Напоминание

Цель программы - возрождение народной культуры и гармоническое развитие детей на основе комплексного изучения традиций русского фольклора.


Автор: Гривкова Лариса Вадимовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "РГДДТ"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТУДИИ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИИ "РОСИНКА"
Тема: Цель программы - возрождение народной культуры и гармоническое развитие детей на основе комплексного изучения традиций русского фольклора.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Утверждена

Директор _________ Ю. А. Меликов

КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СТУДИИ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИИ «РОСИНКА»

Возраст 5 – 18 лет

Срок реализации программы – 7 лет

Разработчик программы:

Гривкова Л.В. – заведующая сектором фольклора и этнографии, педагог

дополнительного образования.

РЯЗАНЬ 2008 г.

Пояснительная записка

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую

направленность

и

составлена

в

соответствии

с

Положением

о

студии

фольклора и этнографии «Росинка» (Приложение №1).

Обновление общественных отношений в России неизбежно повлекло за

собой

изменение

духовно

нравственных

ориентиров,

идеалов.

Возрос

интерес

к

истории

нашего

государства,

народному

искусству,

к

традиционным русским обрядам, обычаям, фольклору. Такой повышенный

интерес к национальной духовной культуре, народному творчеству, повлек за

собой

повсеместное

создание

фольклорных

коллективов

и

других

объединений детей.

От природы ребенок активно деятелен и очень важно, проявить его

творческие

способности

в

процессе

обучения,

в

соответствии

с

побуждениями, способностями и природным дарованием. Дополнительное

образование качественно ценнее, если оно опирается на глубокие знания.

Ребенок должен познавать свою родословную, заботиться о чистоте родного

языка,

знакомиться

с

пословицами

и

поговорками,

запоминать

их

и

пользоваться

в

общении,

разучивать

народные

песни

и

танцы,

обряды

русского

народа.

И

лучше

всего

это

делать

в

детских

объединениях,

занимающихся по определенным программам под руководством опытных

педагогов. Именно таким детским коллективом является студия фольклора и

этнографии «Росинка» Дворца детского творчества г. Рязани. В программе

его

деятельности,

полученные

музыкальные,

этнографические,

актерские,

речевые, хореографические знания и практические навыки соединяются с

широкой концертной деятельностью.

Народное творчество – это не просто сумма полученных знаний, это

«целостная

система

эстетических,

этических

и

художественных

представлений,

практически

это

способ

существования

человека»

(Н.Гилярова, «Детский фольклор Рязанской области», 1992г.)

В

данной

программе

обобщен

многолетний

опыт

педагогов

по

обучению детей разного возраста песенному фольклору, народной речи и

народному танцу.

В

программе

органически

сочетается

досуг

с

разнообразными

формами

образовательной

деятельности.

Длительное

обучение

в

рамках

студии

усиливает

стартовые

возможности

личности

на

рынке

труда

и

профессионального образования.

Программа отличается от уже существующих подбором репертуара (в

основе

рязанский

фольклорно-этнографический

материал),

принципами

организации образовательного процесса и сроком реализации.

Программа актуальна, поскольку является комплексной и включает в

себя

формирование

ценностных

эстетических

ориентиров,

эстетической

оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность

1

каждому

воспитаннику

реально

открывать

для

себя

удивительный

мир

фольклора

и

этнографии,

проявить

и

реализовать

свои

творческие

способности.

Обучение в студии поэтапное. 7-летний срок реализации программы

слагается из: 2-х летнего обучения на начальном этапе, 2-х летнего обучения

на подготовительном этапе и 3-х летнего обучения на концертном этапе. В

случае если ребенок намерен посещать студию и дальше, ему предлагается

реализовывать

свои

способности

в

старшей

концертной

группе.

Принимаются все желающие. Таким образом, в студии занимаются с детьми

разного возраста - от 5 до 18 лет.

На начальном этапе дети погружаются в мир народного творчества и

для них создаются условия для развития творческих задатков. После его

окончания,

дети

и

родители

делают

выбор

завершение

знакомства

с

фольклором или переход к следующим этапам обучения – подготовительной,

концертной деятельности. На начальном этапе в студию принимаются все

детей, без предварительного отбора. Подготовительный и концертный состав

пополняется переводом

детей из начального этапа и вновь прибывших с

предварительным прослушиванием и собеседованием.

На подготовительном этапе ведется углубление и пополнение знаний и

представлений о народной песне, танце, обрядах, обычаях, праздниках, идет

освоение сцены.

Концертный

этап

утверждение

и

совершенствование

полученных

знаний.

