Напоминание

"Сложение и вычитание десятичных дробей"


Автор: Антонова Алла Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Катуаровская СОШ
Населённый пункт: Московская область, Дмитровский район, п.Некрасовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-игра.

Цели урока:

Повторить , систематизировать и закрепить знания и умения учащихся по

теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», продолжить работу по

формированию навыков выполнения сложения и вычитания десятичных

дробей , развивать навыки решения текстовых задач на действия с

десятичными дробями .

Развивать вычислительные навыки детей, память, логическое мышление,

умение работать в группах, оказывать помощь друг другу, формировать

умение объективно оценивать свой труд , развивать кругозор учащихся ,

развивать индивидуальные способности учащихся, потребность к

самообразованию.

Воспитывать интерес к математике, познавательную активность , чувства

ответственности ,культуры общения , культуры диалога , умение

ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Применяемые технологии:

информационно-коммуникативные;

игровые;

групповые;

технологии уровневой дифференциации.

Ход урока:

Организационный момент: приветствие ,организация учащихся к началу

работы, проверяется готовность детей к уроку, организация внимания

учащихся ,создание благоприятного психологического настроя на работу .

Мотивирование к учебной деятельности :

Ребята, какую тему мы с вами прошли ? Правильно, мы прошли тему

«Сложение и вычитание десятичных дробей». А сегодня на нашем уроке мы с

вами повторим полученные знания. Сегодня у нас с вами не совсем

обычный урок , а урок-игра. Название этого урока –игры вы скажите

сейчас сами. Для этого вам надо решить примеры.

Слайд 2.«Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет,

Загадок больше чем разгадок

И поискам предела нет!»

Слайд 3.

В этой таблице зашифровано название нашей игры . Ответы решённых

примеров будут соответствовать букве. Решив все примеры и вставив буквы

в таблицу вы определите слово ,которое и будет обозначать название игры

Дети решают примеры и отгадывают слово.

9,75

3,2

9,576

18,05

10,42

Б

А

Й

Г

А

Б

7,32-4,12

А

14,85+3,2

Й

6+3,75

Г

21,96-11,54

А

8,276+1,3

Правильно ,это слово «Байга».

Слайд 4. Информация:

Когда и где проходили первые скачки, ученым

неизвестно, но уже в 3200 году до н. э. предки современных арабов

устраивали своеобразные конные соревнования. «Байга»-это народная

казахская игра , конные соревнования. В начале соревнований все встают на

одной линии (старте). Ведущий даёт сигнал и скачки начинаются. Кто

первым придёт к финишу , тот и становится победителем этой игры.

Слайд 5. На экране три наездника , стоящие на одной линии .В течении игры

они будут передвигаться. Учащиеся разбиты на три группы ,на три

команды .Каждая команда выбирает себе всадника .В ходе игры ребята

набирают баллы-очки для своей команды, всадники передвигаются в

соответствии с набранными этой командой баллами .Какая команда наберёт

больше очков , всадник той команды окажется впереди и будет победителем

«Скачек»

Итак ,скачки начинаются!

Слайд 6. «Тут загадки и задачи, игры, шутки – всё для вас.

Пожелаем вам удачи. За работу! В добрый час!»

Первый конкурс:

Слайд 7. 1) «Представление команд».

Девиз команды «Высота»:

У нас есть мечта –

Всегда во всём должна быть высота.

Девиз команды «Скорость:

Чтоб высоту набрать,

Хорошей скоростью тут надо обладать.

Не будем мы сейчас хвалиться,

Но всем покажем, как её добиться!

Девиз команды «Время»:

Торопись, бегут минуты,

Ты у времени в гостях.

Не рассчитывай на помощь,

Помни, всё в твоих руках!

Слайд 8. 2)«Конкурс «Разминка»

Игра «Кто скорее, кто вернее»

Устно : (отвечает тот ученик, член команды, который первым поднимет руку,

при правильном ответе принесёт команде очко)

1.Слайд9. Вопросы для повторения :Как складывают десятичные дроби?

(алгоритм сложения д.д.)Как вычитают десятичные дроби?(алгоритм

вычитания).

