Напоминание

"Магнитное поле.Взаимодействие токов."


Автор: Гарина Елена Васильевна
Должность: преподаватель физики,математики
Учебное заведение: Краснодарский машиностроительный колледж
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Магнитное поле.Взаимодействие токов."
Раздел: полное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАС-

НОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«КРАСНОДАРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ КК КМСК)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

с применением технологии проектного обучения

дисциплина ОУД.09 ФИЗИКА

тема: Магнитное поле. Взаимодействие токов.

Разработал преподаватель

Гарина Е.В.

2017

Тема: Магнитное поле. Взаимодействие токов.

Цели урока:

Обучающая:

способствовать формированию общих компетенций обучающихся, изу-

чение свойств магнитного поля, применение магнитного поля в жизни

человека.

установление связи между двумя термодинамическими параметрами

при неизменном третьем параметре экспериментальным и теоретиче-

ским способами

формирование умений применять знания при решении задач и опреде-

лять границы применимости теории идеальных газов на практике;

Развивающие:

содействие развитию коммуникативных навыков, умению коллектив-

ной работы

развитие творческой активности и самостоятельности учеников

развитие логического мышления, умений выделять главное, делать вы-

воды, экспериментальных навыков

Воспитывающая:

содействие формированию творческой деятельности обучающихся

воспитывать дисциплинированность, ответственность , упорство в до-

стижении цели

воспитание аккуратности, внимательности при решении задач;

Задачи:

самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя

для этого доступные источники информации

использовать основные интеллектуальные операции: постановка зада-

чи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобще-

ние, систематизация,

формировать умения решать физические задачи

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок- исследование (групповая работа).

Применяемые технологии:

Технология проектного обучения

Методы обучения: поисковый, исследовательский, проблемный.

Средства обучения:

Учебник физика (Фирсов ).

Дугообразный магнит.

Три полосовых магнита.

Белый лист бумаги.

Металлические опилки.

Источник тока.

Ключ.

Соединительные провода.

Магнитная стрелка.

Мультимедийный проектор.

Презентация с целеполаганием и заданиями.

Карточки для проведения рефлексии.

Оценочные листы.

Ход урока:

Этап урока

Действие преподавателя

Действие обучающихся

Записи на доске и в тетрадях

Организационный

момент

Приветствую, создаю эмоциональный

настрой на работу.

Ребята, доброе утро, я пришла к вам на урок вот с таким настроением

(показываю изображение веселого человечка).

А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением

человечков. Покажите, какое у вас настроение.

Обучающиеся сидят

за партами, настраиваются на ра-

боту во взаимодействии.

Показывают карточку со своим

настроением.

Мотивация и актуа-

лизация знаний и

умений

Демонстрирую опыт с магнитом, карандашом и скрепками. Создаю проблем-

ную ситуацию.

А)Сейчас я хочу предложить вам следующий опыт:

-Поднесем карандаш к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?

-Возьмем магнит и поднесем его к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?

-Почему к магниту притягиваются железные скрепки , а к карандашу нет?

Б)Тема сегодняшнего урока –«Магнитное поле. Взаимодействие токов.»

Все обучающие анализируют

опыт. Обсуждают проблему. Вы-

двигают гипотезы. Делают выво-

ды. (Ответ учащихся- около маг-

нита образуется магнитное поле).

Целеполагание

Предлагаю обучающимся определить цели урока (использую мультимедий-

ное оборудование). Начинаю изучение нового с эпиграфа. А

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь».

Пытаются сформулировать цели

урока.

Первичное

восприя-

тие и усвоение ново-

го

теоретиче ского

учебного

материала

Работа в группах.

А) Земля является большим естественным магнитом. Поэтому знания о маг-

нитном поле имеют большое значение для человека.

Б)Магнитное поле обладает некоторыми свойствами.

Заслушивают доклады:

1учащийся:

Магнитные

явления

были

известны

еще

с

древних

времен, однако систематическое

Имеет замкнутые

силовые Особый вид материи

линии (вихревое)

Действует

на движущиеся заряженные

Образуется около движущихся зар.частиц

частицы с некоторой силой

Записывается одно свойство- особый вид материи.

Остальные свойства м.п. мы будем исследовать работая в группах. Предла-

гаю обучающимся разделиться на группы, для выполнения исследователь-

ского задания.

Каждая группа получает исследовательское задание, которое должна выпол -

нить и сделать вывод.

Организую и контролирую процесс работы каждой группы.

исследование

их

началось

при-

мерно с конца 16 века. До начала

19 века магнитные явления изу-

чались изолированно от электри-

ческих.

Впервые

связь

между

электрическими

и

магнитными

явлениями была открыта в 1820

году Эрстедом. Открытие Эрсте-

да

вызвало

большой

интерес

и

многие физики того времени на-

чали

интенсивно

изучать

элек-

тромагнетизм.

2

учащийся:

Особого

внимания

заслуживают

многочисленные

открытия Андре Ампера. В 1820

году он открыл закон взаимодей-

ствия

проводников

с

током.

В

Древней Греции и Риме о магни-

тах

писали

Платон,

Лукреций,

Фалес.

Им

было

известно,

что

некоторые минералы обнаружен-

ные в районе г.Магнесия в Малой

Азии,

обладают

способностью

притягиваться друг к другу, а так-

же притягивать и удерживать не-

большие кусочки железа. Их ста-

ли называть магнитами.

