Автор: Денисова Оксана Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевского горнотехнического техникума им. В.П. Романова
Населённый пункт: г. Прокопьевска, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды"
Раздел: среднее профессиональное
Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-
образовательной среды.
На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на
модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы
студентов
становится
особенно
актуальным.
Внедрение
электронных
учебно-
методических
комплексов
в
процесс
обучения
создает
принципиально
новые
педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом
изменяются
функции
педагога,
и
значительно
расширяется
сектор
самостоятельной
учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса. Известно, что
самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме,
следовательно, необходимо внедрение методик и подходов, развивающих такие формы
обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствием расширения
сектора
самостоятельной
учебной
работы
является
необходимость
непрерывного
мониторинга процесса обучения.
Информатизация
общества
связана
с
расширением
сферы
применения
информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным является
вопрос
применения
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
системе
образования на всех его уровнях. Подходы к определению понятия «информационно-
коммуникационные технологии» рассматриваются в «Энциклопедии профессионального
образования»,
И.Г. Захаровой,
И.В. Робертом,
И.Г. Семакиной,
С.Г.
Григорьевым.
Информационно-коммуникационные
технологии
-
это
программные,
программно-
аппаратные
и
технические
средства
и
устройства,
функционирующие
на
базе
микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем
транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по
сбору,
продуцированию,
накоплению,
хранению,
обработке,
передаче
информации
и
возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе
глобальных (И.В. Роберт). В последние годы наблюдается развитие информационных и
коммуникационных
технологий.
Основная
цель
развития
указанных
технологий
–
возможность
получения
доступа
к
информационным
ресурсам
и
обеспечение
оперативного информационного взаимодействия.
Электронным
образовательным
ресурсом
(ЭОР)
называется
продукт,
имеющий
электронный формат представления, который может содержать информацию разного типа:
презентации, рисунки, схемы, диаграммы, аудио- и видео-файлы, тесты, тренажеры и т.д.
В
электронном
ресурсе
должны
быть
учтены
основные
принципы
дидактического,
технического, организационного, эргономического, эстетического характера.
Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном
процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD):
учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и
другие учебно-методические материалы. Учебно-методический комплекс по дисциплине
включает:
учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с
утвержденной
структурой;
дополнительные
элементы
(электронные
версии
учебника,
учебного пособия, учебно-методического пособия, практикума, практического пособия;
методические
рекомендации
по
изучению
теоретического
курса
дисциплины,
методические рекомендации по проведению практических и/или семинарских занятий,
лабораторный практикум и методические рекомендации по выполнению лабораторных
работ,
задания
для
самостоятельной
работы
и
методические
рекомендации
по
ее
выполнению,
методические
указания
по
выполнению
курсовых
работ;
тестовые
материалы для контроля знаний обучающихся;
методические
рекомендации
и
тематика
контрольных
работ
для
обучающихся
заочной формы обучения и т.д.);
рекомендуемые
элементы
(конспект
лекций,
электронная
библиотека
курса,
методическое обеспечение интерактивных методов обучения, глоссарий курса, учебные
видеофильмы, компьютерные обучающие программы и др.);
дополнительные
информационные
ресурсы
(словари,
справочник,
хрестоматии,
периодические
и
отраслевые
издания,
ссылки
на
базы
данных,
сайтов,
справочные
системы, сетевые ресурсы и т.п.).
Учебно-методический
комплекс
по
практике
включает
следующие
основные
элементы:
программа
практики
(цель
практики,
ее
содержание,
задания,
порядок
прохождения), графики проведения, образец формы отчетного документа и порядок его
оформления.
Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации включает
следующие основные элементы: перечень видов итоговых аттестационных испытаний,
программы
государственных
экзаменов,
темы
выпускных
квалификационных
(дипломных)
работ,
требования
к
содержанию
и
методические
рекомендации
по
выполнению и оформлению дипломных работ, критерии оценки дипломных работ.
Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие
сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических
занятий,
темы
рефератов,
программы
экзаменов
и
зачетов,
а
так
же
методические
рекомендации
студентам
по
освоению
учебных
дисциплин,
списки
рекомендуемой
литературы.
Предоставление
материала
в
презентационной
форме
даст
возможность
стимулировать предметно-образную память у студентов, познавательную и творческую их
активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая
интерес обучаемых к преподаваемому предмету.
Электронное
учебное
издание
представляет
собой
особым
образом
структурированную
информацию
по
учебному
курсу,
обеспечивающую
реализацию
дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:
постановку
познавательной
задачи;
предъявление
содержания
учебного
материала;
организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по
выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных
знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к
дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения
дополнительной
литературы).
При
этом
законченное
и
полное
электронное
учебное
издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения,
предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность
и
контроль
уровня
знаний,
информационно-поисковую
деятельность.
Электронное
учебное издание полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – программный мультимедиа
продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического
цикла
процесса
обучения
и
содержащий
организационные
и
систематизированные
теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах
интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности
процедур оценки знаний. В зависимости от масштаба охватываемой предметной области
различают
электронные
учебно-методические
комплексы
по
отдельной
учебной
дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно-методические комплексы по специальности
(направлению)
(ЭУМКС).
Состав
учебно-методического
комплекса
определяется
содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине.
