Напоминание

Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов для высокомотивированных детей.


Автор: Кущий Ирина Дмитриевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО МО г.Нягань "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Нягань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов для высокомотивированных детей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Составление и использование индивидуальных

образовательных маршрутов для высокомотивированных детей.

Любому

обществу

нужны

высокомотивированные

люди,

и

задача

общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его

представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен

реализовать свои способности.

Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал

для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов

творческой деятельности, среди которых каждый учащийся может найти

себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Целью деятельности нашего учреждения и дополнительного образования в

целом

является -

создание

условий для

жизненного

личностного и

про-

фессионального самоопределения учащихся.

Очень важно, что дополнительное образование дает большие возмож-

ности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обна-

ружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания бу-

дет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Термин «одаренный ребенок» условен и не может широко использоваться в

школе в силу ряда причин:

неравномерность развития

наличие разных типов одаренности (в том числе « скрытых» для

образовательного учреждения)

факт сниженной обучаемости у определенной части творческих детей.

В

связи

с

чем

предлагаю

заменить

этот

термин

на

«высокомотивированных учащихся».

Если

учащийся,

занимающийся

в

объединении

УДО,

сможет

самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним

из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и

профессиональному самоопределению.

Для

развития

высокомотивированных

учащихся

необходимы

индивидуальные

формы

обучения.

Поиски

в

направлении

разработки

индивидуальных

форм

организации

обучения

ведутся

многими

специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей

склоняются

к

тому,

что

предельно

индивидуализировать

учебную

деятельность

ребенка

можно

только

одним

способом

-

разработать

индивидуальные

учебные

планы

(или

образовательные

маршруты)

для

каждого

ученика

исходя

из

его

индивидуальных

возможностей

и

особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная

программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося,

направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

поможет

высокомотивированному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться

в мире профессий.

Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных

маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм

педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального

самоопределения учащихся.

Новизна.

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образо-

вания, согласно концепции модернизации Российской системы образования

2001 года, является создание образовательных программ нового поколения.

Содержание

образовательной

программы

нового

поколения

должно

определяться возможностью построения в ее рамках для каждого учащегося

индивидуального

маршрута

развития,

пронизывающего

различные

образовательные области.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута

мало

разработана,

в

особенности

для

использования

в

системе

дополнительного

образования.

В

многочисленных

книгах

и

статьях

о

развитии детской одаренности

много

разных интересных

задач,

заданий,

методик.

Но

как

известно,

серьезный

педагогический

эффект

не

могут

гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только

имея целостную систему - программу, или индивидуальный образовательный

маршрут.

Цель:

Внедрение

методики

разработки

и

использования

индивидуальных

образовательных

маршрутов

в

образовательной

деятельности

с

высокомотивированными детьми.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута.

Педагог,

составляющий

индивидуальную

программу

для

того

или

иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой

программы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута.

Как

структурировать

материал?

Приступая

к

созданию

индивидуального

образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому

типу структурирован материал в его программе.

Различные

структуры

образовательных

программ

могут

быть

представлены простыми геометрическими линиями.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой

линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и

последовательность: от простого к сложному.

Построить

программу,

ориентированную

на

развитие

творческих

способностей,

таким

образом,

очень

сложно,

потому

что

высокомотивированные

дети,

зачастую,

имеют

склонность

к

задачам

дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том,

что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в

рамках

программы,

основные

требования

которых

систематичность

и

последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения - структурирование учебного материала по ти-

пу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой програм-

мы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть

относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй,

затем третий.

Это принцип при разработке индивидуального образовательного мар-

шрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмиче-

ская спираль.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабаты-

вается на занятиях периодически, многократно, причем содержание посте-

пенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углуб-

ленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования

материала открываются большие возможности для исследовательской дея-

тельности

учащихся,

которая,

как

раз,

направлена

на

развитие

их

ода-

ренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно присту-

пить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области высокомотивированных детей Джон

Рензулли

считает,

что

педагог,

разрабатывающий

индивидуальный

образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и

способности);

очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их

достижению;

определить время, которое должен затратить ребенок на освоение

стандартной и специальной программы;

предусмотреть участие родителей;

определить способы оценки успехов учащегося.

Используя данную методику, нами была разработана схема построения

индивидуального

образовательного

маршрута

для

высокомотивированных

детей в системе дополнительного образования.

На

основе

базовой

программы

и

данной

схемы

педагог

может

разрабатывать индивидуальный маршрут.

