Автор: Маслова Маргарита Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №13 "Веснушки"
Населённый пункт: г. Реутов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рекомендации для родителей детей с РАС"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №13 «Веснушки»
143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный пр-т, д.74 тел/факс 8(498)661-48-22
Рекомендации родителям детей с РАС
педагога – психолога
Масловой Маргариты Борисовны
г. Реутов
В кругу семьи в области становления социально - эмоционального
развития ребенка:
Отслеживайте стереотипные
проявления ребенка, придумывайте, на что
похоже
эти
действия,
обыгрывайте
их,
разворачивайте
вокруг
них
игровой сюжет, обогащайте стереотипы новыми вариантами движений,
вокализации,
эмоциональных
состояний.
Поддерживайте
элементы
общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого.
Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру.
Заинтересованное выполнение вами режимных моментов и не безразличное
отношение к ребенку, стимулирует его активность, будет вызывать у него
потребность в контакте. Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим
действиям.
Выразительно
комментируйте
типичные
действия
ребенка,
связанные с такими режимными моментами, как кормление, одевание,
купание,
засыпание
и
тому
подобное.
Такие
ритуалы
базируются
на
повторяющихся ритмах, что вызывает у ребенка чувство преемственности и
неизменности, подготовленность к последовательным событиям. Понятно,
что необходимо опираться на эти повторения, привнося различные вариации,
которые пробуждают у ребенка интерес к определенным действиям. При
тактильном контакте с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая
даже
проявления
собственного
недовольства
его
поведением.
При
этом
учитывайте, что аутичный ребенок способен понимать ваши чувства и речи.
Применяйте (как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких
требований
и
инструкций
с
целью
налаживания
эмоционально
благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок
может не обращать на вас внимание. Когда идете с ребенком, например,
по
ступенькам,
можно произносить соответствующий текст: «вверх (или
вниз) по ступенькам идем, топ-топ-топ-топ».
Важным
здесь
является
ритмизация текста, которая совпадает по времени с ритмичным движениями
тела.
Так,
качая
ребенка,
высказывайте
ритмичное
раскачивание
с
помощью
песенки
или
стихотворения.
Постоянно
стимулируйте
2
эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья
на деревьях, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую
траву, цветы; на загрязненные места в
природной среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые,
уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте
ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации,
слова и словосочетания; одобряйте такую ее поведение. Присоединяйтесь к
действиям
ребенка, а затем постепенно добавляйте многообразие
этим
действиям, тактично настаивайте на совместных действиях.
Советы родителям при развитии игровой деятельности ребенка:
1. Ведите подробные записи своих наблюдений за малейшими деталями
поведения ребенка. Чем именно занимается ребенок? Как долго осуществляет
это или иное стереотипное действие? Делает перерыв в этом?
Куда смотрит? Как реагирует, когда ее пытаются отвлечь?
2. Присоединяйтесь к действиям ребенка. Такие действия дают
возможность видеть и почувствовать то, что видит и чувствует ребенок при
этом. Также это хороший способ донести ребенку, что его любят, желают с
ним общаться и хотят быть рядом с ним, тем самым, вызывая у ребенка
желание, присоединиться к реальному миру. В то же время важно, что
повторение поведения ребенка со стороны взрослого, вызывает у него
чувство недоумения и одновременно является хорошей "ловушкой"
внимания.
3.
Всеми
возможными
способами
пытайтесь
передать,
что
мир
не
представляет для ребенка угрозу, его здесь ждут и любят. Завораживающе,
захватывайте своими словами и действиями ребенка так, чтобы он понял, что
в реальном мире его ждут радость и счастье, по сравнению с его нынешним
состоянием одинокого существования.
4.
Любое
включение
в
игру
ребенка
сопровождайте
эмоционально-
смысловым комментарием, предоставляя ситуацию, в которой ребенок
проявляет себя, положительно эмоциональную окраску и игровой смысл.
