Напоминание

"Рекомендации для родителей детей с РАС"


Автор: Маслова Маргарита Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №13 "Веснушки"
Населённый пункт: г. Реутов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рекомендации для родителей детей с РАС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №13 «Веснушки»

143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный пр-т, д.74 тел/факс 8(498)661-48-22

Рекомендации родителям детей с РАС

педагога – психолога

Масловой Маргариты Борисовны

г. Реутов

В кругу семьи в области становления социально - эмоционального

развития ребенка:

Отслеживайте стереотипные

проявления ребенка, придумывайте, на что

похоже

эти

действия,

обыгрывайте

их,

разворачивайте

вокруг

них

игровой сюжет, обогащайте стереотипы новыми вариантами движений,

вокализации,

эмоциональных

состояний.

Поддерживайте

элементы

общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого.

Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру.

Заинтересованное выполнение вами режимных моментов и не безразличное

отношение к ребенку, стимулирует его активность, будет вызывать у него

потребность в контакте. Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим

действиям.

Выразительно

комментируйте

типичные

действия

ребенка,

связанные с такими режимными моментами, как кормление, одевание,

купание,

засыпание

и

тому

подобное.

Такие

ритуалы

базируются

на

повторяющихся ритмах, что вызывает у ребенка чувство преемственности и

неизменности, подготовленность к последовательным событиям. Понятно,

что необходимо опираться на эти повторения, привнося различные вариации,

которые пробуждают у ребенка интерес к определенным действиям. При

тактильном контакте с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая

даже

проявления

собственного

недовольства

его

поведением.

При

этом

учитывайте, что аутичный ребенок способен понимать ваши чувства и речи.

Применяйте (как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких

требований

и

инструкций

с

целью

налаживания

эмоционально

благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок

может не обращать на вас внимание. Когда идете с ребенком, например,

по

ступенькам,

можно произносить соответствующий текст: «вверх (или

вниз) по ступенькам идем, топ-топ-топ-топ».

Важным

здесь

является

ритмизация текста, которая совпадает по времени с ритмичным движениями

тела.

Так,

качая

ребенка,

высказывайте

ритмичное

раскачивание

с

помощью

песенки

или

стихотворения.

Постоянно

стимулируйте

2

эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья

на деревьях, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую

траву, цветы; на загрязненные места в

природной среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые,

уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте

ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации,

слова и словосочетания; одобряйте такую ее поведение. Присоединяйтесь к

действиям

ребенка, а затем постепенно добавляйте многообразие

этим

действиям, тактично настаивайте на совместных действиях.

Советы родителям при развитии игровой деятельности ребенка:

1. Ведите подробные записи своих наблюдений за малейшими деталями

поведения ребенка. Чем именно занимается ребенок? Как долго осуществляет

это или иное стереотипное действие? Делает перерыв в этом?

Куда смотрит? Как реагирует, когда ее пытаются отвлечь?

2. Присоединяйтесь к действиям ребенка. Такие действия дают

возможность видеть и почувствовать то, что видит и чувствует ребенок при

этом. Также это хороший способ донести ребенку, что его любят, желают с

ним общаться и хотят быть рядом с ним, тем самым, вызывая у ребенка

желание, присоединиться к реальному миру. В то же время важно, что

повторение поведения ребенка со стороны взрослого, вызывает у него

чувство недоумения и одновременно является хорошей "ловушкой"

внимания.

3.

Всеми

возможными

способами

пытайтесь

передать,

что

мир

не

представляет для ребенка угрозу, его здесь ждут и любят. Завораживающе,

захватывайте своими словами и действиями ребенка так, чтобы он понял, что

в реальном мире его ждут радость и счастье, по сравнению с его нынешним

состоянием одинокого существования.

4.

Любое

включение

в

игру

ребенка

сопровождайте

эмоционально-

смысловым комментарием, предоставляя ситуацию, в которой ребенок

проявляет себя, положительно эмоциональную окраску и игровой смысл.

