Автор: Гривкова Лариса Вадимовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "РГДДТ"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТУДИИ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИИ "РОСИНКА"
Тема: Цель программы - возрождение народной культуры и гармоническое развитие детей на основе комплексного изучения традиций русского фольклора.
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Утверждена
Директор _________ Ю. А. Меликов
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СТУДИИ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИИ «РОСИНКА»
Возраст 5 – 18 лет
Срок реализации программы – 7 лет
Разработчик программы:
Гривкова Л.В. – заведующая сектором фольклора и этнографии, педагог
дополнительного образования.
РЯЗАНЬ 2008 г.
Пояснительная записка
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую
направленность
и
составлена
в
соответствии
с
Положением
о
студии
фольклора и этнографии «Росинка» (Приложение №1).
Обновление общественных отношений в России неизбежно повлекло за
собой
изменение
духовно
–
нравственных
ориентиров,
идеалов.
Возрос
интерес
к
истории
нашего
государства,
народному
искусству,
к
традиционным русским обрядам, обычаям, фольклору. Такой повышенный
интерес к национальной духовной культуре, народному творчеству, повлек за
собой
повсеместное
создание
фольклорных
коллективов
и
других
объединений детей.
От природы ребенок активно деятелен и очень важно, проявить его
творческие
способности
в
процессе
обучения,
в
соответствии
с
побуждениями, способностями и природным дарованием. Дополнительное
образование качественно ценнее, если оно опирается на глубокие знания.
Ребенок должен познавать свою родословную, заботиться о чистоте родного
языка,
знакомиться
с
пословицами
и
поговорками,
запоминать
их
и
пользоваться
в
общении,
разучивать
народные
песни
и
танцы,
обряды
русского
народа.
И
лучше
всего
это
делать
в
детских
объединениях,
занимающихся по определенным программам под руководством опытных
педагогов. Именно таким детским коллективом является студия фольклора и
этнографии «Росинка» Дворца детского творчества г. Рязани. В программе
его
деятельности,
полученные
музыкальные,
этнографические,
актерские,
речевые, хореографические знания и практические навыки соединяются с
широкой концертной деятельностью.
Народное творчество – это не просто сумма полученных знаний, это
«целостная
система
эстетических,
этических
и
художественных
представлений,
практически
–
это
способ
существования
человека»
(Н.Гилярова, «Детский фольклор Рязанской области», 1992г.)
В
данной
программе
обобщен
многолетний
опыт
педагогов
по
обучению детей разного возраста песенному фольклору, народной речи и
народному танцу.
В
программе
органически
сочетается
досуг
с
разнообразными
формами
образовательной
деятельности.
Длительное
обучение
в
рамках
студии
усиливает
стартовые
возможности
личности
на
рынке
труда
и
профессионального образования.
Программа отличается от уже существующих подбором репертуара (в
основе
рязанский
фольклорно-этнографический
материал),
принципами
организации образовательного процесса и сроком реализации.
Программа актуальна, поскольку является комплексной и включает в
себя
формирование
ценностных
эстетических
ориентиров,
эстетической
оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность
1
каждому
воспитаннику
реально
открывать
для
себя
удивительный
мир
фольклора
и
этнографии,
проявить
и
реализовать
свои
творческие
способности.
Обучение в студии поэтапное. 7-летний срок реализации программы
слагается из: 2-х летнего обучения на начальном этапе, 2-х летнего обучения
на подготовительном этапе и 3-х летнего обучения на концертном этапе. В
случае если ребенок намерен посещать студию и дальше, ему предлагается
реализовывать
свои
способности
в
старшей
концертной
группе.
Принимаются все желающие. Таким образом, в студии занимаются с детьми
разного возраста - от 5 до 18 лет.
На начальном этапе дети погружаются в мир народного творчества и
для них создаются условия для развития творческих задатков. После его
окончания,
дети
и
родители
делают
выбор
–
завершение
знакомства
с
фольклором или переход к следующим этапам обучения – подготовительной,
концертной деятельности. На начальном этапе в студию принимаются все
детей, без предварительного отбора. Подготовительный и концертный состав
пополняется переводом
детей из начального этапа и вновь прибывших с
предварительным прослушиванием и собеседованием.
На подготовительном этапе ведется углубление и пополнение знаний и
представлений о народной песне, танце, обрядах, обычаях, праздниках, идет
освоение сцены.
Концертный
этап
–
утверждение
и
совершенствование
полученных
знаний.
Учебный
процесс
обогащен
творчеством,
большим
количеством
выступлений,
сложившимся
репертуаром.