Рассмотрим

подробнее

этап

диагностики

уровня

развития

способностей учащегося и его индивидуальных особенностей. Очень важен и

примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической

деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют

большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у

детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности,

педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Существует

множество

методик

диагностики

уровня

развития

способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

Методика

диагностики

общей

одаренности

―Интеллектуальный

портрет‖ А.И.Савенкова;

краткий

тест

творческого

мышления

(фигурная

форма)

П.Торренса.;

Тест

-

анкета

предрасположенности

ребенка

к

различным

видам

деятельности Ада Хаан, Г.Каф;

анкета для педагогов;

пожелания учащегося.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учащимся и его

родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий

этап

-

«Определение

времени»

не

должен

вызвать

у

педагога

затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и

самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с

поставленными целями и задачами.

Четвертый этап нашей схемы - «Определение роли родителей учащегося в

реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке

маршрута,

определении

целей

в

совместной

творческой

деятельности со

своим

ребенком

(Например,

изготовление

костюма

для

выступления

на

концерте и др.)

На

пятом

этапе

-

«Разработка

учебно-тематического

плана»

педагогу

необходимо совместно с учащимся и родителями подобрать темы занятий

дополнительно

к

темам

из

базовой

программы,

опираясь

на

интересы

учащегося, его возможности и поставленные цели.

Перейдем

к

6-му

этапу

-

«Определение

содержания

учебно-

тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определе-

ния итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый ребенок неповторим, но

существует

много

черт

характерных

для

большинства

высокомотивированных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить

круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит

в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Основные

элементы

педагогических

технологий,

применяемых в

системе

дополнительного образования в рамках индивидуального образовательного

маршрута:

:•деятельностный

подход

(между

обучением

и

развитием

стоит

деятельность);

•формирование внутренней мотивации;

•предоставление

―веера выбора‖,

что

создает

возможности

каждому

обучающемуся возможности для развития;

•рефлексия;

•возможность

индивидуализации

темпов

прохождения

образовательных

программ, их обогащение и углубление;

•соблюдение

принципов

―право на

ошибку‖,

―ситуация успеха‖,

―не

сравнивать с другими‖ и т.д., которые создают благоприятный морально-

психологический климат;

•интегративный подход;

•проектное обучение;

•модульная технология;

•технология полного усвоения;

•инновационные компьютерные технологии.

Формы

и

методика

проведения

занятий

в

рамках

индивидуального

образовательного маршрута позволяют использовать и тренинги, и игры, а

моделирование

творческой

ситуации

часто

составляет

основу

занятий.

Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому

занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих

групп, микро-коллективов и т.п., что даѐт хорошую возможность уделить

каждому ребѐнку максимум внимания.

Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны:

Игра.

Беседа.

Экскурсия.

Бенефис.

Наблюдение.

Практическое занятие.

Размышление.

Тренинг.

Творческая мастерская.

Творческий отчет.

Эксперимент.

Беседа эвристическая.

Круиз.

Мозговой штурм.

«Фабрика».

Урок погружение

Форма

подведения

итогов

используемых

в

индивидуально-

образовательном маршруте для высокомотивированных детей также могут

быть разнообразны:

Концерт.

Открытое занятие.

Показ достижений.

Зачетная работа.

Экзамен.

Тест.

Рефлексия.

Персональная выставка.

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработ-

чик

маршрута,

проанализировав результаты

диагностики и

исходя

из

содержания

учебно-тематического

плана,

решает

нужно

ли

для

достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся

других специалистов. (Например: Если учащийся занимается вокалом, то

ему

возможно

необходимо

занятие

и

с

хореографом,

или

если

по

результатам диагностики выяснилось, что у учащегося есть психические

особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и са-

мооценки

успехов

учащегося».

Способ

оценки

и

самооценки

успехов

выбирает педагог совместно с учащимся.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение

опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области

практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с

высокомотивированными детьми актуальна и перспективна для

системы дополнительного образования, поскольку

высокомотивированные дети являются творческим и

интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного

образования.

. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де

Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу

обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это

будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?

(Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил

успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите,

реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические

инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда

руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них

были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет

директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошѐл бег.

Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба

настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что

абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они

объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они

стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.

Хотя кролик и получал пятѐрки по бегу, с вертикальным лазаньем по

деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину.

Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозга и бегать больше

не мог. Оказалось, что вместо пятѐрки по бегу, он получает тройку, а по

вертикальному лазанью, конечно, всегда единицу.

Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле,

она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и

крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы

по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном

лазанье.

В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался

умственно отсталый угорь, который делал всѐ наполовину. Но

учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и

это называлось «широким общим образованием».

Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики

вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько

вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен

"лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную

информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной

диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным

областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку

вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется

часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в

проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное

оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую

клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-

15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений,

оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной

деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек,

дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели,

что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1.

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными

понятиями.

2.

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.

Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

4.

В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает

много разных предметов, людей, ситуаций.

5.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.

Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.

Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

8.

Интересуется механизмами и машинами.

9.

Инициативен в общении со сверстниками.

10.

Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме

движений.

11.

Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.

Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не

тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.

Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит

музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную)

вещь.

15.

Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого либо конфликта.

17.

Интересуется актерской игрой.

18.

Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для

создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.

Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.

Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,

использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие

средства).

23.

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не

знают.

24.

Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней,

марок, открыток и т.д.

25.

Хорошо поет.

26.

Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль.

27.

Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.

Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные

поломки.

29.

Легко общается с детьми и взрослыми.

30.

Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.

Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и

следствием.

32.

Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

33.

Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы

учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.

Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек,

коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.

В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все

несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.

Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.

Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.

Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо

понимает недосказанное.

40.

Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41.

Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.

Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

43.

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.

Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение

(украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

45.

Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно

слушать музыку.

46.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные

состояния героев, их переживания и чувства.

47.

Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.

Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов,

машин, механизмов.

49.

Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.

Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.

Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.

Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих

сверстников на год или на два.

54.

Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и

настроение.

55.

Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56.

Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события

(что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной

линии событий, о которых рассказывает.

57.

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с

увлечением рассказывает.

58.

Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59.

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные

для его возраста.

60.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.

Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.

Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже

испытанных вариантов.

63.

Умеет делать выводы и обобщения.

64.

Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой

и клеем.

65.

В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.

Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.

С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные

переживания.

68.

Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных

"проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69.

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол,

футбол и т.д.).

71.

Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и

функциях предметов.

72.

Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.

В свободное время любит читать научно популярные издания (детские

энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем

читает художественные книги (сказки и др.)

74.

Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается

воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной

игрушке, скульптуре.

75.

Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76.

Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

чувства, настроения.

77.

Любит игры драматизации.

78.

Быстро и легко осваивает компьютер.

79.

Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.

Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у

ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в

настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть

индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его

дарований.

Вторая функция — развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как

программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может

быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются

наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности.

Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из

составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно

сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные

суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов

одаренности:

интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

творческая (2-й столбец листа ответов);

академическая (3-й столбец листа ответов);

художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);

музыкальная (5-й столбец листа ответов);

литературная (6-й столбец листа ответов);

артистическая (7-й столбец листа ответов);

техническая (8-й столбец листа ответов);

лидерская (9-й столбец листа ответов);

спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

ТЕСТ

по определению склонности педагога к работе с высокомотивированными детьми

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с

высокомотивированными детьми могут быть улучшены?

а) да;

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях.

2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с

высокомотивированными детьми?

а) Да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3.Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному

улучшению в выявлении высокомотивированных детей?

а) Да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4.Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в

принципиальных изменениях в обучении и воспитании высокомотивированных

детей?

а) Да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5.Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что

осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?

а) Да;

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться изучением, особенностей неординарных

личностей?

а) Да, это меня привлекает;

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7.Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей

детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

а) Да;

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8.Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот

теоретический материал, который поможет решить проблему?

а) Да;

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

в) нет.

9.Кода вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10.Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) Да;

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11.Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) нe всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12.Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

13.Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его

повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений;

б) да, если этот термин легко запомнить;

в) нет.

14.Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную тему». Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его

защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16.Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

б) почитать интересную книгу;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

17.Вы занимаетесь разработкой нового занятия (мероприятия). Решаете

прекратить это дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а» - 3, «б» - 1;

«в» - 2.

Результаты:

46 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с высокомотивированными

детьми, У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать

творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности

учащихся.

От 22 до 45 баллов. У вас есть склонности к работе с высокомотивированными детьми, но

они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в

интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности

творческого интереса учащихся.

21 и менее баллов. Склонностей к работе с высокомотивированными детьми, конечно,

маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при

соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере

повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ваши пожелания

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ваши пожелания

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ваши пожелания

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________



В раздел образования