Автор: Александрович Людмила Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.А.ХАЛАИМОВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ".
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
детская школа искусств №7
им Г.М.Балаева.
«ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
С.А.ХАЛАИМОВА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ».
(Методические рекомендации).
Составитель: Л.В.Александрович,
преподаватель ДШИ№7
им. Г.М.Балаева
г. Ростов-на-Дону
2017г.
1
2
Фортепианные
произведения
С
.
А
.
Халаимова
для
учащихся
младших
и
средних
классов
.
Фортепианная
музыка
для
детей
–
одно
из
направлений
творческой
деятельности
композиторов Дона. Стал традиционным фестиваль «Донские композиторы – детям»,
который
представляет
всю
палитру
музыкальных
стилей
и
направлений
творчества
ростовских композиторов для детей. Один из композиторов Дона, С.А.Халаимов известен
больше как композитор-песенник. Им написано свыше 700 песен, в т.ч. много песен для
детей.
В
фортепианных
произведениях
он
остается
верен
своему
стилю:
яркие,
запоминающиеся
мелодии,
в
основе
которых
песенные
или
выразительные
речевые
интонации; мир образов, близкий пониманию и чувствам ребенка. Не случайно дети
исполняют фортепианные пьесы С.Халаимова с интересом и удовольствием. Говоря о
мелодизме и песенности, характерных для стиля композитора, отмечаем в то же время,
современность и оригинальность музыкального языка его произведений. Даже в детских
пьесах С.Халаимов зачастую стремится отойти от квадратности в построении фраз и
формы. Так, в пьесе «Руки поспорили» фраза состоит из 5 тактов. Композитор часто
пользуется
интонациями
и
ладами
старинной
и
народной
музыки,
что
придает
его
сочинениям
характерный
колорит.
Интересны
гармонические
сопоставления
тональностей, альтерированные аккорды, что создает некоторые трудности, но, в то же
время, готовит детей к более сложной музыке современных авторов. Исполнение пьес
композитора предполагает равномерное техническое развитие обеих рук, т.к. автор часто
поручает проведение одной и той же темы в разных регистрах попеременно обеим рукам.
Предлагая
фортепианные
пьесы
композитора
для
использования
в
качестве
педагогического
репертуара
учащихся
младших
и
средних
классов
ДМШ,
мы
руководствуемся следующим:
Несмотря
на
то,
что
репертуар
юного
пианиста
чрезвычайно
широк
и
многообразен, он требует постоянного пополнения.
Пропаганда и внедрение музыки ростовских композиторов в качестве учебного
материала для учащихся ДМШ способствуют активизации учебно-воспитательного
процесса,
и
созданию
в
классе
живой,
подлинно
творческой
атмосферы
содружества композитора и исполнителя.
В работе над произведением и ученик, и педагог имеют возможность живого
контакта с композитором, что позволяет на практике осуществлять технологию
«диалога
культур»
(изучение
языка
композитора,
проникновение
в
творческий
замысел, т.е. интерпретация).
Реализуется региональный компонент учебного плана.
Методические комментарии, возможно, предупредят некоторые «подводные камни»
фортепианных пьес С.Халаимова, которые могут встретиться в работе.
С.Халаимов создал в настоящее время около 100 фортепианных сочинений для детей,
изданных в сборниках и отдельными опусами. Методические рекомендации сделаны на
основе обобщения опыта работы над некоторыми из этих пьес с учениками моего класса.
«Хорошо с мамой» - Проходится с учеником в период освоения легато по два-три звука,
одновременно с Этюдами Е.Гнесиной («Фортепианная азбука»№10,11). Подтекстовка,
предложенная композитором, помогает более выразительному «произношению» каждого
мотива. Ребенок получает первоначальные навыки объединения мотивов в фразы.
2
3
«Напев»
-
Пьеса
интересна
тем,
что
можно
показать
ученику
интонационную
выразительность мотивов из трех звуков, объяснить значение слова «напев», а также в
качестве упражнения для освоения legato 2, 3,и 4-м пальцами.
«Осенний напев»- аналогичные задачи, но на более трудном материале.
«Вечерний напев» - Возникает картина спокойного летнего вечернего заката в полях. Мы
с ученицей, вслушиваясь в эту пьесу, придумали следующие слова: «Вот и вечер наступил.
Солнце садится. Потемнело все кругом. Смолкли все птицы. Грустно стало на душе.