2.Слайд10. Помогите гномикам решить задачу: Белоснежка решила сшить

себе платье и попросила гномиков сосчитать , сколько её нужно купить

ткани , если на блузку требуется 1,2 м. , а на юбку- 3,25 м.

3.Слайд11. Восстановите запятые:

4,2+2,06=626 ; 7,39+4,48=1187 ; 18,01-2,9

Слйды12-13 .Реши задачу: Лиса весит 8,9 кг, а заяц-2,8 кг. На сколько

килограммов заяц легче лисы?

Слайд14.

Восстановить

цепочку:

6,2-4,8=1,4

1,4+5,6=7

7-2,4=4,6

4,6+0,16=4,76

4,76+4,94=9,7

9,7-3,49=6,21

6,21+0,07=6,28

6,28-1,28=5

Слайд15.

«Вот задачи не для робких –

Вычитай, да складывай.

Действия с дробями

Считай, а не угадывай!»

Слайд16, 3)Конкурс «Цветочек». Каждой команде выдаются карточки с

примерами .Ответы к ним находятся на лепестках цветка. Дети должны

решить примеры и собрать цветочек.

1.

2, 8 + 2,85

3,55 + 3,6

3,97 + 2,3

2.

7,2 – 7,08

3,3 – 2,17

4,7 – 4,45

3.

1,59 + 2,41

3,63-2,5

5,36 +3,64

4.

6,2 – 5,9

2,83-1,93

5,3 – 4,7

5.

3,12 + 2,68

7,54 + 5,26

3,59 + 4,61

6.

9,3 – 4,8

7,2 – 4,7

6,1 – 2,6

7.

5,45 + 3,15

2,18 + 3,32

1,67 + 1,53

Ответ:

1 цветочек – 5,65; 0,12; 4; 0,3; 5,8; 4,5; 8,6.

2 цветочек – 7,15; 1,13; 1,13; О,9; 12,8; 2,5; 5,5.

3 цветочек – 6,27; 0,25; 9; 0,6; 8,2; 3,5; 3,2

Слайд17 . «Над жёлтой нивой – купол голубой.

Плывёт как лебедь парус у причала

К огромной нашей Родине любовь

Берёт от малой Родины начало».

Слайд18 .4.Конкурс «В мире животных». Каждой команде раздаются

карточки с заданиями , на них зашифровано название животного. Выполнив

эти задания(примеры на сложение и вычитание десятичных дробей) ребята

определяют , что это за животное и слушаю рассказ о нём.

Ответ: (Щука – 4,3; налим – 1; сом – 1,5)

Слайд19. Справка: Сом – это самая крупная речная Его вес 250 – 350

килограмм А длина тела достигает до 4 метров.. Его иногда называют

«речным поросёнком». У него огромная приплюснутая голова, большие усы

Тело сома чёрного цвета с белыми пятнами. Сом ведёт ночной образ жизни, а

днём он залегает в ямы глубиной до 10 метров, и чем больше рыба, тем

глубже она залегает. Ночью сом кормится живностью, которую ищет на дне,

а также рыбой, лягушками, даже может ловить птиц, которые спокойно

плавают на поверхности воды.

Слайд 20.Ответ: (Лось – 8; Гепард – 4,5; Заяц - 6)

Слайд 21.Справка: Гепард догоняет свою добычу на быстром скаку. Свою

погоню он начинает на скорости 20 метров в секунду. Некоторые гепарды

могут развивать скорость 90 километров в час и даже иногда 110 километров

в час. Гепард считается самым быстрым четвероногим на земле. Но если

жертва сможет продержаться 100 метров, то гепард устаёт , а у добычи

появляется возможность спастись. Ну а если гонка продлится 500 метров,

то гепард остаётся без добычи. Он совсем выбивается из сил и завершает

преследование, тут уж и скорость не поможет.