Занятия
строятся
на
основе
этнографического, музыкально - игрового сценария – основы концертной
программы.
2
Цель и задачи образовательной программы
Цель программы - возрождение народной культуры и гармоническое
развитие детей на основе комплексного изучения традиций русского
фольклора.
Задачи
обучающие:
изучение жанров русского фольклора;
ознакомление
и
изучение
обрядов,
обычаев,
народного
круглогодичного календаря;
обучение вокально-хоровым навыкам, народному пению, постановка
голоса;
изучение форм многоголосия;
формирование
практических
навыков
исполнения
фольклорных
произведений Рязанской области;
овладение этнографическими знаниями.
развивающие:
выявление и развитие природных данных, творческого потенциала
детей;
развитие фантазии;
развитие сценического мастерства;
развитие ритма и слуха детей, памяти, наблюдательности, внимания;
развитие творческой активности, художественного вкуса;
развитие у детей музыкальных способностей;
развитие навыков игры на шумовых народных инструментах.
воспитательные:
воспитание чувства собственного достоинства и уважение к нормам
коллективной жизни;
воспитание эмоциональной, самодеятельной личности;
воспитание
у
детей
гражданственности
и
любви
к
Родине
через
изучение народного творчества, воспитание чувства уважения и почитания
народных традиций.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические
идеи:
1. Формирование культуры личности, которая трактуется как:
-
гармония культуры знания;
-
культуры чувств;
-
культуры творческого действия.
Другими
словами,
формируем
внутреннюю
культуру
(духовность)
и
внешнюю (культуру общения, поведения, внешнего вида).
2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые
технологии.
3. Учет особенностей местной региональной культуры.
3
Педагогические принципы:
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и
развития.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:
-
Игровая деятельность на начальном этапе: занятия на начальном этапе
часто переходят в игры, которые служат хорошим подспорьем для педагога в
обучении народному творчеству.
-
Учебная деятельность на подготовительном этапе: дети привыкают к
новым
условиям
организации
занятий,
учатся
выполнять
требования
педагогов,
соблюдать
дисциплину.
Игры
используются
преимущественно
учебного характера;
- Учебная деятельность и личностное общение на концертном этапе: на
занятиях в студии допускается свободное общение детей друг с другом;
поощряется взаимная помощь. Потребность детей в общении реализуется в
досуговой деятельности, при создании музыкально – игровых композиций,
при
посещении
мероприятий
Дворца
детского
творчества.
Для
этого
периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагоги
стараются
поощрять
самостоятельный
творческий
поиск,
поддерживать
интерес к фольклору и этнографии по предметам обучения.
2) потребности, интересы учащихся;
3) уровень развития первичного коллектива;
4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
-
осознание и признание права личности быть не похожей на других;
-
проявление уважения к личности;
-
предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в студии,
посещать занятия);
-
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
-
умение смотреть на проблему глазами ребенка;
-
учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной
системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, особенности
мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
4
Ступени и уровни обучения
1 уровень
Развитие
2 уровень
погружение
3 уровень
совершенствование
4 уровень
Реализация
1 этап
Начальный
ознакомление
2 года
2 этап
подготовительный
грамотность
2 года
3 этап
концертный
Функциональная
грамотность
2 года
Компетентная
грамотность,
(бессрочный)
Как видно из схемы
в «Росинке» существуют 3 этапа обучения,
каждый
из
которых
является
самодостаточным,
но
только
вместе
они
составляют
целенаправленную
систему
работы
с
детьми
по
народному
творчеству.
Каждому
этапу
соответствует
своя
специфика,
свои
цели
и
задачи, различная степень сложности.
Образовательный
процесс
включает
обязательное
прохождение
всех
дисциплин:
народное пение
народный танец
народная речь
Учебный блок образовательной программы
Учебный блок образовательной программы - это учебные программы по всем
предметам и годам обучения.
В c
тудии действуют следующие программы:
1 Образовательная программа по песенному фольклору Студии фольклора и
этнографии «Росинка». Педагог дополнительного образования – Ломова Н.И.
2 Образовательная программа по народному танцу Студии фольклора и
этнографии «Росинка». Педагог дополнительного образования – Немова Е.С.
3 Образовательная программа по народной речи «Звучащее слово». Педагог
дополнительного образования – Немова Е.С.
5
Общие, характерные черты для всех программ Студии:
-
Универсальность
программ.
