Автор: Гусев Виктор Геннадьевич Должность: учитель русского языка и и литературы Учебное заведение: МКОУ "Верх-Каргатская СОШ" Населённый пункт: село Верх-Каргат, Здвинский район, Новосибирская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Урок письма" Раздел: среднее образование
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
МКОУ «ВЕРХ-КАРГАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЗДВИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая
разработка урока
письма
учитель русского языка и литературы 1
квалификационной категории Виктор
Геннадьевич Гусев
10.10.2015
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Тема: «Письмо как жанр письменной речи.
Понятие об эпистоле» (урок - научный поход)
Цели:
-
дидактические : расширение знаний о жизни
А. П. Сумарокова, А.С.
Пушкина, развитие интереса к эпистолярному жанру: применение УУД в
практической
деятельности;
развитие
общеучебных
умений
и
навыков,
обучение коммуникативности;
-
воспитывающие :
воспитание
сотрудничества,
бережного
отношения
к
русскому
языку;
вдумчивого
и
размышляющего
читателя,
способного
уважать, сочувствовать; привитие культуры письменного сообщения;
-
развивающие :
развитие
фантазии,
воображения
речи
(письменной
и
устной); внимания, памяти; умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
- социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества, обучение
общению, обмену знаниями.
1. Что такое письмо?
-Читаем «эпистолу» А. П. Сумарокова:
Чтоб не был ни учтив, ни груб их разговор,
Чтоб не был твой пастух крестьянину примером
И не был бы, опять, придворным кавалером.
Вставай в идиллии мне ясны небеса,
Зеленые луга, кустарники, леса,
Биющие ключи, источники и рощи,
Весну, приятный день и тихость темной нощи;
Дай чувствовати мне пастушью простоту
И позабыть, стихи читая, суету.
Плачевной музы глас быстряе проницает,
Когда она в любви власы свои терзает,
Но весь ея восторг свой нежный склад красит
Единым только тем, что сердце говорит:
Любовник в сих стихах стенанье возвещает,
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Когда аврорин всход с любезной быть мешает,
Или он, воздохнув, часы свои клянет,
В которые в глазах его Ирисы нет…
-Ребята, что необычного вы услышали в «эпистоле» Сумарокова?
Свиток. На свитке запись.
Анализ «свитка».
П.А.Плетнёву.
Ах, мой милый!
Что за прелесть здешняя деревня!
Вообрази:
степь
для
степь;
соседей
ни
души;
езди
верхом
сколько душе угодно, пиши дома
сколько
вздумается,
наготовлю
всякой
всячины:
и
прозы,
и
стихов.
До скорой встречи!
29
сентября
1830
года.
Из
Болдина в Петербург.
А.С. Пушкин.
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
- Что вы держите в руках?
(Это свиток, письмо. Раньше конвертов не было и письмо сворачивали в
трубочку, скрепив расплавленным сургучом, чтобы никто посторонний не
прочитал).
- Что такое письмо?
(Точное
определение
находим
в
словаре
С.И.
Ожегова
и
записываем
в
«Путевой
дневник»:
«Письмо
–
это
написанный
текст,
посылаемый
для
сообщения кому-либо»).
- Вы когда-нибудь писали настоящие письма, которые отправляли бы по
почте?
(у
каждого
на
столе
чистый
конверт,
учимся
оформлять
адрес
(адрес
-
немецкое слово, обозначающее место жительства).
- Словарная работа. Адресат – получатель письма. Отправитель - человек,
который написал письмо.
-
Вернёмся
к
письму
А.С.
Пушкина.
Определим
признаки
письма.
(записываем в «Путевой дневник»)
1. Адресат (обращение). 2. Основное содержание (обращение к адресату с
просьбой, рассказ о жизни, о занятиях, выражение чувств). 3. Отправитель. 4.
Концовка (прощание, дата, подпись, местонахождение отправителя).
- Если я сейчас попрошу вас написать письмо другу, то какой вопрос вы
мне зададите?
(О чём писать?)
- Ещё раз перечитайте письмо А.С. Пушкина, составьте памятку «О чём писать?»
О чём писать?
1.
Делиться самым важным в вашей жизни, своими чувствами и мыслями.
2.
Знать интересы того, кому пишите.
3.
Обо всём писать искренне, коротко, но понятно для адресата.
-
Ребята,
а
почему
отрывок
Сумарокова
тоже
письмо?
(обучающие
узнают, что слово «эпистола» -это письмо).
Задача письма – объединить людей, разделённых пространством. Это
разносторонняя форма общения, это источник информации и возможность
поделиться своими чувствами, мыслями; поспорить. Письмо - это беседа с
другим человеком и самим собой. По-немецки письмо называют словом . . .