Спряталось солнце и закончен день». Образ умиротворенной, как бы поющей, тишины
создается не только красивой мелодией, прозрачной фактурой, удобной для маленькой
детской руки, но главным образом, интересными гармоническими сопоставлениями:
F-
Em-Dm7-Em-Gm-B m и т.д. Следует обратить внимание ученика на то, что при смене
аккордов в левой руке, фраза не разрывается, мелодия ведется legato.В то же время, между
фразами делаем дыхание кистью. Квартаккорд в предпоследнем такте мы заменили на
септиму es-des(из-за маленькой руки ученицы). В тексте есть авторские исполнительские
ремарки, которые помогают созданию образа, и их следует объяснить ученику. В целом,
считаю пьесу очень интересной и полезной для ученика 1 класса.
«
Наигрыш»
-
Пьесу
рекомендую
для
изучения во 2 классе. Написана в форме
расширенного периода. В тактах 9-12
тема изложена полифонически.
Работая над пьесой, объясняю ученику
значение
слова
«наигрыш»
и
его
отличие
от
слов
«напев»,
«игра».
Можно
использовать
синтезатор
(или
«живой»
звук)
для
показа
различных
вариантов
тембров
исполнения
этого
наигрыша, например, флейты, окарины,
гобоя.
Ученик
сам
выберет
наиболее
подходящий.
Размер
6/8
придает
некоторую
танцевальность
теме,
что
также
больше
свойственно наигрышу. В то же время,
данная пьеса по мелодике близка и напевам,
рисует картину сельской природы, (роль квинт в аккомпанементе).
«Пойдем гулять под дождиком" – интересна для освоения различных штрихов. Перед
нами жанровая сценка: ребенок хочет прогуляться под дождиком, попрыгать по лужам, но
ворчливая бабушка сердится – терцовый эпизод.
3
4
«Весенний дождик» - Обе пьесы «про дождик» яркие, танцевального характера. Образ
дождя трактуется композитором как один из динамичных. Пример подтекстовки для
лучшего артикулирования шестнадцатых: «Вот пошел весенний дождик. Кап-кап, кап-кап,
теплый дождик. Дождик, дождичек, припусти! И полей ты нам все цветы. Дождик,
дождичек! Лей сильней! Будет травочка зеленей». По техническим задачам близок пьесе
«Акробат» из сборника Артоболевской и может изучаться параллельно.
«Этюдик»- несмотря на «несерьезное» название, представляет определенные трудности
для ученика 1 класса: трехдольный размер, ровность при передаче движения из руки в
руку. В 17 и 21 тактах есть опасность толчка 1-м пальцем правой руки на слабой доле. Это
нарушит метричность и ровность. Последние 8 тактов помогут ребенку познакомиться с
трезвучием в разных тональностях. Надо проработать этот пассаж по позициям. В 30-м
такте лучше использовать следующую аппликатуру:1-2-4.
Следует избегать излишних акцентов при передаче пассажа из руки в руку в 1-2, 3-4, 9-10,
11-12 тактах, опору делать на середину пассажа. Но более интересной представляется
«игра акцентов»:
Для лучшего осознания ритма и фразировки предлагаем следующую подтекстовку:
Еду я с горочки, еду я с горочки. Весело очень. Весело очень.
Катятся саночки, катятся саночки с горочки снежной, с горочки снежной.
Поднимусь в горку и скачусь с горки, поднимусь снова и спущусь быстро.
Снежные хлопья кружатся над нами и весело очень зимой нам, друзья!
«Маленький этюд» - поставлена техническая задача перекрещивания рук, что развивает
координацию и лучшую ориентацию на клавиатуре. Благодаря остановке и опоре на
терцию, ребенок успевает «перевести дух». Подчеркнем необходимость использования в
качестве вспомогательного материала специальных упражнений, помогающих выработке
навыков свободного движения рук при перекрестном направлении их действия.
Перекрещивание рук способствует раскрепощению плечевого пояса. Этому поможет
также вопросно-ответная динамика:
Определенную трудность представляют двойные ноты (т.т.7,8). Этюд может исполняться
подвинутым
учеником
1
класса
во
втором
полугодии
-
вариант ossia.
Особо
любознательным можно показать композиторскую технику: сравнить, например, 1-й и 5-й
такты, в которых одни и те же ноты проводятся по- иному и создают новую мелодию.
4
5
«Руки поспорили»- Для 1-2 класса. Пьеса в пианистическом плане не очень удобная, но
интересна, во-первых, гармонией: если играть отдельно партии правой и левой рук, слух
настраивается на разные тональности.
Во-вторых,
использованием
секунд,
координационными
задачами,
своеобразной
полиритмией.