3
Например, если ребенок машет кистями рук, посмотреть, на что это похоже и
сказать:
«Полетели,
полетели,
на
головку
сели»,
или
«Быстро,
быстро
помахали, а теперь медленно»; когда ребенок раскачивается, можно, говоря в
такт движений ребенка - «Влево, вправо, влево, вправо» или «Один, два, три-
стоп!»
и
др.
Подобные
комментарии
используйте
и
как
основу
для
обыгрывания определенных эпизодов сюжета, его развития и детализации.
5.
Помещение
для
занятий
организуйте
таким
образом,
чтобы
была
максимальная простота в обстановке, отсутствие каких-либо отвлекающих
факторов, поскольку на первом этапе впечатления ребенка должны быть
максимально ясными и простыми для восприятия.
6. Для установления зрительного контакта используйте те предметы, которые
действительно интересуют ребенка. Это может быть пища (каша,
сок, конфеты), игрушки. Так, примером может служить составление пазлов:
сначала необходимо сесть напротив ребенка так, чтобы ему было удобно на
вас смотреть. Пазл, если ребенку очень нравится составлять его, подносить к
своему лицу и ждать встречи взглядов. Встретившись с ребенком глазами,
улыбнуться и сказать слово «пазл». Таким образом, можно установить
зрительный контакт около тридцати четырех раз. Постепенно ребенок начнет
привыкать,
что
после
того
как
он
смотрит
в
глаза,
происходит
нечто
приятное. Итак, смотреть в глаза это хорошо.
7. Расширяйте сенсорный опыт ребенка: необходимо насыщать тело
различными
физическими
движениями
(развивать
крупную
моторику,
гладить, щекотать, брать на руки и подбрасывать в воздух), вводить в занятия
ритмические
упражнения,
распространять
тактильный
опыт
через
естественные
материалы:
ходить
босиком
по
траве,
песку,
земле,
дать
прикоснуться к веточкам, траве, почувствовать теплую и холодную воду и
тому подобное.
В кругу семьи, развивая речь:
Будьте внимательны к интересам ребенка. Сделайте его интерес общим для
вас обоих: приобщитесь к рассмотрению предмета, который заинтересовал
4
ребенка,
продемонстрируйте
возможные
действия
с
ним,
расскажите
о
предмете и тому подобное. Используйте любую ситуацию для обнаружения и
расширения
возможности
совместного
интереса,
например,
можно
рассматривать и прислушиваться к звучанию музыкальных
инструментов
или погремушек, наблюдать за дождем за окном, манипулировать игрушкой,
рассматривать
книжки,
есть
вместе.
При
каждой
возможно сти
присоединяйтесь
к
деятельности
ребенка
и
имитируйте
его
движения
и
действия.
Делайте
паузы
и
наблюдайте:
ожидает
он
продолжения
или
отвечает тем же действием. Постепенно изменяя, модернизируйте действия,
предоставляя им определенный смысл, превращая в игровую деятельность.
То
же
касается
и
имитации
любых
вербальных
проявлений
ребенка.
Впоследствии это может превращаться в словесные игры (подбор слов на
начальный звук, преобразования вокализаций ребенка на слова или песенки и
т.д.).
Есте ственно
будет
использовать
фрагменты
с о ц и а л ь н о -
коммуникативных
игр
(«ку-ку»,
«идет
коза
рогатая
...»
и
т.д.)
с
целью
демонстрации
социального
поведения
(зрительный
контакт,
вариативная
мимика и интонации, движения тела, уместны жесты). Если ребенок во время
игры
прерывает
зрительный
контакт,
прекратите
играть
и
восстановите
попытки при условии восстановления зрительного контакта. Важно поощрять
детей к подражанию. Такие звукоподражания как, «тук-тук», «бум», «вжик»,
«кх-кх», и другие можно использовать с целью проиллюстрировать свои или
чьи-либо действия или содержание прочитанного (рассказанного). С целью
научить ребенка комбинировать слова в словосочетание советуем активно
использовать
реальные
объекты
и
события,
фотографии,
графические
изображения, всю доступную наглядность, чтобы продемонстрировать и
прокомментировать категории субъект -объектного взаимодействия, действия
с предметами и их свойства (признаки). Если ребенок научился подражать
хотя бы нескольким звукам, его словарный запас надо пытаться расширить
для того, чтобы в будущем эти
5
звуки могли иметь определенное значение. Сначала повторять простейшие
звуки, потом их более сложные сочетания. Из отработанных звуков в
дальнейшем
формируют
первые
слова.
