Экологическое воспитание младших школьников в свете ФГОС
Автор: Быкова Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лопатинская ООШ" Населённый пункт: село Лопатино, Сергачский район, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Экологическое воспитание младших школьников в свете ФГОС Раздел: начальное образование
«Экологическое воспитание младших школьников в свете требований ФГОС»
Приоритетной целью современного начального образования в
соответствии с ФГОС - является развитие личности ребенка. Эта цель
достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание
устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и
экологическое воспитание. На современном этапе развития общества
выделяется глобальная проблема экологического воспитания и
образования. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены
всяких экологических знаний и навыков.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие
знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой
природы проявляется очень рано. Они открывают для себя новый мир: стараются все
потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Но в то же время, дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева,
цветок, бросить под куст фантик от конфеты. Да, конечно, от одного брошенного
фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так
будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда
и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные
богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании
самого человека.
Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не
привила своим ученикам, природоведческую сознательность, природоведческую
совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать
воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так
необходимо будущим хозяевам родной земли. Сложившаяся в настоящее время
тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической
неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия
вмешательства человека в природу. Потерю экологической грамотности,
заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и
образованием.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам
выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию
природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе
детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа
не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок
научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это
качество с раннего детства.
Современный педагог Андрей Анатольевич Плешаков не только разрабатывает
теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы.
Актуальность моей методики обусловлена тем, что на современном этапе
вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в
экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно
относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую
культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего
школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения.
Новизна моей деятельности состоит в том, что создана система работы по
экологическому воспитанию младших школьников средствами урочной деятельности
и кружковой работы.
В сентябре, я провожу анкетирование для выявления начального уровня
сформированности экологических представлений у детей 1 класса.
Анкета № 1.
1.Любишь ли ты отдыхать на природе?
2. Что ты больше всего любишь делать на природе?
3.Ты помогал животным, растениям?
4.Ты помогал взрослым в охране природы?
5.Любишь книги о природе? Какие?
Анкета № 2.
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
4. Каким образом человек разрушает природу?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?
7. Назовите охраняемые растения вашей местности.
8. Что такое фотоохота?
9. Что могут сделать дети для охраны природы?
Анализируя результаты анкет делаю вывод, что представление учащихся о
бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об
охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и
имеются далеко не у всех учащихся.
Исходя из анкетирования, ставлю цель моей работы:
-формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на
базе экологического воспитания.
Задачи:
-формирование целостного представления о природном и социальном окружении как
среде обитания и жизнедеятельности человека ;
-воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения
вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное
присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
-становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа
жизни.
Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в
основном на уроках окружающего мира, эту работу я продолжаю практически на
любом другом учебном предмете курса начальной школы:
Дисциплины математического цикла создают условия для развития
умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений.
Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для
раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.
Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и
художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций,
оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней,
способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой
активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.
На уроках русского языка работу по формированию экокультуры провожу на
основе специально подобранных текстов природоведческого характера.
Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и на
занятиях кружка «Друзья природы». Программа кружка составлена на 4 года. Её цель-
формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Проблема формирования исследовательских умений, проектной деятельности у
младших школьников становится ещё более актуальной в современных условиях в
связи с введением ФГОС.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового
контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и
создание экознаков, знакомство с определителями.
Выделяю следующие направления своей работы:
o
Познавательное направление работы (дидактические игры,
беседы, заочные путешествия, викторины);
o
Познавательно-развлекательное направление работы
(праздники, утренники, устные журналы, экологические игры,
игры-путешествия).
o
Практическое направление работы, (посадка деревьев и
кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
o
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения,
опыты).
Я постаралась создать положительный мотивационный настрой среди учащихся.
Для этого с детьми каждую неделю проводились экологические пятиминутки, целью
которых было развитие экологических представлений у детей о том или ином времени
года,
природных
явлениях
каждого
сезона,
деревьях
и
кустарниках,
животных
и
птицах.
