Автор: Антонова Алла Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Катуаровская СОШ
Населённый пункт: Московская область, Дмитровский район, п.Некрасовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-игра.
Цели урока:
Повторить , систематизировать и закрепить знания и умения учащихся по
теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», продолжить работу по
формированию навыков выполнения сложения и вычитания десятичных
дробей , развивать навыки решения текстовых задач на действия с
десятичными дробями .
Развивать вычислительные навыки детей, память, логическое мышление,
умение работать в группах, оказывать помощь друг другу, формировать
умение объективно оценивать свой труд , развивать кругозор учащихся ,
развивать индивидуальные способности учащихся, потребность к
самообразованию.
Воспитывать интерес к математике, познавательную активность , чувства
ответственности ,культуры общения , культуры диалога , умение
ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Применяемые технологии:
информационно-коммуникативные;
игровые;
групповые;
технологии уровневой дифференциации.
Ход урока:
Организационный момент: приветствие ,организация учащихся к началу
работы, проверяется готовность детей к уроку, организация внимания
учащихся ,создание благоприятного психологического настроя на работу .
Мотивирование к учебной деятельности :
Ребята, какую тему мы с вами прошли ? Правильно, мы прошли тему
«Сложение и вычитание десятичных дробей». А сегодня на нашем уроке мы с
вами повторим полученные знания. Сегодня у нас с вами не совсем
обычный урок , а урок-игра. Название этого урока –игры вы скажите
сейчас сами. Для этого вам надо решить примеры.
Слайд 2.«Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше чем разгадок
И поискам предела нет!»
Слайд 3.
В этой таблице зашифровано название нашей игры . Ответы решённых
примеров будут соответствовать букве. Решив все примеры и вставив буквы
в таблицу вы определите слово ,которое и будет обозначать название игры
Дети решают примеры и отгадывают слово.
9,75
3,2
9,576
18,05
10,42
Б
А
Й
Г
А
Б
7,32-4,12
А
14,85+3,2
Й
6+3,75
Г
21,96-11,54
А
8,276+1,3
Правильно ,это слово «Байга».
Слайд 4. Информация:
Когда и где проходили первые скачки, ученым
неизвестно, но уже в 3200 году до н. э. предки современных арабов
устраивали своеобразные конные соревнования. «Байга»-это народная
казахская игра , конные соревнования. В начале соревнований все встают на
одной линии (старте). Ведущий даёт сигнал и скачки начинаются. Кто
первым придёт к финишу , тот и становится победителем этой игры.
Слайд 5. На экране три наездника , стоящие на одной линии .В течении игры
они будут передвигаться. Учащиеся разбиты на три группы ,на три
команды .Каждая команда выбирает себе всадника .В ходе игры ребята
набирают баллы-очки для своей команды, всадники передвигаются в
соответствии с набранными этой командой баллами .Какая команда наберёт
больше очков , всадник той команды окажется впереди и будет победителем
«Скачек»
Итак ,скачки начинаются!
Слайд 6. «Тут загадки и задачи, игры, шутки – всё для вас.
Пожелаем вам удачи. За работу! В добрый час!»
Первый конкурс:
Слайд 7. 1) «Представление команд».
Девиз команды «Высота»:
У нас есть мечта –
Всегда во всём должна быть высота.
Девиз команды «Скорость:
Чтоб высоту набрать,
Хорошей скоростью тут надо обладать.
Не будем мы сейчас хвалиться,
Но всем покажем, как её добиться!
Девиз команды «Время»:
Торопись, бегут минуты,
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь,
Помни, всё в твоих руках!
Слайд 8. 2)«Конкурс «Разминка»
Игра «Кто скорее, кто вернее»
Устно : (отвечает тот ученик, член команды, который первым поднимет руку,
при правильном ответе принесёт команде очко)
1.Слайд9. Вопросы для повторения :Как складывают десятичные дроби?
(алгоритм сложения д.д.)Как вычитают десятичные дроби?(алгоритм
вычитания).
