Напоминание

"ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.А.ХАЛАИМОВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ".


Автор: Александрович Людмила Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.А.ХАЛАИМОВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ".
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств №7

им Г.М.Балаева.

«ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

С.А.ХАЛАИМОВА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ».

(Методические рекомендации).

Составитель: Л.В.Александрович,

преподаватель ДШИ№7

им. Г.М.Балаева

г. Ростов-на-Дону

2017г.

1

2

Фортепианные

произведения

С

.

А

.

Халаимова

для

учащихся

младших

и

средних

классов

.

Фортепианная

музыка

для

детей

одно

из

направлений

творческой

деятельности

композиторов Дона. Стал традиционным фестиваль «Донские композиторы – детям»,

который

представляет

всю

палитру

музыкальных

стилей

и

направлений

творчества

ростовских композиторов для детей. Один из композиторов Дона, С.А.Халаимов известен

больше как композитор-песенник. Им написано свыше 700 песен, в т.ч. много песен для

детей.

В

фортепианных

произведениях

он

остается

верен

своему

стилю:

яркие,

запоминающиеся

мелодии,

в

основе

которых

песенные

или

выразительные

речевые

интонации; мир образов, близкий пониманию и чувствам ребенка. Не случайно дети

исполняют фортепианные пьесы С.Халаимова с интересом и удовольствием. Говоря о

мелодизме и песенности, характерных для стиля композитора, отмечаем в то же время,

современность и оригинальность музыкального языка его произведений. Даже в детских

пьесах С.Халаимов зачастую стремится отойти от квадратности в построении фраз и

формы. Так, в пьесе «Руки поспорили» фраза состоит из 5 тактов. Композитор часто

пользуется

интонациями

и

ладами

старинной

и

народной

музыки,

что

придает

его

сочинениям

характерный

колорит.

Интересны

гармонические

сопоставления

тональностей, альтерированные аккорды, что создает некоторые трудности, но, в то же

время, готовит детей к более сложной музыке современных авторов. Исполнение пьес

композитора предполагает равномерное техническое развитие обеих рук, т.к. автор часто

поручает проведение одной и той же темы в разных регистрах попеременно обеим рукам.

Предлагая

фортепианные

пьесы

композитора

для

использования

в

качестве

педагогического

репертуара

учащихся

младших

и

средних

классов

ДМШ,

мы

руководствуемся следующим:

Несмотря

на

то,

что

репертуар

юного

пианиста

чрезвычайно

широк

и

многообразен, он требует постоянного пополнения.

Пропаганда и внедрение музыки ростовских композиторов в качестве учебного

материала для учащихся ДМШ способствуют активизации учебно-воспитательного

процесса,

и

созданию

в

классе

живой,

подлинно

творческой

атмосферы

содружества композитора и исполнителя.

В работе над произведением и ученик, и педагог имеют возможность живого

контакта с композитором, что позволяет на практике осуществлять технологию

«диалога

культур»

(изучение

языка

композитора,

проникновение

в

творческий

замысел, т.е. интерпретация).

Реализуется региональный компонент учебного плана.

Методические комментарии, возможно, предупредят некоторые «подводные камни»

фортепианных пьес С.Халаимова, которые могут встретиться в работе.

С.Халаимов создал в настоящее время около 100 фортепианных сочинений для детей,

изданных в сборниках и отдельными опусами. Методические рекомендации сделаны на

основе обобщения опыта работы над некоторыми из этих пьес с учениками моего класса.

«Хорошо с мамой» - Проходится с учеником в период освоения легато по два-три звука,

одновременно с Этюдами Е.Гнесиной («Фортепианная азбука»№10,11). Подтекстовка,

предложенная композитором, помогает более выразительному «произношению» каждого

мотива. Ребенок получает первоначальные навыки объединения мотивов в фразы.

2

3

«Напев»

-

Пьеса

интересна

тем,

что

можно

показать

ученику

интонационную

выразительность мотивов из трех звуков, объяснить значение слова «напев», а также в

качестве упражнения для освоения legato 2, 3,и 4-м пальцами.

«Осенний напев»- аналогичные задачи, но на более трудном материале.

«Вечерний напев» - Возникает картина спокойного летнего вечернего заката в полях. Мы

с ученицей, вслушиваясь в эту пьесу, придумали следующие слова: «Вот и вечер наступил.

Солнце садится. Потемнело все кругом. Смолкли все птицы. Грустно стало на душе.