Учебный

процесс

обогащен

творчеством,

большим

количеством

выступлений,

сложившимся

репертуаром.

Занятия

строятся

на

основе

этнографического, музыкально - игрового сценария – основы концертной

программы.

2

Цель и задачи образовательной программы

Цель программы - возрождение народной культуры и гармоническое

развитие детей на основе комплексного изучения традиций русского

фольклора.

Задачи

обучающие:

изучение жанров русского фольклора;

ознакомление

и

изучение

обрядов,

обычаев,

народного

круглогодичного календаря;

обучение вокально-хоровым навыкам, народному пению, постановка

голоса;

изучение форм многоголосия;

формирование

практических

навыков

исполнения

фольклорных

произведений Рязанской области;

овладение этнографическими знаниями.

развивающие:

выявление и развитие природных данных, творческого потенциала

детей;

развитие фантазии;

развитие сценического мастерства;

развитие ритма и слуха детей, памяти, наблюдательности, внимания;

развитие творческой активности, художественного вкуса;

развитие у детей музыкальных способностей;

развитие навыков игры на шумовых народных инструментах.

воспитательные:

воспитание чувства собственного достоинства и уважение к нормам

коллективной жизни;

воспитание эмоциональной, самодеятельной личности;

воспитание

у

детей

гражданственности

и

любви

к

Родине

через

изучение народного творчества, воспитание чувства уважения и почитания

народных традиций.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические

идеи:

1. Формирование культуры личности, которая трактуется как:

-

гармония культуры знания;

-

культуры чувств;

-

культуры творческого действия.

Другими

словами,

формируем

внутреннюю

культуру

(духовность)

и

внешнюю (культуру общения, поведения, внешнего вида).

2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые

технологии.

3. Учет особенностей местной региональной культуры.

3

Педагогические принципы:

Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и

развития.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:

-

Игровая деятельность на начальном этапе: занятия на начальном этапе

часто переходят в игры, которые служат хорошим подспорьем для педагога в

обучении народному творчеству.

-

Учебная деятельность на подготовительном этапе: дети привыкают к

новым

условиям

организации

занятий,

учатся

выполнять

требования

педагогов,

соблюдать

дисциплину.

Игры

используются

преимущественно

учебного характера;

- Учебная деятельность и личностное общение на концертном этапе: на

занятиях в студии допускается свободное общение детей друг с другом;

поощряется взаимная помощь. Потребность детей в общении реализуется в

досуговой деятельности, при создании музыкально – игровых композиций,

при

посещении

мероприятий

Дворца

детского

творчества.

Для

этого

периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагоги

стараются

поощрять

самостоятельный

творческий

поиск,

поддерживать

интерес к фольклору и этнографии по предметам обучения.

2) потребности, интересы учащихся;

3) уровень развития первичного коллектива;

4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

-

осознание и признание права личности быть не похожей на других;

-

проявление уважения к личности;

-

предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в студии,

посещать занятия);

-

оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

-

умение смотреть на проблему глазами ребенка;

-

учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной

системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, особенности

мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

4

Ступени и уровни обучения

1 уровень

Развитие

2 уровень

погружение

3 уровень

совершенствование

4 уровень

Реализация

1 этап

Начальный

ознакомление

2 года

2 этап

подготовительный

грамотность

2 года

3 этап

концертный

Функциональная

грамотность

2 года

Компетентная

грамотность,

(бессрочный)

Как видно из схемы

в «Росинке» существуют 3 этапа обучения,

каждый

из

которых

является

самодостаточным,

но

только

вместе

они

составляют

целенаправленную

систему

работы

с

детьми

по

народному

творчеству.

Каждому

этапу

соответствует

своя

специфика,

свои

цели

и

задачи, различная степень сложности.

Образовательный

процесс

включает

обязательное

прохождение

всех

дисциплин:

народное пение

народный танец

народная речь

Учебный блок образовательной программы

Учебный блок образовательной программы - это учебные программы по всем

предметам и годам обучения.

В c

тудии действуют следующие программы:

1 Образовательная программа по песенному фольклору Студии фольклора и

этнографии «Росинка». Педагог дополнительного образования – Ломова Н.И.

2 Образовательная программа по народному танцу Студии фольклора и

этнографии «Росинка». Педагог дополнительного образования – Немова Е.С.

3 Образовательная программа по народной речи «Звучащее слово». Педагог

дополнительного образования – Немова Е.С.

5

Общие, характерные черты для всех программ Студии:

-

Универсальность

программ.