2.Слайд10. Помогите гномикам решить задачу: Белоснежка решила сшить
себе платье и попросила гномиков сосчитать , сколько её нужно купить
ткани , если на блузку требуется 1,2 м. , а на юбку- 3,25 м.
3.Слайд11. Восстановите запятые:
4,2+2,06=626 ; 7,39+4,48=1187 ; 18,01-2,9
Слйды12-13 .Реши задачу: Лиса весит 8,9 кг, а заяц-2,8 кг. На сколько
килограммов заяц легче лисы?
Слайд14.
Восстановить
цепочку:
6,2-4,8=1,4
1,4+5,6=7
7-2,4=4,6
4,6+0,16=4,76
4,76+4,94=9,7
9,7-3,49=6,21
6,21+0,07=6,28
6,28-1,28=5
Слайд15.
«Вот задачи не для робких –
Вычитай, да складывай.
Действия с дробями
Считай, а не угадывай!»
Слайд16, 3)Конкурс «Цветочек». Каждой команде выдаются карточки с
примерами .Ответы к ним находятся на лепестках цветка. Дети должны
решить примеры и собрать цветочек.
1.
2, 8 + 2,85
3,55 + 3,6
3,97 + 2,3
2.
7,2 – 7,08
3,3 – 2,17
4,7 – 4,45
3.
1,59 + 2,41
3,63-2,5
5,36 +3,64
4.
6,2 – 5,9
2,83-1,93
5,3 – 4,7
5.
3,12 + 2,68
7,54 + 5,26
3,59 + 4,61
6.
9,3 – 4,8
7,2 – 4,7
6,1 – 2,6
7.
5,45 + 3,15
2,18 + 3,32
1,67 + 1,53
Ответ:
1 цветочек – 5,65; 0,12; 4; 0,3; 5,8; 4,5; 8,6.
2 цветочек – 7,15; 1,13; 1,13; О,9; 12,8; 2,5; 5,5.
3 цветочек – 6,27; 0,25; 9; 0,6; 8,2; 3,5; 3,2
Слайд17 . «Над жёлтой нивой – купол голубой.
Плывёт как лебедь парус у причала
К огромной нашей Родине любовь
Берёт от малой Родины начало».
Слайд18 .4.Конкурс «В мире животных». Каждой команде раздаются
карточки с заданиями , на них зашифровано название животного. Выполнив
эти задания(примеры на сложение и вычитание десятичных дробей) ребята
определяют , что это за животное и слушаю рассказ о нём.
Ответ: (Щука – 4,3; налим – 1; сом – 1,5)
Слайд19. Справка: Сом – это самая крупная речная Его вес 250 – 350
килограмм А длина тела достигает до 4 метров.. Его иногда называют
«речным поросёнком». У него огромная приплюснутая голова, большие усы
Тело сома чёрного цвета с белыми пятнами. Сом ведёт ночной образ жизни, а
днём он залегает в ямы глубиной до 10 метров, и чем больше рыба, тем
глубже она залегает. Ночью сом кормится живностью, которую ищет на дне,
а также рыбой, лягушками, даже может ловить птиц, которые спокойно
плавают на поверхности воды.
Слайд 20.Ответ: (Лось – 8; Гепард – 4,5; Заяц - 6)
Слайд 21.Справка: Гепард догоняет свою добычу на быстром скаку. Свою
погоню он начинает на скорости 20 метров в секунду. Некоторые гепарды
могут развивать скорость 90 километров в час и даже иногда 110 километров
в час. Гепард считается самым быстрым четвероногим на земле. Но если
жертва сможет продержаться 100 метров, то гепард устаёт , а у добычи
появляется возможность спастись. Ну а если гонка продлится 500 метров,
то гепард остаётся без добычи. Он совсем выбивается из сил и завершает
преследование, тут уж и скорость не поможет.
Слайд22. Ответ: (Сойка – 5,1; Оляпка – 7,2; Ласточка – 8)
Слайд 23.Справка: Оляпка –это маленькая серовато-бурая птичка , которая
ловко перескакивает с камня на камень. Вот она прыгнула в воду и нырнула
на дно. Сквозь прозрачную воду можно увидеть , как птичка бежит, цепляясь
за каменистое дно, помогая себе маленькими крылышками. Через 15 секунд-
птичка снова на берегу , а в клюве у неё добыча —водяное насекомое.