Слайд22. Ответ: (Сойка – 5,1; Оляпка – 7,2; Ласточка – 8)

Слайд 23.Справка: Оляпка –это маленькая серовато-бурая птичка , которая

ловко перескакивает с камня на камень. Вот она прыгнула в воду и нырнула

на дно. Сквозь прозрачную воду можно увидеть , как птичка бежит, цепляясь

за каменистое дно, помогая себе маленькими крылышками. Через 15 секунд-

птичка снова на берегу , а в клюве у неё добыча —водяное насекомое.

Оляпку часто называют водяным воробьём . Эта маленькая птичка не боится

быстрого течения. Напротив , чем быстрее река, тем больше. она даст пищи

для оляпки. Не боится эта птичка и холода: оперение у неё плотное и густо

смазано жиром. Даже зимой оляпка бегает по дну незамерзающих речушек

и не улетает на юг.

Слайд24

5. Конкурс «Умеешь ли ты решать задачи?» Каждому ученику выдаётся

карточка с задачей. Задачи все различные и разного уровня сложности , но у

всех задач одной команды один и тот же ответ, но об этом дети не знают.

.Каждый ученик самостоятельно решает свою задачу . И какая команда

быстрее и правильно решит все задачи, та и одержит победу в данном

конкурсе.

▲1. Собственная скорость лодки 39,3 км/ч, скорость течения реки, равна 7,3

км/ч. Найти скорость лодки, если она движется по течению реки?

▲2. Собственная скорость лодки 51,4 км/ч, скорость течения реки, равна 4,8

км/ч. Найти скорость лодки, если она движется против течения реки?

▲3. Длина одного отрезка- 52,6 см А другого на 6 см меньше Найти длину

второго отрезка ?

■ 4. За первый час спортсмен пробежал 20,06 км, за второй на 6,48 км

больше чем в первый. Сколько км пробежал спортсмен за два часа?

■ 5. Найти периметр треугольника со сторонами 15,4; 13,8 и 17,4 см.

■ 6. От шнура 71,24см отрезали кусок, длиной 58,92 см. На сколько

отрезанная часть длиннее оставшейся части.

■ 7. Масса груш вместе с ящиком равна 54,16 кг. А масса груш, лежащих в

этом ящике на 7,56 кг меньше .Найти массу груш.

♦ 8.Определить периметр прямоугольника , если у него ширина 9,19 см, а

длина на 4,92 см больше.

♦ 9. Верёвку разрезали на три части так , что длина первой части оказалась

16,7 см, вторая часть на 0,15см короче первой, а третья часть на 3,2 см

короче второй. Найти длину всей верёвки.

♦ 10. В первый день ребята собрали 15,26 кг яблок , а во второй день они

собрали на 2,32 кг яблок больше, чем в первый день. В третий день на 19,08

кг меньше, чем в первый и второй дни вместе. Сколько всего килограммов

яблок ребята собрали за три дня?

Ответ: 46,6.

Задачи второй команде:

▲1. Собственная скорость лодки 41,6 км/ч, скорость течения реки, равна 6,3

км/ч.Найти скорость лодки по течению.

▲2. Собственная скорость лодки 53,3 км/ч ,а скорость течения реки 5,4 км/ч.

Найти скорость лодки против течения.

▲3. Длина одного отрезка равна 58,7 см, а другого на 10,8 см меньше Найти

длину второго отрезка.

■ 4. За первый час спортсмен пробежал 21,18 км, за второй на 5,54 км

больше чем в первый. Сколько км пробежал спортсмен за два часа?

■ 5. Найти периметр треугольника со сторонами 17,8 ; 15,3 ; 14,8 см.

■ 6. От шнура 54,4см отрезали кусок, длиной 51,15 см. На сколько отрезанная

часть длиннее оставшейся части.

■ 7. Масса груш вместе с ящиком равна 49,18 кг. А масса груш, лежащих в

этом ящике на 1,28 кг меньше .Найти массу груш.

♦ 8.Определить периметр прямоугольника , если у него ширина 7,13 см, а

длина на 9,69 см больше.

♦ 9. Верёвку разрезали на три части так , что длина первой части оказалась

14,6 см, вторая часть на 1,27см короче первой, а третья часть на 6,64 см

длиннее второй. Найти длину всей верёвки.

