Автор: Кругова Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Теория и практика написания сочинений"
Раздел: полное образование
Рабочая программа
элективного учебного предмета
«Теория и практика
написания сочинений »
Составитель: учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №3
Кругова Г.Н.
Моршанск, 2015г.
1. Пояснительная записка
Элективный курс « Теория и практика написания сочинений” предназначен для учащихся
11 класса и рассчитан на 70 часов.
Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала
каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинения-
рассуждения.
К
тем
письменным
работам,
больше
других
соответствующей
контрольным
функциям выпускного и вступительного экзамена.
В результате изучения элективного курса «Теория и практика написания сочинений»
выпускники научатся:
понимать
и
интерпретировать
читаемый
текст
(адекватно
воспринимать
информацию,
содержащуюся в тексте);
определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания,
определять его основную мысль;
выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего
коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая
принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-
либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из
разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике
«Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических
дисциплин
и
прикладных
предметов,
как
литературоведение,
стилистика,
литературное
редактирование, культура речи.
Цели курса
-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение
системного
овладения
учащимися
знаниями
по
теории
написания
сочинения;
– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
Технологии проведения занятий.
Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные
формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.
Работа
может
проводиться
фронтально,
в
парах
или
сменных
группах,
индивидуализированно.
2. Тематическое планирование
Раздел
Количество
часов
Основные виды деятельности
Раздел 1.Ввведение.
2
Аналитическая беседа
Раздел 2. Теория и практика написания эссе.
32
Т е о р е т и ч е с к а я
о с н о в а
написания эссе. Практическая
работа по написанию эссе.
Раздел
2.
Теория
и
практика
написания
34
Т е о р е т и ч е с к а я
о с н о в а
сочинения-рассуждения
н а п и с а н и я
с о ч и н е н и я -
рассуждения.
Практическая
р а б о т а
п о
н а п и с а н и ю
сочинения-рассуждения.
3.
Содержание программы элективного курса « Теория и практика написания
сочинений»
I. Введение (2 ч)
Введение. Цели и задачи элективного курса “.Теория и практика написания сочинений”.
Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.
II. Теория и практика написания эссе. (32 ч)
Структура эссе, план, признаки эссе.
Классификация эссе.
Критерии оценивания эссе.
Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.
III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (34 ч)
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое,
личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение,
подразумевающее
выражение
личностного
отношения
к
прочитанному
тексту. Особенности подобного сочинения.
Определение
проблемы
текста
и
способы
ее
выражения.
Комментарий,
виды
комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы.
Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация
в
сочинении.
Приемы
введения
аргументов.
Подбор
аргументов
для
сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Точность и выразительность речи.
Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
Точность и выразительность речи.
Этические
ошибки.
Фактические
ошибки.
Как
избежать
ошибок
в
сочинении.
Выполнение тренировочных упражнений.
Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
4.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Вид занятия
Коли
чество
часов
Виды
самостоятельной работы
Дата
проведения
План
Факт
Раздел 1.Ввведение.
1-2
Особенности
выпускного сочинения .
Урок
формирования
2
новых знаний
3-4
Структура, план,
признаки эссе.
Урок
формирования
новых знаний
2
Написание литературно-
критического эссе
5-6
Практикум.
Вступление, виды,
написание.
2
7-8
Классификация эссе
Урок
формирования
новых знаний
2
Написание личностного
эссе в форме письма
9-10
Требования к
написанию выпускного
эссе.
Урок
формирования
новых знаний
2
Подбор художественного
материала к
тематическим
направлениям
11-
14
Практикум. Основная
часть. Написание
4
15-
16
Критерии оценивания
эссе. Знакомство с
направлениями
сочинений
Урок
формирования
новых знаний
2
Подбор художественного
материала к
тематическим
направлениям
17-
20
Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направлению
«Любовь…»
Практикум
4
Аргументация по
тематическому
направлению
21-
22
Практикум. Работа над
сочинением
Написание
сочинения
2
23-
26
Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направлению «Время»
Практикум
4
Аргументация по
тематическому
направлению
27-
30
Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направлению «Дом»
Практикум
4
Аргументация по
тематическому
направлению
31-
34
Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направлению «Путь»
Практикум
4
Аргументация по
тематическому
направлению
35-
38
Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направлению
«Литература»
Практикум
4
Аргументация по
тематическому
направлению
39-
42
Особенности написания
сочинения-
рассуждения.
Тезис. Проблема.
Аргументы.
Практикум
4
Тестирование.
Комментарий и
оценивание
ученического сочинения.
Редактирование текста.
43-
44
Варианты
вступительной части.