Оляпку часто называют водяным воробьём . Эта маленькая птичка не боится
быстрого течения. Напротив , чем быстрее река, тем больше. она даст пищи
для оляпки. Не боится эта птичка и холода: оперение у неё плотное и густо
смазано жиром. Даже зимой оляпка бегает по дну незамерзающих речушек
и не улетает на юг.
Слайд24
5. Конкурс «Умеешь ли ты решать задачи?» Каждому ученику выдаётся
карточка с задачей. Задачи все различные и разного уровня сложности , но у
всех задач одной команды один и тот же ответ, но об этом дети не знают.
.Каждый ученик самостоятельно решает свою задачу . И какая команда
быстрее и правильно решит все задачи, та и одержит победу в данном
конкурсе.
▲1. Собственная скорость лодки 39,3 км/ч, скорость течения реки, равна 7,3
км/ч. Найти скорость лодки, если она движется по течению реки?
▲2. Собственная скорость лодки 51,4 км/ч, скорость течения реки, равна 4,8
км/ч. Найти скорость лодки, если она движется против течения реки?
▲3. Длина одного отрезка- 52,6 см А другого на 6 см меньше Найти длину
второго отрезка ?
■ 4. За первый час спортсмен пробежал 20,06 км, за второй на 6,48 км
больше чем в первый. Сколько км пробежал спортсмен за два часа?
■ 5. Найти периметр треугольника со сторонами 15,4; 13,8 и 17,4 см.
■ 6. От шнура 71,24см отрезали кусок, длиной 58,92 см. На сколько
отрезанная часть длиннее оставшейся части.
■ 7. Масса груш вместе с ящиком равна 54,16 кг. А масса груш, лежащих в
этом ящике на 7,56 кг меньше .Найти массу груш.
♦ 8.Определить периметр прямоугольника , если у него ширина 9,19 см, а
длина на 4,92 см больше.
♦ 9. Верёвку разрезали на три части так , что длина первой части оказалась
16,7 см, вторая часть на 0,15см короче первой, а третья часть на 3,2 см
короче второй. Найти длину всей верёвки.
♦ 10. В первый день ребята собрали 15,26 кг яблок , а во второй день они
собрали на 2,32 кг яблок больше, чем в первый день. В третий день на 19,08
кг меньше, чем в первый и второй дни вместе. Сколько всего килограммов
яблок ребята собрали за три дня?
Ответ: 46,6.
Задачи второй команде:
▲1. Собственная скорость лодки 41,6 км/ч, скорость течения реки, равна 6,3
км/ч.Найти скорость лодки по течению.
▲2. Собственная скорость лодки 53,3 км/ч ,а скорость течения реки 5,4 км/ч.
Найти скорость лодки против течения.
▲3. Длина одного отрезка равна 58,7 см, а другого на 10,8 см меньше Найти
длину второго отрезка.
■ 4. За первый час спортсмен пробежал 21,18 км, за второй на 5,54 км
больше чем в первый. Сколько км пробежал спортсмен за два часа?
■ 5. Найти периметр треугольника со сторонами 17,8 ; 15,3 ; 14,8 см.
■ 6. От шнура 54,4см отрезали кусок, длиной 51,15 см. На сколько отрезанная
часть длиннее оставшейся части.
■ 7. Масса груш вместе с ящиком равна 49,18 кг. А масса груш, лежащих в
этом ящике на 1,28 кг меньше .Найти массу груш.
♦ 8.Определить периметр прямоугольника , если у него ширина 7,13 см, а
длина на 9,69 см больше.
♦ 9. Верёвку разрезали на три части так , что длина первой части оказалась
14,6 см, вторая часть на 1,27см короче первой, а третья часть на 6,64 см
длиннее второй. Найти длину всей верёвки.
