Напоминание

"Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды"


Автор: Денисова Оксана Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевского горнотехнического техникума им. В.П. Романова
Населённый пункт: г. Прокопьевска, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды"
Дата публикации: 11.01.2018
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-

образовательной среды.

На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на

модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы

студентов

становится

особенно

актуальным.

Внедрение

электронных

учебно-

методических

комплексов

в

процесс

обучения

создает

принципиально

новые

педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом

изменяются

функции

педагога,

и

значительно

расширяется

сектор

самостоятельной

учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса. Известно, что

самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме,

следовательно, необходимо внедрение методик и подходов, развивающих такие формы

обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствием расширения

сектора

самостоятельной

учебной

работы

является

необходимость

непрерывного

мониторинга процесса обучения.

Информатизация

общества

связана

с

расширением

сферы

применения

информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным является

вопрос

применения

информационных

и

коммуникационных

технологий

в

системе

образования на всех его уровнях. Подходы к определению понятия «информационно-

коммуникационные технологии» рассматриваются в «Энциклопедии профессионального

образования»,

И.Г. Захаровой,

И.В. Робертом,

И.Г. Семакиной,

С.Г.

Григорьевым.

Информационно-коммуникационные

технологии

-

это

программные,

программно-

аппаратные

и

технические

средства

и

устройства,

функционирующие

на

базе

микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем

транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по

сбору,

продуцированию,

накоплению,

хранению,

обработке,

передаче

информации

и

возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе

глобальных (И.В. Роберт). В последние годы наблюдается развитие информационных и

коммуникационных

технологий.

Основная

цель

развития

указанных

технологий

возможность

получения

доступа

к

информационным

ресурсам

и

обеспечение

оперативного информационного взаимодействия.

Электронным

образовательным

ресурсом

(ЭОР)

называется

продукт,

имеющий

электронный формат представления, который может содержать информацию разного типа:

презентации, рисунки, схемы, диаграммы, аудио- и видео-файлы, тесты, тренажеры и т.д.

В

электронном

ресурсе

должны

быть

учтены

основные

принципы

дидактического,

технического, организационного, эргономического, эстетического характера.

Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном

процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD):

учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и

другие учебно-методические материалы. Учебно-методический комплекс по дисциплине

включает:

учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с

утвержденной

структурой;

дополнительные

элементы

(электронные

версии

учебника,

учебного пособия, учебно-методического пособия, практикума, практического пособия;

методические

рекомендации

по

изучению

теоретического

курса

дисциплины,

методические рекомендации по проведению практических и/или семинарских занятий,

лабораторный практикум и методические рекомендации по выполнению лабораторных

работ,

задания

для

самостоятельной

работы

и

методические

рекомендации

по

ее

выполнению,

методические

указания

по

выполнению

курсовых

работ;

тестовые

материалы для контроля знаний обучающихся;

методические

рекомендации

и

тематика

контрольных

работ

для

обучающихся

заочной формы обучения и т.д.);

рекомендуемые

элементы

(конспект

лекций,

электронная

библиотека

курса,

методическое обеспечение интерактивных методов обучения, глоссарий курса, учебные

видеофильмы, компьютерные обучающие программы и др.);

дополнительные

информационные

ресурсы

(словари,

справочник,

хрестоматии,

периодические

и

отраслевые

издания,

ссылки

на

базы

данных,

сайтов,

справочные

системы, сетевые ресурсы и т.п.).

Учебно-методический

комплекс

по

практике

включает

следующие

основные

элементы:

программа

практики

(цель

практики,

ее

содержание,

задания,

порядок

прохождения), графики проведения, образец формы отчетного документа и порядок его

оформления.

Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации включает

следующие основные элементы: перечень видов итоговых аттестационных испытаний,

программы

государственных

экзаменов,

темы

выпускных

квалификационных

(дипломных)

работ,

требования

к

содержанию

и

методические

рекомендации

по

выполнению и оформлению дипломных работ, критерии оценки дипломных работ.

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие

сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических

занятий,

темы

рефератов,

программы

экзаменов

и

зачетов,

а

так

же

методические

рекомендации

студентам

по

освоению

учебных

дисциплин,

списки

рекомендуемой

литературы.

Предоставление

материала

в

презентационной

форме

даст

возможность

стимулировать предметно-образную память у студентов, познавательную и творческую их

активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая

интерес обучаемых к преподаваемому предмету.

Электронное

учебное

издание

представляет

собой

особым

образом

структурированную

информацию

по

учебному

курсу,

обеспечивающую

реализацию

дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

постановку

познавательной

задачи;

предъявление

содержания

учебного

материала;

организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по

выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных

знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к

дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения

дополнительной

литературы).

При

этом

законченное

и

полное

электронное

учебное

издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения,

предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность

и

контроль

уровня

знаний,

информационно-поисковую

деятельность.

Электронное

учебное издание полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – программный мультимедиа

продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического

цикла

процесса

обучения

и

содержащий

организационные

и

систематизированные

теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах

интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности

процедур оценки знаний. В зависимости от масштаба охватываемой предметной области

различают

электронные

учебно-методические

комплексы

по

отдельной

учебной

дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно-методические комплексы по специальности

(направлению)

(ЭУМКС).

Состав

учебно-методического

комплекса

определяется

содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине.

