Напоминание

"Теория и практика написания сочинений"


Автор: Кругова Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Теория и практика написания сочинений"
Раздел: полное образование





Назад




Рабочая программа

элективного учебного предмета

«Теория и практика

написания сочинений »

Составитель: учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №3

Кругова Г.Н.

Моршанск, 2015г.

1. Пояснительная записка

Элективный курс « Теория и практика написания сочинений” предназначен для учащихся

11 класса и рассчитан на 70 часов.

Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала

каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинения-

рассуждения.

К

тем

письменным

работам,

больше

других

соответствующей

контрольным

функциям выпускного и вступительного экзамена.

В результате изучения элективного курса «Теория и практика написания сочинений»

выпускники научатся:

понимать

и

интерпретировать

читаемый

текст

(адекватно

воспринимать

информацию,

содержащуюся в тексте);

определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;

оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания,

определять его основную мысль;

выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего

коммуникативного намерения;

выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;

самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая

принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-

либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из

разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике

«Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических

дисциплин

и

прикладных

предметов,

как

литературоведение,

стилистика,

литературное

редактирование, культура речи.

Цели курса

-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

-Развитие творческих способностей учащихся.

-Развитие связной монологической речи.

-Развитие логического мышления.

-Привитие любви к родному языку.

Задачи курса

Основными задачами курса являются:

– обеспечение

системного

овладения

учащимися

знаниями

по

теории

написания

сочинения;

– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;

- развитие продуктивного мышления через анализ текста;

- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

- развитие способности к самостоятельной деятельности;

- привитие стремления к приобретению знаний.

Технологии проведения занятий.

Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные

формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.

Работа

может

проводиться

фронтально,

в

парах

или

сменных

группах,

индивидуализированно.

2. Тематическое планирование

Раздел

Количество

часов

Основные виды деятельности

Раздел 1.Ввведение.

2

Аналитическая беседа

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

32

Т е о р е т и ч е с к а я

о с н о в а

написания эссе. Практическая

работа по написанию эссе.

Раздел

2.

Теория

и

практика

написания

34

Т е о р е т и ч е с к а я

о с н о в а

сочинения-рассуждения

н а п и с а н и я

с о ч и н е н и я -

рассуждения.

Практическая

р а б о т а

п о

н а п и с а н и ю

сочинения-рассуждения.

3.

Содержание программы элективного курса « Теория и практика написания

сочинений»

I. Введение (2 ч)

Введение. Цели и задачи элективного курса “.Теория и практика написания сочинений”.

Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.

II. Теория и практика написания эссе. (32 ч)

Структура эссе, план, признаки эссе.

Классификация эссе.

Критерии оценивания эссе.

Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.

III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (34 ч)

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое,

личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.

Сочинение,

подразумевающее

выражение

личностного

отношения

к

прочитанному

тексту. Особенности подобного сочинения.

Определение

проблемы

текста

и

способы

ее

выражения.

Комментарий,

виды

комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы.

Способы цитирования.

Выражение собственной позиции.

Аргументация

в

сочинении.

Приемы

введения

аргументов.

Подбор

аргументов

для

сочинения.

Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

Точность и выразительность речи.

Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.

Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.

Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.

Точность и выразительность речи.

Этические

ошибки.

Фактические

ошибки.

Как

избежать

ошибок

в

сочинении.

Выполнение тренировочных упражнений.

Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

4.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Вид занятия

Коли

чество

часов

Виды

самостоятельной работы

Дата

проведения

План

Факт

Раздел 1.Ввведение.

1-2

Особенности

выпускного сочинения .

Урок

формирования

2

новых знаний

3-4

Структура, план,

признаки эссе.

Урок

формирования

новых знаний

2

Написание литературно-

критического эссе

5-6

Практикум.

Вступление, виды,

написание.

2

7-8

Классификация эссе

Урок

формирования

новых знаний

2

Написание личностного

эссе в форме письма

9-10

Требования к

написанию выпускного

эссе.

Урок

формирования

новых знаний

2

Подбор художественного

материала к

тематическим

направлениям

11-

14

Практикум. Основная

часть. Написание

4

15-

16

Критерии оценивания

эссе. Знакомство с

направлениями

сочинений

Урок

формирования

новых знаний

2

Подбор художественного

материала к

тематическим

направлениям

17-

20

Подбор материала и

написания эссе по

тематическому

направлению

«Любовь…»

Практикум

4

Аргументация по

тематическому

направлению

21-

22

Практикум. Работа над

сочинением

Написание

сочинения

2

23-

26

Подбор материала и

написания эссе по

тематическому

направлению «Время»

Практикум

4

Аргументация по

тематическому

направлению

27-

30

Подбор материала и

написания эссе по

тематическому

направлению «Дом»

Практикум

4

Аргументация по

тематическому

направлению

31-

34

Подбор материала и

написания эссе по

тематическому

направлению «Путь»

Практикум

4

Аргументация по

тематическому

направлению

35-

38

Подбор материала и

написания эссе по

тематическому

направлению

«Литература»

Практикум

4

Аргументация по

тематическому

направлению

39-

42

Особенности написания

сочинения-

рассуждения.

