Напоминание

Повышение качества знаний через развитие орфографической зоркости


Автор: Алганаева Татьяна Архиповна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Усть-Ордынская СОШ№2 им. И.В.Балдынова
Населённый пункт: Иркутская область,Эхирит-Булагатский район,п. Усть-Ордынский
Наименование материала: статья
Тема: Повышение качества знаний через развитие орфографической зоркости
Раздел: среднее образование





Назад




Алганаева Татьяна Архиповна

учитель русского языка и литературы

МОУ Усть - Ордынская СОШ№2

Эхирит-Булагатского района

Иркутской области

Статья

Повышение качества знаний через развитие орфографической зоркости

Сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. Доволь-

но часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют выполнять различные

разборы. Но страдают от неумения грамотно писать. Учителя активно ищут раци-

ональные пути воспитания и развития учащихся в процессе обучения русскому

языку. Существует много методик, которые обращают внимание на направление

поисков. И, конечно, наша цель-осмыслить то, что привилось и то, что дает хоро-

шие результаты в опыте работы словесников. Мы понимаем, что успех в обучении

русскому языку зависит от мотивации деятельности учащихся. Существует мно-

жество причин, которые сказываются на снижении интереса к предмету, преодо-

леть которые можно только в атмосфере взаимодействия учителя и ученика.

На уроках

русского

языка для

развития

орфографической

зоркости

как

способа формирования орфографической грамотности применяю современные

технологии: здоровьесберегающую, информационно – коммуникативную, игро-

вую, технологию проблемного обучения и другие технологии. Следует отметить,

что использование ИКТ необходимо для развития орфографической зоркости как

способа формирования грамотности учащихся. Применяю различные электрон-

ные мультимедийные пособия.

Например, мультимедийные уроки содержат теоретический, практический

и тестовый материал по всем темам. Теоретический материал в большинстве слу-

чаев подаётся блоками, что дает возможность овладевать учащимся образователь-

ными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографи-

ческими правилами. Каждый урок я провожу так, чтобы пробудить и развить у ре-

бят «исследовательский инстинкт», способность выделять главное, анализировать,

обобщать, самостоятельно делать выводы, закономерности, рассуждать вслух.

На

уроках для формирования орфографической грамотности использую электронные

сопровождения в виде презентаций. Презентации отражают основные понятия,

схемы, таблицы, алгоритм применения орфографического правила. Презентации

на уроке важны, так как наглядность представленного материала красочна, поэто-

му изучаемые орфограммы легко запоминаются учащимися.

Эту работу я начинаю с 5 класса. Много внимания уделяю игровым, занима-

тельным формам работы, где пробуждаю веру в свои силы в каждом ученике. При-

меняю на уроках следующие формы игр: соревнование, брейн – ринг, деловая

игра, мозговой штурм, викторина и т.д.

Игровые методы и приёмы позволяют сделать уроки русского языка ин-

тересными и содержательными.

Например, игра «Поймай мяч». Учащиеся должны поймать мяч и объяснить

написание слова, применив правило.

Игра «Поиграем с друзьями»: даю задание разделиться на две группы. С

суффиксами ЧИК, ЩИК составляют слова, обозначающие профессию, род дея-

тельности. Одна команда с суффиксом - ЧИК, а другая – с ЩИК. Побеждает груп-

па, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правопи-

сания согласных перед этими суффиксами.

Игра « Угадай-ка»: необходимо угадать, о какой орфограмме идёт речь, за-

писать несколько слов на эту орфограмму. Например, орфограмма находится в

корне с чередующейся гласной. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на

СТ, Щ.

.

Провожу задание «Четвёртое лишнее» или « Третье лишнее». Учащиеся вы-

бирают «лишнее» слово с точки зрения орфографии и объясняют, почему они на-

звали именно это слово «лишним».

От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению ор-

фограмм. Применяю различные виды работ: орфографический, словарный, выбо-

рочный, объяснительный, распределительный диктанты, использую сигнальные

карточки, дидактические игры. Ход урока строю так, чтобы каждый получил за

урок оценку; стимул - повысить ее на следующих занятиях.

Никому не секрет, что дети имеют много пробелов с курса начальной шко-

лы, которые выявились после контрольного диктанта. Все эти причины побудили

меня в первую очередь работать с классом по технологии повышения орфографи-

ческой грамотности.

Технология применяется в режиме повторения на каждом уроке. В результа-

те технология включает в себя:

1.Ежемесячное проведение диагностических диктантов. Результаты диктан-

тов заношу в тетрадь, группирую по орфограммам, выясняю, на какие орфограм-

мы допущено много ошибок.

2.Следующий этап - отработка слабо освоенной орфограммы в течение не-

дели согласно технологии по Зайцеву.

-Работа с ключевыми словами

-Работа с игровыми словарями

На этом этапе провожу контрольные словарные диктанты. Иногда трудное

слово путешествует из диктанта в диктант довольно долго, пока все учащиеся не

овладеют его правильное написание. Текст очередного словарного диктанта выве-

шивается на стенде в самом начале изучения темы. Следует отметить, что все сло-

ва из диктанта используется в творческих работах, тренировочных упражнениях,

на дополнительных занятиях. В конце изучения темы листок снимается со стенда,

а слова диктуются.

3.Третий этап-это работа над ошибками, где формируется орфографическая

зоркость.

Работа строится в три этапа: а) анализ ошибок в тетради. Орфографические

ошибки разбираются в таблице. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записы-

вает слово, обозначая графически, и примеры.

Анализируя пунктуационные ошибки, ученики записывают предложение и

строят схему. В конце четверти организуется зачет по работе над ошибками из ор-

фографического словаря. Такая система моей работы над ошибками при условии

заинтересованности учеников и в сочетании с другими формами повышает гра-

мотность учащихся.

Педагогические технологии, которые я применяю на уроках русского языка

для развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности

учащихся, способствуют тому, что у учащихся сформировались орфографические

навыки. Учащиеся видят орфограммы, классифицируют их, корректируют их во

время проверки, взаимопроверки, самопроверки, выполняют тесты, справляются с

разными видами диктантов.

Использование

технологий оказывается чрезвычайно эффективным для

формирования различных компетенций. В области учебных компетенций учащие-

ся умеют решать учебные и самообразовательные задачи, связывают воедино и ис-

пользуют отдельные части знаний. В области коммуникативных компетенций уме-

ют выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и

работать в команде. В области информационных компетенций учащиеся самостоя-

тельно находят, обращаясь к различным источникам, анализируют и отбирают

необходимую информацию, умеют преобразовать, сохранить и передать её.

Используемые технологии, методы, приёмы позволяют добиться стабиль-

ных результатов. Но главное, чтобы учитель при этом проявлял своё педагогиче-

ское мастерство, а учащиеся не потеряли бы интерес к предмету и любовь к род-

ному языку.



В раздел образования