Автор: Черкасская Светлана Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 60
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Причины речевых нарушений"
Раздел: дошкольное образование
Причины речевых нарушений
Учитель-логопед МБДОУ детский сад
комбинированного вида №60
муниципального образования
город Новороссийск
Черкасская Светлана Дмитриевна
В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост ре-
чевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь
которых
развивается
без
серьёзных
отклонений
от
нормы.
Родители
спрашивают
себя:"Почему это происходит?" Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины
следует искать в неблагоприятных внешних и внутренних факторах, в ухудшающейся
экологической обстановке. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё
меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. Причи-
ны речевых нарушений разнообразны:
различная внутриутробная патология, возникшая при токсикозе, вирусные, эндо-
кринные заболевания матери, несовместимость крови по резус-фактору, алкоголизм,
табакокурение, наркотическая зависимость матери во время беременности;
родовая травма и асфиксия (недостаточность снабжения мозга кислородом вслед-
ствие обвития пуповиной) во время родов, использование вакуума, щипцов, кесарево
сечение, наркоз матери;
различные заболевания в первые годы жизни ребёнка: инфекционно-вирусные, ме-
нинго-энцефалиты,
ранние
желудочно-кишечные
расстройства,
черепно-мозговые
травмы;
наследственные заболевания и заболевания центральной нервной системы, сопрово-
ждающиеся нарушениями памяти, внимания, моторики;
неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запу-
щенности. Отрицательными факторами могут являться семья алкоголиков и нарко-
манов, двуязычие в семье, слишком завышенные или заниженные требования взрос-
лых к ребёнку, воспитание ребёнка в семье глухих или в семье, где родители или дру-
гие члены семьи имеют речевые отклонения; длительная госпитализация ребёнка;
неблагоприятная экологическая обстановка в регионе влияет на развитие ребёнка во
внутриутробный период и после его рождения, вызывая заболевания ребёнка, а ино-
гда и генетические мутации;
как ни парадоксально, но иногда отрицательно сказывается и мощное развитие меди-
цины, вмешивающейся в естественный отбор.
В связи с этим возрастает необходимость проведения профилактических мероприя-
тий, которые должны начинаться с охраны здоровья матери. Будущая мама должна хоро-
шо питаться, чаще бывать на свежем воздухе, выполнять посильную работу, находиться
под регулярным контролем врача. Категорически должно быть запрещено курение, упо-
требление спиртных напитков и наркотических препаратов в период беременности. По-
ложительное влияние на развитие будущего ребёнка, состояние его нервной системы
оказывает благоприятный психологический климат в семье и на работе.
Важное значение в профилактике нарушений речи имеет характер вскармливания
ребёнка. Нарушение вскармливания и ухода способствуют развитию невроза, замедляет-
ся образование условных рефлексов, задерживается речевое развитие.
В укреплении нервной системы ребёнка, что очень важно для развития правильной
речи, главная роль принадлежит строгому соблюдению режима дня. Соблюдение режи-
ма питания, сна и бодрствования, достаточное пребывание на свежем воздухе, соблюде-
ние гигиенических рекомендаций по просмотру телевизионных передач, запрещение их
просмотра в позднее время перед сном - всё это является средствами профилактики на-
рушений речи у детей. При наличии дефекта речи у ребёнка каждый родитель должен
чётко знать тактику своего поведения.
Первое и непременное условие - нужно обратиться к врачу. Это необходимо для
установления причины нарушения. Дело в том, что наличие врождённых аномалий губ,
твёрдого или мягкого нёба, дефекты зубочелюстной системы могут требовать лечения, в
том числе - оперативного. При речевом недоразвитии, заикании уже с двухлетнего воз-
раста необходимы занятия с логопедом.
В период от двух до пяти лет при незначительных нарушениях произношения
отдельных звуков родители могут не фиксируя чрезмерного внимания ребёнка на дефек-
те, исправлять это нарушение путём полноценного речевого общения с ребёнком, играя
"в слова" с этим звуком (Назови игрушки, в названии которых есть песенка "водички"
ш-ш-ш: машина, шарик, мишка).
Пять лет - это возраст, когда каждый ребёнок должен иметь правильно сформиро-
ванную речь. Любое нарушение речи в этом возрасте должно рассматриваться уже не
как издержки развития, а как сформированный дефект речи. Нужно вовремя провести
необходимые исследования, определить причины речевого нарушения и оказать ребёнку
помощь, начать занятия с логопедом.
В нашем городе создана сеть учреждений для проведения коррекционной работы
по исправлению дефектов речи у детей. В детских поликлиниках родители могут полу-
чать как консультационную, так и непосредственно логопедическую помощь. В детских
дошкольных учреждениях имеются специальные группы для детей с тяжёлыми наруше-
ниями речи (логопедические группы), дети направляются в эти учреждения по решению
городской психолого медико-педагогической комиссии.
Родителям детей с нарушением речи рекомендуется воспользоваться одним из этих
путей, для того чтобы в оставшееся до школы время их ребёнку была оказана квалифи-
цированная помощь по устранению речевого дефекта. Долг каждого родителя - сделать
всё возможное, чтобы ребёнок пришёл в школу с правильной, хорошо развитой речью.