Увиденное
во
время
прогулки,
полезно
было
бы
закрепить
в
другой
ситуации,
используя
фотографии,
рисунки
или
игрушки
для
иллюстрации.
Как
обычно,
начинаем
с
предоставления информации в виде комментариев - описаний окружающего,
что
привлекает
внимание
ребенка,
предоставляя
своим
высказыванием
социально
-
эмоциональную
окраску:
«Смотри-ка,
собачка
бежит»,
«Посмотри, малыш бежит». Следует использовать наглядную демонстрацию
назначение предметов, а также словесную подсказку. Для переноса навыков в
повседневную
жизнь
для
ребенка,
который
не
использует
речь
с
коммуникативной
целью,
специально
создают
ситуации,
где
он
мог
бы
проявить свое понимание. Например, мама говорит: "Давай готовить обед.
Принеси то, в чем мы варим суп"; или: "Давай поливать цветы. Чем ты
поливал цветы?" др.
В кругу семьи. Художественно - эстетическое развитие.
Для развития аутичного ребенка художественно - эстетическими средствами
на начальном этапе уместно вводить дома определенные ритуалы. Это могут
быть выразительные комментарии, которые сопровождают обычные действия
ребенка,
связанные
с
такими
режимными
моментами,
как
кормление,
одевание, купание, засыпание и тому подобное. Такие ритуалы базируются на
повторяющихся ритмах, что вызывает у ребенка чувство преемственности и
неизменности, подготовленность к последовательным событиям. Необходимо
опираться
на
эти
повторения,
привнося
различные
вариации,
которые
пробуждают у ребенка интерес к определенным действиям. Стоит
также
стремиться
вызывать
различные
реакции
ребенка
на
музыку:
сосредоточенность, улыбку, голосовые реакции; развивать его
способность подпевать голосом или музыкальным инструментом, вызвать у
него чувство
удовлетворения от звука, инструмента в руках, повторение
движений или звуков. Если ребенок маленький, стоит с ним танцевать, держа
6
его на руках. Кружить с ним, крепко прижимая все его тело к себе (глубокие
объятия). Если ребенок не терпит, когда кто-то поет, это не значит, что нужно
перестать петь. Стоит пробовать снова и снова развивать у него
толерантность к выразительным проявлениям другого человека, используя
для этого различные интонации, тембр голоса, ритм, продолжительность
пения и состояние ребенка в определенных ситуациях. Родителям желательно
поддерживать
наименьшую
самостоятельную
музыкальную
деятельность
ребенка, учитывая его любимый музыкальный репертуар, варьировать его;
распевать имена, вводить музицирование и пение в рассказывание сказок,
игру и т.д.
Введение музыки в повседневную жизнь детей требует от родителей выдумки
и инициативы. Любые перемещения в пространстве можно сопровождать
маленькими импровизационными стихами-песнями. Так, например, когда
мать уходит с ребенком по лестнице, можно произносить соответствующий
текст: «вверх (или вниз) по ступенькам идем, топ-топ-топ-топ».
Важным
здесь
является
ритмизация
текста,
которая
совпадает
по времени с
ритмичными движениями тела. Качая ребенка, можно озвучивать ритмичное
раскачивание
с
помощью
песенки
или
стихотворения.
Для
развития
ритмического
восприятия
стоит
пользоваться
музыкальными
инструментами, или тем, что они могут заменить. В домашних условиях
это могут быть такие предметы: ложки, палочки, камешки, капроновые
бутылочки или коробочки, которые наполняют крупой, горохом, фасолью.
Несмотря на то, что музыка влияет на состояние нервной системы (вызывает
различные эмоциональные состояния от покоя и гармонии к беспокойству,
подавленности или агрессии), важно обратить внимание на то, какую музыку
слышит ребенок дома. Возбуждающая, громкая музыка лишает человека (и
взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, и может
даже
побуждает
к
разрушительным
действиям.
