Автор: Троицкая Ирина Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ФГБУ " РСРЦ для детей-сирот"
Населённый пункт: Республика Крым г. Евпатория
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Россия - великая страна"
Раздел: среднее образование
Тема : « Россия-великая страна» 8 класс
Цели:
1) Формировать целостное представление о России.
2) Географическое положении.
3) Особенности природы. России.
4) Пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и
народов нашей страны.
5) показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации,
раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы;
Развивающие:
1.Продолжать формировать у учащихся интеллектуальные умения и навыки
самостоятельной работы с различными источниками географической
информации, ориентироваться в пространстве.
2.Обобщить знания учащихся о размещении и причинах смены природных
зон на территории России, проверить умение объяснять их;
– научить анализировать содержание карт;
3. Развитие творческого потенциала учащихся;
– способствовать повышению интереса к предмету;
– формировать умения выступать перед аудиторией.
4. Воспитывать чувства товарищества, умения работать в коллективе;
- формировать у учащихся чувства патриотизма к своей стране, раскрывать
разнообразие, красоту и богатства природы России.
Оборудование:
стенд “ Россия –великая страна»”,
учебник по географии: «Полярная звезда» 8 класс,
физическая карта России,
карта народов России,
справочный материал,
мультимедиа.
Презентация
Музыкальное сопровождение – «Широка страна моя родная», «Я, ты, он. она-
вместе целая страна!»
Ход урока
«Двигаться, дышать, парить, плыть,
получать то,
что даришь, исследовать, путешествовать – это и
значит ЖИТЬ.»
(Ганс
Кристиан Андерсен)
– Тема нашего урока – игры : «Путешествие по России.»
Путешествовать мы будем по нашей замечательной необъятной стране.
Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и
многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие
пространства ее. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых
отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая тайга
раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные
по стране. Россия – это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши
на мировой карте.
В ходе нашего заочного путешествия мы сделаем остановки на различных
станциях:
“Литературная”;
«Разминочная»;
«Корректорская»;
“Картографическая”;
“Природные зоны”
;
“Угадай-ка!”.
А раз это игра, то можно сказать: “И в час досуга можно расти, если разумно
его провести”.
(Учитель представляет своего помощника – ученика этого же класса – Жака
Паганеля ( ученый-географ из произведения Жуля Верна « Дети капитана
Гранта», класс поделен на три команды)
Представление команд
Пожелания Жака Паганеля :
Сегодня меж вами сраженье.
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто – то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть вничью.
Идет представление команд.
1 Команда “Дункан”
Нам лучше мокнуть под дождем,
Чем в душной комнате томиться,
Так пусть вперед зовет нас гром,
И пусть нам молния светится.
2.Команда "Калипсо"
Снова вперёд! Нас парус зовёт!
Спешим приключениям на встречу
И бьётся волна о борт корабля,
А груз за спиной не заметим.
И просятся волны на волю
Пройдём хоть за тысячу миль
К далёкому синему морю
И в грозную бурю и в штиль!
3
. Команда: «Компас»
Если боишься сбиться с пути
Если тебя сомненья гложут
Знай приятель - дорогу найти
Компас тебе поможет!
Учитель:
–Желаем вам успеха! Помните, наша Родина, ее процветание зависит от
каждого из нас.
I. Станция “Литературная” 1 команда
–В начале игры даем слово первой команде, а в процессе игры – остальным
командам.
Необходимо прочесть стихи о Родине. (домашнее задание)
2. Станция «Разминочная»
Вопросы к 1 команде
«Дункан»:
1.Часть суши, окруженная водой, называется…? ( островом)
2.Река в океане без дна и берегов называется…? (морское течение)
3.Самый большой океан Земли…? (Тихий)
4.Углубление, по которому река течет постоянно, называется ..? (русло)
5.Плавающие ледяные горы в океане называются…? (айсберги)
Вопросы 2 команде
«Калипсо»:
1. Какие два моря в России противоположны по положению, температуре
воды и названию? (Белое и Чёрное моря)
2. Моря есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать
нельзя. Что это? (Географическая карта, глобус)
3. Гласная буква и нота- вместе составляют название города. Что это за
город? (Уфа)
4. Название какого города говорит о том, что он сердитый? (Грозный)
5. Какой город "летает"? (Орёл)
Вопросы 3 команде
« Компас»
1. Какая тайга Росси напоминает тропические джунгли? (Уссурийская)
2. Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля)
3. Что доказывает уклон территории России к северу? (Течение рек Лены,
Енисея, Печоры, Двины, Оби).
4. Какая горная страна скрыта под знаком вопроса? (Алтай)
5. Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)
3. Станция «Корректорская»
–Я, Жак Паганель, послал вам сообщение о своем путешествии над вашей
страной. Но, говорят, я допустил ошибки, я бываю такой рассеянный
.Найдите их. (текст на экране и у каждой группы на столах):
«Россия – самая маленькая страна мира. Ее площадь равна 2,1 млн. км
2
.
Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге
Земля Франца – Иосифа. Крайняя южная точка России – город Кушка.
Страна располагается в арктическом, субарктическом, умеренном
климатических поясах. Велика протяженность России с запада на восток.
Крайняя западная оконечность находится на песчаной косе в Балтийском
море, недалеко от города Калининграда. На материке крайняя точка мыс
Рудольфа.»
Ответы сдать жюри. Желающий отвечает у доски.
4. Станция “Картографическая”
–Показать на карте перечисленные объекты.
Конкурс капитанов. Жак Паганель вручает карточки: “Капитаны впереди,
доказать они должны в поединке благородном, что достойны что мудры.
1 команда
2 команда
3 команда
о. Сахалин
о. Врангеля
о. Курильские
г. Кавказ
г. Урал
г. Алтай
Белое море
Карское море
Черное море
п-ов Крым
п-ов Камчатка
П-ов Таймыр
Течение
Западных
ветров
Течение Гольфстрим
Восточное
Гренландское течение
город Омск
город Мурманск
город Норильск
р. Лена
р. Волга
р. Енисей
Оз.Байкал
Оз.Ладожское
Оз.Онежское
Восточно-
Европейская
равнина
Западно-Сибирская
равнина
Прикаспийская
низменность
5. Станция “Природные зоны»
Каждой команде поочередно зачитывается задание. На обдумывание 10 сек.
Каждая команда получает по 3 задания.
Примерные задания:
1.
Это самая засушливая территория России. Лето длинное и очень жаркое.
Зима короткая 4…8
0
С. Испаряемость в 10-12 раз превышает осадки.
Растения – солянки, полынь. (Пустыни)
2.
Холодная зима, теплое лето. Соотношение тепла и влаги таково, что
повсеместно благоприятствует росту деревьев. Почвы подзолистые.
(Тайга).
3.
Жаркое лето и плодородные почвы позволяют выращивать злаки на
больших площадях. (ст.
6.Станция "Угадай-ка!"
1. К торжественному крику прибавь согласный звук, чтобы протянулись
горы с севера на юг(Урал)
2 . Я - сибирская река, широка и глубока. Букву "е" на "у" смени - стану
спутником земли. (Лена - Луна)
3.Окаменевшая смола Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений. (Янтарь)...
4. Это топливо, сырьё.
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)...
5. Что по воде так быстро мчится?
Найди название ему, прочти иначе
превратится он в детский лагерь,
что в Крыму. (Катер - Артек)
6. В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте… (Руда)...
Учитель подводит итог. Жюри выделяют команду. Паганель награждает
команду-победителя эмблемами “Юный географ”.