Записывают первое свойство

магнитного поля.

Рассаживаются по группам.

Каждая группа получает иссле-

довательское задание и выполня-

ет его,делает выводы о свойстве

М.п.

магнитного поля. Записывают в

тетрадь.

1 исследовательская группа:

«Опыт Эрстеда».

1. Собрать эл.цепь по рисунку.

2.Под самым длинным проводни-

ком

расположить

магнитную

стрелку, чтобы ось стрелки про-

ходила параллельно проводнику.

3.Замкнуть цепь.

4.Что вы наблюдаете?

5.Что доказывает опыт Эрстеда?

6. Имеет ли значение, где по-

мещена

стрелка: под или над

проводником?

7. Что изменится, если поменять

полярность

полюсов

источника

тока?

8.Сделать вывод.

2 исследовательская груп-

па:

«Исследование

силовых

линий

магнитного поля»

1.Возьмите полосовой магнит.

2.Положите на него белый лист

бумаги.

3.Насыпьте

на

него

металличе-

ские опилки.

4.Встряхните лист.

5.Зарисуйте увиденную картину.

6.Сделайте вывод.

7.Тоже самое проделать с дугооб-

разным магнитом.

8.В помощь п.2 , с.9, учебник фи-

зики-11(Мякишев Г.Я., Буховцев

Б.Б.)

3 исследовательская груп-

па:

«Исследование

взаимодействия

магнитов»

1.Взять два магнита.

2.Поднести

разноименными

по-

люсами.

3.Поднести

одноименными

по-

люсами.

4.Сделать вывод о наблюдаемом

явлении.

5.Какие вы знаете магниты?

4 исследовательская груп-

па:

«Исследование

взаимодействия

токов»

1.Проанализировать рисунок.

2.Зарисовать его в тетрадь.

3. Сделать вывод.

«Защита»

обучаю-

щимися

выполнен-

ных исследований.

Проверяю верность выполненных исследовательских заданий.

Слушаю ответчиков.

Задаю дополнительные вопросы группам. Слушаю на них ответы.

Корректирую их выводы.

Рассказываю о применении магнитного поля и его влиянии:

- Если на Солнце происходит мощная вспышка, то усиливается сол-

нечный ветер. Это вызывает возмущение земного магнитного поля и

приводит к магнитной буре. Пролетающие мимо Земли частицы сол-

нечного ветра создают дополнительные магнитные поля.

Магнитные бури причиняют серьёзный вред: они оказывают силь-

По одному обучающемуся от

группы защищают свое исследо-

вание и делают вывод о свойстве

магнитного поля.

Каждая группа выслушав защиту

готовит им вопросы, если пред-

ставители от группы не могут на

них ответить, то группа помогает.

Ставят оценку за работу в оце-

ночные листы.

ное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измери-

тельные приборы показывают неверные результаты.

-

Земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от

космического излучения, действие которого на живые организмы раз-

рушительно.

В состав космического излучения, кроме электронов,

протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с

огромными скоростями.

-

Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным

полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, ча-

стицы солнечного ветра (в основном электроны и протоны) направляются

магнитным полем (на них действует сила Лоренца) и определённым образом

фокусируются.

- Магнитные бури вносят разлад в работу сердечно -сосудистой,

Слушают и делают записи в тет-

ради.

дыхательной и нервной системы, а также изменяют вязкость крови; у

больных атеросклерозом и тромбофлебитом она становится гуще и

быстрее свёртывается, а у здоровых людей, напротив, повышается.

Применяется:

В медицине:

-лечебные

магнитные

пластыри,

клипсы,

обручи,

браслеты

и

стельки(магнитная терапия).

-В многовековой истории мореплавания магнитный компас был и остается

самым значительным изобретением.

Подведение

итогов

урока, рефлексия

Выставление оценок.

Подводится итог занятия.

На листочках для рефлексии обучающимся предлагаю на лучах диаграммы

Оценивают себя по шести пара-

метрам: мое настроение на уро-

ке, мое отношение к уроку,

отметить свое мнение по представленным позициям(10б. шкала): мое на-

строение на уроке, мое отношение к уроку, удовлетворенность своими ре-

зультатами, как себя реализовал на уроке, познание нового, полезность полу-

ченных знаний.

Заслушиваю итоги урока каждой группы. Раздаю оценочные листы.

Заключение урока о результатах исследовательской работы.

Что нового вы сегодня узнали?

- Что новое было для вас?

- Проанализируйте свою работу на уроке.

Давайте

проголосуем

за

наш

урок,

если

вам

понравилось

поднимите

большой палец вверх, если нет, то вниз!

удовлетворенность своими ре-

зультатами, как себя реализовал

на уроке, познание нового, полез-

ность полученных знаний на ли-

сточках для рефлексии.

Каждая группа заполняет оценоч-

ные листы и подводит итоги. Ли-

дер каждой группы зачитывает

итоги урока.

Домашнее задание

Формулирую домашнее задание.

-Написать мини - сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли…».

-Составить тест по теме (10 вопросов).

-Составить вопросы к теме.

Отвечаю на возникшие вопросы обучающихся.

Читают домашнее задание, выби-

рают любое из предложенного и

если возникают вопросы задают

преподавателю.

Спасибо за урок.



В раздел образования