Гармоничная
музыка
вызывает
ощущение
радости,
покоя
и
может
быть
хорошим
фоном
для
развивающих упражнений и занятий, поскольку способствует концентрации
7
внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь ребенку
расслабиться
и
успокоиться.
С
той
же
целью
и
для
налаживания
эмоционального контакта с ребенком ласковым голосом поют колыбельные,
что передает нежные слова и чувства. Для лучшего запоминания песни или
музыкального
произведения
можно
ассоциировать
его
с
тем,
что
видит
ребенок вокруг себя. Можно нарисовать то, что ребенок знает. Очень хорошо
дети запоминают песни из мультфильмов. Родители аутичных детей должны
не только поддерживать ребенка в его пении, но и следить за тем, чтобы оно
не
превращалось
в
своеобразную
стереотипию.
Для
этого
важно
петь
с
ребенком
разными
интонациями,
привносить
в
инсценировку
песни
дополнительные детали, распространять песенный репертуар ребенка: петь
песни, придумывать мелодии на известные стихи и тому подобное. Важно
также поддерживать желание ребенка рисовать карандашами и красками,
лепить из пластилина и глины, выполнять аппликации из готовых форм,
эмоционально комментировать и «обыгрывать» изделия, возвращаться к ним,
делать выставку из того, что ребенок сам, или с помощью взрослых сделал.
В кругу семьи развивайте ребенка физически.
Специфику
коррекции
психомоторики
аутичного
ребенка
можно
легко
понять, воспользовавшись следующим образным примером. Представьте, что
вы следуете из точки А к точке Б и замечаете, что на вашем пути появляется
препятствие,
для
преодоления
которых
вам
необходимо
приложить
значительное количество усилий, что вы будете делать? Вы вернетесь
обратно? Пойдете напролом? Задержитесь у препятствия, ища обходные
пути? Ответ может быть разным, но менее вероятно, что вы приложите сверх
нормы усилия для преодоления препятствия. Этот вариант становится более
вероятным,
если
человек
уже
встречался
с
подобными
препятствиями
и
успешно их преодолевал, человек который знает, что обойти препятствие не
удастся.
Ребенок
-
аутист
встречается
с
трудностями
в
формировании
навыков
(препятствие
в
данном
случае
-
это
и
есть
биологическая
дефицитарность). У него нет понимания, что от усвоения определенного
8
навыка
зависит
степень
его
адаптации,
а
следовательно
и
комфорта
в
будущем. Он пытается избежать трудностей, отложить, оттянуть борьбу за
развитие,
ограничить
себя
пользованием
уже
имеющимися
навыками
(пассивная
адаптация).
Иногда
ему
не
хватает
настойчивости,
чтобы
дотянуться до более высокого уровня развития. Задача взрослого – помочь
ребенку
понять,
что
обходных
путей
нет,
помочь
увидеть
перспективы,
которые открываются для ребенка, когда он выходит на высшую ступень
развития, помочь научиться и привыкнуть ребенку, что и в дальнейшем
нужно прилагать немало усилий для того, чтобы развиваться. Такая активная
позиция
ребенка
формируется
только
при
одном
условии
-
опираясь
на
активную
позицию
взрослых,
которые
занимаются
ребенком,
когда
он
находится
на
начальных,
неосознанных
этапах
онтогенеза.
Занятия
физической культурой требуют любви к нему и настойчивости, которые,
прежде
всего,
должны
характеризовать
родителей,
и
тогда
эти
качества
станут
возможными
для
ребенка.