♦ 10. В первый день ребята собрали 16,72 кг яблок , а во второй день они
собрали на 2,61 кг яблок больше, чем в первый день. В третий день на 24,2
кг меньше, чем в первый и второй дни вместе. Сколько всего килограммов
яблок ребята собрали за три дня?
Ответ: 47,9.
Задачи третьей команде:
▲1. Собственная скорость лодки 40,2 км/ч, скорость течения реки, равна 8,2
км/ч. Найти скорость лодки, если она движется по течению реки?
▲2. Собственная скорость лодки 57,2 км/ч, скорость течения реки, равна 8,8
км/ч. Найти скорость лодки, если она движется против течения реки?
▲3. Длина одного отрезка- 54,3 см А другого на 5,9 см меньше Найти длину
второго отрезка ?
■ 4. За первый час спортсмен пробежал 22,17 км, за второй на 4,06 км
больше чем в первый. Сколько км пробежал спортсмен за два часа?
■ 5. Найти периметр треугольника со сторонами 21,6; 12,3 и 14,5 см.
■ 6. От шнура 58,76см отрезали кусок, длиной 53,58 см. На сколько
отрезанная часть длиннее оставшейся части.
■ 7. Масса груш вместе с ящиком равна 50,32 кг. А масса груш, лежащих в
этом ящике на 1,92 кг меньше .Найти массу груш.
♦ 8.Определить периметр прямоугольника , если у него ширина 10,63 см, а
длина на 2,94 см больше.
♦ 9. Верёвку разрезали на три части так , что длина первой части оказалась
13,5 см, вторая часть на 0,25см короче первой, а третья часть на 8,4 см
длиннее второй. Найти длину всей верёвки.
♦ 10. В первый день ребята собрали 15,38 кг яблок , а во второй день они
собрали на 1,26 кг яблок больше, чем в первый день. В третий день на 15,64
кг меньше, чем в первый и второй дни вместе. Сколько всего килограммов
яблок ребята собрали за три дня?
Ответ: 48,4.
Слайд 25.Физкультминутка
Мы хорошо решали задачи , а теперь можно отдохнуть. Все встали, вышли
из-за парт.
Руки в боки, руки –
шире.
Р а з ,
д в а ,
т р и ,
четыре.
Сейчас
попрыгать
мы решили.
Р а з ,
д в а ,
т р и ,
четыре.
Потянулись
–
выше,
выше…
Приседаем
–
ниже,
ниже.
Встали – присели…
Встали – присели…
А теперь за парты
сели.
Тропинка к истине сложна,
И потому в мышленье чистом
Отвага дерзкая нужна,
Не менее, чем альпинистам.
Слайд 27.6)Конкурс «Кто быстрее?»
Каждой команде выдаются карточки с одинаковыми примерами на сложение
и вычитание десятичных дробей.
Чья команда быстрее и правильно решит все примеры , та команда
побеждает.
5,6+8,03-7,99= 5,64
12,9-5,7+6,031=13,231
11,8-5,7+8,65=14,75
45,9+16,51-23,78=38,63
(146,03-97,8)+18,091=66,321
Слайды 28-30. 7. Игра «Меткий стрелок»
2,31+(7,65+8,69)=18,65
14,537-(2,237+5,9)=6,4
(24,302+17,879)-1,302=40,879
Слайд31. «Недаром ребятам смекалка дана –
Во всём и везде помогает она.»
Конкурс капитанов: «Разгадай ребус» Капитаны отгадывают ребус (в
ребусах зашифрованы названия команд)
Вот и закончились наши соревнования .Посмотрим, всадник какой команды
оказался впереди , какая команда стала победителем?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали ,показали чему научились,
показали свои знания на практике
Подведём итог урока:
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Сформулируйте тему , которую мы сегодня закрепляли?
Какие знания понадобились вам сегодня на уроке?
Что понравилось на уроке больше всего ?
Какие трудности у вас возникли?
Что вам помогло справиться с затруднениями на уроке?
Как вы сможете оценить свою работу?
Обсуждается с учащимися ход урока ,подводятся итоги ,выставляются
оценки..
.