Тезис. Проблема.

Аргументы.

Практикум

4

Тестирование.

Комментарий и

оценивание

ученического сочинения.

Редактирование текста.

43-

44

Варианты

вступительной части.

Урок

формирования

новых знаний

2

Написание

вступительной части

45-

Схема основной части

Урок

2

Написание основной

46

сочинения-

рассуждения.

формирования

новых знаний

части

47-

48

Варианты

заключительной части.

Урок

формирования

новых знаний

2

Написание

заключительной части

49-

52

Структурные

компоненты и

типичные конструкции

предложений в

сочинении-

рассуждении.

Комбинирован

ный урок

4

Работа с таблицами

речевых моделей

различных структурных

компонентов сочинения.

Упражнения по анализу

и написанию отдельных

частей сочинения.

Анализ композиции

ученического сочинения.

53-

56

Аргументация

собственного мнения

Практикум

4

Подбор тематических

аргументов

57-

58

Фактические ошибки в

содержании сочинения-

рассуждения и способы

их устранения.

Комбинирован

ный урок

2

Логические ошибки в

содержании сочинения-

рассуждения и способы

их устранения.

59-

61

Понимание и

интерпретация

содержания исходного

текста.

Практикум

3

Работа с текстами из

вариантов ЕГЭ разных

лет в соответствии с

критериями оценивания

задания С текущего

учебного года.

62-

66

Итоговая работа.

Написание сочинения-

рассуждения.

Практикум

5

Контрольная работа.

67-

68

Итоговое занятие

Практикум

2

Оценивание своего

сочинения-рассуждения.

69-

70

Резерв

2

5. Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного элективного курса учащийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

- виды комментария;

– основные особенности выпускного сочинения ;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в

содержании сочинения.

6. Список литературы

1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-

методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука,

2000. – 256 с.

2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 20013. – 208 с.

3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. –

М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 191 с.

4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих

заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2012.

5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007

7. Материал для практикумов

Задание

1.

(1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в

нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно

непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы

именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь,

которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются

атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания

полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных

широт.

Какое предложение должно быть первым?

1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца

ультрафиолетового и рентгеновского излучений.

2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований.

3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа.

4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду

изменений температуры от дня к ночи.

Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом

предложении текста?

1) Следовательно,

2) Тем не менее

3) Между тем

4) Дело в том, что

Задание

2.

(1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и

принимала специальные резолюции.

(З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским

прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом

населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит

перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У

человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет

затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно.

Какое предложение должно быть первым?

1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же

время есть страны, где большая часть населения голодает.

2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов.

3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в

национальном, так и в международном масштабе.

4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной

эксплуатации ресурсов планеты.

Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом

предложении текста?

1) Следовательно, 2) Однако

3) Иными словами, 4) Кроме того,

Задание № 3

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у

детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка

или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы

прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то,

что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная,

сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не

осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но

когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства,

счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не

окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно

затверженная формула.

(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои

детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей

вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных,

талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.

(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения

и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный

поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а

умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты,

недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми

ошибками.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек

закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом

уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают

казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

(По В. Шефнеру)

После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина

лежала во мне самом»?

1) 8 2) 2 3) 13 4) 26

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?

1) описание 2) повествование и описание 3) повествование 4) рассуждение

Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

1) 1 2) 12 3) 13 4) 24

Задание № 4.

Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности

приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру

термина из списка.

«Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья.

Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли

нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В

последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом

важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»

Список терминов:

1) развёрнутая метафора 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония

4) ряды однородных членов предложения 5) эпитеты 6) контекстные антонимы

7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения

9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм

Задание № 5

(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя.

(2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые

подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого

себя.

(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в

творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда.

(5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных

рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует

два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы,

представителей другого -гениями от себя.

(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно,

самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды

спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив,

что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как

правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в

начале жизненного пути.

(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного

Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов,

преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие

из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский

писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались

бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не

давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не

слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к

самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная

работоспособность.

(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём?

(15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами!

(17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики

человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности,

способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий

людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого

начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума,

творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем

выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их

жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

(По В. Пекелису)

Какое суждение противоречит позиции автора текста?

1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку

разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого

себя.

2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин

либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.

3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся

выдающимися личностями в науке, искусстве.

4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать

учение, овладевать профессиональной деятельностью.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?

1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование

Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение

5)?

1) проницательный, вдумчивый

2) сообразительный, догадливый

3) абстрактный, отвлечённый

4) рассудительный, благоразумный

Задание № 6

Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности

приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру

термина из списка.

«Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя,

обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда

и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность

речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а

также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»

Список терминов:

1) сравнение 2) литота 3) риторическое обращение

4) олицетворение 5) диалектизм 6) эпитеты 7) парцелляция

8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизм 10) риторическое восклицание



В раздел образования