П р о г р а м м ы
р а з р а б о т а н ы
и
апробированы в системе дополнительного образования, однако их
п р и м е н е н и е
и
и с п о л ь з о в а н и е
в о зм ож н о
в
у с л о в и я х
общеобразовательной
школы,
детских
садов,
как
спецкурс
для
студентов педагогических вузов. В основе комплексной программы
студии
«Росинка»
лежит
тесная
связь
различных
предметов,
объектами исследования которых являются:
человек – народ –
культура;
-
В содержании программ учитывается принцип регионализации;
-
Возможность
корректировки
с
учетом
изменяющихся
условий
и
требований к уровню образованности личности.
Структура образовательной программы студии.
1 начальный этап обучения (2 года)
Возраст детей – 5-6 лет
Наименование
Год
обучения
Предметы
Кол-во
часов
в неделю
Кол-во
часов
в год
Группа 1 года
обучения
начального этапа
1
Народный танец
1
36
Народная речь
1
36
Песенный фольклор
2
72
Вокал (инд. занятие)
4
144
Ансамбль (соединение
полученных знаний на
всех предметах)
1
36
Сводное занятие при
наличии двух и более
групп одного года
обучения
1
36
Группа 2 года
обучения
начального этапа
2
Народный танец
1
36
Народная речь
1
36
Песенный фольклор
2
72
Вокал (инд. занятие)
4
144
Ансамбль (соединение
полученных знаний на
всех предметах)
1
36
Сводное занятие при
наличии двух и более
групп одного года
обучения
1
36
6
2 подготовительный этап обучения (2 года)
Возраст детей – 7-9 лет
Наименование
Год
обучения
Предметы
Кол-во
часов
в неделю
Кол-во
часов
в год
Группа 1-2 года
обучения
подготовительно
го этапа
3-4
Народный танец
2
72
Народная речь
1
36
Песенный фольклор
3
108
Вокал (инд. занятие)
4
144
Ознакомление с
народными
инструментами
2
72
Ансамбль (соединение
полученных знаний и
умений на всех
предметах)
2
72
Сводное занятие при
наличии двух и более
групп одного года
обучения
1
36
3 концертный этап обучения (3 года)
Возраст детей – 10-18 лет
Наименование
Год
обучения
Предметы
Кол-во
часов
в неделю
Кол-во
часов
в год
Группа 1-2 года
обучения
концертного
этапа
5-6
Народный танец
4
144
Сценическая речь
2
72
Песенный фольклор
4
144
Вокал
4
144
Народные
инструменты
2
72
Сводная (при наличии
2-х и более групп)
1
36
Ансамбль (соединение
полученных знаний и
умений на всех
предметах)
3
108
Группа 3 года
обучения
концертного
этапа
7
Народный танец
4
144
Сценическая речь
1
36
Песенный фольклор
4
144
Вокал
4
144
Сводная
1
36
Ансамбль
3
108
7
Результативность
По завершению всех этапов обучения, участник студии – это личность,
обладающая
комплексом
знаний
народного
творчества
таким
уровнем
развития
заложенных
способностей,
таланта,
что
делает
возможным
реализацию
больших
и
сложных
музыкально
–
этнографических
театрализованных постановок на сцене. Это эстетически развитая личность,
обладающая художественным вкусом. В плане формирования личностных
качеств – это коммуникативный, свободно и раскованно чувствующий себя на
сцене человек, с быстрой реакцией, психологически устойчивый.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В работе
используются
все
виды
деятельности,
развивающие
личность:
игра,
познание,
учение,
общение,
творчество.
При
этом
соблюдаются следующие правила:
виды
деятельности
должны
быть
разнообразными,
социально-
значимыми,
направлены
на
реализацию
личных
интересов
членов
группы;
деятельность
должна
соответствовать
возможностям
отдельных
личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее
организовывать и осуществлять;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение
труда,
кооперацию
детей,
взаимозависимо сть,
сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
принцип воспитывающего характера ;
научности
связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией
всех вышеперечисленных принципов).
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом
можно
выделить
ряд
общих
существенных
положений
образовательного
процесса:
8
обязательное
формирование
у
детей
положительной
мотивации
к
творческой деятельности;
получение
ими
новой
информации,
новых
знаний
при
решении
конкретных практических задач;
обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической
деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время,
в условиях межличностного общения;
приобретение умений и навыков без принуждения;
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое
мастерство возникает у детей: на первом этапе в ходе учебной игры, на
втором этапе в ходе концертных выступлений, на третьем этапе в результате
осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Музыкально
–
игровые,
обрядовые
композиции
исполняются
коллективно,
что
ускоряет
процесс
творчества
и
дает
учащимся
навыки
совместной работы.
