Автор: Куклина Анжела Зиновьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: гп. Куминский, Кондинский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Игрушка в жизни малышей"
Раздел: дошкольное образование
Дорогие родители!
Обратите внимание, как играют ваши детки - Вы увидите много интересного, что
позволит вам лучше понимать чувства вашей крохи. Хоте лось бы остановиться на
выборе кукол для девочек в возрасте до 5 лет. Лучшей куклой будет прототип младенца,
ребеночка, но ни в коем случае не Барби, Синди и других кукол-женщин.
Во-первых, такие куклы имитируют взрослую женщину и девочка вместо того, чтобы
нянчить, обслуживает! Во-вторых, такие куклы блокируют воображение ребенка.
Какие жизненные ориентации для малышки символизируют собой эти красавицы с
женскими формами? Подумайте, не стоит ли оттянуть знакомство с такими куклами к 6
годам. В игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской сферы
поведения.
В давние времена кукла, сделанная собственными руками матери, передавалась дочери.
Куклу наряжали к праздникам, вывозили в гости, на смотринах невесты она служила
доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Такая традиция помогает
поддержать модель семьи и материнства.
В игре дети проецируют то, что видят и чувствуют по отношению к себе, т.е. они
относятся к игрушке-ребенку точно так же, как их мать относится к ним.
Дорогие родители, помните, никогда не поздно научить девочку любить себя и
ценить в себе возможность давать жизнь!
Остановимся на очень важном вопросе для многих родителей: «Игра в куклы и
мальчик». Помните, какие наборы игрушек были в советских семьях, где есть мальчики?
Машинки, пистолеты, автоматы, мячики, но практически нет "девчачьих" игрушек. Но
ведь малыш так же, как и малышка обыгрывает в ролевой игре модель семьи. Не
думайте что это отразится на сексуальной ориентации. Как показывает практика,
мальчики играют в куклы очень мало и затем выбирают ту игру, которую предопределил
сценарий жизни мужчины: машинки, войнушки.
Все дети познают мир и обыгрывают в своем маленьком мире то, что они видят и
наблюдают в мире взрослого человека.
Игрушки и детская игра тесно связаны между собой. Игрушка способствует появлению
того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых
игрушек. Игрушка должна быть:
эстетичной и гуманистичной;
безопасной и экологичной;
должна соответствовать возрастным особенностям и различным типам игры.
В младенческом возрасте игра носит предметно – манипулятивный характер и является
способом познания окружающего мира и установления эмоционального контакта со
взрослым.
В период раннего детства игра становится сюжетно-отобразительной – в ней ребенок
воспроизводит хорошо знакомые действия и сюжеты из собственного опыта (кормление,
купание, сон и т. п.). Дошкольное
детство – время расцвета игры. Основной ее вид – сюжетно - ролевой. Благодаря игре
ребенок осваивает взрослый мир социальных отношений, жизненных ситуаций и
профессиональных занятий.
Раннее детство (1-3 года) В этот период происходит усвоение функциональных
действий. Типичные игрушки в это время - совочки, формочки, ведерки, пирамидки,
тележки, которые можно везти за веревочку или толкать перед собой . Очень полезны
занятия с различением формы и цвета. Игры постепенно приобретают сюжетно-
отобразительный характер – накормить и убаюкать куклу, собрать сложную пирамидку,
построить домик из кубиков. Игрушки должны быть простыми. Лучше, если у ребенка
есть простой функциональный грузовичок, чем шикарная железная дорога, которую
можно только рассматривать. Плюшевые зверята очень любимы маленькими детьми.
Пушистые и мягкие, они необыкновенно приятны ребенку в этот период особой
тактильной сензитивности. Ему легко идентифицироваться с маленьким зверенышем,
который воспринимается вполне родным и близким. Ребенок привык, что мама ласково
называет его самого то котенком, то зайчиком, то птенчиком. В играх и, соответственно,
игрушках появляется половая дифференциация, хотя девочки еще с удовольствием
нагружают и разгружают машинки брата, а мальчики нежно возятся с лохматым
медвежонком.
Игра становится ведущей деятельностью в жизни ребенка и приобретает отчетливый
сюжетно-ролевой характер. Все многообразие игрушек приспособлено в основном для
этого возраста.
В это время появляются яркие отличия в игре мальчиков и девочек, и, даже играя
вместе, они выполняют уже совершенно разные роли. Куклы, кукольная мебель, посуда,
бытовая утварь, наборы маленького доктора, парикмахера - обязательные предметы
девчоночьей комнаты.
В детской мальчика – машинки, кораблики, самолетики, конструкторы, солдатики,
пушечки, танки, пистолеты, ружья. Каждое время приносит свои воинственные образы.
В наши дни – это чудища, инопланетяне, герои триллеров, которые мирно уживаются в
мальчишеской комнате с традиционными солдатиками. Здесь возникает важный вопрос:
насколько необходимы игрушки, так или иначе способствующие проявлению и
развитию детской агрессивности?
Житейские ответы имеют две крайности:
Первая - "что же это за мальчик, если он не стреляет, не бьет, не борется и не
побеждает".
Другая крайность - "у моего ребенка никогда не будет никакого оружия, я никогда не
разрешу ему стрелять в живое".
Но мы видим, что военные игрушки воспроизводятся снова и снова, отражая
реальность, в которой имеют место войны, насилие, поражения и победы. Кроме того,
хотим мы этого или нет, мальчики во всем мире предпочитают играть с машинкой и
пистолетом, а не с куклой или заводной обезьянкой.
Что же делать, если мы намерены считаться с реальностью, но хотим, чтобы ребенок
рос добрым и человечным? Грозная реальность в детской игре не отменяется, но
дополняется проявлениями взаимопомощи, сопереживания, жертвенности.
Взрослые, включаясь в детские игры, могут направлять их таким образом, чтобы
деструктивные действия преобразовывались в безобидные или смешные: вместо взрыва
- устроить салют; бороться - не с врагом, а со стихией, штормом, бурей; рисковать и
отличиться - не в бою, а в опасном кругосветном путешествии. Например, для капитана
корабля важно иметь не корабль, а бинокль, кортик, фуражку.
«Требования к безопасности игрушек»
Социальная и психологическая безопасность игрушки.
В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на
агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
В игрушке не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального
контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять
религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и
физическим недостаткам людей.
Соответствие игрушки возрасту ребёнка.
Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка.
Возможность полифункционального использования игрушки для развития
способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).
Эстетичность внешнего вида игрушки
Соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Возможность использования игрушки в коллективной игре.
Прочность и долговечность игрушки.
Использование экологически чистых материалов.
Качество описания игрушки.
Качество упаковки игрушки