Чтобы
развить,
изменить
ребенка,
необходимо изменить себя. Абсурдно требовать от ребенка не применять
аутостимуляцию, если не в силах преодолеть собственные вредные привычки
(например, курение). Интерес к физическим упражнениям можно развивать
через «мягкое принуждение». Ребенок часто с опаской относится к новым
физическим упражнениям и может протестовать, взрослый в свою очередь
может принуждать до определенной степени, пока ребенок «Не попробует»
новое упражнение или движение и тому подобное. Существует мнение, что
психолог не может оказывать помощь близким и родным людям, несмотря на
это родители аутичных детей должны стать психологами, повысить свою
психологическую компетентность, поскольку ребенок потребует коррекции в
течение всей жизни. При этом они должны отличать роль отца или матери от
роли
психолога
-педагога,
осуществляющего
коррекционную
работу.
Выполняя роль психолога, родители должны отказаться от «родительского
чувства» желания заниматься, то есть, научиться объективно смотреть на
9
ситуацию
коррекции.
Здоровый,
«ясный»
взгляд
позволит
избежать
постановки недостижимых целей и чрезмерных разочарований.
В кругу семьи формируйте социально - бытовые навыки.
Побуждать играть со сверстниками в прятки, или с любимой игрушкой (если
ребенок не хочет общаться со своими сверстниками, пусть сначала лишь
наблюдает
за
игрой
со
стороны).
Для
начала
вы
частично
накрываете
игрушку (мишку) одеялом и спрашиваете: «Где мишка?», А затем
отворачиваете одеяло и показываете игрушку. Затем смотрите, сможет
ли
ребенок сам найти игрушку. Постепенно накрываете все большую часть
игрушки, и, наконец, закрываете ее полностью. Прятать
игрушки
под
прозрачные банки, бутылки, а затем - под непрозрачные. Когда ребенок
сидит за столом, можно спрятать игрушку, издающую звуки, под стол и
активно двигать ею. Время от времени поднимать игрушку, показывать
ребенку и снова прятать. В конце концов он потянется за ней. Если ребенок
выбрасывает игрушки из кровати или манежа, стоит возвращать их; таким
образом, ребенок понимает, что игрушки продолжают существовать, даже
когда он их не видит. Катать машинки, шарики, мячики и т.п. по трубам,
чтобы ребенок видел, как игрушка исчезает в трубе и появляется с другого
конца. Подведите ребенка к играющим детям на коврике, а затем предложите
сделать это именно с вами и группой детей. Играть в «пролезание через
туннель» и другие игры, в которых надо исчезнуть и появиться. Предоставить
ребенку возможность исследовать различные, в том числе необычные виды
окружающей
обстановки.
Используйте
«подсказки».
Всеми
возможными
способами давайте ребенку понять, что будет осуществляться в ближайшее
время. Это поможет ему быстрее изучить режим дня и лучше понимать мир
вокруг себя. Эффективно для этого использовать фотографии или предметы -
символы. Предупреждайте ребенка о том, что собираетесь делать, простыми
словами. Рекомендуется использовать в аналогичных ситуациях одни и те же
слова. Также следует использовать невербальные подсказки: например перед
тем как идти на улицу, берите один и тот же мячик, или перед каждым
10
принятием пищи звоните в звонок. В конце каждой игры или занятия можно
включать музыку как сигнал, что пора заканчивать игру и убирать игрушки.
Когда ребенок овладеет различными видами подбора предметов, переходите к
выбору
предмета
из
группы.
Попросите
ребенка
выбрать
из
группы
предметов определенный объект. Например, поставьте перед ним машину,
книгу,
чашку
и
предложите
дать
вам
чашку.
Тренируйтесь
сначала
с
реальными предметами, а затем с карточками. Впоследствии делайте то же
самое, но вместо названия предмета укажите его цвет, форму или размер.
Играйте с ребенком в «магазин» используя различные предметы. Читайте
ребенку
детские
стишки
и
пойте
песенки
-ритм
и
рифма
способствуют
развитию, как речевых навыков, так и навыков чтения. Побуждайте ребенка
подсказывать вам «забытые» слова и строки. Напишите на карточках два
сильно отличающихся слова, например «дом»
и «телевизор», и попросите ребенка подобрать вторую карточку со словом
«телевизор». Прикрепите к предметам обстановки карточки с их названиями:
«дверь», «стол», «стул» и поиграйте с ребенком «Найди пару». Вы можете
дать
ребенку
второй
набор
таких
же
карточек
и
попросить
прикрепить
каждую на свое место или принести вам какую - то конкретную карточку. На
начальных этапах обучения социально - бытовым навыкам главной задачей
является организация поведения, формирования установка на выполнение
конкретной задачи. Невозможно научить ребенка сразу всему, лучше сначала
сосредоточиться
на
одном
наиболее
посильном
навыке,
постепенно
подключая
его
к
простейшим
операциям
в
других
бытовых
ситуациях.