Практика показала, что
правая и левая рука секунду часто берут не
одновременно. Над этим надо специально работать. Такты 13-15 представляют одну фразу,
поэтому рекомендуем играть мелодию правой рукой, а левая рука в т.13 играет только
«соль ». Для лучшего исполнения секунды staccato в т.20, ноту «соль» исполняем левой
рукой. В 22 такте - аналогично. При исполнении пьесы ученица акцентировала вторую
долю, что нарушало трехдольность. Надо объяснить, что
ведущая рука (несмотря на
название) – правая. Помимо специальных упражнений предлагаю подтекстовку, которая
поможет организовать ритм, а также выявить характер пьесы:
«-Руки поспорили, кто же важнее из них.(2 раза)
-Сказала правая: «Самая главная - я»,
левая только смеялась: «Ведь мы же друзья» (2раза).
« Ходит мишка по лесу». Пьеса полезна для закрепления нот в басовом ключе. Яркий
«музыкальный портрет».
«Колыбельная»-
Для 1- 2 класса. Удобная пьеса для отработки legato небольших
мотивов в двух руках.
Произведения крупной формы.
«Сонатина Фа-маж» («Две легкие сонатины»). Примерная трудность—4 класс.
Главная
партия
(начало–т.12).представляет
собой
красивую
светлую
мелодию,
несколько
стилизованную «под старину». Проводится вначале в правой, а затем в левой руке –
прием, часто встречающийся в пьесах С.Халаимова.
5
6
Исполнительская
задача
заключается
в
тщательной
отработке
мелких
штрихов,
равноценности
звучания
темы
в
разных
регистрах,
сбалансированности
мелодии
и
аккомпанемента. Цезуры между второй и третьей фразами, и аналогичными следует
делать
не
кистевым
движением,
а
легким
«снятием»
пальца.
Предлагаемый
вариант
аппликатуры поможет выразительнее артикулировать тему левой рукой.
Связующая партия (т.т.13-16) подготавливает побочную партию танцевального характера
(т.т.17-22). Трудность представляет партия левой руки. Следует поучить отдельно линию
терций, играть их с опорой, облегчая кисть к 5-му пальцу. Бодрая заключительная партия
(т.т.23- 28) интересна ладовым сопоставлением d-moll и Des-dur,аккордами арпеджиато в
левой руке, которые требуют отдельной отработки.
Разработочная
часть представляет видоизмененный
первый мотив главной партии
(пониженная VIступень, переход в минор) делают музыку жалобной и нерешительной.
П е р е х о д
к репризе
осуществляется
через
секвенционное
проведение
мотивов
шестнадцатыми. Главная тема в репризе начинается в левой руке и ее появление ученик
должен осознать и ярко провести, передав затем в правую руку. Расширение главной
партии на 2 такта исполняется sub.f , а
связующая партия начинается р и leggierо, после
цезуры.
Обращаем
внимание
ученика
на
авторские
акценты
в побочной
партии.
Педализация возможна и зависит от индивидуальных возможностей ученика.
Сонатина №7(d-moll) - написана в 2009 году. Примерная трудность – 3 - 4класс. По
образному
строю
близка
известным
Сонатинам
Гедике,
Берковича,
вводит
в
мир
радостного, беззаботного детства. Написана в традиционной для сонатин форме. В то же
время, в построении тем есть оригинальные особенности, так,
главная партия состоит из
двух предложений: первое -8 тактов, а второе 4т. Краткая вставка заменяет связующую
партию (т.13). Побочная партия в F-dur начинается с затакта и имеет расширение (т.т.22-
25).
Композитор
объяснил
смысл
этого
расширения
так:
«есть
понятие
«драматический
п р о р ы в » ,
к о г д а
в
кульминацию
побочной
п а р т и и
п р о н и к а е т
видоизмененный
материал главной партии.
Тонкий
слой
побочной
партии
прорывается
и
ч е р е з
н е г о
прослушиваются
образы
г л а в н о й
п а р т и и » :
Заключительная
п а р т и я
(т.т.26-31) подготавливает
Разработку
( т. т. 3 2 - 4 7 ) ,
которая
п р ед с т а вл я е т
с о б о й
д в е
в о л н ы
разработочного
развития,
разделенных
цезурой,
и
доминантовый
предыкт.
С л е д у е т
о б р а т и т ь
внимание ученика на то,
ч т о ,
н е с м о т р я
н а
отсутствие
доминанты
«ля» в басу в тактах 42-47, предыкт угадывается, т.к. «ля» постоянно звучит в правой руке.
6
7
В репризе главная партия не повторяет в точности экспозицию, на что надо обратить
внимание
ученика.
Меняется
характер,
легкость
подчеркивается
динамикой
( р),
форшлагом, увеличением количества «взлетающих» пассажей шестнадцатых. Связующая
партия расширена и приводит к побочной партии в основной тональности d-moll. Какие
задачи надо поставить при разучивании этой Сонатины?