3

Например, если ребенок машет кистями рук, посмотреть, на что это похоже и

сказать:

«Полетели,

полетели,

на

головку

сели»,

или

«Быстро,

быстро

помахали, а теперь медленно»; когда ребенок раскачивается, можно, говоря в

такт движений ребенка - «Влево, вправо, влево, вправо» или «Один, два, три-

стоп!»

и

др.

Подобные

комментарии

используйте

и

как

основу

для

обыгрывания определенных эпизодов сюжета, его развития и детализации.

5.

Помещение

для

занятий

организуйте

таким

образом,

чтобы

была

максимальная простота в обстановке, отсутствие каких-либо отвлекающих

факторов, поскольку на первом этапе впечатления ребенка должны быть

максимально ясными и простыми для восприятия.

6. Для установления зрительного контакта используйте те предметы, которые

действительно интересуют ребенка. Это может быть пища (каша,

сок, конфеты), игрушки. Так, примером может служить составление пазлов:

сначала необходимо сесть напротив ребенка так, чтобы ему было удобно на

вас смотреть. Пазл, если ребенку очень нравится составлять его, подносить к

своему лицу и ждать встречи взглядов. Встретившись с ребенком глазами,

улыбнуться и сказать слово «пазл». Таким образом, можно установить

зрительный контакт около тридцати четырех раз. Постепенно ребенок начнет

привыкать,

что

после

того

как

он

смотрит

в

глаза,

происходит

нечто

приятное. Итак, смотреть в глаза это хорошо.

7. Расширяйте сенсорный опыт ребенка: необходимо насыщать тело

различными

физическими

движениями

(развивать

крупную

моторику,

гладить, щекотать, брать на руки и подбрасывать в воздух), вводить в занятия

ритмические

упражнения,

распространять

тактильный

опыт

через

естественные

материалы:

ходить

босиком

по

траве,

песку,

земле,

дать

прикоснуться к веточкам, траве, почувствовать теплую и холодную воду и

тому подобное.

В кругу семьи, развивая речь:

Будьте внимательны к интересам ребенка. Сделайте его интерес общим для

вас обоих: приобщитесь к рассмотрению предмета, который заинтересовал

4

ребенка,

продемонстрируйте

возможные

действия

с

ним,

расскажите

о

предмете и тому подобное. Используйте любую ситуацию для обнаружения и

расширения

возможности

совместного

интереса,

например,

можно

рассматривать и прислушиваться к звучанию музыкальных

инструментов

или погремушек, наблюдать за дождем за окном, манипулировать игрушкой,

рассматривать

книжки,

есть

вместе.

При

каждой

возможно сти

присоединяйтесь

к

деятельности

ребенка

и

имитируйте

его

движения

и

действия.

Делайте

паузы

и

наблюдайте:

ожидает

он

продолжения

или

отвечает тем же действием. Постепенно изменяя, модернизируйте действия,

предоставляя им определенный смысл, превращая в игровую деятельность.

То

же

касается

и

имитации

любых

вербальных

проявлений

ребенка.

Впоследствии это может превращаться в словесные игры (подбор слов на

начальный звук, преобразования вокализаций ребенка на слова или песенки и

т.д.).

Есте ственно

будет

использовать

фрагменты

с о ц и а л ь н о -

коммуникативных

игр

(«ку-ку»,

«идет

коза

рогатая

...»

и

т.д.)

с

целью

демонстрации

социального

поведения

(зрительный

контакт,

вариативная

мимика и интонации, движения тела, уместны жесты). Если ребенок во время

игры

прерывает

зрительный

контакт,

прекратите

играть

и

восстановите

попытки при условии восстановления зрительного контакта. Важно поощрять

детей к подражанию. Такие звукоподражания как, «тук-тук», «бум», «вжик»,

«кх-кх», и другие можно использовать с целью проиллюстрировать свои или

чьи-либо действия или содержание прочитанного (рассказанного). С целью

научить ребенка комбинировать слова в словосочетание советуем активно

использовать

реальные

объекты

и

события,

фотографии,

графические

изображения, всю доступную наглядность, чтобы продемонстрировать и

прокомментировать категории субъект -объектного взаимодействия, действия

с предметами и их свойства (признаки). Если ребенок научился подражать

хотя бы нескольким звукам, его словарный запас надо пытаться расширить

для того, чтобы в будущем эти

5

звуки могли иметь определенное значение. Сначала повторять простейшие

звуки, потом их более сложные сочетания. Из отработанных звуков в

дальнейшем

формируют

первые

слова.

