Автор: Мельникова Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Инсарский детский сад "Светлячок" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Инсар, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии как средство приобщения детей к истории и культуре родного края"
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ
ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
РОДНОГО КРАЯ
На сегодняшний день тема приобщения детей к истории и культуре родного края
очень
актуальна.
В
то
время,
как
развивается
наука,
в
жизнь
внедряется
компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость.
Многое люди
забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей заняты
домашним бытом им некогда, рассказывать сказку, спеть колыбельную. Дети растут
на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.
Вот почему так важно в жизнь детей и в воспитательно- образовательный процесс
детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества
и привлекать к этому родителей.
В нашем детском саду уже много лет ведется работа, направленная на
приобщение
детей
к
истокам
народной
культуры
через
различные
виды
деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей
среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале
народного искусства.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной
культуры и культуре родного края на специально организованных занятиях;
Привлечь
родителей
в
воспитательно-образовательный
процесс
через
проведение
народных
подвижных
игр,
знакомство
с
календарными
праздниками, их обычаями и традициями;
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным
играм;
Использовать
все
виды
фольклора
(сказки,
песенки,
потешки,
заклички,
пословицы,
поговорки,
загадки,
хороводы),
так
как
фольклор
является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Исходя, из условий были выделены следующие направления работы:
Историческое прошлое России и русского народа;
Устное народное творчество;
Народные праздники и традиции родного края;
Народные промыслы.
В своей работе наш педагогический коллектив использует парциальную
программу
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры»
О.Л.Князевой,
М.Д.
Маханевой,
региональный
образовательный
модуль
дошкольного
образования
«Мы
в
Мордовии
живем»,
которые
являются
частью
вариативной Основной Образовательной Программы.
Работа строится на основе главных методических принципов:
Учет возрастных особенностей детей;
Доступность материала, постепенность его усложнения.
Работа с детьми ориентирована на три возрастные ступени: младший возраст –
от 3-4 лет; средний возраст - от 4-5 лет; старший возраст - от 5-7 лет.
Чтобы максимально приблизить, детей к русской культуре оборудована русская изба.
В
ней
силами
воспитателей
и
родителей
собраны
предметы
старины
и
быта
крестьян.
Каждому
предмету
отведено
свое
традиционное
место:
у
стены
размещается русская печь, у печки чугунок, ухват. В углу висит икона Божьей
Матери украшенная рушником,
На
полочке
расположились
деревянные
ложки,
скалка,
глиняные
кувшины,
горшочки,
утюг.
На
столе
занял
свое
место
самовар.
Ждёт
своих
рукодельниц
прялка.
Украшена
наша
светёлка
старинными
рушниками,
домоткаными
половиками.
В
избе
проводим
специальные
занятия
по
знакомству
с
русским
народным
фольклором,
русскими
народными
играми,
а
так
же
обыгрывание
колыбельных песен, заучивание потешек.
Проводим занятия и в изодеятельности, на которых знакомим детей с народной
декоративной росписью, в игровой форме, занятия – беседы: «Русский народный
костюм», «Голубая гжель», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Русская
матрешка», «Русские народные игры», также
занятия по родному мордовскому
краю: «Мордовский костюм», «Мордовские игры ».
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные
праздники традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале
народного
фольклора
разрабатываем
совместно
с
музыкальным
руководителем
сценарии
праздников
и
тематических
вечеров:
«Осенины»,
«Колядки»,
«Масленица», «Пасха», «Кузьминки».
На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские
народные
мелодии.
Дети
знают
русские
народные
песни,
обучаются
игре
на
народных
музыкальных
инструментах:
ложках,
трещотках,
погремушках,
свистульках.
Взаимодействие с семьей проводим по принципу активного вовлечения
родителей в жизнь детского сада: организовываем совместные выставки поделок,
праздники, посиделки, конкурсы.
В
группах
оформлены
уголки
для
родителей,
где
размещена
информация
практического
характера:
«Как
изготовить
с
ребенком
тряпичную
куклу»,
«Любимые народные игры детей» и др.
Для наглядности размещаем демонстрационный материал «Росписи предметов быта,
одежды». Все это делаем для того, чтобы родители не только наблюдали за нашей
работой, но и широко использовали опыт работы нашего дошкольного учреждения.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в
работу
инновационные
технологии.
Поэтому
основная
задача
педагогов
дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми,
инновационные
педагогические
технологии,
которые
оптимально
соответствуют
поставленной цели развития личности.
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция
ребенка
в
воспитательно
-
образовательном
процессе,
отношение
к
ребенку
со
стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не
рядом, не над ним, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как
личности.
Технология в толковом словаре - это совокупность приемов, применяемых в
каком- либо деле, мастерстве, искусстве.
Современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
информационно-компьютерные технологии и др.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается
от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые
требования
к
дошкольному
воспитанию
как
первому
звену
непрерывного
образования:
образование
с
использованием
современных
информационных
технологий ( компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям. Они не
заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре
родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Сегодня
уже
нет
сомнений
в
том,
что
детей
необходимо
приобщать
к
миру
информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многое дошкольники
владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации.
Компьютер
уже
доступен
пониманию
ребенка
5-летнего
возраста.
Внедрение
в
образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими
средствами
призвано
способствовать
обогащению
представлений
детей
об
окружающем
мире,
расширению
опыта
и
знаний,
повышению
мотивации
к
познанию.
Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд
преимуществ
перед
традиционными
формами
организации
занятий.
Компьютер
привлекателен
для
детей,
использование
анимации,
слайдовых
презентаций,
фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым
явлениям.
Способы
визуальной
поддержки
позволяют
добиться
длительной
концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу
на несколько органов чувств ребенка, что способствует более прочному закреплению
новых получаемых знаний.
Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и
эффективно. Критериями эффективности проводимой работы по патриотическому
воспитанию
дошкольников
с
использованием
ИКТ
являются
положительная
динамика
личностного
роста
детей,
повышение
их
информационной
и
краеведческой осведомлённости, интереса детей, родителей и педагогов к истории и
культуре родного края.