Электронный

учебно-методический

комплекс

-

электронная

версия

учебно-

методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы

по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и

учебно-методические комплексы по итоговой государственной аттестации выпускников.

Преимуществом

электронного

учебно-методического

комплекса

является

наличие

сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических

занятий,

темы

рефератов,

программы

экзаменов

и

зачетов,

а

так

же

методические

рекомендации

студентам

по

освоению

учебных

дисциплин,

списки

рекомендуемой

литературы.

Предоставление

материала

в

презентационной

форме

даст

возможность

стимулировать предметно-образную память у студентов, познавательную и творческую их

активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая

интерес

обучаемых

к

преподаваемому

предмету.

Преподавателю

предоставляется

возможность быстрого и объективного анализа знаний студентов, при оценке которых

полностью исключается его субъективное отношение к студенту.

Достоинства ЭУМК:

1. Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио-,

видео-, графической информации, схем, чертежей и т.п.

2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню

сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого

3.

Интенсификация

самостоятельной

работы

учащихся.

которая

заключается

в

усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.

4.

Повышение

мотивации,

интереса

и

познавательной

активности

за

счет

разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование

различных форм представления информации

5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учеников.

Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые

возникают как при подготовке к урокам с их применением, так и во время их проведения:

1. Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей.

2. Сложности в интеграции ИКТ в поурочную структуру занятий.

3. Отсутствие доступа к кабинету информатики.

4.

Недостаточная

мотивация

к

работе

у

студентов

и,

как

следствие,

частое

их

отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

5. Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения ЭУМК

в учебном процессе.

6. Низкий уровень навыков владения ПК у студентов.

Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может

быть

разнообразным,

это

определяется

возможностями

и

задачами,

реализуемыми

преподавателем в содержательной части ЭУМК.

Наиболее распространенные в силу простоты это Microsoft Power Point, а так же

программы

с

основами

языка

разметки

гипертекста

(HTML

Hyper

Text

Markup

Language),

применяемые

по

поиску,

приему

и

передаче

необходимой

информации

в

международной сети Internet. Соответствующий комплект компакт-дисков можно будет

использовать

как

преподавателями,

так

и

студентами

во

время

самостоятельной

подготовки к занятиям.

Включение

в

материал

ЭУМК

предварительно

подготовленных

видеороликов

наглядно воспроизводящих реальный эксперимент, позволяет не в ущерб наглядности

сэкономить соответствующие реактивы – немаловажный фактор в условиях проблем с

финансированием, а так же не требует создание специальных лабораторных условий.

Тесты,

включаемые

в

ЭУМК,

предполагающие

выбор

правильного

или

неправильного

ответа

из

нескольких

представленных

могут

быть

полезными

для

определения

исходного

уровня

знаний

и

заключительных

тестов

после

изучения

отдельных тем. Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться

студентам

на

внешнем

носителе

и

свободно

распространяться

по

локальной

сети

и

глобальной сети Интернет.

Информационный

банк

дисциплины

(электронные

учебники

и

пособия,

демонстрации,

тестовые

и

другие

задания,

примеры

уже

выполненных

проектов),

входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно

обновлять

и

пополнять.

Электронные

учебники

могут

быть

использованы

как

при

проведении аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов. Создание

библиотеки

интеллектуальных

компьютерных

учебников

и

интерактивных

учебно-

методических материалов является важнейшей стратегической задачей и должно быть

направлено на повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской

деятельности

колледжа

за

счет

оперативного

использования

электронных

информационных ресурсов.

Этапы разработки ЭУМК:

Создание

электронного

учебно-методического

комплекса

с

помощью

технологии

«Конструктор сайтов»

Конструктор

сайтов

-

это

программный

комплекс

для

создания,

обновления

и

ведения электронных изданий в Интернете и на CD (сайтов, электронных курсов, пособий

и т.п.). Электронное учебное пособие в данной программе создается по типу WEB-сайта.

Идея

конструктора

состоит

в

использовании

типовых

элементов,

а

также

типовых

шаблонов оформления для создания и редактирования сайтов. Конструктор позволяет

создавать

следующие

типовые

страницы

сайта:

обычная

(универсальная)

страница

с

текстом, фотографиями, рисунками; новости; фотоальбом; прайс-лист; тесты; анкеты;

общение (создание видеоконференций). Для новичка – Конструктор дает возможность

создавать и поддерживать сайты профессионального вида, не имея знаний в области веб-

дизайна. Для профессионала – Конструктор дает возможность создавать сайт значительно

быстрее и избавляет от многих ошибок верстки. Создать сайт с помощью Конструктора

достаточно

просто.

Единственное,

что

от

вас

требуется

занести

содержание.

В

Конструкторе

сайтов

вы

можете

выполнить

следующее:

создавать

сайты

на

основе

встроенных шаблонов дизайна, сохранять проекты на дисках пользователя, добавлять в

проект страницы различных типов, Заполнять страницы текстом, изображениями и т.п.,

конвертировать

(преобразовывать)

проект

в

формат

сайта

(HTML-формат)

и

просматривать этот сайт, размещать сайт в Интернете.

Внедрение

электронных

учебно-методических

комплексов

в

процесс

обучения

создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и

новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется

сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемой части учебного процесса, что

особенно актуально в период перехода к государственным образовательным стандартам

нового поколения.



В раздел образования