Для
поддержания
постоянного
интереса
учащихся
к
занятиям
в
тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
1.
индивидуальная;
2.
групповая;
3.
концертная;
4.
конкурсная;
5.
ведение личного дневника.
Основной вид занятий - практический
Используются следующие методы обучения:
объяснительный;
проблемный;
познавательный;
частично-поисковый.
Педагогические приемы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
стимулирования
и
коррекции
(поощрение,
похвала,
соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества,
позволяющего
педагогу
и
воспитаннику
быть
партнерами в увлекательном процессе образования.
9
Методы проведения занятия:
словесные, наглядные, практические,
чаще всего сочетание их. Каждое занятие по темам программы, как правило,
включает
теоретическую
часть
и
практическое
выполнение
задания.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение
нового,
информация
познавательного
характера
о
видах
народного
творчества, старинных традициях Рязанского края. Теория сопровождается
показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации
или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование атрибутов
на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу,
способствует
развитию
внимания,
воображения,
наблюдательности,
мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ
иллюстраций,
рисунков,
проспектов,
журналов
и
книг,
фотографий,
демонстрация
обрядов,
которые
дают
достаточную
возможность
детям
закрепить их в практической деятельности.
Техническое оснащение занятий
Библиотека и методические пособия по народному творчеству.
Кабинеты для занятий, оборудованные необходимыми
музыкальными
инструментами (фортепиано, баяны, балалайка, гусли, шумовые народные
инструменты).
Концертные костюмы для разных возрастных групп.
Основные составляющие занятий:
1.
воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся
быть
вежливыми:
приходя
в
студию,
здороваются
с
педагогом
и
товарищами, учатся как можно чаще употреблять “волшебные” слова
“спасибо”, “пожалуйста”. Своим личным примером педагоги учат ребят
быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении друг с другом.
Хорошей традицией в подготовительных группах стало поздравление
ребят с днем рождения.
2.
организация рабочего места. Педагоги приучают детей к чистоте и
аккуратности.
3.
повторение
пройденного
материала.
Чаще
всего
используется
фронтальный
опрос
и
исполнение
фрагмента
или
всей
обрядовой
композиции к концертному выступлению
4.
изложение нового материала.
5.
практическая работа ( 80 % урочного времени).
6.
подведение
итогов,
анализ
и
оценка.
Подведение
итогов
предусматривает
рефлексию,
коллективный
анализ
исполняемых
номеров.
7.
приведение в порядок кабинета после занятия.
10
Перечисленные
элементы
не
обязательно
использовать
на
каждом
занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более
свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению.
Главное,
чтобы
обучение
становилось
для
детей
источником
радости,
доставляло им удовольствие и моральное удовлетворение.
Воспитательный
процесс
в
студии
осуществляется
как
на
учебных
занятиях, так и во время специально организованных мероприятий.
В
целях искоренения негативных проявлений у студийцев стараемся
привлекать детей к общественно-полезным работам (во время субботников,
генеральных уборок, при организации, концертов, фестивалей – конкурсов).
Большое
место
в
программе
отводится
региональному
этническому
компоненту.
Знакомство
с
народными
традициями,
народным
костюмом,
традиционными народными праздниками не проходит бесследно. Оно дает
детям
чувство
гордости
за
мудрость
и
талантливость
своих
предков,
оставивших
нам
в
наследство
столь
значительные
памятники
истории
и
культуры;
делает
их
сопричастными
за
настоящее
народного
творчества;
порождает чувство ответственности за будущее своей малой Родины.
Работа с родителями
Основные педагогические задачи:
а) формировать активную педагогическую позицию родителей:
-
вызвать
интерес
к
процессу
воспитания,
желание
добиться
успеха;
породить уверенность в своих силах (индивидуальные беседы, консультации,
родительские собрания);
- привлекать родителей к участию в жизни не только своего ребенка, но и
Студии в целом (открытые занятия и мероприятия, совместные творческие
дела, помощь в укреплении материально-технической базы, инициативы со
стороны родительского актива).
б) оказывать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в
воспитании ребенка:
- добиться доверительных отношений между родителями и воспитателями,
отношений партнерства;
- способствовать педагогическому просвещению родителей (информировать
о
новых
психолого-педагогических
теориях,
знакомить
с
литературой
по
данному вопросу, обсуждать результаты
анкетирования и тестирования,
привлекать к решению педагогических ситуаций)
в) распространять и пропагандировать положительный опыт
семейного
воспитания: (подготовка семейных ансамблей к фестивалям и конкурсам)
г) искоренять негативные тенденции:
- пропуск занятий по вине родителей;
- завышенные требования к ребенку со стороны родителей;
- наказание детей запретом идти в студию.
