Напоминание

"Оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ"


Автор: Чистова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 887
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

по оптимизации форм и методов

речевого развития детей

Речевое развитие детей осуществляется в разных видах деятельности: на

занятиях

по

ознакомлению

с

художественной

литературой,

явлениями

окружающей

действительности,

обучению

грамоте

и

др.,

а

также

вне

занятий

-

в

игровой

и

художественной

деятельности,

в

повседневной

жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных

занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.

В

целях

ее

методического

обеспечения

разработана

о собая

образовательная технология. Она направлена на решение в рамках одного

занятия

разных,

но

взаимосвязанных

задач,

охватывающих

различные

стороны

речевого

развития

-

фонетиче скую,

л е кс и ч е с ку ю ,

грамматическую, а в итоге - развитие связной речи.

Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь

разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в

специфических сочетаниях. Отсюда вытекает преемственность в решении

речевых

задач.

Решение

каждой

речевой

задачи

(воспитание

звуковой

культуры речи, формирование ее грамматического строя, словарная работа,

развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, т.к. от

группы к группе происходит постепенное усложнение материала внутри

каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь.

В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание,

в

словарной

работе

это

освоение

смысловой

стороны

слова,

в

грамматике — это формирование языковых обобщений. Однако при этом

на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро.

Таким образом, особую актуальность приобретает проблема вычленения

приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой

задачи на разных возрастных этапах.

В

разработке

выделяются основные

задачи

педагогической

работы

по

развитию речи, каждой из которых соответствует определенный комплекс

частных образовательных задач:

Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух

форм

речи

-

диалогической

и

монологической.

При

развитии

диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей

умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь

при

этом

разнообразными

языковыми

средствами

в

соответствии

с

ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы,

касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в

диалоге

развивается

умение

выслушать

собеседника,

задать

вопрос,

ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для

развития монологической речи детей.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация.

Поэтому

формирование

умения

правильно

использовать

интонацию

отдельного

предложения

способствует

оформлению

структурного

единства и смысловой законченности текста в целом. Обучение детей

строится различным способами: способ передачи информации или способ

изложения

-

типам

высказывания:

описанию,

пове ствованию,

рассуждению.

Развитие

лексической

стороны

речи.

Работа

над

словом

-

исходной

единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе

работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка -

необходимое

условие

освоения

его

грамматического

строя,

развития

связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.

Работа над словом - это прежде всего работа по осмыслению его значения.

Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же

слова,

чтобы

обеспечить

семантически

адекватное

его

использование,

формирование обобщенного представления о слове.

В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого

воспитания) следует стремиться к тому, чтобы речь ребенка приобретала

такие качества, как точность, правильность, выразительность. Эта работа

проводится

в

форме

словесных,

упражнений,

выполнения

творческих

заданий.

Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью

ребенок приобретает умение образовывать и употреблять грамматические

формы.

С

учетом

этого

предусматривается

специальная

работа

над

морфологией

(изменение

слов

по

родам,

числам,

падежам),

словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью

особых

средств),

синтаксисом

(построение

простых

и

сложных

предложений).

При

работе

над

существительными

дети

обучаются

правильному

употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во

множественном

числе),

знакомятся

с

разнообразными

способами

согласования существительного с прилагательными и глаголами.

При

работе

над

прилагательными

детей

знакомят

с

согласованием

существительного с прилагательными в роде, числе, падеже, с полными и

краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями

сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише).

Дети

осваивают

и

различные

способы

словообразования.

Так,

у

них

формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного

слова,

которым

оно

мотивировано,

с

помощью

аффиксов

(окончаний,

приставок, суффиксов) и др.

При работе над синтаксисом детей обучают способам соединения слов в

словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные.

Наряду

с

этим

у

детей

формируется

элементарное

представление

о

структуре

предложения

и

о

характере

использования

лексики

в

предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми

средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче

своих мыслей.