(дети говорят: «Der Brif», что в переводе с латинского означает «короткий»)
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Тайна Пушкиных
Прочитаем отрывки некоторых писем.
Милая жёнка! Ангел мой!
Что-то дети мои и книги мои?
Каково-то перевезли и перетащили тех и других?
Отдыхай, береги своё здоровье .. . .
Милая моя жёнка!
С днём Ангела тебя! Не тревожься ни о чём. Я не должен был опутать
себя денежными обязательствами. Эта зависимость унижает меня.
Успокойся.
Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже у господа бога . . . .
Шкатулка Н.Н. Гончаровой.
-Наталья Николаевна собирала
письма мужа, складывала их в
к о н в е р т
п о б о л ь ш е
и
подписывала:
«Письма
из
Москвы,
первая
поездка,
год
1831», «Письма мужа, вторая
поездка в Москву, год 1832».
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
- О чём вы узнали из этих писем?
(А.С. Пушкин любил свою жену, детей, заботился о них, ценил книги. Корил
себя за долги, которые вынужден был делать: писательское дело доходов не
давало. Успокаивал жену, советовал, поздравлял с днём рождения).
-
Сравним
письма
А.С.
Пушкина.
Одинаковы
ли
они?
Можно
ли
определить их жанр по стилю?
(деловые, бытовые, письма - поздравления, дружеские послания).
Вывод:
-
Прежде
чем
писать
письмо,
надо
учесть
речевую
ситуацию.
Продумать, кому писать, что писать, как и сколько. Если это не учитывать,
интерес к переписке пропадает.
-
Почему
Наталья
Николаевна
хранила
письма
в
шкатулке?
В
шкатулках обычно хранят ценные предметы, украшения?
(1. Жена А.С Пушкина любила своего мужа; верила в его творческий дар,
скучала без любимого человека;
2. Каждое письмо - это часть души человека, тепло рук. Наталья Николаевна
чувствовала по письмам присутствие мужа и разлука не была уже тяжёлой).
-
Я дополню ваши выводы высказываниями французского писателя,
автора
сказки
«Маленький
принц»,
Антуана
де
Сент
Экзюпери:
«Единственная
настоящая
роскошь
–
это
роскошь
человеческого
общения».
Эпистолярный жанр
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Сборник стихотворений А.С. Пушкина
- Просмотрите книгу. Есть ли среди стихотворений письма?
И.И. Пущину.
Мой первый друг, мой друг
бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
П е ч а л ь н ы м
с н е г о м
занесенный
Твой колокольчик огласил,
Молю святой провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом
лицейских
ясных
дней!
Псков. 13 декабря, 1826 г.
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Пушкин среди друзей.
- Вы верно определили. Это письма-послания друзьям-лицеистам. С 1811 по
1817 год они жили одной семьёй в Царскосельском лицее. Потом были
государственными служащими в Петербурге. Каждый год 19 октября (день
окончания лицея) «опальный поэт», находившийся в ссылках, писал друзьям
стихотворения-послания.
В
1826
году
все
были
осуждены
за
участие
в
вооружённом восстании 14 декабря 1825 года. И.И. Пущин так вспоминает о
том, как его нашло письмо друга: «Я осуждён: 1828 года, 5 генваря, привезли
меня из Шлиссельбурга в Читу. Меня призывает к частоколу А.Г. Муравьёва
и отдаёт листок бумаги. Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Два года
искало меня это письмо, которое хранится у меня в числе заветных моих
сокровищ».
Это письмо Пущин передал Плетнёву - так оно было напечатано и вошло в
сокровищницу русской культуры.
- Почему письма писателей, поэтов - сокровища?
Проверить правильность своих предположений вы сможете, обратившись к
«Э
нциклопедическому словарю юного литературоведа».
Когда в литературе идёт поиск тематического разнообразия, стилевой
широты,
писатели
неизбежно
обращаются
к
письму,
которое
предрасполагает
к
разнотемью,
многожанровости,
стилистической
подвижности.
В
словесном
искусстве
бытовое
письмо
было
прямым
предком
эпистолярного
жанра.
Содержанием
литературных
писем
стало
изображение
различных
чувствований,
мыслей,
а
иногда
и
происшествий, входящих в нашу жизнь.
В
одном
только
послании
(эпистоле)
многие
ряды
смешиваются
вместе:
оно
может
быть
страстным
и
поучительным,
шутливым,
Бог помощь вам, друзья мои,
В
заботах
жизни,
царской
службы,
И
на
пирах
разгульной
дружбы,
И
в
сладких
т аинствах
любви!
Бог помощь вам, друзья мои,
И в счастье, и в житейском
горе,
В
с т р а н е
ч у ж о й ,
в
пустынном море
И
в
тёмных
п р о п а с тя х
земли!
19 октября 1827 года.
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
печальным и нередко язвительным.
