Автор: Гарина Елена Васильевна
Должность: преподаватель физики,математики
Учебное заведение: Краснодарский машиностроительный колледж
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Магнитное поле.Взаимодействие токов."
Раздел: полное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАС-
НОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ КК КМСК)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
с применением технологии проектного обучения
дисциплина ОУД.09 ФИЗИКА
тема: Магнитное поле. Взаимодействие токов.
Разработал преподаватель
Гарина Е.В.
2017
Тема: Магнитное поле. Взаимодействие токов.
Цели урока:
Обучающая:
способствовать формированию общих компетенций обучающихся, изу-
чение свойств магнитного поля, применение магнитного поля в жизни
человека.
установление связи между двумя термодинамическими параметрами
при неизменном третьем параметре экспериментальным и теоретиче-
ским способами
формирование умений применять знания при решении задач и опреде-
лять границы применимости теории идеальных газов на практике;
Развивающие:
содействие развитию коммуникативных навыков, умению коллектив-
ной работы
развитие творческой активности и самостоятельности учеников
развитие логического мышления, умений выделять главное, делать вы-
воды, экспериментальных навыков
Воспитывающая:
содействие формированию творческой деятельности обучающихся
воспитывать дисциплинированность, ответственность , упорство в до-
стижении цели
воспитание аккуратности, внимательности при решении задач;
Задачи:
самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя
для этого доступные источники информации
использовать основные интеллектуальные операции: постановка зада-
чи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобще-
ние, систематизация,
формировать умения решать физические задачи
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок- исследование (групповая работа).
Применяемые технологии:
Технология проектного обучения
Методы обучения: поисковый, исследовательский, проблемный.
Средства обучения:
Учебник физика (Фирсов ).
Дугообразный магнит.
Три полосовых магнита.
Белый лист бумаги.
Металлические опилки.
Источник тока.
Ключ.
Соединительные провода.
Магнитная стрелка.
Мультимедийный проектор.
Презентация с целеполаганием и заданиями.
Карточки для проведения рефлексии.
Оценочные листы.
Ход урока:
Этап урока
Действие преподавателя
Действие обучающихся
Записи на доске и в тетрадях
Организационный
момент
Приветствую, создаю эмоциональный
настрой на работу.
Ребята, доброе утро, я пришла к вам на урок вот с таким настроением
(показываю изображение веселого человечка).
А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением
человечков. Покажите, какое у вас настроение.
Обучающиеся сидят
за партами, настраиваются на ра-
боту во взаимодействии.
Показывают карточку со своим
настроением.
Мотивация и актуа-
лизация знаний и
умений
Демонстрирую опыт с магнитом, карандашом и скрепками. Создаю проблем-
ную ситуацию.
А)Сейчас я хочу предложить вам следующий опыт:
-Поднесем карандаш к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?
-Возьмем магнит и поднесем его к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?
-Почему к магниту притягиваются железные скрепки , а к карандашу нет?
Б)Тема сегодняшнего урока –«Магнитное поле. Взаимодействие токов.»
Все обучающие анализируют
опыт. Обсуждают проблему. Вы-
двигают гипотезы. Делают выво-
ды. (Ответ учащихся- около маг-
нита образуется магнитное поле).
Целеполагание
Предлагаю обучающимся определить цели урока (использую мультимедий-
ное оборудование). Начинаю изучение нового с эпиграфа. А
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь».
Пытаются сформулировать цели
урока.
Первичное
восприя-
тие и усвоение ново-
го
теоретиче ского
учебного
материала
Работа в группах.
А) Земля является большим естественным магнитом. Поэтому знания о маг-
нитном поле имеют большое значение для человека.
Б)Магнитное поле обладает некоторыми свойствами.
Заслушивают доклады:
1учащийся:
Магнитные
явления
были
известны
еще
с
древних
времен, однако систематическое
Имеет замкнутые
силовые Особый вид материи
линии (вихревое)
Действует
на движущиеся заряженные
Образуется около движущихся зар.частиц
частицы с некоторой силой
Записывается одно свойство- особый вид материи.
Остальные свойства м.п. мы будем исследовать работая в группах. Предла-
гаю обучающимся разделиться на группы, для выполнения исследователь-
ского задания.
Каждая группа получает исследовательское задание, которое должна выпол -
нить и сделать вывод.
Организую и контролирую процесс работы каждой группы.
исследование
их
началось
при-
мерно с конца 16 века. До начала
19 века магнитные явления изу-
чались изолированно от электри-
ческих.
Впервые
связь
между
электрическими
и
магнитными
явлениями была открыта в 1820
году Эрстедом. Открытие Эрсте-
да
вызвало
большой
интерес
и
многие физики того времени на-
чали
интенсивно
изучать
элек-
тромагнетизм.
2
учащийся:
Особого
внимания
заслуживают
многочисленные
открытия Андре Ампера. В 1820
году он открыл закон взаимодей-
ствия
проводников
с
током.
В
Древней Греции и Риме о магни-
тах
писали
Платон,
Лукреций,
Фалес.
Им
было
известно,
что
некоторые минералы обнаружен-
ные в районе г.Магнесия в Малой
Азии,
обладают
способностью
притягиваться друг к другу, а так-
же притягивать и удерживать не-
большие кусочки железа. Их ста-
ли называть магнитами.