Развитие звуковой стороны речи. Овладевая звуковыми средствами языка,

ребенок

опирается

на

речевой

слух.

Важными

средствами

звуковой

выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.

Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой

слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем

оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.

Важнейшие

источники

развития

выразительности

детской

речи

-

это

произведения

художественной

литературы

и

устного

народного

творчества,

в

том

числе

и

малые

фольклорные

формы

(пословицы,

поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Методическая

разработка

включает

содержание

и

формы

работы

по

развитию образной речи ребенка средствами литературных произведений

разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения) и малых фольклорных

форм.

Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает

фундаментальным

условием

развития

самостоятельного

словесного

творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок,

рассказов, стихов, потешек, загадок.

Метод

способ

работы

воспитателей

и

детей,

обеспечивающий

приобретение детьми знаний, умений и навыков. В методике обучения

родному языку можно выделить несколько групп методов.

Группы методов:

Наглядный

Словесный

Во всех словесных методах применяются наглядные приемы обучения

(кратковременный

показ

предмета,

игрушки;

рассматривание

иллюстраций) или демонстрация наглядного объекта (чтение стихов кукле,

появление разгадки – предмета и т.д.)

Для

дошкольного

периода

развития

речи

характерны

практические

методы:

метод

имитации,

метод

разговора

(беседы),

метод

пересказа,

метод

рассказывания

(сочинения). Практический

метод используется

приорганизации дидактических и словесных игр с наглядным материалом;

при знакомстве с литературным текстом; игре – драматизации. Обучение

методу

имитации

происходит

непроизвольно

в

процессе

общения

с

воспитанником, во время любой игры. Особенно много благоприятных

ситуаций для развития речи детей складывается в процессе сюжетно-

ролевых игр, режиссерских игр, игр-драматизаций. В игре дошкольник

копирует различные ситуации, которые он наблюдал или о которых знает

по рассказам. Дети копируют и действия взрослых и речь, которой они

сопровождают свои действия.

Более сложный по выполнению для воспитанника метод обучения его речи

– это метод разговора, еще его называют методом вопросов и ответов,

методом

беседы.

Своим

вопросом

обучающий

побуждает

ребенка

вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или

связный текст и употребить их к месту, побуждает пользоваться своим

речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь.

Детей старшего дошкольного возраста обучают речи методом пересказа,

обогащающего

их

речь

всеми

компонентами

языка,

тренирующего

их

связную

речь.

Метод

пересказа

заключается

в

изложении

увиденного,

услышанного, просмотренного, прочитанного.

Наибольшую

самостоятельность

в

речи

предоставляет

детям

метод

сочинения

(рассказывания)

где

педагог

поощряет

самостоятельное

«сочинение»

детьми

сказок,

рассказывание

ими

реальных

случаев

из

жизни, на темы из прочитанной художественной литературы, описания

ими картинок, реальных объектов – вещей, животных, растений.

Все приведенные примеры методов обучения осуществляются различными

приемами. Прием – это элемент метода, вариант применения данного

метода.

Так приемами, с помощью которых реализуются методы, могут быть:

* Словесные приемы: речевой образец, повторение, объяснение, указания,

словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос (репродуктивный,

поисковый,

требующий

умозаключения,

прямой,

наводящий,

подсказывающий).

* Наглядные приемы: показ картинки, игрушки, движения или действия (в

игре – драматизации, чтение стихотворения), показ положения органов

артикуляции при произнесении звуков.

* Игровые приемы. Данные методы и приемы, наиболее эффективны при

обучении детей рассказыванию, сочинению, пересказыванию потому, что

построены они с учетом закономерности естественного процесса усвоения

речи,

не

нарушают

этого

процесса,

а

только

делают

его

более

интенсивным, эффективным, насыщенным речевой работой.

От

правильного

взаимодействия

детского

сада

и

семьи

зависит

успех

воспитания детей.



В раздел образования