Электронный
учебно-методический
комплекс
-
электронная
версия
учебно-
методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы
по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и
учебно-методические комплексы по итоговой государственной аттестации выпускников.
Преимуществом
электронного
учебно-методического
комплекса
является
наличие
сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических
занятий,
темы
рефератов,
программы
экзаменов
и
зачетов,
а
так
же
методические
рекомендации
студентам
по
освоению
учебных
дисциплин,
списки
рекомендуемой
литературы.
Предоставление
материала
в
презентационной
форме
даст
возможность
стимулировать предметно-образную память у студентов, познавательную и творческую их
активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая
интерес
обучаемых
к
преподаваемому
предмету.
Преподавателю
предоставляется
возможность быстрого и объективного анализа знаний студентов, при оценке которых
полностью исключается его субъективное отношение к студенту.
Достоинства ЭУМК:
1. Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио-,
видео-, графической информации, схем, чертежей и т.п.
2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню
сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого
3.
Интенсификация
самостоятельной
работы
учащихся.
которая
заключается
в
усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.
4.
Повышение
мотивации,
интереса
и
познавательной
активности
за
счет
разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование
различных форм представления информации
5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учеников.
Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые
возникают как при подготовке к урокам с их применением, так и во время их проведения:
1. Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей.
2. Сложности в интеграции ИКТ в поурочную структуру занятий.
3. Отсутствие доступа к кабинету информатики.
4.
Недостаточная
мотивация
к
работе
у
студентов
и,
как
следствие,
частое
их
отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
5. Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения ЭУМК
в учебном процессе.
6. Низкий уровень навыков владения ПК у студентов.
Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может
быть
разнообразным,
это
определяется
возможностями
и
задачами,
реализуемыми
преподавателем в содержательной части ЭУМК.
Наиболее распространенные в силу простоты это Microsoft Power Point, а так же
программы
с
основами
языка
разметки
гипертекста
(HTML
–
Hyper
Text
Markup
Language),
применяемые
по
поиску,
приему
и
передаче
необходимой
информации
в
международной сети Internet. Соответствующий комплект компакт-дисков можно будет
использовать
как
преподавателями,
так
и
студентами
во
время
самостоятельной
подготовки к занятиям.
Включение
в
материал
ЭУМК
предварительно
подготовленных
видеороликов
наглядно воспроизводящих реальный эксперимент, позволяет не в ущерб наглядности
сэкономить соответствующие реактивы – немаловажный фактор в условиях проблем с
финансированием, а так же не требует создание специальных лабораторных условий.
Тесты,
включаемые
в
ЭУМК,
предполагающие
выбор
правильного
или
неправильного
ответа
из
нескольких
представленных
могут
быть
полезными
для
определения
исходного
уровня
знаний
и
заключительных
тестов
после
изучения
отдельных тем. Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться
студентам
на
внешнем
носителе
и
свободно
распространяться
по
локальной
сети
и
глобальной сети Интернет.
Информационный
банк
дисциплины
(электронные
учебники
и
пособия,
демонстрации,
тестовые
и
другие
задания,
примеры
уже
выполненных
проектов),
входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно
обновлять
и
пополнять.
Электронные
учебники
могут
быть
использованы
как
при
проведении аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов. Создание
библиотеки
интеллектуальных
компьютерных
учебников
и
интерактивных
учебно-
методических материалов является важнейшей стратегической задачей и должно быть
направлено на повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской
деятельности
колледжа
за
счет
оперативного
использования
электронных
информационных ресурсов.
Этапы разработки ЭУМК:
Создание
электронного
учебно-методического
комплекса
с
помощью
технологии
«Конструктор сайтов»
Конструктор
сайтов
-
это
программный
комплекс
для
создания,
обновления
и
ведения электронных изданий в Интернете и на CD (сайтов, электронных курсов, пособий
и т.п.). Электронное учебное пособие в данной программе создается по типу WEB-сайта.
Идея
конструктора
состоит
в
использовании
типовых
элементов,
а
также
типовых
шаблонов оформления для создания и редактирования сайтов. Конструктор позволяет
создавать
следующие
типовые
страницы
сайта:
обычная
(универсальная)
страница
с
текстом, фотографиями, рисунками; новости; фотоальбом; прайс-лист; тесты; анкеты;
общение (создание видеоконференций). Для новичка – Конструктор дает возможность
создавать и поддерживать сайты профессионального вида, не имея знаний в области веб-
дизайна. Для профессионала – Конструктор дает возможность создавать сайт значительно
быстрее и избавляет от многих ошибок верстки. Создать сайт с помощью Конструктора
достаточно
просто.
Единственное,
что
от
вас
требуется
–
занести
содержание.
В
Конструкторе
сайтов
вы
можете
выполнить
следующее:
создавать
сайты
на
основе
встроенных шаблонов дизайна, сохранять проекты на дисках пользователя, добавлять в
проект страницы различных типов, Заполнять страницы текстом, изображениями и т.п.,
конвертировать
(преобразовывать)
проект
в
формат
сайта
(HTML-формат)
и
просматривать этот сайт, размещать сайт в Интернете.
Внедрение
электронных
учебно-методических
комплексов
в
процесс
обучения
создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и
новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется
сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемой части учебного процесса, что
особенно актуально в период перехода к государственным образовательным стандартам
нового поколения.