Автор: Кущий Ирина Дмитриевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО МО г.Нягань "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Нягань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов для высокомотивированных детей.
Раздел: дополнительное образование
Составление и использование индивидуальных
образовательных маршрутов для высокомотивированных детей.
Любому
обществу
нужны
высокомотивированные
люди,
и
задача
общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его
представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен
реализовать свои способности.
Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал
для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов
творческой деятельности, среди которых каждый учащийся может найти
себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Целью деятельности нашего учреждения и дополнительного образования в
целом
является -
создание
условий для
жизненного
личностного и
про-
фессионального самоопределения учащихся.
Очень важно, что дополнительное образование дает большие возмож-
ности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обна-
ружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания бу-
дет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Термин «одаренный ребенок» условен и не может широко использоваться в
школе в силу ряда причин:
неравномерность развития
наличие разных типов одаренности (в том числе « скрытых» для
образовательного учреждения)
факт сниженной обучаемости у определенной части творческих детей.
В
связи
с
чем
предлагаю
заменить
этот
термин
на
«высокомотивированных учащихся».
Если
учащийся,
занимающийся
в
объединении
УДО,
сможет
самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним
из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и
профессиональному самоопределению.
Для
развития
высокомотивированных
учащихся
необходимы
индивидуальные
формы
обучения.
Поиски
в
направлении
разработки
индивидуальных
форм
организации
обучения
ведутся
многими
специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей
склоняются
к
тому,
что
предельно
индивидуализировать
учебную
деятельность
ребенка
можно
только
одним
способом
-
разработать
индивидуальные
учебные
планы
(или
образовательные
маршруты)
для
каждого
ученика
исходя
из
его
индивидуальных
возможностей
и
особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная
программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося,
направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
поможет
высокомотивированному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться
в мире профессий.
Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных
маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм
педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального
самоопределения учащихся.
Новизна.
Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образо-
вания, согласно концепции модернизации Российской системы образования
2001 года, является создание образовательных программ нового поколения.
Содержание
образовательной
программы
нового
поколения
должно
определяться возможностью построения в ее рамках для каждого учащегося
индивидуального
маршрута
развития,
пронизывающего
различные
образовательные области.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута
мало
разработана,
в
особенности
для
использования
в
системе
дополнительного
образования.
В
многочисленных
книгах
и
статьях
о
развитии детской одаренности
много
разных интересных
задач,
заданий,
методик.
Но
как
известно,
серьезный
педагогический
эффект
не
могут
гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только
имея целостную систему - программу, или индивидуальный образовательный
маршрут.
Цель:
Внедрение
методики
разработки
и
использования
индивидуальных
образовательных
маршрутов
в
образовательной
деятельности
с
высокомотивированными детьми.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута.
Педагог,
составляющий
индивидуальную
программу
для
того
или
иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой
программы своего объединения.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута.
Как
структурировать
материал?
Приступая
к
созданию
индивидуального
образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому
типу структурирован материал в его программе.
Различные
структуры
образовательных
программ
могут
быть
представлены простыми геометрическими линиями.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой
линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и
последовательность: от простого к сложному.
Построить
программу,
ориентированную
на
развитие
творческих
способностей,
таким
образом,
очень
сложно,
потому
что
высокомотивированные
дети,
зачастую,
имеют
склонность
к
задачам
дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том,
что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в
рамках
программы,
основные
требования
которых
систематичность
и
последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по ти-
пу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой програм-
мы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть
относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй,
затем третий.
Это принцип при разработке индивидуального образовательного мар-
шрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмиче-
ская спираль.
Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабаты-
вается на занятиях периодически, многократно, причем содержание посте-
пенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углуб-
ленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования
материала открываются большие возможности для исследовательской дея-
тельности
учащихся,
которая,
как
раз,
направлена
на
развитие
их
ода-
ренности.
Определив тип структуры образовательной программы можно присту-
пить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Известный специалист в области высокомотивированных детей Джон
Рензулли
считает,
что
педагог,
разрабатывающий
индивидуальный
образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
способности);
очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
достижению;
определить время, которое должен затратить ребенок на освоение
стандартной и специальной программы;
предусмотреть участие родителей;
определить способы оценки успехов учащегося.
Используя данную методику, нами была разработана схема построения
индивидуального
образовательного
маршрута
для
высокомотивированных
детей в системе дополнительного образования.
На
основе
базовой
программы
и
данной
схемы
педагог
может
разрабатывать индивидуальный маршрут.
Рассмотрим
подробнее
этап
диагностики
уровня
развития
способностей учащегося и его индивидуальных особенностей. Очень важен и
примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической
деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют
большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у
детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности,
педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.