Увиденное

во

время

прогулки,

полезно

было

бы

закрепить

в

другой

ситуации,

используя

фотографии,

рисунки

или

игрушки

для

иллюстрации.

Как

обычно,

начинаем

с

предоставления информации в виде комментариев - описаний окружающего,

что

привлекает

внимание

ребенка,

предоставляя

своим

высказыванием

социально

-

эмоциональную

окраску:

«Смотри-ка,

собачка

бежит»,

«Посмотри, малыш бежит». Следует использовать наглядную демонстрацию

назначение предметов, а также словесную подсказку. Для переноса навыков в

повседневную

жизнь

для

ребенка,

который

не

использует

речь

с

коммуникативной

целью,

специально

создают

ситуации,

где

он

мог

бы

проявить свое понимание. Например, мама говорит: "Давай готовить обед.

Принеси то, в чем мы варим суп"; или: "Давай поливать цветы. Чем ты

поливал цветы?" др.

В кругу семьи. Художественно - эстетическое развитие.

Для развития аутичного ребенка художественно - эстетическими средствами

на начальном этапе уместно вводить дома определенные ритуалы. Это могут

быть выразительные комментарии, которые сопровождают обычные действия

ребенка,

связанные

с

такими

режимными

моментами,

как

кормление,

одевание, купание, засыпание и тому подобное. Такие ритуалы базируются на

повторяющихся ритмах, что вызывает у ребенка чувство преемственности и

неизменности, подготовленность к последовательным событиям. Необходимо

опираться

на

эти

повторения,

привнося

различные

вариации,

которые

пробуждают у ребенка интерес к определенным действиям. Стоит

также

стремиться

вызывать

различные

реакции

ребенка

на

музыку:

сосредоточенность, улыбку, голосовые реакции; развивать его

способность подпевать голосом или музыкальным инструментом, вызвать у

него чувство

удовлетворения от звука, инструмента в руках, повторение

движений или звуков. Если ребенок маленький, стоит с ним танцевать, держа

6

его на руках. Кружить с ним, крепко прижимая все его тело к себе (глубокие

объятия). Если ребенок не терпит, когда кто-то поет, это не значит, что нужно

перестать петь. Стоит пробовать снова и снова развивать у него

толерантность к выразительным проявлениям другого человека, используя

для этого различные интонации, тембр голоса, ритм, продолжительность

пения и состояние ребенка в определенных ситуациях. Родителям желательно

поддерживать

наименьшую

самостоятельную

музыкальную

деятельность

ребенка, учитывая его любимый музыкальный репертуар, варьировать его;

распевать имена, вводить музицирование и пение в рассказывание сказок,

игру и т.д.

Введение музыки в повседневную жизнь детей требует от родителей выдумки

и инициативы. Любые перемещения в пространстве можно сопровождать

маленькими импровизационными стихами-песнями. Так, например, когда

мать уходит с ребенком по лестнице, можно произносить соответствующий

текст: «вверх (или вниз) по ступенькам идем, топ-топ-топ-топ».

Важным

здесь

является

ритмизация

текста,

которая

совпадает

по времени с

ритмичными движениями тела. Качая ребенка, можно озвучивать ритмичное

раскачивание

с

помощью

песенки

или

стихотворения.

Для

развития

ритмического

восприятия

стоит

пользоваться

музыкальными

инструментами, или тем, что они могут заменить. В домашних условиях

это могут быть такие предметы: ложки, палочки, камешки, капроновые

бутылочки или коробочки, которые наполняют крупой, горохом, фасолью.

