Автор: Якушева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Ишимбай, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современный урок в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 1 классе
учителя начальных классов МБОУ СОШ №2
г. Ишимбай Республика Башкортостан
Якушевой С. С.
Тема. Строчная буква з
Цели. Обучать написанию строчной буквы з, письму слогов и слов с этой
буквой; закреплять навыки списывания с нахождением «опасных мест» при
письме; развивать внимание, мышление, память, речь учеников, обогащать
словарный запас; воспитывать аккуратность, интерес к учёбе.
Оборудование. Демонстрационные таблицы «Опасные при письме места»,
«Как списывать», образцы написания букв, звуковые модели, рисунок с
изображением зонта, ребус.
Ход урока.
I. Оргмомент
Разминка для пальчиков:
«Тугое колечко», «Мячик»
II. Звуковой анализ слова
Учитель. Отгадайте загадку:
Если день нахмурится,
Если дождь пойдёт,
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнёт.
Дети. Зонт
(Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением зонта.)
У. Выполним звуковой анализ слова зонт
(Ученики работают в прописи, один ученик – у доски)
У. Охарактеризуйте первый звук.
Д. Звук [з] согласный, твёрдый, звонкий, парный по глухости-звонкости.
У. Какой буквой можно обозначить звук [з]?
Д. Буквой з.
(Учитель прикрепляет к доске образцы печатных букв.)
III. Сообщение темы и целей урока
У. С печатной буквой мы познакомились на уроке чтения, а чему будем
учиться на уроке письма?
(Дети отвечают, учитель обобщает ответы детей.)
У. Будем учиться писать строчную букву з, слоги и слова с этой буквой,
находить в словах «опасные места».
IV. Анализ печатных и письменных букв
(Учитель прикрепляет к доске образцы письменных букв, дети сравнивают,
анализируют.)
V. Обучение написанию строчной буквы з
У. Ставлю ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаюсь по наклонной
линии вверх, задерживаюсь на строке, опускаюсь по наклонной линии до
середины, в нижней половине – острый уголок влево, плавно разворачиваю
ручку, опускаюсь по наклонной линии чуть ниже дополнительной линеечки,
пишу петельку (как у буквы у), перехлёст на нижней линии рабочей строки,
крючок до середины.
(Дети под руководством учителя пишут букву в воздухе, обводят образцы в
прописи, пишут самостоятельно.)
V. Обучение письму буквы з в соединении с другими буквами,
тренировка в нахождении «опасных мест»
На доске:
за зу уз за зл зе
(Дети обводят образцы в прописи и пишут самостоятельно.)
У. Какое из буквосочетаний лишнее?
(Дети отвечают.)
Письмо слов с буквой з
На доске:
за за злик
ро ко ко
- Прочитайте слово. (Роза.)
- Что оно называет? (Цветок.)
- А если это слово написать с большой буквы? Что оно будет обозначать?
(Имя девочки.)
- Запишите слово.
- Какое «опасное место» встретилось в этом слове? (Безударный гласный звук
[а].)
- Какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в слове роза? (Буквой
а.)
- Какое следующее слово получится? (Коза.)
- Допишите слог.
- Какое в слове коза «опасное место»? (Тоже безударный гласный звук [а].)
- Какой буквой он обозначен в этом слове? (Буквой о.)
(Аналогично работают со словом козлик).
- Почему нельзя при письме доверять безударным гласным звукам? (Один и
тот же звук может обозначаться разными буквами.)
Обобщают по таблице «Опасные при письме места».
Физкультминутка
Работа над предложением в «Прописи».
- О каком ещё «опасном месте» вы сегодня узнали? (О парных согласных
звуках [с, с’].)
- Когда нельзя доверять парным согласным звукам? (Когда они на конце
слов.)
- Почему им нельзя доверять? (Можно обозначить буквой с или з.)
Звуковые упражнения:
- Поиграем в игру. Хлопайте в ладоши, если в слове есть «опасное место» для
парных по глухости-звонкости согласных: глаз, лес, глаза, нос, лесной, лось,
мороз.
- Прочитайте слова в «Прописи» и решите, в каком из них есть «опасное
место» среди согласных. (В слове мороз.)
- А почему в слове морозы нет «опасных мест»? (Нет парных по глухости-
звонкости согласных звуков на конце слова.)
- А какие есть «опасные места»? (Среди гласных: безударные гласные звуки.)
- Отметьте их.
Списывание предложения У нас сильный мороз с опорой на таблицу «Как
списывать».
Работа со словами на с. 24 в «Прописи» (вставляют пропущенные буквы).
- В каком слове есть «опасное место» среди парных согласных? (В слове лес.)
- Можно ли доверять звуку [с] в слове засыпал? (Парный по глухости-
звонкости согласный находится перед гласным, можно смело писать букву с)
VI. Итог урока
- Какую букву мы учились писать на уроке?
- В чём тренировались? (В нахождении «опасных мест» среди гласных и
парных по глухости-звонкости согласных.)
- Когда парным по глухости-звонкости согласным, например, звуку [с], нельзя
доверять? А когда можно?
- Как вы думаете, обо всех ли «опасностях» письма мы знаем? (Нет. Это
предстоит узнать на следующих уроках.)
Ребус:
НОК
(Звонок)
З