11
В основе работы с родителями лежат следующие принципы:
- терпимость и уважение к родителям разного уровня образования и
культуры;
- индивидуальный подход к каждой семье;
- принцип тактичного, деликатного изучения семьи.
Перечень родительских собраний
Организационные собрания
Знакомство
с
родителями;
анкетирование;
знакомство
родителей
со
структурой
студии
и
программой
занятий;
требования
и
нормы
поведения; расписание занятий
;
Тематические собрания
Помощь родителей в обучении детей
ремеслам (повязки, украшения
кушаки);
Об искоренении негативных тенденций со стороны родителей;
Вопросы воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Текущие ( промежуточные) собрания
О проведении праздников и концертов ;
Экстренные вопросы;
Поездки и экскурсии.
Итоговые собрания
Анализ результатов обучения и перспективы развития.
Совместные творческие дела
- День открытых дверей.
- Экскурсии: по Дворцу детского творчества, в концертные залы г. Рязани.
-
Праздники, концерты, чаепития: новогодний утренник, праздник пап и
мам (23 февраля и 8 марта), итоговые вечера.
- Прогулки на природу, игры на свежем воздухе.
Формы подведения итогов
Итоговый и промежуточный контроль:
- Учащиеся начального этапа показывают выученный материал на творческих
занятиях;
- Дети на подготовительном этапе обучения, в конце I полугодия показывают
фрагмент обряда, выступая перед воспитанниками из других творческих
объединений Дворца детского творчества, а в конце учебного года
принимают участие с музыкально-игровой композицией в отчетном концерте
студии;
- Группы концертного этапа в течение года показывают выученный репертуар
в соответствии учебному плану на концертных площадках и принимают
участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, получая оценку своей
деятельности.
Постоянный контроль:
Контроль посещаемости;
- Обеспечение четкого контроля над посещаемостью учащихся с
регистрацией сведений в журнале посещаемости на каждом занятии;
12
Контроль успеваемости.
- Оценку успеваемости, в виде поощрения (4 и 5), информации в дневниках
детей 2 и 3 этапов обучения.
Если ребёнок активен на занятии, усвоил пройденный материал, уверенно
отвечает на вопросы, грамотно выполняет задания – ставится оценка 5, если
менее активен и допускает незначительные ошибки – 4. Детям, не усвоившим
материал, оценка не выставляется. Все возникающие проблемы решаются с
учащимися в индивидуальном порядке.
а) Критерии оценки.
оценивается наблюдательность и фантазия;
оценивается интерес к специальной литературе по народному творчеству;
оценивается свободное владение техническими приемами;
оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;
оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;
оценивается степень участия в коллективных формах работы.
б) Формы контроля
В той или иной мере используем все виды контроля:
устный контроль;
практический контроль;
наблюдение.
Оценочные формы детей:
-
оценка педагога;
-
оценка студийцев;
-
самооценка;
-
участие в концертах
Стимулы: похвала, поддержка, награждение грамотой, ценным призом.
1 3
Список литературы
1.
Актуальные
проблемы
художественного
воспитания
детей
дошкольного и школьного возраста: Сборник. М., 1983.
2.
Аникин
В.П.
Д ет ский
фольклор
/
Аникин
В.П.,
К р у гл о в
Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л.:
Просвещение, 1983.
3.
Антипова Л. Концертно-исполнительская
практика
и сценическое
воплощение фольклора. - М, 1993.
4.
Бекина С.И., Ломова Т.П.- Музыка и движение - М.: Музыка,1984.
5.
Большой энциклопедический словарь. СПб. : «Норинт», 2000.
Браз С.Л. Песенный фольклор как основа репертуара народно-
певческих коллективов. - ML, 1984.
6. Гилярова Н.Н. «Музыкальный фольклор Рязанской области».
Рязанский областной центр народного творчества, Рязань,
1992г.
7. Гилярова Н.Н. хрестоматия по русскому народному творчеству.
Часть 2.М: 1999 г. 12.Дети - собиратели и исследователи фольклор / 8.
Климов А.А. Основы русского народного танца. Изд. 3-е. - М.:2004.
9. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. -М, 1998.
10.Куприянова Л.Е. Активизация творческой деятельности
младших школьников, осваивающих песенный фольклор
//Проблемы детского музыкально образования. Сб. трудов РАМ
им. Гнесиных, вып. 131.- М., 1994.
11.Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для ст. Балашова О.Б. -
М., 1996.
14