Автор: Чистова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 887
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Учимся играть правильно"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему:
"Учимся играть правильно"
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его
развитие, на формирование личности ребенка, его умственного и речевого развития
велико. Поэтому родителям развивать речь необходимо с самого раннего возраста. В
младшем дошкольном возрасте дети в буквальном смысле копируют своих родителей,
поэтому родителям важно следить за своей речью, так как она является примером для
подражания. Общаясь друг с другом, говорите полными предложениями, не искажайте
звуковую оболочку слова, говорите с ребенком на языке взрослых, не сюсюкайтесь.
При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском
коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения
слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речь детей становиться мало
понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают
стеснятся, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У
детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность
сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память,
внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку
своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную
программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то
есть
нарушение
устной
речи
перейдет
в
нарушение
письменной
речи.
Задача
родителей не откладывать решение проблем на потом и как можно быстрее обратиться
к специалистам.
Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет
1.
Игры
на
расширение
словарного
запаса
(предметного,
глагольного
словаря
и
словаря признаков).
Игра «Я знаю три слова». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее
понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец,
картошка, помидор; фрукты — яблоко, банан, груша; домашние животные —
кот, собака, лошадь.
Игра «Назови одним словом». Взрослый бросает мяч ребёнку называя несколько
слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие и бросить мяч обратно:
апельсин, яблоко, лимон — фрукты; волк, лиса, заяц — дикие животные.
Игра «Какой? Какая? Какое?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя
существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков
и бросить мяч обратно: апельсин (какой?) - вкусный, сладкий, сочный, круглый,
оранжевый и т. Д. зима (какая?) - холодная, морозная, снежная и т. д.
Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-
действий к существительным: Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т.
д.; Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.
Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом). Взрослый предлагает ребёнку
подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):
Ворона большая, а воробей … (маленький);
Ваня высокий, а Саша … (низкий);
Катя весёлая, а Маша … (грустная);
Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).
2. Игры на развитие грамматического строя речи.
Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы:
яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.
Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные:
сок из яблок — яблочный;
суп из молока — молочный;
компот из ягод — ягодный;
стол из стекля — стеклянный.
Игра «Один — много». Образование формы множественного числа
существительных:
мяч — мячи;
птица — птицы;
груша — груши.
Игра «Посчитай». Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:
один мяч, два мяча …. пять мячей;
одно яблоко, два яблока …. пять яблок.
3. Игры на развитие связной речи.
Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить
предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:
апельсин — Маша ест апельсин;
ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.
Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать
предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью
вопросов:
апельсин — Девочка ела апельсин.
Какая девочка ела апельсин? - Маленькая девочка ела апельсин.
Какой апельсин ела маленькая девочка? - Маленькая девочка ела вкусный апельсин.
4. Игры на развитие фонематического восприятия.
Игра «Какой первый звук в слове?». Ребёнку предлагается опредлить начальный
ударный гласный звук в слове:
Оля — первый звук «О»;
Аня — первый звук «А».
Игра «Придумай слово на звук...». Взрослый предлагает ребёнку придумать как
можно больше слов на заданный звук:
А — Аня, арбуз, ананас и т. д.;
У — утка, улитка, улица и т. д.
5. Игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры. Например:
Апельсин
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
М н о г о
н а с
–
а
о н
–
о д и н
Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой
руке)
Э т а
д о л ь к а
–
д л я
ч и ж а
Э т а
д о л ь к а
–
д л я
к о т я т
Э т а
д о л ь к а
-
д л я
у т я т
Э т а
д о л ь к а
-
д л я
б о б р а
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.
Игра
«Золушка».
Ребёнку
предлагается
разложить
по
разным
тарелочкам
сушеный горох, фасоль и т. д.