Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы


Автор: Печерская Лидия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п. Садовый"
Населённый пункт: Саратовская область посёлок Садовый
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие

технологии

в

образовательном

процессе

начальной школы

Печерская Лидия Васильевна

Учитель

МБОУ "СОШ посёлка Садовый Самойловского района Саратовской области"

На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии занимают особое

место в образовательном процессе, так как касаются вопросов сохранения и

поддержания здоровья наших детей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье

школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики

в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую

педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах

обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их

здоровья».

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и

психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале

глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ

педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в

развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими

заболеваниями.

Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник

должен

получить

за

время

учебы

знания,

которые

будут

востребованы

им

в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может

быть

достигнуто

с помощью

технологий

здоровьесберегающей

педагогики,

которые

рассматриваются

как

совокупность

приемов

и методов

организации

учебно-воспитательного

процесса

без

ущерба

для

здоровья

школьников

и педагогов.

Здоровьесберегающие

технологии

основаны

на

принципе

природосообразности

и

направлены

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

обучающихся

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со

стороны администрации)

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках

физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ)

3 группа – экологические технологии (обустройство школьной среды,

озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Они подразделяются на:

1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного

процесса,

регламентированный

СанПинами,

предотвращающий

утомление

детей).

2)

Психолого-педагогические

технологии

(они

тесно

связаны

с

уроком:

личностно-

ориентированное

обучение,

метод

создания

ситуации

успеха,

технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)

3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию

ЗОЖ по предметам учебного плана).

Отличительные

особенности

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

отсутствие назидательности и авторитарности

воспитание, а не изучение культуры здоровья

элементы индивидуализации обучения

наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

интерес к учебе, желание идти в школу

наличие физкультминуток

наличие гигиенического контроля

Эти

технологии

помогают

учащимся

самореализоваться

в

учебной

деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

В своей педагогической деятельности я регулярно внедряю

здоровьесберегающие технологии, создаю на уроке условия, способствующие

сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению

утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся

на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение

качества знаний.

Мною используется следующий методический инструментарий

здоровьесберегающих образовательных технологий.

Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности

обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса,

снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание

условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и

внеурочной

нагрузки

(выполнение

домашних

заданий,

занятия

в

кружках

)

обучающихся;

-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и

особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

-введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств

обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

-индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития);

- оптимизация учебной нагрузки;

- проведение физкультминуток.

Начну с того, что каждый учебный день в нашем классе мы начинаем с

утренней 10-минутной физзарядки.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм

ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как

правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой. Я использую готовые

комплексы упражнений, но при этом стараюсь разнообразить их. Упражнения

подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные

мышечные группы и системы детского организма.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой

состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест. На перемене я

проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а

также при необходимости – проветриваю помещение. Стараюсь, чтобы каждый

ученик был приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее

место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные

принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть.

В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним

из важных условий является формирование положительного настроя учащихся

на урок. Для нормального развития и самочувствия ребенок должен не только

уметь учиться, но и хотеть этого.

Эмоции сами по себе, естественно, имеют мотивирующие значение и зависят

от особенностей деятельности и ее организации. Положительные эмоции

могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены

ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие

конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива,

с успешностью учебы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения

от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения»с новым

учебным материалом - все это усиливает внутреннюю мотивацию,

эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлеченность им.

С первых минут урока, с приветствия я создаю обстановку

доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся

развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Он проводится в форме диалога или прочтения стихотворения, которое

настраивает школьников на работу.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно,

нравится, поэтому моя задача, как учителя – помочь ученику преодолеть

усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих

учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно

быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом,

может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен

постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме,

повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания

ученика и его возможности.

На своих уроках стараюсь исключить стрессовые ситуации на уроке,

потому что это является важным условием успешной деятельности учащихся.

При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы

обдумать ответ.

Для создания «ситуации успеха» на уроке используются следующие

формы работы: индивидуально–обособленная (при выполнении письменных

заданий), фронтальная (способствует вовлечению в работу всех учащихся

группы), групповая (способствует повышению ответственности, формирует

интерес к работе одноклассников), коллективная (общее задание между членами

микрогруппы дает возможность каждому ребенку чувствовать себя участником

событий), парная (применяется чаще при закреплении пройденного материала).

Соблюдая принципы дифференцированного обучения, снижаю темп

опроса медлительных учащихся, даю время на подготовку, обдумывание, а

сильным и быстро справляющимся с заданиями предлагаю самостоятельно

подготовить информацию по новой теме.

Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство

оздоровительно-развивающей работы с учащимися, поэтому очень часто на

уроках учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном темпе,

обращаться за помощью, свободно использовать источники информации,

высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок.

Предлагаемые задания разбиваю по уровням. Для слабых учащихся

практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются

доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается

индивидуальный темп работы. Каждый ученик имеет право добровольно

выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует

психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство

уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое

решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать

перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и

интересов.

Игровая технология на уроках в начальных классах способствует

формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В

процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные

действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с

другими людьми. На каждом уроке, может только за исключением

контрольных работ, всегда найдется место для игры.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности.

Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы. На

уроке происходит от 4до7 смен видов деятельности на уроке, что

соответствует СанПин.

Физкультминутки являются обязательным элементом

здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными

требованиями. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-

ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на

10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха.

Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс

из 4-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх,

приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется

4-5 раз. В результате выполнения нескольких несложных упражнений

работоспособность учеников повышается в несколько раз.

В первом классе провожу две физкультминутки продолжительностью по две

минуты. Во втором и четвертом классах наблюдаю за детьми и устанавливаю

количество и время проведения таких минуток непосредственно на уроке.

Правильно подобранная мною физкультминутка способствует тому, что

ребята

переключают

внимание

с

одного

вида

деятельности

на

другой,

развивается мускулатура, легче усваивается новая тема, правила, закрепляются

и проверяются знания. А веселые физкультминутки наполняют наши уроки

радостью и становятся ниточкой приятного общения между мною и ребятами.

Широко применяю релаксационные физминутки.

В

учебном

процессе

использую

глазодвигательные

упражнения.

Даю

задания для нахождения предметов в кабинете или отслеживание троектории

движения двигающихся картинок в компьютерной презентации, упражнение

«бегущие огоньки» провожу с помощью лазерной указки. Упражнения сочетают

в себе движения глазами, головой и туловищем, что несет заряд для всего

организма.

Воспитанию

внимательного

отношения

к

своему

здоровью

посвящаю

различные мероприятия. Это система классных часов о здоровом питании, о

вредных привычках, о толерантном отношении друг к другу.

Регулярное использование мною

различных направлений

здоровьесберегающей

технологии

улучшает

психологический

климат

в

классном

коллективе,

снижает

количество

пропусков

уроков

по

болезни

и

приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята

активны на уроках. Это сказывается и на повышении успеваемости учащихся.

В работе использованы материалы:

И.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий

охраны укрепления здоровья Академии повышения квалификации и

профессиональной подготовки работников образования.

Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5/авт. – сост. В.В.Гордеева,

Г.И.Викулова. – Волгоград: Советова Е.В.

Педсовет: практическое руководство для директора школы. –

Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.



В раздел образования