Процесс
усвоения
аутичным
ребенком
бытовых
навыков
является
длительным и постепенным, требует большого терпения от окружающих
людей. Пошаговая система позволяет быстро и эффективно обучать ребенка
с расстройствами аутистического спектра определенным навыкам. Для этого
определяется
уровень,
на
котором
он
может
самостоятельно
выполнить
любое действие в рамках этого навыка и следующий маленький шаг,
которому
нужно
научить
ребенка.
Каждый
навык
необходимо
11
последовательно разделить на шаги - от простого к сложному. Помощь
взрослого постепенно уменьшается в объеме, если ребенок усваивает
действия внутри навыка, переходит от физической помощи к жесту, а в
дальнейшем - к инструкции.
Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством
аутистического спектра.
1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной
Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь
и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п.
препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребёнка.
Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности.
Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с
аутизмом к адаптации в социуме.
Примеры:
а) Крики и ругань в семье могут напугать ребёнка с РАС, вызвать у него
истерику.
б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребёнка, вследствие
чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.
2. Не отождествляйте себя с ребёнком
Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении
дел
родитель
болезненно
воспринимает
любое
отклонение
от
ожиданий,
которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои
собственные.
Ребенок
под
гиперопекой
испытывает
проблемы
с
приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем
отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае
— обучение, а не обслуживание.
Примеры:
а)
Ребёнок
с
РАС
не
умеет
завязывать
шнурки:
родитель
должен
неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование
12
до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это
за ребенка постоянно.
3. Не забывайте о необходимости самообразования
Регулярное
чтение
научных
работ
специалистов
в
области
расстройства
аутистического
спектра,
личных
блогов
и
форумов
родителей,
воспитывающих
таких
же
детей,
может
быть
полезно.
При
этом
важно
помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание
различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую
очередь
нужно
ориентироваться
на
вашего
конкретного
ребёнка
и
его
характеристики.
Если
они
не
полностью
вписываются
в
группы,
предложенные,
например,
Л.Уинг
или
О.Никольской,
комбинируйте
методики, исходя из реакций ребёнка. Не копируйте слепо чужие способы
воспитания, понаблюдайте за вашим ребёнком и найдите действенные для
него методы.
4. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с РАС.
Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами
способностей. Ребёнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного
стиля.
Специальные
интересы
могут
стать
профессией.
В
любом
случае
поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь
понять будущие действия, а не обесценить занятия ребёнка.
Примеры:
а) Ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и
научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет
набирать данные.
б) Ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию,
пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий
художник,
то
вполне
может
получиться
иллюстратор,
специалист
по
векторной графике и т.д.
5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС
13
Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные
связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной
области
ведут
к
замкнутости,
тревожному
расстройству
личности
и
депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у
ребёнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.
Примеры:
а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их
принять его в игру, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше
поиграйте с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.
б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно
обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.
6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка
Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои
особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой
области. Представьте, что всё вокруг вас орёт на самом высоком уровне
громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаёт ваш ребёнок. Ваша
задача — облегчить ему это состояние.
Примеры:
а) Ребёнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните
помещение,
выключите
источник
звуков
(телевизор,
радио),
если
вы
в
торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.
б)
Одежда
тоже
может
вызывать
перегрузку:
слишком
плотная,
из
раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя
вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь
навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.
7. Не применяйте физическое насилие
Наказание ремнём, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на
детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с
воспитанием,
ни
личное
тяжёлое
эмоциональное
состояние
родителя
не
могут быть оправданием такого рода действий.
14