П р о г р а м м ы

р а з р а б о т а н ы

и

апробированы в системе дополнительного образования, однако их

п р и м е н е н и е

и

и с п о л ь з о в а н и е

в о зм ож н о

в

у с л о в и я х

общеобразовательной

школы,

детских

садов,

как

спецкурс

для

студентов педагогических вузов. В основе комплексной программы

студии

«Росинка»

лежит

тесная

связь

различных

предметов,

объектами исследования которых являются:

человек – народ –

культура;

-

В содержании программ учитывается принцип регионализации;

-

Возможность

корректировки

с

учетом

изменяющихся

условий

и

требований к уровню образованности личности.

Структура образовательной программы студии.

1 начальный этап обучения (2 года)

Возраст детей – 5-6 лет

Наименование

Год

обучения

Предметы

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

часов

в год

Группа 1 года

обучения

начального этапа

1

Народный танец

1

36

Народная речь

1

36

Песенный фольклор

2

72

Вокал (инд. занятие)

4

144

Ансамбль (соединение

полученных знаний на

всех предметах)

1

36

Сводное занятие при

наличии двух и более

групп одного года

обучения

1

36

Группа 2 года

обучения

начального этапа

2

Народный танец

1

36

Народная речь

1

36

Песенный фольклор

2

72

Вокал (инд. занятие)

4

144

Ансамбль (соединение

полученных знаний на

всех предметах)

1

36

Сводное занятие при

наличии двух и более

групп одного года

обучения

1

36

6

2 подготовительный этап обучения (2 года)

Возраст детей – 7-9 лет

Наименование

Год

обучения

Предметы

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

часов

в год

Группа 1-2 года

обучения

подготовительно

го этапа

3-4

Народный танец

2

72

Народная речь

1

36

Песенный фольклор

3

108

Вокал (инд. занятие)

4

144

Ознакомление с

народными

инструментами

2

72

Ансамбль (соединение

полученных знаний и

умений на всех

предметах)

2

72

Сводное занятие при

наличии двух и более

групп одного года

обучения

1

36

3 концертный этап обучения (3 года)

Возраст детей – 10-18 лет

Наименование

Год

обучения

Предметы

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

часов

в год

Группа 1-2 года

обучения

концертного

этапа

5-6

Народный танец

4

144

Сценическая речь

2

72

Песенный фольклор

4

144

Вокал

4

144

Народные

инструменты

2

72

Сводная (при наличии

2-х и более групп)

1

36

Ансамбль (соединение

полученных знаний и

умений на всех

предметах)

3

108

Группа 3 года

обучения

концертного

этапа

7

Народный танец

4

144

Сценическая речь

1

36

Песенный фольклор

4

144

Вокал

4

144

Сводная

1

36

Ансамбль

3

108

7

Результативность

По завершению всех этапов обучения, участник студии – это личность,

обладающая

комплексом

знаний

народного

творчества

таким

уровнем

развития

заложенных

способностей,

таланта,

что

делает

возможным

реализацию

больших

и

сложных

музыкально

этнографических

театрализованных постановок на сцене. Это эстетически развитая личность,

обладающая художественным вкусом. В плане формирования личностных

качеств – это коммуникативный, свободно и раскованно чувствующий себя на

сцене человек, с быстрой реакцией, психологически устойчивый.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В работе

используются

все

виды

деятельности,

развивающие

личность:

игра,

познание,

учение,

общение,

творчество.

При

этом

соблюдаются следующие правила:

виды

деятельности

должны

быть

разнообразными,

социально-

значимыми,

направлены

на

реализацию

личных

интересов

членов

группы;

деятельность

должна

соответствовать

возможностям

отдельных

личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее

организовывать и осуществлять;

необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:

разделение

труда,

кооперацию

детей,

взаимозависимо сть,

сотрудничество детей и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы:

принцип воспитывающего характера ;

научности

связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);

систематичности и последовательности;

доступности и посильности;

сознательности и активности;

наглядности;

прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией

всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом

можно

выделить

ряд

общих

существенных

положений

образовательного

процесса:

8

обязательное

формирование

у

детей

положительной

мотивации

к

творческой деятельности;

получение

ими

новой

информации,

новых

знаний

при

решении

конкретных практических задач;

обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической

деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время,

в условиях межличностного общения;

приобретение умений и навыков без принуждения;

занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое

мастерство возникает у детей: на первом этапе в ходе учебной игры, на

втором этапе в ходе концертных выступлений, на третьем этапе в результате

осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.

Музыкально

игровые,

обрядовые

композиции

исполняются

коллективно,

что

ускоряет

процесс

творчества

и

дает

учащимся

навыки

совместной работы.