Записывают первое свойство
магнитного поля.
Рассаживаются по группам.
Каждая группа получает иссле-
довательское задание и выполня-
ет его,делает выводы о свойстве
М.п.
магнитного поля. Записывают в
тетрадь.
1 исследовательская группа:
«Опыт Эрстеда».
1. Собрать эл.цепь по рисунку.
2.Под самым длинным проводни-
ком
расположить
магнитную
стрелку, чтобы ось стрелки про-
ходила параллельно проводнику.
3.Замкнуть цепь.
4.Что вы наблюдаете?
5.Что доказывает опыт Эрстеда?
6. Имеет ли значение, где по-
мещена
стрелка: под или над
проводником?
7. Что изменится, если поменять
полярность
полюсов
источника
тока?
8.Сделать вывод.
2 исследовательская груп-
па:
«Исследование
силовых
линий
магнитного поля»
1.Возьмите полосовой магнит.
2.Положите на него белый лист
бумаги.
3.Насыпьте
на
него
металличе-
ские опилки.
4.Встряхните лист.
5.Зарисуйте увиденную картину.
6.Сделайте вывод.
7.Тоже самое проделать с дугооб-
разным магнитом.
8.В помощь п.2 , с.9, учебник фи-
зики-11(Мякишев Г.Я., Буховцев
Б.Б.)
3 исследовательская груп-
па:
«Исследование
взаимодействия
магнитов»
1.Взять два магнита.
2.Поднести
разноименными
по-
люсами.
3.Поднести
одноименными
по-
люсами.
4.Сделать вывод о наблюдаемом
явлении.
5.Какие вы знаете магниты?
4 исследовательская груп-
па:
«Исследование
взаимодействия
токов»
1.Проанализировать рисунок.
2.Зарисовать его в тетрадь.
3. Сделать вывод.
«Защита»
обучаю-
щимися
выполнен-
ных исследований.
Проверяю верность выполненных исследовательских заданий.
Слушаю ответчиков.
Задаю дополнительные вопросы группам. Слушаю на них ответы.
Корректирую их выводы.
Рассказываю о применении магнитного поля и его влиянии:
- Если на Солнце происходит мощная вспышка, то усиливается сол-
нечный ветер. Это вызывает возмущение земного магнитного поля и
приводит к магнитной буре. Пролетающие мимо Земли частицы сол-
нечного ветра создают дополнительные магнитные поля.
Магнитные бури причиняют серьёзный вред: они оказывают силь-
По одному обучающемуся от
группы защищают свое исследо-
вание и делают вывод о свойстве
магнитного поля.
Каждая группа выслушав защиту
готовит им вопросы, если пред-
ставители от группы не могут на
них ответить, то группа помогает.
Ставят оценку за работу в оце-
ночные листы.
ное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измери-
тельные приборы показывают неверные результаты.
-
Земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от
космического излучения, действие которого на живые организмы раз-
рушительно.
В состав космического излучения, кроме электронов,
протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с
огромными скоростями.
-
Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным
полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, ча-
стицы солнечного ветра (в основном электроны и протоны) направляются
магнитным полем (на них действует сила Лоренца) и определённым образом
фокусируются.
- Магнитные бури вносят разлад в работу сердечно -сосудистой,
Слушают и делают записи в тет-
ради.
дыхательной и нервной системы, а также изменяют вязкость крови; у
больных атеросклерозом и тромбофлебитом она становится гуще и
быстрее свёртывается, а у здоровых людей, напротив, повышается.
Применяется:
В медицине:
-лечебные
магнитные
пластыри,
клипсы,
обручи,
браслеты
и
стельки(магнитная терапия).
-В многовековой истории мореплавания магнитный компас был и остается
самым значительным изобретением.
Подведение
итогов
урока, рефлексия
Выставление оценок.
Подводится итог занятия.
На листочках для рефлексии обучающимся предлагаю на лучах диаграммы
Оценивают себя по шести пара-
метрам: мое настроение на уро-
ке, мое отношение к уроку,
отметить свое мнение по представленным позициям(10б. шкала): мое на-
строение на уроке, мое отношение к уроку, удовлетворенность своими ре-
зультатами, как себя реализовал на уроке, познание нового, полезность полу-
ченных знаний.
Заслушиваю итоги урока каждой группы. Раздаю оценочные листы.
Заключение урока о результатах исследовательской работы.
Что нового вы сегодня узнали?
- Что новое было для вас?
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Давайте
проголосуем
за
наш
урок,
если
вам
понравилось
поднимите
большой палец вверх, если нет, то вниз!
удовлетворенность своими ре-
зультатами, как себя реализовал
на уроке, познание нового, полез-
ность полученных знаний на ли-
сточках для рефлексии.
Каждая группа заполняет оценоч-
ные листы и подводит итоги. Ли-
дер каждой группы зачитывает
итоги урока.
Домашнее задание
Формулирую домашнее задание.
-Написать мини - сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли…».
-Составить тест по теме (10 вопросов).
-Составить вопросы к теме.
Отвечаю на возникшие вопросы обучающихся.
Читают домашнее задание, выби-
рают любое из предложенного и
если возникают вопросы задают
преподавателю.
Спасибо за урок.