Автор: Семиченкова Лариса Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Исаковская СОШ Вяземского района Смоленской области
Населённый пункт: с. Исаково Вяземского района Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ткани растений"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Учитель: Семиченкова Лариса Владимировна, учитель высшей категории
Предмет: Биология
Класс: 5
Тема урока: Ткани растений
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Формирование у учащихся знаний о тканях растений
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик должен знать:
Ткань-группа клеток сходных по строению и выполняемым функциям;
Виды тканей растений;
Функции, выполняемые клетками различных видов ткани
Ученик должен уметь:
Объяснять значение тканей в жизнедеятельности растений;
Понимать смысл биологических терминов.
Метапредметные:
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки;
Сформировать умение находить пути решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели;
Работа с учебником, дидактическим материалом.
Личностные:
Применение полученных знаний в повседневной жизни;
Формирование экологического мировоззрения.
Организационная структура урока
(Открытие новых знаний)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Оргмомент
Приветствие учеников. Проверка готовности к
уроку.
Сегодня мы продолжим путешествие по
удивительному миру растительных
организмов. Сегодня нас ждёт удивительное
общение и плодотворная работа.
Приветствуют учителя.
Выполняют самооценку
готовности.
Мотивация
- Ребята, а Вы заметили коробку, стоящую у
меня на столе? Вам хочется узнать, что в ней?
Но для этого Вы должны будете проделать
следующую работу.
Соотнести органоиды клетки с их
функциями
1 - ядро
А. Запасает
питательные
вещества и продукты
обмена веществ в
клетке
2 - цитоплазма
Т. Обеспечивает
деление клетки
3 – вакуоль
К. Внутреннее
содержимое клетки,
обеспечивает связь
между всеми
компонентами
клетки, способна к
движению.
4 – хлоропласты
И. Предохраняет
клетку от внешних
воздействий,
выполняет опорную
функцию и придает
форму клетке.
5 - оболочка
Н. Зернистые
образования,
придают растению
зеленый цвет
Получается слово «Ткани»
- Ребята, а как Вы думаете, какое отношение
ткань имеет к уроку биологии?
- Мы можем предположить, что у слова
«Ткань» есть и другие значения. Чтобы узнать
какие значения имеет это слово, давайте
обратимся к толковому словарю русского
языка С.И.Ожегова.
1. «Ткань текстильная, изделие, образованное
Выполняют задание.
Работают с
определениями словаря,
выбирают из
предложенных
определений нужное.
в процессе ткацкого производства
переплетением взаимно перпендикулярных
нитей – продольных и поперечных».
2. « Общее название для тканых, трикотажных
и некоторых нетканых материалов».
3. «Переносное значение слова основа,
содержание чего-либо (например, рассказа)».
4. В животных и растительных организмах:
ткань – совокупность клеток, объединённых
общим происхождением, строением и
выполняемыми функциями».
- Какое определение подходит нам?
- Сформулируйте тему урока.
Формулируют тему
урока.
Отвечают на вопросы
учителя.
Выполняют задание
№36 стр.25 Рабочей
тетради
Целеполагание
- Ребята, открываем коробку на моём столе, и
видим, что в ней лежат разные виды тканей –
это ситец, марля, лён, шерстяная ткань,
болония.
- Как Вы думаете, у растений ткани в
единственном виде?
(На доске слово – Виды)
- Чем текстильные ткани отличаются друг от
друга? (Строением, переплетением нитей)
- Как Вы считаете, у растений ткани имеют
одинаковое строение?
(На доске слово – Строение)
- А в какую погоду Вы оденете одежду из
болонии? (в дождливую)
- А из ситца? (когда тепло)
- Значит, эти ткани отличаются не только
строением, но и выполняют разные функции?
(на доске слово – Функции)
- На доске в результате нашего исследования
появился план урока.
Рассматривают
различные текстильные
ткани.
Отвечают на вопросы
учителя.
Формулируют цель
урока.
Совместное
открытие знаний
- Чтобы выполнить первый пункт нашего
плана, я предлагаю вам поработать со схемой
«Виды тканей» (рис.27 стр.47)
- А из каких источников мы еще можем
получить информацию? (Учебник,
энциклопедия, интернет)
- А какой способ изучения тканей был бы для
Вас наиболее интересным? (Работа с
микроскопом)
- Для того, чтобы получить качественные
результаты, мы должны быть уверенны, что
умеем работать с микроскопом.
Проверка знаний правил работы с
микроскопом.
Работают с учебником.
Выполняют упр. 37 стр.
25 Рабочей тетради.
Рассказывают правила
работы с микроскопом
Лабораторная
работа
- А теперь я предлагаю Вам исследовать
определенный вид ткани и сделать вывод о ее
Работа по
инструктивным
«Рассматривание
под микроскопом
готовых
микропрепаратов
различных
растительных
тканей»
строении и выполняемых функциях.
карточкам. Выполнение
упр. 38 стр.25 Рабочей
тетради
- Какой можем сделать вывод?
- Из чего состоит многоклеточный организм?
- Сравниваем свой вывод с выводом автора
стр.30.
Домашнее задание: §10
Отвечают на вопросы и
делают вывод.
Работают с учебником
Самостоятельное
применение
знаний
Выполнить тесты
Выберите правильный ответ.
1.
Тканью называются:
А. клетки, которые расположены
вместе;
Б. группа клеток одинакового
строения:
В. Группа клеток сходных по
происхождению, строению и
выполняемым функциям.
2. Покровная ткань в растении:
А. обеспечивает рост растения;
Б. придаёт растению прочность и
упругость;
В. Защищает растение от
неблагоприятных воздействий
среды.
3. Функцию передвижения веществ в
растении выполняет:
А. покровная ткань;
Б. проводящая ткань;
В. Запасающая ткань.
4. Клетки мякоти листа содержат
пигмент хлорофилл и участвует в
создании органического вещества. Их
относят к:
А. Проводящей ткани;
Б. Всасывающей ткани;
В. Основной ткани.
Выполняют тестовые
задания. Проводят
взаимопроверку
Рефлексия
- Что узнали сегодня на уроке?
- Что делали для достижения поставленных
целей?
- Довольны ли мы результатом?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что нам пока не удается?
- Как бы Вы оценили свою деятельность на
уроке?
Подводим итоги урока.
Ученики оценивают
свою деятельность на
уроке.