Напоминание

"Причины речевых нарушений"


Автор: Черкасская Светлана Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 60
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Причины речевых нарушений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Причины речевых нарушений

Учитель-логопед МБДОУ детский сад

комбинированного вида №60

муниципального образования

город Новороссийск

Черкасская Светлана Дмитриевна

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост ре-

чевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь

которых

развивается

без

серьёзных

отклонений

от

нормы.

Родители

спрашивают

себя:"Почему это происходит?" Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины

следует искать в неблагоприятных внешних и внутренних факторах, в ухудшающейся

экологической обстановке. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё

меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. Причи-

ны речевых нарушений разнообразны:

различная внутриутробная патология, возникшая при токсикозе, вирусные, эндо-

кринные заболевания матери, несовместимость крови по резус-фактору, алкоголизм,

табакокурение, наркотическая зависимость матери во время беременности;

родовая травма и асфиксия (недостаточность снабжения мозга кислородом вслед-

ствие обвития пуповиной) во время родов, использование вакуума, щипцов, кесарево

сечение, наркоз матери;

различные заболевания в первые годы жизни ребёнка: инфекционно-вирусные, ме-

нинго-энцефалиты,

ранние

желудочно-кишечные

расстройства,

черепно-мозговые

травмы;

наследственные заболевания и заболевания центральной нервной системы, сопрово-

ждающиеся нарушениями памяти, внимания, моторики;

неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запу-

щенности. Отрицательными факторами могут являться семья алкоголиков и нарко-

манов, двуязычие в семье, слишком завышенные или заниженные требования взрос-

лых к ребёнку, воспитание ребёнка в семье глухих или в семье, где родители или дру-

гие члены семьи имеют речевые отклонения; длительная госпитализация ребёнка;

неблагоприятная экологическая обстановка в регионе влияет на развитие ребёнка во

внутриутробный период и после его рождения, вызывая заболевания ребёнка, а ино-

гда и генетические мутации;

как ни парадоксально, но иногда отрицательно сказывается и мощное развитие меди-

цины, вмешивающейся в естественный отбор.

В связи с этим возрастает необходимость проведения профилактических мероприя-

тий, которые должны начинаться с охраны здоровья матери. Будущая мама должна хоро-

шо питаться, чаще бывать на свежем воздухе, выполнять посильную работу, находиться

под регулярным контролем врача. Категорически должно быть запрещено курение, упо-

требление спиртных напитков и наркотических препаратов в период беременности. По-

ложительное влияние на развитие будущего ребёнка, состояние его нервной системы

оказывает благоприятный психологический климат в семье и на работе.

Важное значение в профилактике нарушений речи имеет характер вскармливания

ребёнка. Нарушение вскармливания и ухода способствуют развитию невроза, замедляет-

ся образование условных рефлексов, задерживается речевое развитие.

В укреплении нервной системы ребёнка, что очень важно для развития правильной

речи, главная роль принадлежит строгому соблюдению режима дня. Соблюдение режи-

ма питания, сна и бодрствования, достаточное пребывание на свежем воздухе, соблюде-

ние гигиенических рекомендаций по просмотру телевизионных передач, запрещение их

просмотра в позднее время перед сном - всё это является средствами профилактики на-

рушений речи у детей. При наличии дефекта речи у ребёнка каждый родитель должен

чётко знать тактику своего поведения.

Первое и непременное условие - нужно обратиться к врачу. Это необходимо для

установления причины нарушения. Дело в том, что наличие врождённых аномалий губ,

твёрдого или мягкого нёба, дефекты зубочелюстной системы могут требовать лечения, в

том числе - оперативного. При речевом недоразвитии, заикании уже с двухлетнего воз-

раста необходимы занятия с логопедом.

В период от двух до пяти лет при незначительных нарушениях произношения

отдельных звуков родители могут не фиксируя чрезмерного внимания ребёнка на дефек-

те, исправлять это нарушение путём полноценного речевого общения с ребёнком, играя

"в слова" с этим звуком (Назови игрушки, в названии которых есть песенка "водички"

ш-ш-ш: машина, шарик, мишка).

Пять лет - это возраст, когда каждый ребёнок должен иметь правильно сформиро-

ванную речь. Любое нарушение речи в этом возрасте должно рассматриваться уже не

как издержки развития, а как сформированный дефект речи. Нужно вовремя провести

необходимые исследования, определить причины речевого нарушения и оказать ребёнку

помощь, начать занятия с логопедом.

В нашем городе создана сеть учреждений для проведения коррекционной работы

по исправлению дефектов речи у детей. В детских поликлиниках родители могут полу-

чать как консультационную, так и непосредственно логопедическую помощь. В детских

дошкольных учреждениях имеются специальные группы для детей с тяжёлыми наруше-

ниями речи (логопедические группы), дети направляются в эти учреждения по решению

городской психолого медико-педагогической комиссии.

Родителям детей с нарушением речи рекомендуется воспользоваться одним из этих

путей, для того чтобы в оставшееся до школы время их ребёнку была оказана квалифи-

цированная помощь по устранению речевого дефекта. Долг каждого родителя - сделать

всё возможное, чтобы ребёнок пришёл в школу с правильной, хорошо развитой речью.



В раздел образования