Спряталось солнце и закончен день». Образ умиротворенной, как бы поющей, тишины

создается не только красивой мелодией, прозрачной фактурой, удобной для маленькой

детской руки, но главным образом, интересными гармоническими сопоставлениями:

F-

Em-Dm7-Em-Gm-B m и т.д. Следует обратить внимание ученика на то, что при смене

аккордов в левой руке, фраза не разрывается, мелодия ведется legato.В то же время, между

фразами делаем дыхание кистью. Квартаккорд в предпоследнем такте мы заменили на

септиму es-des(из-за маленькой руки ученицы). В тексте есть авторские исполнительские

ремарки, которые помогают созданию образа, и их следует объяснить ученику. В целом,

считаю пьесу очень интересной и полезной для ученика 1 класса.

«

Наигрыш»

-

Пьесу

рекомендую

для

изучения во 2 классе. Написана в форме

расширенного периода. В тактах 9-12

тема изложена полифонически.

Работая над пьесой, объясняю ученику

значение

слова

«наигрыш»

и

его

отличие

от

слов

«напев»,

«игра».

Можно

использовать

синтезатор

(или

«живой»

звук)

для

показа

различных

вариантов

тембров

исполнения

этого

наигрыша, например, флейты, окарины,

гобоя.

Ученик

сам

выберет

наиболее

подходящий.

Размер

6/8

придает

некоторую

танцевальность

теме,

что

также

больше

свойственно наигрышу. В то же время,

данная пьеса по мелодике близка и напевам,

рисует картину сельской природы, (роль квинт в аккомпанементе).

«Пойдем гулять под дождиком" – интересна для освоения различных штрихов. Перед

нами жанровая сценка: ребенок хочет прогуляться под дождиком, попрыгать по лужам, но

ворчливая бабушка сердится – терцовый эпизод.

3

4

«Весенний дождик» - Обе пьесы «про дождик» яркие, танцевального характера. Образ

дождя трактуется композитором как один из динамичных. Пример подтекстовки для

лучшего артикулирования шестнадцатых: «Вот пошел весенний дождик. Кап-кап, кап-кап,

теплый дождик. Дождик, дождичек, припусти! И полей ты нам все цветы. Дождик,

дождичек! Лей сильней! Будет травочка зеленей». По техническим задачам близок пьесе

«Акробат» из сборника Артоболевской и может изучаться параллельно.

«Этюдик»- несмотря на «несерьезное» название, представляет определенные трудности

для ученика 1 класса: трехдольный размер, ровность при передаче движения из руки в

руку. В 17 и 21 тактах есть опасность толчка 1-м пальцем правой руки на слабой доле. Это

нарушит метричность и ровность. Последние 8 тактов помогут ребенку познакомиться с

трезвучием в разных тональностях. Надо проработать этот пассаж по позициям. В 30-м

такте лучше использовать следующую аппликатуру:1-2-4.

Следует избегать излишних акцентов при передаче пассажа из руки в руку в 1-2, 3-4, 9-10,

11-12 тактах, опору делать на середину пассажа. Но более интересной представляется

«игра акцентов»:

Для лучшего осознания ритма и фразировки предлагаем следующую подтекстовку:

Еду я с горочки, еду я с горочки. Весело очень. Весело очень.

Катятся саночки, катятся саночки с горочки снежной, с горочки снежной.

Поднимусь в горку и скачусь с горки, поднимусь снова и спущусь быстро.

Снежные хлопья кружатся над нами и весело очень зимой нам, друзья!

«Маленький этюд» - поставлена техническая задача перекрещивания рук, что развивает

координацию и лучшую ориентацию на клавиатуре. Благодаря остановке и опоре на

терцию, ребенок успевает «перевести дух». Подчеркнем необходимость использования в

качестве вспомогательного материала специальных упражнений, помогающих выработке

навыков свободного движения рук при перекрестном направлении их действия.

Перекрещивание рук способствует раскрепощению плечевого пояса. Этому поможет

также вопросно-ответная динамика:

Определенную трудность представляют двойные ноты (т.т.7,8). Этюд может исполняться

подвинутым

учеником

1

класса

во

втором

полугодии

-

вариант ossia.

Особо

любознательным можно показать композиторскую технику: сравнить, например, 1-й и 5-й

такты, в которых одни и те же ноты проводятся по- иному и создают новую мелодию.

4

5

«Руки поспорили»- Для 1-2 класса. Пьеса в пианистическом плане не очень удобная, но

интересна, во-первых, гармонией: если играть отдельно партии правой и левой рук, слух

настраивается на разные тональности.

Во-вторых,

использованием

секунд,

координационными

задачами,

своеобразной

полиритмией.

