Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель, зав. общеобразовательной и гуманитарной подготовкой
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментальные занятия по рисованию музыки: развитие цветного слуха и цветового мышления
Раздел: среднее профессиональное
Экспериментальные занятия по рисованию музыки: развитие цветного
слуха и цветового мышления
Трофимова Ирина Анатольевна, к.п.н., Казань, ГАПОУ «Казанский
музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева»
Экспериментальная работа осуществляется на примеров стихов
А. Рембо и К. Бальмонта.
Педагог:
Цветной
слух
представляет
особый
интерес
для
науки.
Истории науки известны опыты изучения цветного слуха в Оксфорде в 1885
году. В нашей стране тоже проводились подобные исследования. Например,
в
городе
Казани,
коллектив
светомузыкантов
проводил
масштабное
исследование
цветного
слуха
среди
художников,
композиторов,
кинематографистов сраны. В анкетировании приняли 25 тысяч человек, были
получены ценные результаты. В настоящее время представляется интересным
провести исследование на детской аудитории, со школьниками. Мы полагаем,
что эта способность присуща каждому человеку. Все мы в разговорной речи
используем и понимаем выражения: яркий звук, острый, колючий звук, хотя
сам
звук
не
колется
и
не
светится.
И
таких
выражений
много:
яркое
выступление, блестящее остроумие, светлая надежда и т.д.
Педагог: Ответьте, пожалуйста, какой звук больше? (Звучит, нота «до»
большой октавы и нота «соль» второй октавы). Какой звук светлее? (Звучит
нота «ми» третьей октавы и нота «си» большой октавы). Или другой пример
(наигрывается
плавная
мелодия,
а
затем
-
синкопированная).
Учащиеся
отвечают на вопросы.
Педагог:
В
оценке
музыки
плавной
и
«рваной»
разногласий
не
возникает.
Однако
в
отношении
сравнения
звуков
и
мелодии
с
цветами
четкого единодушия нет. То же самое отмечается в окраске гласных, в окраске
цифр, тембров и т.д., хотя и здесь можно встретить некоторую общность.
С целью выявления цветного слуха у детей и продолжения выявления
закономерностей слухозрительных связей, предлагаю вам заполнить анкету
под
условным
названием
«Цветной
слух».
Перед
вами
ставится
задача
представить
окрашенными
гласные
буквы,
цифры,
месяцы,
дни
недели,
чувства и тембры (звучания) некоторых музыкальных инструментов.
Педагог разъясняет правила заполнения таблиц анкеты и организует
работу класса. В конце урока заполненные анкеты сдаются педагогу.
Урок № 1. Текст занятия по рисованию музыки
Педагог:
Ребята!
Наше
занятие
будет
посвящено
«музыкальной
графике». На уроках математических дисциплин, на физике вы сталкиваетесь
с графическим отображением различных невидимых явлений и процессов.
График помогает вам проникнуть в их суть и решить поставленную задачу.
Музыка,
как
явление
художественное,
эстетическое,
тоже
может
быть
представлена
графически
(визуально).
Зарисовывание
впечатлений
от
восприятия
того
ли
иного
музыкального
произведения
в
красочных
предметных
и
беспредметных
формах
и
носит
название
«музыкальной
графики»
Как явление научное «музыкальная графика» берет начало в 20-х годах
ХХ столетия в работах австрийского профессора Оскара Райнера. Интересно
послушать пример описания одного из его первых экспериментов в этой
области.
Так
как
в
комнате
не
было
музыкального
инструмента,
профессор
выбрал
мальчика,
обладающего
музыкальными
способностями
и
образованием, и попросил его вспомнить любой музыкальный отрывок так,
чтобы мальчик смог выразить этот отрывок в цвете и рисунке. Ребенок,
вспоминая музыку, нарисовал пейзаж, по которому профессор О. Райнер
понял, что этот пейзаж навеян музыкой Л.В. Бетховена.
Следующие
эксперименты
с
детьми
(прослушивание
музыкального
произведения
в
исполнении
самого
профессора
и
зарисовывание
музыкальных
переживаний
в
формах
и
цветах)
показали,
что
Райнер
натолкнулся на что-то необыкновенное.
Рисование
музыки
у
детей
вызывало
неиссякаемую
фантазию,
ошеломляющую
богатством
красок,
красотой
форм
самих
рисунков.
Репродукции
таких
картин
и
сегодня
хранятся
в
Вене
в
институте
«Музыкальной графики».
Необычность,
новизна
исследований
профессора
Оскара
Райнера
привлекла внимание на свою сторону многих видных ученых – он получает
приглашение сделать турне с чтением лекций по США, но больше всего
Райнер выступает в Германии. В научной печати периодически выходят в
свет его работы.
После смерти О. Райнера (1941 г.) эксперименты по «музыкальной
графике» продолжил доктор музыковедения Ганс Зюндерман совместно с
профессором Бертой Эрнст. С работами их учеников мы уже познакомились
на предыдущем занятии. Сейчас посмотрим новые слайды.
На экране демонстрируются «Румынская полька» Б. Бартока,
Увертюра «Сон в летнюю ночь» Ф Мендельсона
Педагог: Это «Румынская полька» Б. Бартока, Увертюра «Сон в летнюю
ночь» Ф Мендельсона. Постараемся и мы проявить свое творчество, создать
свои рисунки.
Наше сегодняшнее занятие включает в себя слушание и зарисовку трех
различных
музыкальных
произведений.