Существует
множество
методик
диагностики
уровня
развития
способностей и одаренности. Назовем несколько из них:
Методика
диагностики
общей
одаренности
―Интеллектуальный
портрет‖ А.И.Савенкова;
краткий
тест
творческого
мышления
(фигурная
форма)
П.Торренса.;
Тест
-
анкета
предрасположенности
ребенка
к
различным
видам
деятельности Ада Хаан, Г.Каф;
анкета для педагогов;
пожелания учащегося.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учащимся и его
родителями определяет цели и задачи маршрута.
Третий
этап
-
«Определение
времени»
не
должен
вызвать
у
педагога
затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и
самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с
поставленными целями и задачами.
Четвертый этап нашей схемы - «Определение роли родителей учащегося в
реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке
маршрута,
определении
целей
в
совместной
творческой
деятельности со
своим
ребенком
(Например,
изготовление
костюма
для
выступления
на
концерте и др.)
На
пятом
этапе
-
«Разработка
учебно-тематического
плана»
педагогу
необходимо совместно с учащимся и родителями подобрать темы занятий
дополнительно
к
темам
из
базовой
программы,
опираясь
на
интересы
учащегося, его возможности и поставленные цели.
Перейдем
к
6-му
этапу
-
«Определение
содержания
учебно-
тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определе-
ния итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый ребенок неповторим, но
существует
много
черт
характерных
для
большинства
высокомотивированных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить
круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит
в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Основные
элементы
педагогических
технологий,
применяемых в
системе
дополнительного образования в рамках индивидуального образовательного
маршрута:
:•деятельностный
подход
(между
обучением
и
развитием
стоит
деятельность);
•формирование внутренней мотивации;
•предоставление
―веера выбора‖,
что
создает
возможности
каждому
обучающемуся возможности для развития;
•рефлексия;
•возможность
индивидуализации
темпов
прохождения
образовательных
программ, их обогащение и углубление;
•соблюдение
принципов
–
―право на
ошибку‖,
―ситуация успеха‖,
―не
сравнивать с другими‖ и т.д., которые создают благоприятный морально-
психологический климат;
•интегративный подход;
•проектное обучение;
•модульная технология;
•технология полного усвоения;
•инновационные компьютерные технологии.
Формы
и
методика
проведения
занятий
в
рамках
индивидуального
образовательного маршрута позволяют использовать и тренинги, и игры, а
моделирование
творческой
ситуации
часто
составляет
основу
занятий.
Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому
занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих
групп, микро-коллективов и т.п., что даѐт хорошую возможность уделить
каждому ребѐнку максимум внимания.
Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны:
Игра.
Беседа.
Экскурсия.
Бенефис.
Наблюдение.
Практическое занятие.
Размышление.
Тренинг.
Творческая мастерская.
Творческий отчет.
Эксперимент.
Беседа эвристическая.
Круиз.
Мозговой штурм.
«Фабрика».
Урок погружение
Форма
подведения
итогов
используемых
в
индивидуально-
образовательном маршруте для высокомотивированных детей также могут
быть разнообразны:
Концерт.
Открытое занятие.
Показ достижений.
Зачетная работа.
Экзамен.
Тест.
Рефлексия.
Персональная выставка.
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработ-
чик
маршрута,
проанализировав результаты
диагностики и
исходя
из
содержания
учебно-тематического
плана,
решает
нужно
ли
для
достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся
других специалистов. (Например: Если учащийся занимается вокалом, то
ему
возможно
необходимо
занятие
и
с
хореографом,
или
если
по
результатам диагностики выяснилось, что у учащегося есть психические
особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и са-
мооценки
успехов
учащегося».
Способ
оценки
и
самооценки
успехов
выбирает педагог совместно с учащимся.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение
опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области
практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с
высокомотивированными детьми актуальна и перспективна для
системы дополнительного образования, поскольку
высокомотивированные дети являются творческим и
интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного
образования.
. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де
Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу
обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это
будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?
(Ответы педагогов).
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил
успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите,
реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические
инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда
руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”
Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них
были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет
директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошѐл бег.
Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба
настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что
абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они
объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они
стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.
Хотя кролик и получал пятѐрки по бегу, с вертикальным лазаньем по
деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину.
Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозга и бегать больше
не мог. Оказалось, что вместо пятѐрки по бегу, он получает тройку, а по
вертикальному лазанью, конечно, всегда единицу.
Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле,
она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и
крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы
по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном
лазанье.
В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался
умственно отсталый угорь, который делал всѐ наполовину. Но
учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и
это называлось «широким общим образованием».
Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)
Общая характеристика
Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики
вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько
вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен
"лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную
информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной
диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным
областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку
вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется
часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в
проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую
клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-
15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений,
оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной
деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек,
дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели,
что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
1.
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными
понятиями.
2.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3.
Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4.
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает
много разных предметов, людей, ситуаций.
5.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7.
Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.
8.
Интересуется механизмами и машинами.
9.
Инициативен в общении со сверстниками.
10.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме
движений.
11.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не
тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит
музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную)
вещь.
15.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого либо конфликта.
17.
Интересуется актерской игрой.
18.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек, приборов.
19.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,
использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие
средства).
23.
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не
знают.
24.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней,
марок, открыток и т.д.
25.
Хорошо поет.
26.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль.
27.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные
поломки.
29.
Легко общается с детьми и взрослыми.
30.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и
следствием.
32.
Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы
учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34.
Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек,
коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо
понимает недосказанное.
40.
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42.
Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
43.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
45.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
46.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные
состояния героев, их переживания и чувства.
47.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов,
машин, механизмов.
49.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих
сверстников на год или на два.
54.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение.
55.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события
(что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной
линии событий, о которых рассказывает.
57.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с
увлечением рассказывает.
58.
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные
для его возраста.
60.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже
испытанных вариантов.
63.
Умеет делать выводы и обобщения.
64.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой
и клеем.
65.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
68.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных
"проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол,
футбол и т.д.).
71.
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и
функциях предметов.
72.
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73.
В свободное время любит читать научно популярные издания (детские
энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем
читает художественные книги (сказки и др.)
74.
Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной
игрушке, скульптуре.
75.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,
чувства, настроения.
77.
Любит игры драматизации.
78.
Быстро и легко осваивает компьютер.
79.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80.
Физически выносливее сверстников.
Методика рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у
ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в
настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть
индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его
дарований.
Вторая функция — развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как
программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может
быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются
наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности.
Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из
составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно
сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные
суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов
одаренности:
•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
•творческая (2-й столбец листа ответов);
•академическая (3-й столбец листа ответов);
•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);
•музыкальная (5-й столбец листа ответов);
•литературная (6-й столбец листа ответов);
•артистическая (7-й столбец листа ответов);
•техническая (8-й столбец листа ответов);
•лидерская (9-й столбец листа ответов);
•спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
ТЕСТ
по определению склонности педагога к работе с высокомотивированными детьми
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с
высокомотивированными детьми могут быть улучшены?
а) да;
б) нет, они и так достаточно хороши;
в) да, в некоторых случаях.
2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с
высокомотивированными детьми?
а) Да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3.Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному
улучшению в выявлении высокомотивированных детей?
а) Да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4.Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в
принципиальных изменениях в обучении и воспитании высокомотивированных
детей?
а) Да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5.Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что
осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
а) Да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться изучением, особенностей неординарных
личностей?
а) Да, это меня привлекает;
б) нет, меня это не привлекает;
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7.Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей
детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?
а) Да;
б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8.Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот
теоретический материал, который поможет решить проблему?
а) Да;
б) нет, достаточно знаний передового опыта;
в) нет.
9.Кода вы испытываете педагогические срывы, то:
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;
б) махнете рукой на затеи;
в) продолжаете делать свое дело.
10.Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) Да;
б) не совсем легко;
в) болезненно.
11.Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?
а) нe всегда.
б) при хорошем настроении;
в) в основном стараюсь это делать.
12.Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
а) Да, конечно;
б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) всего вспоминать не могу.
13.Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его
повторить в сходной ситуации?
а) Да, без затруднений;
б) да, если этот термин легко запомнить;
в) нет.
14.Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную тему». Ваши действия:
а) вы уклоняетесь от ответа;
б) вы тактично переносите ответ на другое время;
в) вы пытаетесь отвечать.
15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его
защищаете, то:
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.
16.Во время отдыха вы предпочитаете:
а) решать проблемы, связанные с работой;
б) почитать интересную книгу;
в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.
17.Вы занимаетесь разработкой нового занятия (мероприятия). Решаете
прекратить это дело, если:
а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а» - 3, «б» - 1;
«в» - 2.
Результаты:
46 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с высокомотивированными
детьми, У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать
творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности
учащихся.
От 22 до 45 баллов. У вас есть склонности к работе с высокомотивированными детьми, но
они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в
интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности
творческого интереса учащихся.
21 и менее баллов. Склонностей к работе с высокомотивированными детьми, конечно,
маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при
соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере
повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ваши пожелания
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ваши пожелания
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ваши пожелания
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________