Добиться
легкости,
отчетливости,
точности,
выпуклой
артикуляции
штрихов,
соблюдения акцентов;
«Инструментовать» проведение всех тем (учесть характерный прием композитора –
проводить
мелодию
в
разных
регистрах,
а
также
яркость
самих
тем),
найти
звучание, приближающееся по тембру к соответствующему тембру инструмента
симфонического оркестра. (См. побочную партию)
Обратить
внимание
на
линию
стаккато
в
левой
руке
(главная
партия)
и
динамические
оттенки,
указанные
композитором.
Точное
соблюдение
их
способствует цельности фразы.
Подумать с учеником, почему композитор между тактами 37 и 38 поставил знак
цезуры.
Обратить внимание, что в сонатине нет лирической кантиленой темы и вся она
пронизана скерцозностью, юмором, стремительна и динамична. Побочная партия
начинается в том же такте, где заканчивается связка, и нужно, соответственно,
выполнить указания динамики (см.т.т.14,64).
Вариант аппликатуры в такте45:
«Вариации на тему чешской народной песни «О чем щебечет птичка» - интересный
пример «свободных вариаций» для 3 класса. Рассмотрим работу над этим произведением
с
позиций
использования
приемов
технологии
«диалога
культур».
Духовная
связь
исполнителя с композитором и его произведением выражается в эмоциональном отклике,
сопереживании, сопричастности к происходящим событиям внешней и внутренней жизни.
Чешская народная песня, лежащая в основе вариаций, очень мелодичная, красивая и
выразительная, обязательно найдет отклик у ребенка и побудит его к поиску смысла
песни, и соответственно, средств исполнительской выразительности. Овладевая языком
определенной культуры (в настоящем случае, языком культуры чешской народной песни,
языком культуры композитора, языком музыкальной формы вариаций), ребенок внедряет
ее в свое сознание, овладевает ее нормами и сам становится носителем этой культуры.
Исходя
из
положения
о
диалогичности
самого
содержания
произведения
искусства,
начинаем с учеником анализ пьесы уже с названия: «вариации» - это «изменение», это
музыкальная форма; рассмотрим примеры вариаций в танце, балете, одежде, архитектуре,
литературе и т.д. Затем рассуждаем о характере музыки народной песни, думаем, о чем же
говорит название и как это можно воплотить в музыке. И лишь затем проигрываем
7
8
Вариации и проверяем свои предположения. Мы видим, что музыка каждой вариации
показывает разные эмоциональные состояния: здесь и деловитость, и печаль, и радостная
«порхающая» легкость, и танцевальность. Но, в то же время, это цельное произведение.
Отсюда исполнительская задача: при смене размеров, темпов, характера, штрихов и пр. в
каждой вариации, сохранить единство формы.
В I вариации есть интересный танцевальный момент (т.т.17,18,19) –ритмика чешского
народного танца Фуриант : в трехдольность вводится двудольный ритм. Исполнение этого
двутакта и аналогичного в т.т.42,44 представляют определенную трудность для ребенка.
При переходе ко II вариации композитором обыгрывается интонация нисходящей малой
секунды, интонация «жалобы». Вот повод поговорить с учеником о роли интонации в
музыке. Эта интонация затем интересно развивается во II вариации в партии левой руки,
Надо добиться, чтобы ученик, сохраняя единство исполнения интонационного штриха в
левой руке, выразительно пропевал более протяженную мелодию правой рукой.
Представляет
определенную
трудность
возвращение
к
первоначальному
темпу
при
переходе
к
последнему
разделу.
Этот
раздел
(Coda)
демонстрирует
интересный
композиторский прием, своего рода игру в «музыкальные кубики». Обозначим фразы
темы вариаций как A,
B,
C
и D.Посмотрим, в каком порядке появляются эти фразы в
коде:
Уверена,
что
это
заинтересует
любого
ученика,
а
также
поможет
ему
быстро
выучить и выразительно играть как начало,
т а к
и
к о д у
Вариаций.
К р ом е
8
9
вышеперечисленного,
данное
произведение
полезно
с
технической
стороны,
т.к.
равномерно
развивает
навыки
выразительного
интонирования
в
обеих
руках.
Мы
сознательно не останавливаемся на различных технологических приемах преодоления
технических
трудностей,
предполагая
достаточную
осведомленность
и
методическую
оснащенность преподавателя. Вариации неоднократно проходились с учениками моего
класса и всегда доставляли радость работы и исполнения как ученику, так и педагогу.
Вариации на тему белорусской народной песни «Перепелочка»- примерная трудность -
2класс. Может изучаться как полифоническая пьеса (пример подголосочной полифонии).
Кроме разобранных пьес издано и готовится к печати еще достаточно много пьес, сонатин,
вариаций и ансамблей С.А.Халаимова, достойных внимания преподавателей и учащихся.
Сборники и отдельные фортепианные произведения можно найти на сайте композитора.
9