Автор: Кононова Елена Геннадьевна Должность: педагог ИЗО Учебное заведение: МБДОУ №211 Населённый пункт: город Ижевск Наименование материала: Методическая разработка Тема: " Лоскутная аппликация из ткани". Раздел: дошкольное образование
« Лоскутная аппликация из ткани».
Аппликация-
это
способ
получения
изображения,
заключающийся
в
накладывании, наклеивании или нашивании на какую – либо поверхность
разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов.
Аппликация
находит
широкое
применение
в
современной
жизни:
от
украшения
отдельных
элементов
одежды,
обуви
до
воплощения
в
самостоятельных произведениях искусства авторского замысла.
Все это хотелось показать и рассказать на занятиях в кружке «Лоскутная
аппликация из ткани».
Задача занятий
Развитие творческого потенциала детей
показать практическую значимость аппликации в современной жизни,
познакомить детей с различными видами тканей,
показать
разнообразие
материалов,
которые
используются
в
аппликации,
познакомить детей с понятиями «коллаж», «мозаика», « пэчворк»
привить
практические
навыки
работы
с
ножницами,
тканью,
трафаретом.
Основные материалы, которые используются на занятии:
- различные по цвету и фактуре ткани
- нитки
- тесьма
-перья
-вата
-клей
-ножницы
В качестве основы для работы используем картон.
Занятия в кружке организованы по принципу «от простого к сложному».
В качестве подготовительного этапа от аппликации из бумаги к аппликации
из
ткани,
дети
знакомятся
с
новым
видом
аппликации
флористикой.
Флористика- аппликация из засушенных листьев. Дети создали композиции
«Бабочки», «Цветы».
На
следующем
этапе
на
занятиях
в
качестве
материала
для
работы
используются перья, тесьма, нитки, вата. Детские работы на этом этапе
простые
по
композиции,
выполняются
индивидуально
или
в
мини
–
подгруппах
по
2-3
человека.
Темы
работ:
«Осеннее
дерево»,
«Веселый
снеговик», «Гусята».
На третьем этапе в качестве основного материала для работ используются
разные виды тканей. Была проведена предварительная работа: экскурсия в
магазин, выставка одежды, предметов быта с элементами аппликации. Дома,
с мамами дети создали мини-коллекции из кусочков ткани, а на занятии
познакомили друг друга с коллекциями. Далее, дети знакомятся с приемами
работы
с
трафаретом,
с
новым
понятием
«пэчворк».
Работы,
как
и
на
предыдущем этапе, простые по композиции, выполняются индивидуально
или мини – подгруппах. Темы занятий «Фрукты в вазе», «Подсолнухи»,
«Сердечки»
И,
наконец,
на
заключительном
этапе,
в
работах
используются
разные
материалы,
с
которыми
дети
знакомились
на
предыдущих
занятиях,
с
элементами
коллажа,
мозаики.
Работы
отличаются
более
сложной
композицией, выполняются чаще коллективно. Коллективное выполнение
работы требует от детей умения договариваться и доводить начатое дело до
конца.
Процесс выполнения коллективной работы состоит из нескольких частей:
1.
Обсуждение с детьми предложенной темы аппликации.
2.
Коллективное обсуждение эскиза.
3.
Выбор фона работы.
4.
Подбор необходимого для аппликации материала (подбор ткани по цвету,
по фактуре)
5.
Обсуждение последовательности выполнения работы.
6.
Распределение частей работы между детьми.
7.
Самостоятельная работа.
8.
Оформление деталей работы в одну общую композицию.
Тематика выполненных работ «Лебединое озеро», «Зимний вечер», «Жар –
птица».
Как
итог
занятий
в
кружке
-
выставка
работ
в
детском
саду,
в
библиотеке,
положительные
отзывы
родителей
о
работе
кружка.
Родителям было предложено дома выполнить совместную с ребенком
аппликацию.
Для чего нужны занятия в кружке? Занятия увлекательны и разнообразны.
Они развивают образное мышление, творческие способности детей, влияют
на эстетическое развитие ребенка. Поделки и работы, выполненные на
занятиях, несут в себе частичку детской души.
ОКТЯБРЬ.
1-я неделя
. Вводное занятие.
ЦЕЛЬ. Познакомить детей с возможностями нетрадиционных материалов.
Заинтересовать детей занятиями в кружке.
Показать готовые работы.
2,3-я неделя. Бабочки. Цветы.
ЦЕЛЬ. Познакомить с техникой работы с тканью. Учить подбирать ткани по
цвету . Учить планировать последовательность своей работы, а затем ее
выполнять.
Материалы Картон, ткань, ножницы, клей.
4-я неделя .Панно Гусята.
ЦЕЛЬ. Продолжать учить работать с тканью. Учить работать с трафаретом.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до
конца.