Несмотря на то, что музыка влияет на состояние нервной системы (вызывает

различные эмоциональные состояния от покоя и гармонии к беспокойству,

подавленности или агрессии), важно обратить внимание на то, какую музыку

слышит ребенок дома. Возбуждающая, громкая музыка лишает человека (и

взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, и может

даже

побуждает

к

разрушительным

действиям.

Гармоничная

музыка

вызывает

ощущение

радости,

покоя

и

может

быть

хорошим

фоном

для

развивающих упражнений и занятий, поскольку способствует концентрации

7

внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь ребенку

расслабиться

и

успокоиться.

С

той

же

целью

и

для

налаживания

эмоционального контакта с ребенком ласковым голосом поют колыбельные,

что передает нежные слова и чувства. Для лучшего запоминания песни или

музыкального

произведения

можно

ассоциировать

его

с

тем,

что

видит

ребенок вокруг себя. Можно нарисовать то, что ребенок знает. Очень хорошо

дети запоминают песни из мультфильмов. Родители аутичных детей должны

не только поддерживать ребенка в его пении, но и следить за тем, чтобы оно

не

превращалось

в

своеобразную

стереотипию.

Для

этого

важно

петь

с

ребенком

разными

интонациями,

привносить

в

инсценировку

песни

дополнительные детали, распространять песенный репертуар ребенка: петь

песни, придумывать мелодии на известные стихи и тому подобное. Важно

также поддерживать желание ребенка рисовать карандашами и красками,

лепить из пластилина и глины, выполнять аппликации из готовых форм,

эмоционально комментировать и «обыгрывать» изделия, возвращаться к ним,

делать выставку из того, что ребенок сам, или с помощью взрослых сделал.

В кругу семьи развивайте ребенка физически.

Специфику

коррекции

психомоторики

аутичного

ребенка

можно

легко

понять, воспользовавшись следующим образным примером. Представьте, что

вы следуете из точки А к точке Б и замечаете, что на вашем пути появляется

препятствие,

для

преодоления

которых

вам

необходимо

приложить

значительное количество усилий, что вы будете делать? Вы вернетесь

обратно? Пойдете напролом? Задержитесь у препятствия, ища обходные

пути? Ответ может быть разным, но менее вероятно, что вы приложите сверх

нормы усилия для преодоления препятствия. Этот вариант становится более

вероятным,

если

человек

уже

встречался

с

подобными

препятствиями

и

успешно их преодолевал, человек который знает, что обойти препятствие не

удастся.

Ребенок

-

аутист

встречается

с

трудностями

в

формировании

навыков

(препятствие

в

данном

случае

-

это

и

есть

биологическая

дефицитарность). У него нет понимания, что от усвоения определенного

8

навыка

зависит

степень

его

адаптации,

а

следовательно

и

комфорта

в

будущем. Он пытается избежать трудностей, отложить, оттянуть борьбу за

развитие,

ограничить

себя

пользованием

уже

имеющимися

навыками

(пассивная

адаптация).

Иногда

ему

не

хватает

настойчивости,

чтобы

дотянуться до более высокого уровня развития. Задача взрослого – помочь

ребенку

понять,

что

обходных

путей

нет,

помочь

увидеть

перспективы,

которые открываются для ребенка, когда он выходит на высшую ступень

развития, помочь научиться и привыкнуть ребенку, что и в дальнейшем

нужно прилагать немало усилий для того, чтобы развиваться. Такая активная

позиция

ребенка

формируется

только

при

одном

условии

-

опираясь

на

активную

позицию

взрослых,

которые

занимаются

ребенком,

когда

он

находится

на

начальных,

неосознанных

этапах

онтогенеза.

Занятия

физической культурой требуют любви к нему и настойчивости, которые,

прежде

всего,

должны

характеризовать

родителей,

и

тогда

эти

качества

станут

возможными

для

ребенка.

