Напоминание

Педагогический мониторинг как средство обеспечения качества обучения


Автор: Широченко Наталья Валентиновна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "НКПСиС"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический мониторинг как средство обеспечения качества обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Широченко Наталья Валентиновна,

ГБПОУ НСО НКПСиС, методист

Педагогический мониторинг как средство обеспечения качества обучения

Уча, учимся.

Усиление внимания к проблеме качества профессионального образования

связано

в

первую

очередь

с

разработкой

системы

мониторинга

обученности

студентов. В исследуемой проблеме центральным становится вопрос влияние

мониторинговых исследований

на выбор педагогических технологий, методов,

приёмов

и

технологий,

применяемых

в

образовательном

проце сс е.

Мониторинговые исследования позволяют глубже понять природу того или иного

уровня

обученности,

наметить

пути

коррекции

знаний,

умений

и

навыков

студентов по дисциплинам общеобразовательного цикла. Сложность ситуации

заключается в том, что за сравнительно короткий срок (общеобразовательный

цикл

изучается

в

колледже

2

года)

нужно

не

просто

изучить

то

новое,

что

предусмотрено стандартом, но и провести коррекцию знаний, умений и навыков.

На начальном этапе исследований необходимо проведение внутреннего аудита

(входной контроль) и его диагностики. Собранные данные подлежат подробному и

глубокому изучению, обсуждению на заседании предметно-цикловой комиссии.

Сделанные

выводы

позволят

педагогам

спланировать

свою

деятельность

по

выбору методов и приёмов обучения, выработать или выбрать методику или

технологию, направленную не только на коррекцию знаний, но и на достижение

конечного результата.

В результате мониторинга деятельности преподавателей за последние три года

можно сделать вывод, что существует прямая зависимость

между выбором

методики и результатом образовательного процесса.

Анализ работ, выполненных на входном контроле по русскому языку, говорит о

низкой письменной грамотности абитуриентов, что недопустимо при подготовке

квалифицированных операторов связи. Тем более, что на базе колледжа создан

Ресурсный центр в сфере связи Новосибирской области. Проведя диагностику,

преподаватель решает задачу повышения грамотности обучающихся, учитывая

ряд психолого-педагогических условий. Это, например, создание образовательной

среды, способствующей познавательному развитию студентов, сохранению его

индивидуальности, возможности для творческой самореализации.

В повседневной практике работы преподавателя русского языка и литературы

нашего колледжа прочно обосновались такие активные формы, приёмы и методы

обучения,

которые

позволяют

учитывать

личностные

данные,

подготовку

и

индивидуальные

возможности

обучающихся,

дают

возможность

вносить

коррективы в традиционные методические подходы к обучению. Преподаватель

отдаёт

предпочтение

языковым

и

словарно-понятийным

поисковым

формам

работы

с

художественным

текстом

и

личностно-авторскому

творчеству

обучающихся по отдельным темам или по изученным произведениям.

Пример 1. Кольцо ассоциаций. Форма работы – малая группа. Задание: в течение

5 минут подготовить биографию какого-либо предмета (расчёски, пуговицы, …)

по

алгоритму.

Студентам

предлагается

алгоритм:

1.

Бег

ассоциаций.

2.

Выстраивание «картин» возникающих на основе сходства, аналогии, различия. 3.

Подбор 3-4 предложений, выражающих главную мысль. 4. Подбор эпиграфа. 5.

Запись текста.

Пример 2. Экспресс-работа (письменная или устная, индивидуальная). Задание:

по выданному иллюстративному материалу ответить на вопросы: Какой характер

у

… (выбранного предмета, например, цветка). Выполнение каких заданий

способствует развитию устной и письменной речи, самостоятельного мышления,

творчеству студентов. Более сложные формы работы: 1. По прозе. Восстановите

текст

и

объясните

значимость

выбранных

слов

и

их

художественную

оправданность в данном контексте. Запишите свой вариант. Например: Любите

книгу – источник … Или: Кто любит книгу, тот никогда не будет ощущать

недостатка в …друге, … советнике, товарище, … утешителе. Второй этап работы

– устное представление составленных текстов и выражений, комментирование

ответов.

Пример

3. Имитационные упражнения поискового характера. Вид работы:

словарно-понятийная. Студентам предлагается работа со словарём по одному

слову (для «слабых» студентов) и по целому отрывку (для более подготовленных).

При выполнении работы студенты должны помнить путь слова: «имитация» -

подражание – повторение с усложнением.

Широко применяется на уроках и такая форма работы, как акростих.

Пример 4. Задание: расшифруйте своё имя в начальных буквах строк. Выполнение

таких заданий развивает способность обучающихся к стихосложению.

Периодически, один раз в месяц, преподаватель проводит экспресс-опрос,

позволяющий

выявить

психологический

настрой

студентов,

сопоставить

результаты обучения. Перечисленные методы и приёмы дают результат, динамика

обученности студентов по русскому языку и литературе за последние три года

положительная. Таким образом, можно сделать вывод: мониторинг обученности

выступает

для

преподавателя

инструментом

преобразования

собственной

деятельности

и,

одновременно,

оказывает

влияние

на

повышение

уровня

обученности.

Рассмотрим ещё один пример изменений параметров обученности, связанных с

мониторингом деятельности преподавателя математики.