НОЯБРЬ.
1,2-неделя. Осеннее дерево.
ЦЕЛЬ. Познакомить с возможностями шерстяных ниток использование их
для создания образа дерева, располагать нитки на листе -основе в
Форме дерева.
Учить резать кусочки ткани на небольшие кусочки и располагать их вокруг
дерева.
Материалы. Коричневые шерстяные нитки, кусочки ткани, картон.
2,3-я неделя. Панно Подсолнухи.
ЦЕЛЬ. Продолжать учить точно, обводить трафарет, придерживать
его рукой. Учить делить
кусочки ткани на несколько мелких частей, примерно одинаковых
по размеру.
Воспитывать доброжелательное отношение к работе товарищей.
Материалы. По 2 круга основы, желтая , черная ткань, ножницы, клей.
ДЕКАБРЬ.
1,2-я недели. Веселый снеговик.
ЦЕЛЬ. Познакомить с возможностями нового материала для аппликации-
ваты.
Учить планировать последовательность выполнения работы.
Учить составлять несложную композицию.
Материалы. Основа-картон, вата, клеящий карандаш, кусочки ткани для
оформления снеговика.
3,4-я недели. Новогодние открытки. Выставка новогодних открыток.
ЦЕЛЬ. Учить самостоятельно, придумывать несложную композицию,
интересно располагать детали композиции на основе.
Учить самостоятельно, выбирать и подбирать необходимые материалы.
Материалы. Картон, вата, кусочки ткани, нитки.
ЯНВАРЬ.
2.3-я недели. Зимняя сказка. Коллективная работа.
ЦЕЛЬ. Познакомить с основами построения многофигурной композиции.
Учить согласовывать и распределять работу между собой.
Продолжать учить работать с трафаретом.
Учить аккуратности при выполнении работы.
Материалы. Кусочки ткани, основа-картон, клей, ножницы.
4-я неделя. Сердечки.
ЦЕЛЬ. Учить без трафарета вырезать из ткани форму предмета.
Учить вырезать сердечки разной формы и наклеивать их друг на друга.
Материалы Ткань красного цвета разных оттенков, цветная тесьма, клей,
ножницы.
ФЕВРАЛЬ.
1-я неделя. Брелочки.
ЦЕЛЬ. Познакомить с технологией приклеивания веревки или тесьмы на
основу разную по форме.
Материалы. Тесьма, веревка, клей, ножницы, основа в виде круга,
треугольника, квадрата.
2-я неделя. Веселые зверята.
ЦЕЛЬ. Продолжать учить определять последовательность работы.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить, начатое дело до
конца.
Материалы. Тесьма, основы в виде круга, треугольника, клей.
3-я неделя. Брошки для мам.
ЦЕЛЬ (см. предыдущие занятия в феврале).
4-я неделя. Подставка под горячее.
ЦЕЛЬ. Продолжать учить самостоятельно, подбирать знакомые материалы и
использовать их в работе.
Материалы. Нитки, тесьма, клей, основа-картон.
МАРТ. Веселые лоскутки.
ЦЕЛЬ. Познакомить с историей пэчворка и о применении этой техники в
интерьере дома.
Материалы. Картон, ножницы, вещи, выполненные в технике пэчворк,
иллюстрации.
2-я неделя. Салфетка.
ЦЕЛЬ. Учить подбирать треугольники, сочетая их по цвету.
Учить аккуратно наклеивать треугольники не оставляя просветов между
ними.
Материалы. Ткань, выкройка треугольника, ножницы, клей, картон.
3,4-я недели. Жар-птица. Коллективное панно.
ЦЕЛЬ. Учить подбирать перья жар-птицы по цвету, аккуратно вырезать и
наклеивать их на основу.
Показать преимущества коллективной работы.
Материалы. Кусочки ткани, ножницы, клей.
АПРЕЛЬ.
1,2-я недели. Лебединое озеро. Коллективная работа.
ЦЕЛЬ. Продолжать учить продумывать композицию работы, распределять
работу между собой, доводить начатое дело до конца.
Материалы. Ткань, ножницы, клей, пух, картон-основа.
3-я неделя. Попугаи.
ЦЕЛЬ. Продолжать учить работать с трафаретом, подбирать ткани контраст
ных цветов для перьев попугая.
Материалы. Кусочки ткани, клей, ножницы, картон.
4-я неделя. Итоговая выставка.
ЦЕЛЬ. Показать итоги работы кружка. Вызвать у детей радостные чувства от
проделанной работы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
А.Н. Малышева. Работа с тканью. Ярославль. 2001.
М.И. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. 1997.
А Н. Малышева. Сказочные поделки. М. 2001.
С. Гирндт. Разноцветные поделки из природных материалов. М. 2003.