Практика показала, что

правая и левая рука секунду часто берут не

одновременно. Над этим надо специально работать. Такты 13-15 представляют одну фразу,

поэтому рекомендуем играть мелодию правой рукой, а левая рука в т.13 играет только

«соль ». Для лучшего исполнения секунды staccato в т.20, ноту «соль» исполняем левой

рукой. В 22 такте - аналогично. При исполнении пьесы ученица акцентировала вторую

долю, что нарушало трехдольность. Надо объяснить, что

ведущая рука (несмотря на

название) – правая. Помимо специальных упражнений предлагаю подтекстовку, которая

поможет организовать ритм, а также выявить характер пьесы:

«-Руки поспорили, кто же важнее из них.(2 раза)

-Сказала правая: «Самая главная - я»,

левая только смеялась: «Ведь мы же друзья» (2раза).

« Ходит мишка по лесу». Пьеса полезна для закрепления нот в басовом ключе. Яркий

«музыкальный портрет».

«Колыбельная»-

Для 1- 2 класса. Удобная пьеса для отработки legato небольших

мотивов в двух руках.

Произведения крупной формы.

«Сонатина Фа-маж» («Две легкие сонатины»). Примерная трудность—4 класс.

Главная

партия

(начало–т.12).представляет

собой

красивую

светлую

мелодию,

несколько

стилизованную «под старину». Проводится вначале в правой, а затем в левой руке –

прием, часто встречающийся в пьесах С.Халаимова.

5

6

Исполнительская

задача

заключается

в

тщательной

отработке

мелких

штрихов,

равноценности

звучания

темы

в

разных

регистрах,

сбалансированности

мелодии

и

аккомпанемента. Цезуры между второй и третьей фразами, и аналогичными следует

делать

не

кистевым

движением,

а

легким

«снятием»

пальца.

Предлагаемый

вариант

аппликатуры поможет выразительнее артикулировать тему левой рукой.

Связующая партия (т.т.13-16) подготавливает побочную партию танцевального характера

(т.т.17-22). Трудность представляет партия левой руки. Следует поучить отдельно линию

терций, играть их с опорой, облегчая кисть к 5-му пальцу. Бодрая заключительная партия

(т.т.23- 28) интересна ладовым сопоставлением d-moll и Des-dur,аккордами арпеджиато в

левой руке, которые требуют отдельной отработки.

Разработочная

часть представляет видоизмененный

первый мотив главной партии

(пониженная VIступень, переход в минор) делают музыку жалобной и нерешительной.

П е р е х о д

к репризе

осуществляется

через

секвенционное

проведение

мотивов

шестнадцатыми. Главная тема в репризе начинается в левой руке и ее появление ученик

должен осознать и ярко провести, передав затем в правую руку. Расширение главной

партии на 2 такта исполняется sub.f , а

связующая партия начинается р и leggierо, после

цезуры.

Обращаем

внимание

ученика

на

авторские

акценты

в побочной

партии.

Педализация возможна и зависит от индивидуальных возможностей ученика.

Сонатина №7(d-moll) - написана в 2009 году. Примерная трудность – 3 - 4класс. По

образному

строю

близка

известным

Сонатинам

Гедике,

Берковича,

вводит

в

мир

радостного, беззаботного детства. Написана в традиционной для сонатин форме. В то же

время, в построении тем есть оригинальные особенности, так,

главная партия состоит из

двух предложений: первое -8 тактов, а второе 4т. Краткая вставка заменяет связующую

партию (т.13). Побочная партия в F-dur начинается с затакта и имеет расширение (т.т.22-

25).

Композитор

объяснил

смысл

этого

расширения

так:

«есть

понятие

«драматический

п р о р ы в » ,

к о г д а

в

кульминацию

побочной

п а р т и и

п р о н и к а е т

видоизмененный

материал главной партии.

Тонкий

слой

побочной

партии

прорывается

и

ч е р е з

н е г о

прослушиваются

образы

г л а в н о й

п а р т и и » :

Заключительная

п а р т и я

(т.т.26-31) подготавливает

Разработку

( т. т. 3 2 - 4 7 ) ,

которая

п р ед с т а вл я е т

с о б о й

д в е

в о л н ы

разработочного

развития,

разделенных

цезурой,

и

доминантовый

предыкт.

С л е д у е т

о б р а т и т ь

внимание ученика на то,

ч т о ,

н е с м о т р я

н а

отсутствие

доминанты

«ля» в басу в тактах 42-47, предыкт угадывается, т.к. «ля» постоянно звучит в правой руке.

6

7

В репризе главная партия не повторяет в точности экспозицию, на что надо обратить

внимание

ученика.

Меняется

характер,

легкость

подчеркивается

динамикой

( р),

форшлагом, увеличением количества «взлетающих» пассажей шестнадцатых. Связующая

партия расширена и приводит к побочной партии в основной тональности d-moll. Какие

задачи надо поставить при разучивании этой Сонатины?

