Напоминание

"Ткани растений"


Автор: Семиченкова Лариса Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Исаковская СОШ Вяземского района Смоленской области
Населённый пункт: с. Исаково Вяземского района Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ткани растений"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Учитель: Семиченкова Лариса Владимировна, учитель высшей категории

Предмет: Биология

Класс: 5

Тема урока: Ткани растений

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о тканях растений

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик должен знать:

Ткань-группа клеток сходных по строению и выполняемым функциям;

Виды тканей растений;

Функции, выполняемые клетками различных видов ткани

Ученик должен уметь:

Объяснять значение тканей в жизнедеятельности растений;

Понимать смысл биологических терминов.

Метапредметные:

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать

учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать

самостоятельно выработанные критерии оценки;

Сформировать умение находить пути решения проблемы, осознавать

конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно

средства достижения цели;

Работа с учебником, дидактическим материалом.

Личностные:

Применение полученных знаний в повседневной жизни;

Формирование экологического мировоззрения.

Организационная структура урока

(Открытие новых знаний)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Оргмомент

Приветствие учеников. Проверка готовности к

уроку.

Сегодня мы продолжим путешествие по

удивительному миру растительных

организмов. Сегодня нас ждёт удивительное

общение и плодотворная работа.

Приветствуют учителя.

Выполняют самооценку

готовности.

Мотивация

- Ребята, а Вы заметили коробку, стоящую у

меня на столе? Вам хочется узнать, что в ней?

Но для этого Вы должны будете проделать

следующую работу.

Соотнести органоиды клетки с их

функциями

1 - ядро

А. Запасает

питательные

вещества и продукты

обмена веществ в

клетке

2 - цитоплазма

Т. Обеспечивает

деление клетки

3 – вакуоль

К. Внутреннее

содержимое клетки,

обеспечивает связь

между всеми

компонентами

клетки, способна к

движению.

4 – хлоропласты

И. Предохраняет

клетку от внешних

воздействий,

выполняет опорную

функцию и придает

форму клетке.

5 - оболочка

Н. Зернистые

образования,

придают растению

зеленый цвет

Получается слово «Ткани»

- Ребята, а как Вы думаете, какое отношение

ткань имеет к уроку биологии?

- Мы можем предположить, что у слова

«Ткань» есть и другие значения. Чтобы узнать

какие значения имеет это слово, давайте

обратимся к толковому словарю русского

языка С.И.Ожегова.

1. «Ткань текстильная, изделие, образованное

Выполняют задание.

Работают с

определениями словаря,

выбирают из

предложенных

определений нужное.

в процессе ткацкого производства

переплетением взаимно перпендикулярных

нитей – продольных и поперечных».

2. « Общее название для тканых, трикотажных

и некоторых нетканых материалов».

3. «Переносное значение слова основа,

содержание чего-либо (например, рассказа)».

4. В животных и растительных организмах:

ткань – совокупность клеток, объединённых

общим происхождением, строением и

выполняемыми функциями».

- Какое определение подходит нам?

- Сформулируйте тему урока.

Формулируют тему

урока.

Отвечают на вопросы

учителя.

Выполняют задание

№36 стр.25 Рабочей

тетради

Целеполагание

- Ребята, открываем коробку на моём столе, и

видим, что в ней лежат разные виды тканей –

это ситец, марля, лён, шерстяная ткань,

болония.

- Как Вы думаете, у растений ткани в

единственном виде?

(На доске слово – Виды)

- Чем текстильные ткани отличаются друг от

друга? (Строением, переплетением нитей)

- Как Вы считаете, у растений ткани имеют

одинаковое строение?

(На доске слово – Строение)

- А в какую погоду Вы оденете одежду из

болонии? (в дождливую)

- А из ситца? (когда тепло)

- Значит, эти ткани отличаются не только

строением, но и выполняют разные функции?

(на доске слово – Функции)

- На доске в результате нашего исследования

появился план урока.

Рассматривают

различные текстильные

ткани.

Отвечают на вопросы

учителя.

Формулируют цель

урока.

Совместное

открытие знаний

- Чтобы выполнить первый пункт нашего

плана, я предлагаю вам поработать со схемой

«Виды тканей» (рис.27 стр.47)

- А из каких источников мы еще можем

получить информацию? (Учебник,

энциклопедия, интернет)

- А какой способ изучения тканей был бы для

Вас наиболее интересным? (Работа с

микроскопом)

- Для того, чтобы получить качественные

результаты, мы должны быть уверенны, что

умеем работать с микроскопом.

Проверка знаний правил работы с

микроскопом.

Работают с учебником.

Выполняют упр. 37 стр.

25 Рабочей тетради.

Рассказывают правила

работы с микроскопом

Лабораторная

работа

- А теперь я предлагаю Вам исследовать

определенный вид ткани и сделать вывод о ее

Работа по

инструктивным

«Рассматривание

под микроскопом

готовых

микропрепаратов

различных

растительных

тканей»

строении и выполняемых функциях.

карточкам. Выполнение

упр. 38 стр.25 Рабочей

тетради

- Какой можем сделать вывод?

- Из чего состоит многоклеточный организм?

- Сравниваем свой вывод с выводом автора

стр.30.

Домашнее задание: §10

Отвечают на вопросы и

делают вывод.

Работают с учебником

Самостоятельное

применение

знаний

Выполнить тесты

Выберите правильный ответ.

1.

Тканью называются:

А. клетки, которые расположены

вместе;

Б. группа клеток одинакового

строения:

В. Группа клеток сходных по

происхождению, строению и

выполняемым функциям.

2. Покровная ткань в растении:

А. обеспечивает рост растения;

Б. придаёт растению прочность и

упругость;

В. Защищает растение от

неблагоприятных воздействий

среды.

3. Функцию передвижения веществ в

растении выполняет:

А. покровная ткань;

Б. проводящая ткань;

В. Запасающая ткань.

4. Клетки мякоти листа содержат

пигмент хлорофилл и участвует в

создании органического вещества. Их

относят к:

А. Проводящей ткани;

Б. Всасывающей ткани;

В. Основной ткани.

Выполняют тестовые

задания. Проводят

взаимопроверку

Рефлексия

- Что узнали сегодня на уроке?

- Что делали для достижения поставленных

целей?

- Довольны ли мы результатом?

- Что у нас получилось хорошо?

- Что нам пока не удается?

- Как бы Вы оценили свою деятельность на

уроке?

Подводим итоги урока.

Ученики оценивают

свою деятельность на

уроке.



В раздел образования