Для

поддержания

постоянного

интереса

учащихся

к

занятиям

в

тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Формы организации учебной деятельности:

1.

индивидуальная;

2.

групповая;

3.

концертная;

4.

конкурсная;

5.

ведение личного дневника.

Основной вид занятий - практический

Используются следующие методы обучения:

объяснительный;

проблемный;

познавательный;

частично-поисковый.

Педагогические приемы:

формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,

требование);

стимулирования

и

коррекции

(поощрение,

похвала,

соревнование,

оценка, взаимооценка и т.д.);

сотрудничества,

позволяющего

педагогу

и

воспитаннику

быть

партнерами в увлекательном процессе образования.

9

Методы проведения занятия:

словесные, наглядные, практические,

чаще всего сочетание их. Каждое занятие по темам программы, как правило,

включает

теоретическую

часть

и

практическое

выполнение

задания.

Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение

нового,

информация

познавательного

характера

о

видах

народного

творчества, старинных традициях Рязанского края. Теория сопровождается

показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации

или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование атрибутов

на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу,

способствует

развитию

внимания,

воображения,

наблюдательности,

мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ

иллюстраций,

рисунков,

проспектов,

журналов

и

книг,

фотографий,

демонстрация

обрядов,

которые

дают

достаточную

возможность

детям

закрепить их в практической деятельности.

Техническое оснащение занятий

Библиотека и методические пособия по народному творчеству.

Кабинеты для занятий, оборудованные необходимыми

музыкальными

инструментами (фортепиано, баяны, балалайка, гусли, шумовые народные

инструменты).

Концертные костюмы для разных возрастных групп.

Основные составляющие занятий:

1.

воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся

быть

вежливыми:

приходя

в

студию,

здороваются

с

педагогом

и

товарищами, учатся как можно чаще употреблять “волшебные” слова

“спасибо”, “пожалуйста”. Своим личным примером педагоги учат ребят

быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении друг с другом.

Хорошей традицией в подготовительных группах стало поздравление

ребят с днем рождения.

2.

организация рабочего места. Педагоги приучают детей к чистоте и

аккуратности.

3.

повторение

пройденного

материала.

Чаще

всего

используется

фронтальный

опрос

и

исполнение

фрагмента

или

всей

обрядовой

композиции к концертному выступлению

4.

изложение нового материала.

5.

практическая работа ( 80 % урочного времени).

6.

подведение

итогов,

анализ

и

оценка.

Подведение

итогов

предусматривает

рефлексию,

коллективный

анализ

исполняемых

номеров.

7.

приведение в порядок кабинета после занятия.

10

Перечисленные

элементы

не

обязательно

использовать

на

каждом

занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более

свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению.

Главное,

чтобы

обучение

становилось

для

детей

источником

радости,

доставляло им удовольствие и моральное удовлетворение.

Воспитательный

процесс

в

студии

осуществляется

как

на

учебных

занятиях, так и во время специально организованных мероприятий.

В

целях искоренения негативных проявлений у студийцев стараемся

привлекать детей к общественно-полезным работам (во время субботников,

генеральных уборок, при организации, концертов, фестивалей – конкурсов).

Большое

место

в

программе

отводится

региональному

этническому

компоненту.

Знакомство

с

народными

традициями,

народным

костюмом,

традиционными народными праздниками не проходит бесследно. Оно дает

детям

чувство

гордости

за

мудрость

и

талантливость

своих

предков,

оставивших

нам

в

наследство

столь

значительные

памятники

истории

и

культуры;

делает

их

сопричастными

за

настоящее

народного

творчества;

порождает чувство ответственности за будущее своей малой Родины.

Работа с родителями

Основные педагогические задачи:

а) формировать активную педагогическую позицию родителей:

-

вызвать

интерес

к

процессу

воспитания,

желание

добиться

успеха;

породить уверенность в своих силах (индивидуальные беседы, консультации,

родительские собрания);

- привлекать родителей к участию в жизни не только своего ребенка, но и

Студии в целом (открытые занятия и мероприятия, совместные творческие

дела, помощь в укреплении материально-технической базы, инициативы со

стороны родительского актива).

б) оказывать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в

воспитании ребенка:

- добиться доверительных отношений между родителями и воспитателями,

отношений партнерства;

- способствовать педагогическому просвещению родителей (информировать

о

новых

психолого-педагогических

теориях,

знакомить

с

литературой

по

данному вопросу, обсуждать результаты

анкетирования и тестирования,

привлекать к решению педагогических ситуаций)

в) распространять и пропагандировать положительный опыт

семейного

воспитания: (подготовка семейных ансамблей к фестивалям и конкурсам)

г) искоренять негативные тенденции:

- пропуск занятий по вине родителей;

- завышенные требования к ребенку со стороны родителей;

- наказание детей запретом идти в студию.

