Предметно – развивающая среда в соответствии с ФГОС в ДОУ
Автор: Бобрик Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ладушки" Населённый пункт: г. Качканар, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Предметно – развивающая среда в соответствии с ФГОС в ДОУ Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад «Ладушки»» Свердловская область, г.Качканар
Автор: Бобрик Н.А.
Предметно – развивающая среда в соответствии с ФГОС в ДОУ
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний
день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
о б р а з о в а н и я .
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности
для
них
является
игра.
Именно
поэтому
мы
испытываем
повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие
предметно-развивающая
среда
определяется
как
«система
материальных
объектов
деятельности
ребенка,
функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л.
Новоселова).
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1
доступность
для
воспитанников
всех
помещений
организации,
где
осуществляется образовательный процесс.
2.2.
свободный
доступ
воспитанников
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация
развивающей
среды
в
ДО
с
учетом
ФГОС
строится
таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.
В
Необходимо
обогатить
среду
элементами,
стимулирующими
познавательную,
эмоциональную,
двигательную
деятельность
детей.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность
свободно
заниматься
любимым
делом.
Размещение
оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться
подгруппами
по
общим
интересам:
конструирование,
рисование,
ручной
труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным
в
оборудовании
являются
материалы,
активизирующие
познавательную
деятельность:
развивающие
игры,
технические
устройства
и
игрушки,
модели. Предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные
стекла,
пружинки,
весы,
мензурки
и
прочее;
большой
выбор
природных
материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе),
включающий в себя:
-центр игры;
-центр двигательной деятельности;
-центр конструирования;
-центр музыкально - театрализованной деятельность.
Спокойный сектор:
-центр книги;
-центр отдыха;
-центр природы.
Рабочий
сектор:
Все
части
группового
пространства
имеют
условные
границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости
можно
вместить
всех
желающих,
так
как
дошкольники
«заражаются»
текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
-центр познавательной и исследовательской деятельности;
- центр продуктивной и творческой деятельности;
-центр правильной речи и моторики.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в
труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом,
девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре
девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные
накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной
формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских
богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое
количество «подручных» материалов. Это могут быть веревочки, коробочки,
проволочки, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения
различных игровых проблем. В группах старших дошкольников, также
необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением,
математикой. Печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом,
пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами,
ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему:
картинки
о
жизни
школьников,
школьные
принадлежности,
фотографии
школьников-старших
братьев
или
сестер,
атрибуты
для
игр
в
школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы,
стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной
активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о
животном
и
растительном
мире
планеты,
о
жизни
людей
разных
стран,
детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная
предметно-развивающая
и
образовательная
среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда
является основным средством формирования личности ребенка и является
источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в
моей группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению
здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных
областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в
ц е л ом ,
с п о с о б с т ву ю щ и й
ф о рм и р о ва н и ю
ед и н о й
п р е д м е т н о -
пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются
несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического,
эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации
могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При
этом
очень
важно,
чтобы
предметы
и
игрушки,
которыми
будет
манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной
среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со
взрослыми.
Создавая
предметно-развивающую
среду
необходимо
помнить:
1.
Среда
должна
выполнять
образовательную,
ра зв ива ющую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организованную,
коммуникативную
функции.
Но
самое
главное
–
она
должна
работать
на
развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.
В
каждой
группе
необходимо
предусмотреть
место
для
детской
экспериментальной деятельности.
6.
Организуя
предметную
среду
в
групповом
помещении
необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7.
Цветовая
палитра
должна
быть
представлена
теплыми,
пастельными
тонами.
8.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
О
С
необходимо
учитывать
ведущую
роль
игровой
д е я т е л ь н о с т и .
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных
особенностей
детей,
периода
обучения,
образовательной
программы.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должно быть
место для тишины и спокойствия (уголок уединения), который располагает к
созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.
Развивающая
среда
не
может
быть
построена
окончательно.
При
организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима
непрерывная
деятельность
всех
участников
образовательного
процесса.
Дальнейшая
работа
предполагает
осуществление
поиска
инновационных
подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же
развитие
интереса
родителей
к
указанной
проблеме
и
мотивирование
стремления к взаимодействию.
И