Автор: Алганаева Татьяна Архиповна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Усть-Ордынская СОШ№2 им. И.В.Балдынова
Населённый пункт: Иркутская область,Эхирит-Булагатский район,п. Усть-Ордынский
Наименование материала: статья
Тема: Повышение качества знаний через развитие орфографической зоркости
Раздел: среднее образование
Алганаева Татьяна Архиповна
учитель русского языка и литературы
МОУ Усть - Ордынская СОШ№2
Эхирит-Булагатского района
Иркутской области
Статья
Повышение качества знаний через развитие орфографической зоркости
Сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. Доволь-
но часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют выполнять различные
разборы. Но страдают от неумения грамотно писать. Учителя активно ищут раци-
ональные пути воспитания и развития учащихся в процессе обучения русскому
языку. Существует много методик, которые обращают внимание на направление
поисков. И, конечно, наша цель-осмыслить то, что привилось и то, что дает хоро-
шие результаты в опыте работы словесников. Мы понимаем, что успех в обучении
русскому языку зависит от мотивации деятельности учащихся. Существует мно-
жество причин, которые сказываются на снижении интереса к предмету, преодо-
леть которые можно только в атмосфере взаимодействия учителя и ученика.
На уроках
русского
языка для
развития
орфографической
зоркости
как
способа формирования орфографической грамотности применяю современные
технологии: здоровьесберегающую, информационно – коммуникативную, игро-
вую, технологию проблемного обучения и другие технологии. Следует отметить,
что использование ИКТ необходимо для развития орфографической зоркости как
способа формирования грамотности учащихся. Применяю различные электрон-
ные мультимедийные пособия.
Например, мультимедийные уроки содержат теоретический, практический
и тестовый материал по всем темам. Теоретический материал в большинстве слу-
чаев подаётся блоками, что дает возможность овладевать учащимся образователь-
ными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографи-
ческими правилами. Каждый урок я провожу так, чтобы пробудить и развить у ре-
бят «исследовательский инстинкт», способность выделять главное, анализировать,
обобщать, самостоятельно делать выводы, закономерности, рассуждать вслух.
На
уроках для формирования орфографической грамотности использую электронные
сопровождения в виде презентаций. Презентации отражают основные понятия,
схемы, таблицы, алгоритм применения орфографического правила. Презентации
на уроке важны, так как наглядность представленного материала красочна, поэто-
му изучаемые орфограммы легко запоминаются учащимися.
Эту работу я начинаю с 5 класса. Много внимания уделяю игровым, занима-
тельным формам работы, где пробуждаю веру в свои силы в каждом ученике. При-
меняю на уроках следующие формы игр: соревнование, брейн – ринг, деловая
игра, мозговой штурм, викторина и т.д.
Игровые методы и приёмы позволяют сделать уроки русского языка ин-
тересными и содержательными.
Например, игра «Поймай мяч». Учащиеся должны поймать мяч и объяснить
написание слова, применив правило.
Игра «Поиграем с друзьями»: даю задание разделиться на две группы. С
суффиксами ЧИК, ЩИК составляют слова, обозначающие профессию, род дея-
тельности. Одна команда с суффиксом - ЧИК, а другая – с ЩИК. Побеждает груп-
па, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правопи-
сания согласных перед этими суффиксами.
Игра « Угадай-ка»: необходимо угадать, о какой орфограмме идёт речь, за-
писать несколько слов на эту орфограмму. Например, орфограмма находится в
корне с чередующейся гласной. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на
СТ, Щ.
.
Провожу задание «Четвёртое лишнее» или « Третье лишнее». Учащиеся вы-
бирают «лишнее» слово с точки зрения орфографии и объясняют, почему они на-
звали именно это слово «лишним».
От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению ор-
фограмм. Применяю различные виды работ: орфографический, словарный, выбо-
рочный, объяснительный, распределительный диктанты, использую сигнальные
карточки, дидактические игры. Ход урока строю так, чтобы каждый получил за
урок оценку; стимул - повысить ее на следующих занятиях.
Никому не секрет, что дети имеют много пробелов с курса начальной шко-
лы, которые выявились после контрольного диктанта. Все эти причины побудили
меня в первую очередь работать с классом по технологии повышения орфографи-
ческой грамотности.
Технология применяется в режиме повторения на каждом уроке. В результа-
те технология включает в себя:
1.Ежемесячное проведение диагностических диктантов. Результаты диктан-
тов заношу в тетрадь, группирую по орфограммам, выясняю, на какие орфограм-
мы допущено много ошибок.
2.Следующий этап - отработка слабо освоенной орфограммы в течение не-
дели согласно технологии по Зайцеву.
-Работа с ключевыми словами
-Работа с игровыми словарями
На этом этапе провожу контрольные словарные диктанты. Иногда трудное
слово путешествует из диктанта в диктант довольно долго, пока все учащиеся не
овладеют его правильное написание. Текст очередного словарного диктанта выве-
шивается на стенде в самом начале изучения темы. Следует отметить, что все сло-
ва из диктанта используется в творческих работах, тренировочных упражнениях,
на дополнительных занятиях. В конце изучения темы листок снимается со стенда,
а слова диктуются.
3.Третий этап-это работа над ошибками, где формируется орфографическая
зоркость.
Работа строится в три этапа: а) анализ ошибок в тетради. Орфографические
ошибки разбираются в таблице. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записы-
вает слово, обозначая графически, и примеры.
Анализируя пунктуационные ошибки, ученики записывают предложение и
строят схему. В конце четверти организуется зачет по работе над ошибками из ор-
фографического словаря. Такая система моей работы над ошибками при условии
заинтересованности учеников и в сочетании с другими формами повышает гра-
мотность учащихся.
Педагогические технологии, которые я применяю на уроках русского языка
для развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности
учащихся, способствуют тому, что у учащихся сформировались орфографические
навыки. Учащиеся видят орфограммы, классифицируют их, корректируют их во
время проверки, взаимопроверки, самопроверки, выполняют тесты, справляются с
разными видами диктантов.
Использование
технологий оказывается чрезвычайно эффективным для
формирования различных компетенций. В области учебных компетенций учащие-
ся умеют решать учебные и самообразовательные задачи, связывают воедино и ис-
пользуют отдельные части знаний. В области коммуникативных компетенций уме-
ют выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и
работать в команде. В области информационных компетенций учащиеся самостоя-
тельно находят, обращаясь к различным источникам, анализируют и отбирают
необходимую информацию, умеют преобразовать, сохранить и передать её.
Используемые технологии, методы, приёмы позволяют добиться стабиль-
ных результатов. Но главное, чтобы учитель при этом проявлял своё педагогиче-
ское мастерство, а учащиеся не потеряли бы интерес к предмету и любовь к род-
ному языку.