Современные требования, предъявляемые к выпускнику колледжа рынком труда и

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

среднего

профессионального

образования,

предусматривают

высокий

уровень

профессиональной подготовки, что невозможно без крепкой общеобразовательной

базы. Изучение общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

будущими

токарями,

электромонтажниками-наладчиками,

операторами

связи

предусматривает

хорошее

знание

математики,

поэтому

входной

балл

это

стартовая площадка для индивидуализации педагогом своей деятельности. Как

показывает

практика,

системообразующим

звеном

в

цепочке

управления

деятельностью студента является контроль. Преподавателем математики колледжа

избрана для работы рейтинговая система контроля знаний, умений и навыков.

Каждый преподаватель знает, что одним из главенствующим стимулов учения

является применение планомерной системы контроля – доверяй, но проверяй.

Рейтинговая система контроля стимулирует деятельность студентов, мотивируем

их на достижение более высоких результатов, развивает творческие способности,

обеспечивает непрерывный мониторинг обученности. При разработке оценочных

критериев

преподаватель

математики

считает

необходимым

учитывать

трудоёмкость заданий, степень сложности изучаемого материала, практическую

значимость

содержания

учебной

дисциплины.

На

основе

этого

вводится

коэффициент значимости (К зн), т.е. все контрольные мероприятия ранжируются,

заполняется

таблица,

которая

представляется

студентам

для

обозрения.

Коэффициент значимости позволяет каждому студенту самостоятельно оценить

значимость

каждого

урока.

Если

студент

желает

повысить

свой

рейтинг,

он

получает

творческое

задание

(из

представленного

перечня

рефератов,

презентаций, моделей, макетов, рисунков и пр.). Коэффициент ритмичности (Крт)

водится при выполнении домашних заданий для повышения ответственности за

своевременность

сдачи

работы

(формирование

общей

компетенции

ОК

2.

Организация

собственной

деятельности,

исходя

из

целей

и

способов

её

достижения,

определённых

руководителем).

Далее

преподаватель

определяет

границы рейтинга, чтобы каждый студент знал минимальный и максимальный

балл за каждый вид учебной деятельности, разрабатывает рейтинговые показатели

по

каждой

контрольной

точке,

определяет

минимальное

и

максимальное

количество баллов по каждому виду контроля, определяет рейтинг лабораторных,

практических

работ,

зачётных

занятий.

Затем

рассчитывается

общая

сумма

баллов,

которую

может

получить

студент

при

изучении

конкретной

темы

и

учебной дисциплины в целом. Заключительный этап – разработка шкалы перевода

баллов рейтингового контроля в привычную форму (оценки). Ведомость учёта

рейтинга

по

темам

дисциплины

для

каждой

учебной

группы

обеспечивает

прозрачность

достижений

каждого

студента

и

группы

для

всех

участников

образовательного

процесса.

Это

позволяет

проводить

диагно стику

образовательного

процесса

по

любой

контрольной

точке

и

по

дисциплине.

Мониторинг

деятельности

студентов

по

системе

рейтингового

контроля

показывает, что интерес к результату своего труда проявляется постепенно, но, в

основном,

к

концу

первого

года

обучения.

Параллельно

выявляется

группа

обучающихся,

нуждающихся

в

индивидуальных

занятиях.

Динамика

качества

обученности от семестра к семестру, от курса к курсу положительная. Результаты

подтверждаются на промежуточной аттестации по дисциплине.

Таким образом, преподаватель, изучив и внедрив новую технологию контроля,

изменил не только свою деятельность, но и мотивировал студентов к изменениям

отношению к своему труду.

Внося изменения в образовательный процесс, заинтересованный, думающий

педагог открывает для себя полосу изысканий, не останавливаясь на достигнутом.

Современные педагогические технологии обладают широким спектром методов и

приёмов, направленных на развитие творческого потенциала тандема «педагог-

обучающийся».

Направляющая

роль

преподавателя

в

самостоятельном

поиске

знаний

студентом

заставляет

и

самого

преподавателя

искать

пути

самосовершенствования.

Перспективу

для

решения

этой

проблемы

открывает

мониторинг, данные которого используются для преобразования образовательного

процесса,

изменения

и

совершенствования

его

содержания,

оценки

эффективности применяемых педагогических технологий. Приведённые примеры

преподавания

русского

языка,

литературы

и

математики

демонстрируют

взаимосвязь

между

творческим

подходом

педагога

к

выбору

педагогических

технологий и повышением качества обучения.

Уча, учимся – это высказывание никогда не потеряет своей актуальности, пока

существует высокое звание Педагог.

Список литературы

1. Психология учащихся начального профессионального образования. Т.И Шульга.

М. Изд. Центр «Академия», 2008

2. Педагогика профессионального образования. В.А. Сластёнина. М. Изд. Центр

«Академия», 2006

3.

Современные

средства

оценивания

в

образовании.

Л.Г.

Денисенко.

Новосибирск, 2013

4. Современные способы активизации обучения. Т.С. Панина. М.

Изд. Центр

«Академия», 2008

5. Стандарты и мониторинг в образовании № 2, 2013. Научно-методический

журнал

6. Творческое развитие педагога профлицея. Т.А. Венедиктова, А.Т. Глазунов. Изд.

Центр АПО, М. 1999



В раздел образования