Добиться

легкости,

отчетливости,

точности,

выпуклой

артикуляции

штрихов,

соблюдения акцентов;

«Инструментовать» проведение всех тем (учесть характерный прием композитора –

проводить

мелодию

в

разных

регистрах,

а

также

яркость

самих

тем),

найти

звучание, приближающееся по тембру к соответствующему тембру инструмента

симфонического оркестра. (См. побочную партию)

Обратить

внимание

на

линию

стаккато

в

левой

руке

(главная

партия)

и

динамические

оттенки,

указанные

композитором.

Точное

соблюдение

их

способствует цельности фразы.

Подумать с учеником, почему композитор между тактами 37 и 38 поставил знак

цезуры.

Обратить внимание, что в сонатине нет лирической кантиленой темы и вся она

пронизана скерцозностью, юмором, стремительна и динамична. Побочная партия

начинается в том же такте, где заканчивается связка, и нужно, соответственно,

выполнить указания динамики (см.т.т.14,64).

Вариант аппликатуры в такте45:

«Вариации на тему чешской народной песни «О чем щебечет птичка» - интересный

пример «свободных вариаций» для 3 класса. Рассмотрим работу над этим произведением

с

позиций

использования

приемов

технологии

«диалога

культур».

Духовная

связь

исполнителя с композитором и его произведением выражается в эмоциональном отклике,

сопереживании, сопричастности к происходящим событиям внешней и внутренней жизни.

Чешская народная песня, лежащая в основе вариаций, очень мелодичная, красивая и

выразительная, обязательно найдет отклик у ребенка и побудит его к поиску смысла

песни, и соответственно, средств исполнительской выразительности. Овладевая языком

определенной культуры (в настоящем случае, языком культуры чешской народной песни,

языком культуры композитора, языком музыкальной формы вариаций), ребенок внедряет

ее в свое сознание, овладевает ее нормами и сам становится носителем этой культуры.

Исходя

из

положения

о

диалогичности

самого

содержания

произведения

искусства,

начинаем с учеником анализ пьесы уже с названия: «вариации» - это «изменение», это

музыкальная форма; рассмотрим примеры вариаций в танце, балете, одежде, архитектуре,

литературе и т.д. Затем рассуждаем о характере музыки народной песни, думаем, о чем же

говорит название и как это можно воплотить в музыке. И лишь затем проигрываем

7

8

Вариации и проверяем свои предположения. Мы видим, что музыка каждой вариации

показывает разные эмоциональные состояния: здесь и деловитость, и печаль, и радостная

«порхающая» легкость, и танцевальность. Но, в то же время, это цельное произведение.

Отсюда исполнительская задача: при смене размеров, темпов, характера, штрихов и пр. в

каждой вариации, сохранить единство формы.

В I вариации есть интересный танцевальный момент (т.т.17,18,19) –ритмика чешского

народного танца Фуриант : в трехдольность вводится двудольный ритм. Исполнение этого

двутакта и аналогичного в т.т.42,44 представляют определенную трудность для ребенка.

При переходе ко II вариации композитором обыгрывается интонация нисходящей малой

секунды, интонация «жалобы». Вот повод поговорить с учеником о роли интонации в

музыке. Эта интонация затем интересно развивается во II вариации в партии левой руки,

Надо добиться, чтобы ученик, сохраняя единство исполнения интонационного штриха в

левой руке, выразительно пропевал более протяженную мелодию правой рукой.

Представляет

определенную

трудность

возвращение

к

первоначальному

темпу

при

переходе

к

последнему

разделу.

Этот

раздел

(Coda)

демонстрирует

интересный

композиторский прием, своего рода игру в «музыкальные кубики». Обозначим фразы

темы вариаций как A,

B,

C

и D.Посмотрим, в каком порядке появляются эти фразы в

коде:

Уверена,

что

это

заинтересует

любого

ученика,

а

также

поможет

ему

быстро

выучить и выразительно играть как начало,

т а к

и

к о д у

Вариаций.

К р ом е

8

9

вышеперечисленного,

данное

произведение

полезно

с

технической

стороны,

т.к.

равномерно

развивает

навыки

выразительного

интонирования

в

обеих

руках.

Мы

сознательно не останавливаемся на различных технологических приемах преодоления

технических

трудностей,

предполагая

достаточную

осведомленность

и

методическую

оснащенность преподавателя. Вариации неоднократно проходились с учениками моего

класса и всегда доставляли радость работы и исполнения как ученику, так и педагогу.

Вариации на тему белорусской народной песни «Перепелочка»- примерная трудность -

2класс. Может изучаться как полифоническая пьеса (пример подголосочной полифонии).

Кроме разобранных пьес издано и готовится к печати еще достаточно много пьес, сонатин,

вариаций и ансамблей С.А.Халаимова, достойных внимания преподавателей и учащихся.

Сборники и отдельные фортепианные произведения можно найти на сайте композитора.

9



В раздел образования