♦ 10. В первый день ребята собрали 16,72 кг яблок , а во второй день они

собрали на 2,61 кг яблок больше, чем в первый день. В третий день на 24,2

кг меньше, чем в первый и второй дни вместе. Сколько всего килограммов

яблок ребята собрали за три дня?

Ответ: 47,9.

Задачи третьей команде:

▲1. Собственная скорость лодки 40,2 км/ч, скорость течения реки, равна 8,2

км/ч. Найти скорость лодки, если она движется по течению реки?

▲2. Собственная скорость лодки 57,2 км/ч, скорость течения реки, равна 8,8

км/ч. Найти скорость лодки, если она движется против течения реки?

▲3. Длина одного отрезка- 54,3 см А другого на 5,9 см меньше Найти длину

второго отрезка ?

■ 4. За первый час спортсмен пробежал 22,17 км, за второй на 4,06 км

больше чем в первый. Сколько км пробежал спортсмен за два часа?

■ 5. Найти периметр треугольника со сторонами 21,6; 12,3 и 14,5 см.

■ 6. От шнура 58,76см отрезали кусок, длиной 53,58 см. На сколько

отрезанная часть длиннее оставшейся части.

■ 7. Масса груш вместе с ящиком равна 50,32 кг. А масса груш, лежащих в

этом ящике на 1,92 кг меньше .Найти массу груш.

♦ 8.Определить периметр прямоугольника , если у него ширина 10,63 см, а

длина на 2,94 см больше.

♦ 9. Верёвку разрезали на три части так , что длина первой части оказалась

13,5 см, вторая часть на 0,25см короче первой, а третья часть на 8,4 см

длиннее второй. Найти длину всей верёвки.

♦ 10. В первый день ребята собрали 15,38 кг яблок , а во второй день они

собрали на 1,26 кг яблок больше, чем в первый день. В третий день на 15,64

кг меньше, чем в первый и второй дни вместе. Сколько всего килограммов

яблок ребята собрали за три дня?

Ответ: 48,4.

Слайд 25.Физкультминутка

Мы хорошо решали задачи , а теперь можно отдохнуть. Все встали, вышли

из-за парт.

Руки в боки, руки –

шире.

Р а з ,

д в а ,

т р и ,

четыре.

Сейчас

попрыгать

мы решили.

Р а з ,

д в а ,

т р и ,

четыре.

Потянулись

выше,

выше…

Приседаем

ниже,

ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты

сели.

Тропинка к истине сложна,

И потому в мышленье чистом

Отвага дерзкая нужна,

Не менее, чем альпинистам.

Слайд 27.6)Конкурс «Кто быстрее?»

Каждой команде выдаются карточки с одинаковыми примерами на сложение

и вычитание десятичных дробей.

Чья команда быстрее и правильно решит все примеры , та команда

побеждает.

5,6+8,03-7,99= 5,64

12,9-5,7+6,031=13,231

11,8-5,7+8,65=14,75

45,9+16,51-23,78=38,63

(146,03-97,8)+18,091=66,321

Слайды 28-30. 7. Игра «Меткий стрелок»

2,31+(7,65+8,69)=18,65

14,537-(2,237+5,9)=6,4

(24,302+17,879)-1,302=40,879

Слайд31. «Недаром ребятам смекалка дана –

Во всём и везде помогает она.»

Конкурс капитанов: «Разгадай ребус» Капитаны отгадывают ребус (в

ребусах зашифрованы названия команд)

Вот и закончились наши соревнования .Посмотрим, всадник какой команды

оказался впереди , какая команда стала победителем?

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали ,показали чему научились,

показали свои знания на практике

Подведём итог урока:

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Сформулируйте тему , которую мы сегодня закрепляли?

Какие знания понадобились вам сегодня на уроке?

Что понравилось на уроке больше всего ?

Какие трудности у вас возникли?

Что вам помогло справиться с затруднениями на уроке?

Как вы сможете оценить свою работу?

Обсуждается с учащимися ход урока ,подводятся итоги ,выставляются

оценки..

.



В раздел образования