Урок
формирования
новых знаний
2
Написание
вступительной части
45-
Схема основной части
Урок
2
Написание основной
46
сочинения-
рассуждения.
формирования
новых знаний
части
47-
48
Варианты
заключительной части.
Урок
формирования
новых знаний
2
Написание
заключительной части
49-
52
Структурные
компоненты и
типичные конструкции
предложений в
сочинении-
рассуждении.
Комбинирован
ный урок
4
Работа с таблицами
речевых моделей
различных структурных
компонентов сочинения.
Упражнения по анализу
и написанию отдельных
частей сочинения.
Анализ композиции
ученического сочинения.
53-
56
Аргументация
собственного мнения
Практикум
4
Подбор тематических
аргументов
57-
58
Фактические ошибки в
содержании сочинения-
рассуждения и способы
их устранения.
Комбинирован
ный урок
2
Логические ошибки в
содержании сочинения-
рассуждения и способы
их устранения.
59-
61
Понимание и
интерпретация
содержания исходного
текста.
Практикум
3
Работа с текстами из
вариантов ЕГЭ разных
лет в соответствии с
критериями оценивания
задания С текущего
учебного года.
62-
66
Итоговая работа.
Написание сочинения-
рассуждения.
Практикум
5
Контрольная работа.
67-
68
Итоговое занятие
Практикум
2
Оценивание своего
сочинения-рассуждения.
69-
70
Резерв
2
5. Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- виды комментария;
– основные особенности выпускного сочинения ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в
содержании сочинения.
6. Список литературы
1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-
методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука,
2000. – 256 с.
2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 20013. – 208 с.
3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. –
М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 191 с.
4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих
заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007
7. Материал для практикумов
Задание
1.
(1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в
нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно
непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы
именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь,
которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются
атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания
полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных
широт.
Какое предложение должно быть первым?
1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца
ультрафиолетового и рентгеновского излучений.
2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований.
3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа.
4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду
изменений температуры от дня к ночи.
Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом
предложении текста?
1) Следовательно,
2) Тем не менее
3) Между тем
4) Дело в том, что
Задание
2.
(1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и
принимала специальные резолюции.
(З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским
прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом
населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит
перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У
человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет
затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно.
Какое предложение должно быть первым?
1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же
время есть страны, где большая часть населения голодает.
2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов.
3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в
национальном, так и в международном масштабе.
4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной
эксплуатации ресурсов планеты.
Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом
предложении текста?
1) Следовательно, 2) Однако
3) Иными словами, 4) Кроме того,
Задание № 3
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у
детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка
или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы
прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то,
что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная,
сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не
осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но
когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства,
счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не
окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно
затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои
детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей
вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных,
талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения
и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный
поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а
умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты,
недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми
ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек
закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом
уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают
казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)
После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина
лежала во мне самом»?
1) 8 2) 2 3) 13 4) 26
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?
1) описание 2) повествование и описание 3) повествование 4) рассуждение
Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.
1) 1 2) 12 3) 13 4) 24
Задание № 4.
Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности
приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру
термина из списка.
«Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья.
Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли
нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В
последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом
важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»
Список терминов:
1) развёрнутая метафора 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония
4) ряды однородных членов предложения 5) эпитеты 6) контекстные антонимы
7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм
Задание № 5
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя.
(2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые
подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого
себя.
(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в
творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда.
(5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных
рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует
два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы,
представителей другого -гениями от себя.
(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно,
самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды
спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив,
что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как
правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в
начале жизненного пути.
(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного
Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов,
преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие
из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский
писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались
бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не
давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не
слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к
самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная
работоспособность.
(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём?
(15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами!
(17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики
человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности,
способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий
людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого
начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума,
творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем
выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их
жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
(По В. Пекелису)
Какое суждение противоречит позиции автора текста?
1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку
разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого
себя.
2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин
либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.
3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся
выдающимися личностями в науке, искусстве.
4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать
учение, овладевать профессиональной деятельностью.
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?
1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование
Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение
5)?
1) проницательный, вдумчивый
2) сообразительный, догадливый
3) абстрактный, отвлечённый
4) рассудительный, благоразумный
Задание № 6
Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности
приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру
термина из списка.
«Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя,
обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда
и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность
речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а
также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»
Список терминов:
1) сравнение 2) литота 3) риторическое обращение
4) олицетворение 5) диалектизм 6) эпитеты 7) парцелляция
8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизм 10) риторическое восклицание