Чтобы

развить,

изменить

ребенка,

необходимо изменить себя. Абсурдно требовать от ребенка не применять

аутостимуляцию, если не в силах преодолеть собственные вредные привычки

(например, курение). Интерес к физическим упражнениям можно развивать

через «мягкое принуждение». Ребенок часто с опаской относится к новым

физическим упражнениям и может протестовать, взрослый в свою очередь

может принуждать до определенной степени, пока ребенок «Не попробует»

новое упражнение или движение и тому подобное. Существует мнение, что

психолог не может оказывать помощь близким и родным людям, несмотря на

это родители аутичных детей должны стать психологами, повысить свою

психологическую компетентность, поскольку ребенок потребует коррекции в

течение всей жизни. При этом они должны отличать роль отца или матери от

роли

психолога

-педагога,

осуществляющего

коррекционную

работу.

Выполняя роль психолога, родители должны отказаться от «родительского

чувства» желания заниматься, то есть, научиться объективно смотреть на

9

ситуацию

коррекции.

Здоровый,

«ясный»

взгляд

позволит

избежать

постановки недостижимых целей и чрезмерных разочарований.

В кругу семьи формируйте социально - бытовые навыки.

Побуждать играть со сверстниками в прятки, или с любимой игрушкой (если

ребенок не хочет общаться со своими сверстниками, пусть сначала лишь

наблюдает

за

игрой

со

стороны).

Для

начала

вы

частично

накрываете

игрушку (мишку) одеялом и спрашиваете: «Где мишка?», А затем

отворачиваете одеяло и показываете игрушку. Затем смотрите, сможет

ли

ребенок сам найти игрушку. Постепенно накрываете все большую часть

игрушки, и, наконец, закрываете ее полностью. Прятать

игрушки

под

прозрачные банки, бутылки, а затем - под непрозрачные. Когда ребенок

сидит за столом, можно спрятать игрушку, издающую звуки, под стол и

активно двигать ею. Время от времени поднимать игрушку, показывать

ребенку и снова прятать. В конце концов он потянется за ней. Если ребенок

выбрасывает игрушки из кровати или манежа, стоит возвращать их; таким

образом, ребенок понимает, что игрушки продолжают существовать, даже

когда он их не видит. Катать машинки, шарики, мячики и т.п. по трубам,

чтобы ребенок видел, как игрушка исчезает в трубе и появляется с другого

конца. Подведите ребенка к играющим детям на коврике, а затем предложите

сделать это именно с вами и группой детей. Играть в «пролезание через

туннель» и другие игры, в которых надо исчезнуть и появиться. Предоставить

ребенку возможность исследовать различные, в том числе необычные виды

окружающей

обстановки.

Используйте

«подсказки».

Всеми

возможными

способами давайте ребенку понять, что будет осуществляться в ближайшее

время. Это поможет ему быстрее изучить режим дня и лучше понимать мир

вокруг себя. Эффективно для этого использовать фотографии или предметы -

символы. Предупреждайте ребенка о том, что собираетесь делать, простыми

словами. Рекомендуется использовать в аналогичных ситуациях одни и те же

слова. Также следует использовать невербальные подсказки: например перед

тем как идти на улицу, берите один и тот же мячик, или перед каждым

10

принятием пищи звоните в звонок. В конце каждой игры или занятия можно

включать музыку как сигнал, что пора заканчивать игру и убирать игрушки.

Когда ребенок овладеет различными видами подбора предметов, переходите к

выбору

предмета

из

группы.

Попросите

ребенка

выбрать

из

группы

предметов определенный объект. Например, поставьте перед ним машину,

книгу,

чашку

и

предложите

дать

вам

чашку.

Тренируйтесь

сначала

с

реальными предметами, а затем с карточками. Впоследствии делайте то же

самое, но вместо названия предмета укажите его цвет, форму или размер.