11

В основе работы с родителями лежат следующие принципы:

- терпимость и уважение к родителям разного уровня образования и

культуры;

- индивидуальный подход к каждой семье;

- принцип тактичного, деликатного изучения семьи.

Перечень родительских собраний

Организационные собрания

Знакомство

с

родителями;

анкетирование;

знакомство

родителей

со

структурой

студии

и

программой

занятий;

требования

и

нормы

поведения; расписание занятий

;

Тематические собрания

Помощь родителей в обучении детей

ремеслам (повязки, украшения

кушаки);

Об искоренении негативных тенденций со стороны родителей;

Вопросы воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Текущие ( промежуточные) собрания

О проведении праздников и концертов ;

Экстренные вопросы;

Поездки и экскурсии.

Итоговые собрания

Анализ результатов обучения и перспективы развития.

Совместные творческие дела

- День открытых дверей.

- Экскурсии: по Дворцу детского творчества, в концертные залы г. Рязани.

-

Праздники, концерты, чаепития: новогодний утренник, праздник пап и

мам (23 февраля и 8 марта), итоговые вечера.

- Прогулки на природу, игры на свежем воздухе.

Формы подведения итогов

Итоговый и промежуточный контроль:

- Учащиеся начального этапа показывают выученный материал на творческих

занятиях;

- Дети на подготовительном этапе обучения, в конце I полугодия показывают

фрагмент обряда, выступая перед воспитанниками из других творческих

объединений Дворца детского творчества, а в конце учебного года

принимают участие с музыкально-игровой композицией в отчетном концерте

студии;

- Группы концертного этапа в течение года показывают выученный репертуар

в соответствии учебному плану на концертных площадках и принимают

участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, получая оценку своей

деятельности.

Постоянный контроль:

Контроль посещаемости;

- Обеспечение четкого контроля над посещаемостью учащихся с

регистрацией сведений в журнале посещаемости на каждом занятии;

12

Контроль успеваемости.

- Оценку успеваемости, в виде поощрения (4 и 5), информации в дневниках

детей 2 и 3 этапов обучения.

Если ребёнок активен на занятии, усвоил пройденный материал, уверенно

отвечает на вопросы, грамотно выполняет задания – ставится оценка 5, если

менее активен и допускает незначительные ошибки – 4. Детям, не усвоившим

материал, оценка не выставляется. Все возникающие проблемы решаются с

учащимися в индивидуальном порядке.

а) Критерии оценки.

оценивается наблюдательность и фантазия;

оценивается интерес к специальной литературе по народному творчеству;

оценивается свободное владение техническими приемами;

оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;

оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;

оценивается степень участия в коллективных формах работы.

б) Формы контроля

В той или иной мере используем все виды контроля:

устный контроль;

практический контроль;

наблюдение.

Оценочные формы детей:

-

оценка педагога;

-

оценка студийцев;

-

самооценка;

-

участие в концертах

Стимулы: похвала, поддержка, награждение грамотой, ценным призом.

1 3

Список литературы

1.

Актуальные

проблемы

художественного

воспитания

детей

дошкольного и школьного возраста: Сборник. М., 1983.

2.

Аникин

В.П.

Д ет ский

фольклор

/

Аникин

В.П.,

К р у гл о в

Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л.:

Просвещение, 1983.

3.

Антипова Л. Концертно-исполнительская

практика

и сценическое

воплощение фольклора. - М, 1993.

4.

Бекина С.И., Ломова Т.П.- Музыка и движение - М.: Музыка,1984.

5.

Большой энциклопедический словарь. СПб. : «Норинт», 2000.

Браз С.Л. Песенный фольклор как основа репертуара народно-

певческих коллективов. - ML, 1984.

6. Гилярова Н.Н. «Музыкальный фольклор Рязанской области».

Рязанский областной центр народного творчества, Рязань,

1992г.

7. Гилярова Н.Н. хрестоматия по русскому народному творчеству.

Часть 2.М: 1999 г. 12.Дети - собиратели и исследователи фольклор / 8.

Климов А.А. Основы русского народного танца. Изд. 3-е. - М.:2004.

9. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. -М, 1998.

10.Куприянова Л.Е. Активизация творческой деятельности

младших школьников, осваивающих песенный фольклор

//Проблемы детского музыкально образования. Сб. трудов РАМ

им. Гнесиных, вып. 131.- М., 1994.

11.Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для ст. Балашова О.Б. -

М., 1996.

14



В раздел образования