnya.

4.

Оформить три уровня заголовков, причем третий — фонариками на фоне или с линей-

ками.

5.

Оформить спусковые и концевые полосы, заставка — орнаментальная (созданная воз-

можностями программы InDesign).

6.

Раздел Искусство Венеции перенести в конец текста, после раздела Реформаци-

онное движение.

7.

Буквицы оформить в две строки на фоне.

8.

Сноски разместить на нужных полосах.

9.

Вставить три иллюстрации с рамками на поле с документальными подрисуночными

подписями.

10. Колонтитул оформить вверху полосы с линейками или на фоне. Нумерацию страниц

включить в колонтитул.

Методические указания

При выполнении практической работы № 14 и практической работы № 15 нужно по-

мнить, что подарочные издания оформляют по третьему варианту оформления.

12

Специально для каждого издания разрабатывается дизайн. Следовательно, чем выше

уникальность книги, тем выше ее цена. Используются только материалы высокого качества.

В подарочных изданиях соблюдается жесткий контроль верстки:

1.

Большие поля (3 вариант оформления);

2.

Буквица;

3.

Большое количество иллюстраций;

4.

Многокрасочность ;

5.

Декоративные шрифты;

6.

Присутствуют заставки и концовки;

7.

Декоративные колонтитулы и колонцифры;

Кроме этого нужно будет знать как оформляется ступенчатое оглавление, маркиро -

ванные и нумерованные списки и врезки.

В практической работе № 15 нужно будет создавать боковики, боковик занимает ¼

часть от ширины полосы. На боковик выносятся иллюстрации и заголовки «фонарики». Фо-

нарики набираются тем же кеглем, что и основной текст или кегль на 2 пт меньше, но п/ж на -

чертания. Помещаются на уровне 1 строки абзаца, к которому они относятся. У данного абза-

ца убирается абзацный отступ и делается небольшая отбивка от предыдущего абзаца.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА FrameMaker

Практическая работа № 1

1.

Формат издания 60х90/16. Загрузить файл Барышня.

2.

Задать тексту основные параметры.

3.

Во всем тексте расставить полиграфические символы.

4.

Оформить концевую и спусковую полосы с орнаментальной заставкой, сделанной

средствами программы FrameMaker.

5.

В тексте оформить эпиграф.

6.

Оформить вверху полосы колонтитул, колонцифру включить в текст колонтитула. Но -

мер первой страницы —12. На концевой полосе оформить 5 шрифтовых и 3 не шриф-

товых

Практическая работа № 2

1.

Формат 70х108/32. Загрузить текст Камень.

2.

Сделать вычитку текста.

13

3.

Оформить спусковую полосу с заставкой.

4.

В тексте оформить заголовки. Расставить полиграфические символы.

5.

На полосе правильно оформить таблицу.

6.

Оформить колонтитул вверху полосы, колонцифру — внизу.

Практическая работа № 3

1.

Создать рядовую полосу издания формата 70х90/16, номер — 85.

2.

Сделать вычитку текста.

3.

Оформить заголовок вразрез с текстом синим цветом, подзаголовок «Вопросы» тоже

выделить синим цветом, а также полужирным курсивом, текст под этим заголовком

оформить курсивом.

4.

Вставить иллюстрацию в оборку с подрисуночной подписью.

5.

Оформить 2 шрифтовых выделения.

6.

Колонтитул оформить вверху полосы, колонцифру — внизу, выделить их синим цве-

том.

Практическая работа № 4

1.

Создать рядовую полосу формата 70х90/16, номер — 4. Загрузить текст Вещества из

папки framelesson.

2.

Сделать вычитку текста.

3.

Оформить боковик размером 36 мм, оформить заголовок «фонарик».

4.

Вставить иллюстрацию на боковик с подрисуночной подписью (с экспликацией).

5.

Абзац, начинающийся со слов «Процесс распада…», оформить оранжевым цветом с

втяжкой и линейкой того же цвета.

6.

Колонцифру оформить внизу в край.

Практическая работа № 5

1.

Создать спусковую полосу формата 60х90/16, номер — 158. Загрузить текст Окруж-

ность из папки framelesson.

2.

Сделать вычитку текста.

3.

Оформить спуск, на спуске расположить иллюстрационную заставку к внешнему

полю, справа от нее расположить заголовки первых двух уровней. Заголовок третьего

уровня оформить в подбор.

4.

Внизу поместить иллюстрацию с подрисуночной подписью.

5.

Колонцифру оформить внизу в край.

Практическая работа № 6

1.

Создать комбинированную спусковую полосу формата 70х90/16, номер страницы —

15. Загрузить текст Книга из папки framelesson.

2.

Сделать вычитку текста.

3.

Оформить заголовки трех ступеней соподчиненности, причем нижний — «фонариком»

(размер боковика 38 мм).

14

4.

Вставить открытую иллюстрацию вразрез, подрисуночную подпись к ней оформить на

боковике.

5.

Оформить маркированный список.

6.

Колонцифру оформить внизу в край.

Практическая работа № 7

1.

Создать 2 полных полосы учебника «Физика» формата 70х90/16.

2.

Загрузить текст Физика.

3.

Сделать вычитку текста.

4.

Оформить заголовки в подбор с текстом.

5.

Вставить иллюстрации с подрисуночной подписью по ссылкам в тексте.

6.

Оформить нумерованный список.

7.

Оформить формулы.

8.