- А.С. Пушкин не только в повседневной жизни вёл активную переписку, но
вы
видели
в
сборниках
стихов
поэтические
послания.
В
повести
«Капитанская дочка» герои пишут друг другу письма (их пять), в романе в
стихах «Евгений Онегин» два больших письма, в «Сказке о царе Салтане»
пишут
«грамоты» - письма. Вы читали рассказ А. П. Чехова «Ванька» -
полностью письмо девятилетнего мальчика.
Чем же привлекали писателей письма?
1.
Достоверное выражение мыслей и чувств персонажей.
2.
Дополнение к характеристике литературного героя.
3.
Обогащение жанра литературного произведения.
- Как вы поняли из словаря, что такое эпистолярный жанр?
(литературное письмо, послание).
-Нужно ли при чтении книг пропускать (не читать) письма?
- Как вы определите ценность письма?
1. Душевное тепло писем напоминает о великих ценностях нашей жизни:
о дружбе, внимании к другому человеку, о доверии самых сокровенных
тайн.
2.
Письмо
даёт
представление
о
характере
его
автора,
о
времени,
в
котором он жил.
3. Достоянием национальной культуры является эпистолярное наследие
русских писателей.
4. Письма - это память, святыня, документ истории.
5. Чтение писем - это школа общения.
Перечитайте начало каждого письма. Что заметили?
(дети высказывают свои предположения).
- Да, каждое письмо начинается с обращения - слова или нескольких слов,
называющих того, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся с
особой звательной интонацией. Обращение «друг» -
нераспространённое,
«мой друг бесценный» - распространённое. Обращение всегда выражается
именем
существительным
в
именительном
падеже.
В
поэтической
речи
о б р а ще ние
може т
б ы т ь
в ы р а же но
не од у ше влё нны м
и м е н е м
существительным:
«Ветер, ветер, ты могуч!
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Месяц! Месяц! Мой дружок!
Позолоченный рожок!»
Обращения на письме выделяются запятыми или ставится восклицательный
знак.
Запомните: местоимение обращением не бывают. Членом предложения
обращение не является.
-Ребята, давайте познакомимся с видами писем (анализируем таблицу)
Виды традиционных писем
Деловое письмо
Личное письмо
Особенности
1)текст никогда не пишется
от руки, только печатается на
компьютере
2)безличностный характер
письма, так как общение
происходит между двумя
компаниями, а не между
двумя людьми
1)необходимо
выражать
чувства, идущие
от сердца
2)содержание и
форму подачи
материала определяет,
как правило, адресант,
исходя из собственного
опыта общения со знако-
мым
Оформление
1)состоит из введения,
доказательства,
заключения
2)обычно составляется
на фирменном
Можно полностью
положиться на
свои ощущения
от предыдущего общения
и знания адресата,
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
бланке той организации,
от имени или
по поручению которой
составляется
письмо
3)не допускаются
сокращения, содержание
должно быть адекватно его
виду
строгих правил тут нет,
но необходимо помнить,
что элементарная
вежливость и учтивость
всегда бывает к месту
Разновидности 1)письмо-сопровождение
2)письмо-просьба
3)письмо-напоминание
4)письмо-извещение
5)письмо-приглашение
6)письмо-ответ
а) благодарственное письмо
б) письмо с
соболезнованиями
в) письмо-приглашение
г) дружеское письмо
д) поздравительное письмо
е) рекомендательное письмо
(Выполнение
упражнений
по
распознаванию
писем,
правильное
оформление их на письме)
1)Работа в группах
Каждая
группа
получает
карточки
с
письмами
и
задание
определить
и
доказать, какая разновидность письма находится перед ними
1 группа
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Здравствуй, дядя Сережа!
Поздравляем тебя с высокой наградой – присвоением звания «Заслуженный
работник культуры». Желаем тебе здоровья, счастья, дальнейших творческих
успехов в твоей интересной работе. Мы всей семьей разделяем твою радость.
Как твое здоровье, дядя Сережа? Как ты себя чувствуешь в санатории? Мы
живем
хорошо,
но
очень
по
тебе
скучаем.
Я
продолжаю
ходить
в
танцевальный кружок. Мне очень нравится. С папой мы доделали полку для
книг.
Привет тебе от мамы и папы. До свидания. Целую и очень скучаю.
8.
Вова
2 группа
Мой дорогой Гена!
Я был болен и потому отвечаю на твое письмо так поздно.
Ты спрашиваешь, как начинают писать стихи. Я начал с того, что очень
внимательно читал стих хороших поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова
и других. Читал я стихи вслух, вдумываясь в каждое слово.
Попробуй и ты научиться понимать чужие хорошие стихи – тогда, может
быть, и у тебя будут выходить настоящие стихи.
Шлю тебе сердечный привет!