Цель таких пятиминуток - развитие экологической культуры личности в
дальнейшем,
Такие
беседы
послужили
толчком
к
тому,
что
дети
стали
более
наблюдательны, они стали готовить сообщения, стали проявлять интерес к объектам
окружающего мира, отмечать различные явления.
А также послужили стимулом к реализации мини-проектов:
«Чистое утро» - это подарок ребят своей планете. Дети выходят на уборку
выбранной заранее территории. Проект может осуществляться и в самом школьном
здании: в школе, где много цветов, дети могут вытереть пыль с листьев, полить
растения.
«Птичья столовая». Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в
создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной
территории. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении
кормушек, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней:
поправляют кормушки, насыпают корм.
«Хлебные крошки» . Бережно относится к хлебу и заботиться о птицах
стараются участники этого проекта, который чрезвычайно прост: дети берут за
правило хлебные крошки, которые остаются на столе, не выбрасывать, а подсушивать
на листике бумаги и складывать в хлебную копилку. Затем крошки идут на подкормку
птицам.
«Капелька». Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой
воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной
воды.
«Знакомые незнакомцы». Проект заключается в том, чтобы научить младших
школьников узнавать деревья в зимнее время.
Большое внимание уделяю исследовательской деятельности. Дети участвовали в
районном конкурсе исследовательских работ- «Шаг в науку» и заняли призовые места.
2014 г.-Магжанов Ильдар -2 место (проект «Красильные вещества растений»)
2015 г.-Галков Илья – 3 место(проект «Пчеловодство. Продукты пчеловодства»)
Также мною была проведена серия долгосрочных проектов. В начале года мы с
детьми реализовали проект «Разведка осенних примет».
Цель проекта – собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление
осени.
На первом этапе дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к
празднику «Волшебница осень». Подведение итогов проводится в присутствии
родителей на празднике «Волшебница осень».
Проект «Неделя птиц». Весной я предложила детям организовать и провести
Неделю птиц. С этой целью были разработаны мероприятия:
- викторина для учащихся начальной школы;
- классный час для учащихся начальной школы на тему “Птицы – вестники весны”;
- конкурс на лучшие скворечники, выполненные силами учащихся и родителей;
Проект «Эко –мир моей семьи». Он рассматривается как сотрудничество
семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании детей младшего
школьного возраста и представляет собой тематический цикл творческих экологически
ориентированных дел с участием родителей школьников.
Цель проекта:
- воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодействии двух
образовательных сфер – семьи и школы;
- включение родителей в процесс экологического воспитания младших школьников,
формирование единой экологически воспитывающей среды.
Проект «Вкусно, полезно, красиво!» Итог проекта – составление красочной
книги «Разговор о правильном питании».
Проект «Природа в нашем доме». Какое место занимает природа в нашем
доме? Комнатные цветы, домашние животные – им особое внимание.
Перед Новым годом была организована акция «Елочка, живи»! Дети на занятиях
кружка мастерили ёлочки из различных материалов, а затем подарили их своим
родственникам. Таким образом, ребята сберегли несколько ёлочек от вырубки.
Дети участвовали в акции «Кормушка». Вместе с родителями они сделали
кормушки и стали подкармливать птиц.
Интерес детей к изучению родного края поддерживаю в ходе всей работы.
Предложила детям побольше узнать не только о растениях, но и о том, какую роль в
нашей жизни они имеют. С этой целью были проведены экскурсии в Сергачский
дендрарий, в Сергачский краеведческий музей.
Внеурочная деятельность – это не только поиск и представление информации,
но и участие в различных творческих конкурсах.
