Авторы: Вострикова Наталья Евгеньевна, Панина Оксана Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 135"
Населённый пункт: г.Воронеж, Коминтерновский район
Наименование материала: Отчет о проектной деятельности
Тема: "Наш огород"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 135
Экологический проект « Знаменитый восточный гость»
Разработала и реализовала:
Воспитатели Вострикова Н.Е.
Панина О.Л.
Актуальность
Дети, проживающие в больших городах, редко соприкасаются с миром
природы. У них малый запас знаний о животных и растениях своей
местности, представление о мире культурных растений у них тоже развит
слабо. Многие относят деревья и цветы к неживой природе. Несмотря на то,
что практически все семьи имеют приусадебные участки, и каждый год дети
видят, как родители сажают овощи, убирают их осенью, употребляя затем в
пищу, знают они о выращивании растений и их пользе очень мало. Не все
родители привлекают детей к труду на участках, многие даже не считают
нужным хотя бы рассказывать об этом детям. Участие в выращивании
огорода на окне, а потом на своем участке , как показала практика, вселяет в
детей чувство гордости и победы, а самое главное дети начинают понимать,
это хороший способ вырастить свои экологически чистые продукты.
Цель проекта: Создание условий для познавательного развития детей.
Развитие речи и творчества в ходе реализации проекта.
Задачи:
расширение знаний детей о растениях, об особенностях выращивания
помидор, лука и овса на окне, с дальнейшем выращиванием на
участке;
пополнение знаний о пробуждении деревьев после зимы (ветки тополя,
вербы, берёзы).
формирование умения детей ухаживать за растениями и вести
наблюдения за ростом растений;
обобщение представлений детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений;
учить сравнивать семена и всходы;
развитие чувства ответственности за благополучное состояние
растений (полив, рыхление, прополка);
формирование экологической культуры, осознанного и бережного
отношения к природе;
воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам;
Вид проекта: исследовательски-творческий.
Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое
развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –
эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники: дети логопедической группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: 1 этап -2 месяца (март-апрель)
2 этап – 4 месяца (май – сентябрь)
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1.Расширение знаний о строении лука, овса, помидор их значении для
здоровья человека, а также о роли деревьев в жизни человека.
2.Формирование первоначальных навыков бережного отношения к
растительному миру (растения живые, они дышат, питаются, растут).
3. Развитие наблюдательности; активизация словарного запаса.
4. Накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
5.Самоутверждение личности ребенка;
Для родителей:
1. Повышение компетентности по данной теме.
2. Избрание нужных ориентиров в воспитании.
3. Укрепление детско-родительских отношений.
4. Самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в
работе с детьми и родителями, самореализация.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала,
создание условий для организации работы в «огороде на окне», «огорода на
участке» составление плана мероприятий по организации детской
деятельности
Задачи:
•Выявить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на
подоконнике;
•Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы реализации 1 этапа:
•сбор информации, материалов по теме;
•организация предметно-развивающей среды (что есть, что надо добавить).
•разработка цикла наблюдений, занятий;
•беседы;
* подготовка оборудования и материала для посадки и ухода: земля,
контейнеры, семена, луковицы, совки, палочки, лейки, грабли.
2 этап (реализация проекта) - практический
Цель: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через
практическую деятельность детей.
Задачи:
•закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на
подоконнике;
•развивать выразительность речи, моторику рук;
•формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости
от погодных условий и ухода;
•пополнить развивающую среду группового помещения материалами и
оборудованием по теме проекта.
•воспитывать желание ухаживать за растениями;
•учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
•Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера,
организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
•реализация мероприятий перспективного тематического планирования
(непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений,
опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Зачем мы
выращиваем рассаду?» «Лук – зелёный друг»,
«Вода и земля - овощей лучшие друзья»; «Берегите лес».
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке; о
деревьях (тополе, берёзе, вербе).
Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино».
Чтение: И. Токмакова «Купите лук», «Яблонька». «Берёзка» Г. Снегирёв.
Чтение рассказа о берёзке «Передышка» Г. Снегирёв.
Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом?»,
Игра «Собери из частей целое».
Художественно-продуктивная деятельность: Лепка на тему: «Лучок».
Аппликация «Веточка вербы» Рисование «Люблю берёзку русскую…»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья»-«Огород», «Мы помощники».
Подвижные игры:
«Раз, два, три – к дереву беги».
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян
овса через лупу, ежедневные наблюдения за всходами овса, лука.
Рассматривание почек деревьев, сравнение.
1.«Земля – какая она?».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
2. «Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
3.«Земля и растение»
Цель: Выяснить, насколько земля необходима для роста растений.
4.«Вода и растения»
Цель: Выяснить, насколько вода необходима для прорастания семян , лука и
роста растений.
5. Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде, веток деревьев, за
ростом овса, ухаживать за рассадой томата
Полив и уход за растениями на «огороде».
1.«Солнце и растения».
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
2.«Тепло и растение»
Цель: выявить потребности растения в тепле.
Театрализованная деятельность: «Сказка о том, как овощи поссорились»,
Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»,
Разучивание пословиц и поговорок, связанных с луком. Составление
рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке». Сказка «Тополь».
Трудовая деятельность:
Высаживание на участок веточек деревьев тополя.
3 этап (заключительный).
Цель: Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ,
закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы
будут приобщены фотоматериалы, рисунки, сказки о берёзе.
Задачи:
•развивать творческие способности;
•воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
•закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
ПО окончании реализации «ОГОРОД НА ОКНЕ» были сделаны выводы:
1. Дети познакомились с посадкой лука и овса. Узнали ценность этого овоща.
Увидели, как распускаются листья у деревьев, их отличительные
особенности.
2. У детей появился интерес к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных
условиях.
3. Дети научились устанавливать причинно-следственные связи.
4. Обогатился и пополнился словарь.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. Мини-огород можно создать на окне.
7. Выращивание растений – это труд, надо его беречь.
8. У родителей возникает интерес при совместном сотрудничестве.
- Консультация для родителей «О луке – детям».
- Беседа с родителями «Огород на окне». Пополнение родителями
предметно-развивающей среды огорода.
Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
- Консультация на тему «Лечим бронхит луком». «Зелёный лук – отличное
средство против весеннего авитаминоза».
- Оформление стендов
1. «Рецепты блюд от наших мам».
2. Сочиняем сказку про ежей (домашнее задание)
«Весенняя сказка»
А хотите весеннюю сказку? Одну простую сказку,
а может и не сказку, а может не простую,
хотим вам рассказать...
На солнышке лучистом жил ёжик Зелибоб,
"А я в зелёных листьях!" - так хвастаться он мог.
А ёжик-крошка Жорка жил в темноте - в шкафу,
Хоть вёл себя прилично, а всё стоял в углу.
--------------------------------------------------------------------
Что нам дал эксперимент?
С Солнцем - жизнь! Без Солнца - нет!
----------------------------------------------------------
Спасти ежонка Жорку решили вместе мы,
Поставили к окошку, и листья ожили!