С.Маршак
3 группа
Уважаемый абонемент Петров Иван Сергеевич!
Напоминаем, что срок возвращения книги «И.А.Бунин. Собрание сочинений
в 6 томах. Т.6» в центральную библиотеку с. Здвинск истек 13 марта 2015
года
Администрации библиотеки
4 группа
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Уважаемая Ирина Петровна!
На Ваше письмо от 17.03.2015 года за №213/3-45 сообщаем, что научно-
практическая конференция школьников «Эрудит» состоится 2 апреля 2015
года.
Планируется
работа
следующих
секций:
к ра е вед ч е с кой ,
исследовательской, литературно-творческой.
В
конференции
могут
участвовать
учащиеся
8-11
классов
любых
школ,
представивших свои работы: доклады, собственные сочинения, исследования
– в оргкомитет по проведению конференции не позднее апреля 2015 года
Оргкомитет конференции
2) Работа с текстом писем:
А)
Уважаемый Иван Николаевич!
На Ваше письмо от 3.12.08 года сообщаем о наличии свободных мест в
детском спортивном оздоровительном лагере «Березка» на указанный вами
срок с 3 по 12 января 2009 года.
Стоимость путевки на 5.12.08 года от 3600 тысяч рублей.
Для приема Ваших учащихся необходимо:
1)написать заявку на имя директора лагеря;
2)предоставить справки о состоянии здоровья учащихся;
3)оформить путевки;
4)подготовить спортивную одежду и удобную обувь для занятий.
Заявка на последующий месяц должна быть оформлена не позднее 15 числа
текущего месяца.
Зам.директора ДСК «Березка» Иванова Е.В.
Задание к тексту письма:
Какой это вид служебного письма? Докажите принадлежность текста к
официально-деловому стилю речи.
Сформулируйте тему письма.
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Выпишите
несколько
с/с
«сущ.+сущ.»,
относящихся
к
официально-
деловому стилю.
Определите, какая форма глагола преобладает в письме.
Б)
Директору
детского
спортивного
комплекса
«Вымпел»
Родиону
Ильичу
Левину
от
знакомого
Вам
Сидорова
Петра
Захаровича,
председателя
попечительского совета гимназии №7 г.Губкина: хотели послать своих детей
на зимние каникулы 2008 гола в Ваш спортивный комплекс «Вымпел», где
Вы являетесь хозяином, всего 18 человек, из них 10 мальчиков, 8 девочек на 8
дней.
Конечно,
пусть
отдохнут
дети
в
каникулярное
время.
Наш
попечительский совет согласился с предложением родителей и учителей.
Деньги у нас есть. Наш человек, сопровождающий детей, рассчитается с
Вашим бухгалтером наличными.
С уважением к Вам, Сидоров
Задание к тексту письма:
Прочитайте
текст.
Можно
ли
его
назвать
письмом:
деловым
или
личным?
Найдите
его
композиционные
части.
Перестройте
предложения и текст так, чтобы получилось деловое письмо-просьба.
Отметьте
лексику,
характерную
для
личного
письма
и
не
употребляющуюся в деловом.
Найдите обращение, объясните знаки препинания при нем.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
3)Работа
с
текстом
произведения
Д.С.Лихачева
«Письма
о
добром
и
прекрасном»
Слово учителя
Часто
на
страницах
газет,
журналов,
публицистической
литературы
появляются
открытые
письма,
ставящие
вопросы,
имеющие
большое
общественное значение, привлекающие внимание к обозначенной проблеме
широких читательских кругов. Открытому письму свойственна образность,
полемичность, страстность, эмоциональность.
Задание:
Прочитайте письмо «Молодость – вся жизнь».
Какую роль в тексте т играют восклицательные предложения?
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
Определите
эмоциональную
тональность
письма.
Какую
проблему
поднимает автор этого письма? Актуальна ли эта проблема?
Что вы думаете по этой проблеме?
Обобщение.
1.
Перечитайте свои «Путевые дневники».
2.
Давайте поиграем в слова – ассоциации.
Домашнее задание. Напишите письмо на заданные темы.
Приложение
Путевой дневник
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории МКОУ «Верх-Каргатская СОШ»
1.
П и с ь м о
-
это_____________________________________________________
2.
Э п и с т о л я р н ы й
ж а н р
–
это____________________________________________.
3.
Признаки письма.1._____________,2.___________________
3._______________,4____________,5____________________
4.
Виды писем.
-
-
-
5. Чем привлекают письма писателей и читателей?
А)_________________________________________________________
________________
Б)_________________________________________________________
________________
В)_________________________________________________________
________________
Г)_________________________________________________________
________________
Д)_________________________________________________________
________________
6. Ценность писем выражается в
А)_________________________________________________________
________________
Б)_________________________________________________________
________________