Играйте с ребенком в «магазин» используя различные предметы. Читайте

ребенку

детские

стишки

и

пойте

песенки

-ритм

и

рифма

способствуют

развитию, как речевых навыков, так и навыков чтения. Побуждайте ребенка

подсказывать вам «забытые» слова и строки. Напишите на карточках два

сильно отличающихся слова, например «дом»

и «телевизор», и попросите ребенка подобрать вторую карточку со словом

«телевизор». Прикрепите к предметам обстановки карточки с их названиями:

«дверь», «стол», «стул» и поиграйте с ребенком «Найди пару». Вы можете

дать

ребенку

второй

набор

таких

же

карточек

и

попросить

прикрепить

каждую на свое место или принести вам какую - то конкретную карточку. На

начальных этапах обучения социально - бытовым навыкам главной задачей

является организация поведения, формирования установка на выполнение

конкретной задачи. Невозможно научить ребенка сразу всему, лучше сначала

сосредоточиться

на

одном

наиболее

посильном

навыке,

постепенно

подключая

его

к

простейшим

операциям

в

других

бытовых

ситуациях.

Процесс

усвоения

аутичным

ребенком

бытовых

навыков

является

длительным и постепенным, требует большого терпения от окружающих

людей. Пошаговая система позволяет быстро и эффективно обучать ребенка

с расстройствами аутистического спектра определенным навыкам. Для этого

определяется

уровень,

на

котором

он

может

самостоятельно

выполнить

любое действие в рамках этого навыка и следующий маленький шаг,

которому

нужно

научить

ребенка.

Каждый

навык

необходимо

11

последовательно разделить на шаги - от простого к сложному. Помощь

взрослого постепенно уменьшается в объеме, если ребенок усваивает

действия внутри навыка, переходит от физической помощи к жесту, а в

дальнейшем - к инструкции.

Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством

аутистического спектра.

1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь

и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п.

препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребёнка.

Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности.

Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с

аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребёнка с РАС, вызвать у него

истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребёнка, вследствие

чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2. Не отождествляйте себя с ребёнком

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении

дел

родитель

болезненно

воспринимает

любое

отклонение

от

ожиданий,

которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои

собственные.

Ребенок

под

гиперопекой

испытывает

проблемы

с

приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем

отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае

— обучение, а не обслуживание.

Примеры:

а)

Ребёнок

с

РАС

не

умеет

завязывать

шнурки:

родитель

должен

неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование

12

до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это

за ребенка постоянно.

3. Не забывайте о необходимости самообразования

Регулярное

чтение

научных

работ

специалистов

в

области

расстройства

аутистического

спектра,

личных

блогов

и

форумов

родителей,

воспитывающих

таких

же

детей,

может

быть

полезно.

При

этом

важно

помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание

различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую

очередь

нужно

ориентироваться

на

вашего

конкретного

ребёнка

и

его

характеристики.

Если

они

не

полностью

вписываются

в

группы,

предложенные,

например,

Л.Уинг

или

О.Никольской,

комбинируйте

методики, исходя из реакций ребёнка. Не копируйте слепо чужие способы

воспитания, понаблюдайте за вашим ребёнком и найдите действенные для

него методы.

4. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с РАС.

Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами

способностей. Ребёнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного

стиля.

Специальные

интересы

могут

стать

профессией.

В

любом

случае

поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь

понять будущие действия, а не обесценить занятия ребёнка.

Примеры:

а) Ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и

научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет

набирать данные.

б) Ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию,

пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий

художник,

то

вполне

может

получиться

иллюстратор,

специалист

по

векторной графике и т.д.

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС

13

Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные

связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной

области

ведут

к

замкнутости,

тревожному

расстройству

личности

и

депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у

ребёнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.

Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их

принять его в игру, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше

поиграйте с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно

обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка

Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои

особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой

области. Представьте, что всё вокруг вас орёт на самом высоком уровне

громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаёт ваш ребёнок. Ваша

задача — облегчить ему это состояние.

Примеры:

а) Ребёнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните

помещение,

выключите

источник

звуков

(телевизор,

радио),

если

вы

в

торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.

б)

Одежда

тоже

может

вызывать

перегрузку:

слишком

плотная,

из

раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя

вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь

навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

7. Не применяйте физическое насилие

Наказание ремнём, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на

детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с

воспитанием,

ни

личное

тяжёлое

эмоциональное

состояние

родителя

не

могут быть оправданием такого рода действий.

14



В раздел образования