Колонтитул оформить вверху полосы, колонцифру — внизу, номер первой страницы

— 21.

Практическая работа № 8

1.

Формат издания 75х90/16. Загрузить текст «Флексопечать» из папки framelesson.

2.

Сделать вычитку тексту.

3.

Оформить все заголовки по соподчиненности.

4.

В тексте оформить маркированные и нумерованные списки.

5.

Оформить таблицы.

6.

Оформить все иллюстрации с подрисуночными подписями.

7.

Расставить колонтитулы и колонцифры.

8.

Оформить список литературы.

Методические указания

Цель

данных

практических

работ

заключается

в

освоении

интерфейса

программы

FrameMaker и оформлении основных параметров текста. Существует шесть основных пара -

метров текста: гарнитура шрифта, кегль, интерлиньяж, абзацный отступ, выключка по форма-

ту и переносы.

Кроме этого обязательно нужно расставить полиграфические символа, а именно поли-

графическое тире, которое задается с помощью кодов Alt+0150 в тексте и Alt+0150 между

цифрами, издательские кавычки «елочки» Alt+0171 — открывающая кавычка и Alt+0187 —

закрывающая кавычка. Вспомнить оформления эпиграфов, спусковых и концевых полос, ко-

лонтитулов и колонцифр.

Чтобы создать колонтитулы, нужно:

1.

Перейти на страницу шаблона (View .> Master Pages);

2.

Установить текстовые блоки для колонтитулов на необходимое расстояние от тек-

стового блока страницы. Для этого нужно выделить блок на одной странице, вы-

брать команду Format > Customize Layout > Customize Text Frame (формат > макет

15

страницы > настройка текстового блока). В открывшемся диалоговом окне в разделе

Offset From указать расстояние от верхнего края страницы (поле Top);

3.

Установить аналогичные значения для текстового блока колонтитула соседней стра-

ницы;

4.

Ввести в блоки текст колонтитулов и оформить его соответствующим образом.

Чтобы создать колонцифры, нужно:

1.

Перейти на страницу шаблона (View .> Master Pages);

2.

Установить текстовые блоки для колонцифр на необходимое расстояние от тек-

стового блока страницы. Для этого нужно выделить блок на одной странице, вы-

брать команду Format > Customize Layout > Customize Text Frame (формат > ма-

кет страницы > настройка текстового блока). В открывшемся диалоговом окне в

разделе Offset From указать расстояние от верхнего края страницы (поле Top);

3.

Установить аналогичные значения для текстового блока колонцифры соседней

страницы;

4.

Поставить курсор в текстовый блок и выполнить команду Format > Headers &

Footers > Insert Page # (формат > верхний и нижний колонтитулы > вставить но-

мер страницы).

В практической работе № 2 нужно будет оформить таблицу.

Чтобы вставить таблицу, нужно:

1.

Поместить курсор в текст;

2.

Выполнить команду Table > Insert Table (таблица > вставить таблицу);

3.

В открывшемся диалоговом окне Insert Table в

разделе Table Format выбрать

нужный формат таблицы (формат А — одинарная линия под головкой; формат В

— двойная линия под головкой);

4.

Ввести требуемые значения в поля:

— Columns (столбцы);

— Body Rows (строки);

— Heading Rows (строки заголовка);

— Footing Rows (строки для сноски);

5.

Щелкнуть по кнопке Insert.

В практической работе № 4, помимо основных параметров нужно будет оформить боко-

вики и заголовки «фонарики».

Чтобы создать боковик для всего документа, нужно:

1.

Поставить курсор в текстовой блок основной цепочки;

2.

Выбрать команду Format > Page Layout > Column Layout (формат > макет страницы

> расположение колонок);

3.

Установить флажок Room for Side Heads (пространство для боковика);

4.

В поле Width (ширина) ввести ширину боковика;

5.

В поле Gap (интервал) указать расстояние между основным текстовым блоком и зо-

ной, отведенной для боковика.

После создания места для боковика следует переместить туда соответствующий за -

головок. Для этого нужно, выделить заголовок, выполнить команду Format > Para-

graph > Disigner (формат > абзац > дизайнер)

16

Цель выполнения практической работы № 7 заключается в том, чтобы студенты научи-

лись создавать и оформлять математические формулы. Для этого им нужно будет сверстать

две полосы издания по физике.

Окно для работы с формулами вызывается при помощи команды Special > Equations.

Чтобы вставить формулу, нужно:

1.

Поставить курсор в точку вставки формулы;

2.

Вызвать окно для работы с формулами;

3.

Нажать на командную кнопку Equations;

4.

Выбрать соответствующую команду вставки блока для формулы.

В открывшемся окне для формулы по центру расположен метасимвол (знак вопро-

са). Чтобы ввести значение в формулу, следует выделить знак метасимвола и вста -

вить символ, используя клавиатуру и пиктограммы палитры.

17

ОП 02. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

Методические указания

по выполнению практических работ

для студентов по специальности

42.02.02 Издательское дело

Составитель: Леонтьева Лариса Петровна

Редактор

Корректор

Верстка

Подписано в печать 00.00.2018 Формат 60х84/16. Гарнитура «Таймс».

Печать на ризографе. Объем 0,0 печ. л. Тираж 000 экз. Заказ № 000.

ГБПОУ «МИПК им. И. Федорова»

129337, Москва, Ярославское шоссе, 5

Отпечатано в УПМ ГБПОУ «МИПК им. И. Федорова»

18



В раздел образования