Участие обучающихся в творческих конкурсах
Фамилия,имя
Название конкурса
Уровень
Результат
Казарин
Александр
Дистанционная
олимпиада по
окружающему миру
общероссийски
й
2 место
Садеков Ильяс
Всероссийская
дистанционная
олимпиада по
окружающему миру
общероссийски
й
2 место
Гаврилин
Андрей
Международная
дистанционная
олимпиада по
окружающему миру
общероссийски
й
2 место
Захаров Иван
Международная
дистанционная
олимпиада по
окружающему миру
общероссийски
й
2 место
Жарков Кирилл
Викторина «Всё о
птицах»
общероссийски
й
2 место
Галков Илья
Викторина «Всё о
птицах»
общероссийски
й
1 место
Галков Илья
Керженский заповедник
Конкурс рисунков «Мир
заповедной зоны»
областной
участие
Гаврилин
Андрей
Керженский заповедник
Конкурс рисунков и
сочинений «Мир
заповедной зоны»
областной
участие
Сорокина
Екатерина
Керженский заповедник
Конкурс рисунков и
сочинений «Мир
заповедной зоны»
областной
участие
Галков Илья
Конкурс
исследоватеьских работ
«Я познаю мир»
областной
участие
Магжанов
Ильдар
Конкурс
исследоватеьских работ
«Я познаю мир»
областной
участие
Галков Илья
«Шаг в науку»
муниципальный
3 место
Магжанов
Ильдар
«Шаг в науку»
муниципальный
2 место
Галков Илья
Конкурс «Кормушка»
Номинация «Самая
практичная кормушка»
муниципальный
участие
Колосова
Анастасия
Конкурс «Кормушка»
Номинация «Креативная
кормушка»
муниципальный
участие
Садеков Ильяс
Конкурс «Кормушка»
Номинация «Самая
практичная кормушка»
муниципальный
участие
Колосова
Анастасия
Конкурс рисунков
«Люблю село-люблю
Россию»
муниципальный
участие
Галкина Татьяна
Конкурс рисунков
«Люблю село-люблю
Россию»
муниципальный
участие
Галкова Ирина
Викторина о птицах
муниципальный
участие
Гаврилин
Андрей
Викторина о птицах
муниципальный
участие
Колосова
Екатерина
Викторина о птицах
муниципальный
участие
Гаврилин
Андрей
Конкурс рисунков
«Осенние фантазии»
школьный
1 место
Гаврилин
Андрей
Конкурс поделок из
природного материала
школьный
2 место
Морозова
Полина
Конкурс поделок из
природного материала
школьный
1 место
Тесно взаимодействую с семьей:
-родительские собрании;
- совместные праздники;
- семейные выставки;
-совместные творческие дела;
Разнообразные виды работы во внеурочной деятельности по экологическому
воспитанию взаимно связаны между собой и дополняют друг друга, обогащая процесс
обучения и воспитания младших школьников
Я провела мониторинг по выявлению уровней экологической воспитанности
младших школьников на начало и конец каждого учебного года и получила
следующие результаты: низкого уровня не наблюдается, средний уровень в начале года
и в конце года снижается, а высокий уровень повышается. Отсюда следует вывод, что
все проводимые мероприятия имеют положительный эффект.
С темой « Экологическое воспитание младших школьников в свете требований
ФГОС» я выступала на методическом объединении школы, публикую свои работы на
сайтах сети Интернет.
Работая творчески в области экологического образования и воспитания, хочу
достичь своей главной цели: воспитание личностного отношения к природе и труду
человека, привитие норм и правил поведения в природе, эстетического восприятия
природы, а в целом воспитание экологически грамотного человека, гражданина своей
родины. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание
природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе,
потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать
результаты своего влияния на природные объекты.
Уверена в том, что экологические знания не заканчиваются на школьной скамье.
Мои дети понесут эти знания дальше, кем бы они не стали, главное чтобы жили в ладу,
в гармонии с самим собою, с природой, с миром.
Литература
1.Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". -
Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
2.Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков //
Начальная школа. - 2007. - № 5.
3.Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с
детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000
4.Черемисина Л.Д. Основы экологии младшим школьникам //
Практическое пособие - М.: Аркти 2006 г. - 88 с.
5.Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев //
Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С.
Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
6.Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Азбука природы в подвижных
играх // Пособие для учителя: «Вако», М., 2006 г.
7.Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками.
Ж. «Практика административной работы в школе» № 1, 2004, с.35-38.