Все
три
произведения
звучат
в
исполнении оркестра. А это значит, что в отличие от песен, романсов, хоров,
где
музыка
благодаря
словам
конкретна
и
определенна,
оркестровые,
инструментальные
произведения
раскрывают
свое
содержание
только
в
музыкальных
образах.
Его
трудно
пересказать
словами,
но
можно
почувствовать,
понять
и
даже
представить.
Хорошо
об
этом
сказал,
обращаясь
к
школьникам,
писатель
Лев
Кассиль:
«В
музыкальном
произведении
мысли
и
чувства
человека
предаются
в
условной,
только
музыке присущей форме. Композитор выражает те или иные думы, свои
переживания, радость, негодование, печаль. И происходит чудо: слушатель,
внимая музыку, разделяет именно те же настроения, чувства и мысли, ради
которых сочинил музыку композитор».
Материалом для первой зарисовки послужит маленький отрывок из
музыкального
произведения
«Скерцо».
Само
слово
«скерцо»
буквально
означает
«шутка».
Прошу
вас
подумать,
как
эта
мелодия
может
быть
запечатлена в рисунке? В этом вам помогут ее выразительные средства: темп,
динамика, высота звучания или регистр, ритм, а также инструментовка.
Звучит отрывок из «Скерцо» М. Мусоргского (форма – музыкальный
период),
организуется обсуждение выразительных средств музыкального
фрагмента,
его
структура.
При
повторном
прослушивании
учащимся
предлагается
отметить
начало
второго
музыкального
предложения
поднятием
руки.
Учащиеся
сами
отмечают
сходство
в
мелодии
обоих
предложений, после чего приступают к рисованию. (За время 5-ти минутной
работы
предлагаемый
отрывок
из
«Скерцо»
М.
Му со р гс ко го
прослушивается несколько раз).
По окончании работы педагог переходит ко второму произведению.
Это пьеса Ю. Левитина «Жираф и оса».
Педагог: Наша работа продолжается. Выполняем следующее задание.
Если из первого произведения графически представлялась всего два
музыкальных предложения, то теперь прослушаем произведение целиком.
Включается запись «Жирафа и осы» Ю. Левитина
Педагог: Наверное, каждый из вас обратил внимание на контрастность
изложения
музыкального
материала.
В
произведении
две
части.
Неторопливая,
даже
ленивая
размеренность
мелодии
первой
части
противостоит второму разделу пьесы, где музыка очень динамична и даже
взвинчена.
(На рисование произведения отводится 12-13 минут).
Третье музыкальное произведение, которое предлагается учащимся
зарисовать, называется «Быдло» М.П. Мусоргского. (Пьеса давалась в
инструментовке М. Равеля).
Предварительное слово педагога также краткое. Он сообщает
учащимся следующую характеристику произведения.
Педагог:
Медленно
по
дороге
тащится
убогая
колымага:
телега
на
огромных колесах, запряженная волами. На фоне однообразного движения
грузно
переступающих
аккордов
зычно
звучит
протяжная
крестьянская
песня,
исполненная
глухой
тоски
и
угрюмой
силы.
«Быдло»
-
сурово-
печальная картина из народной жизни.
При прослушивании произведения обращаем внимание на характер
музыки, на то, как постепенно возникает звучность, а затем отдаляется.
Предлагаю выделить основную мелодию и проследить за ее развитием. В
работе
над
созданием
своеобразного
«портрета»
к
произведению
вам
поможет
оркестровка,
которая
во
многом
определяет
красочный
эффект
музыки.
(На работу отводится 14-15 минут). В конце занятия учащиеся
сдают рисунки
Проведенные экспериментальные занятия позволили решить важные
художественно-педагогические
задачи:
выявить
и
активизировать
синестетическое мышление учащихся с дальнейшим его проецированием в
процесс
рисования
музыки,
а
сам
процесс
рисования
музыкального
произведения
превратить
в
творческий
акт
эмоционально-ценностного
общения
с
музыкой.
Следует
подчеркнуть,
что
в
нашей
педагогической
практике рисование музыки – не самоцель, а дидактически вспомогательное
средство повышения эффективности музыкального образования.
Литература:
1. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку .- Казань: Изд-во
«Фэн» (совместно с журналом «Казань»), 2000.- 120 с.: 62 ил.- С. 48-107.
2. Сахабиев Р., Евански Й. «Музыкальная графика» как выражение
синестезии. Идеи О. Райнера в работе СКБ (НИИ) «Прометей» (г.Казань)
/Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, Трофимова И.А.
Опыты с музыкальной графикой в общеобразовательной школе // Всесоюзная
школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка". - Казань: КАИ,
1979.-C.112-113.
3. Трофимова И.А. Музыкальная графика: вопросы теории и истории
становления //Музыкальное образование в ХХI веке: традиции и инновации.
(К 50-летию музыкального факультета МПГУ):Материалы II еждународной
научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2009. – Том II.- С.108-113.
4.Jewanski J.
Farbenhören Kunstunterricht.
Ein annotierter Artikel von Georg
Anschütz aus dem Jahr 1927 //Искусство и художественное образование в
контексте
межкультурного
взаимодействия:
Материалы
Международной
научно-практической
конференции
«Искусство
и
художественное
образование
в
контексте
межкультурного
взаимодействия»
(Казань,
6-7
декабря 2012 г.) /Отв. ред. З.М. Явгильдина, Д.Ф. Хайрутдинова.- Казань:Изд-
во «Отечество», 2013.- С.10-21.