Автор: Мурашкина Любовь Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 75 комбинированного вида
Населённый пункт: город Орехово - Зуево Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий музыкально - познавательного развлечения "Мое родное Подмосковье"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме
«Родной свой край люби и знай» ( знакомство с гербом г.Орехово-Зуево)
Программное содержание:
1 .Познакомить детей с историей возникновения города Орехово – Зуево; с гербом города.
2. Закреплять знания детей о своей стране, её названии; умение показать границы России на карте.
3. Обогащать речь детей синонимами, родственными словами, относящимися к Родине.
4. Воспитывать любовь к родной стране, к родному городу, чувство гордости за свой родной край.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина», дети с воспитателем входят в зал и подхо-
дят к глобусу.
Восп-ль: Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
- Дети, что такое Родина?
( ответы детей: место, где мы родились; наш город, наш страна)
- Как называется наша страна?
( ответ детей - Россия)
Восп-ль: Правильно. Дети посмотрите внимательно на карту России. Кто из вас может показать гра-
ницы нашей страны?
Предлагает двум-трём детям обвести границы России по карте.
Россия – наша Родина. Почему мы зовём её Отечеством?
(Ответы детей: здесь жили наши отцы и деды)
Почему мы называем её Родиной?
(Ответы детей: мы здесь родились)
Восп-ль: Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети. Роди-
ной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы
говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.
А почему мы называем нашу землю матушкой?
(ответы детей: потому, что она заботится о нас, как родная мать; кормит нас своим хлебом,
поит родниковой водой, дарит красоту лугов и полей)
Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.
Дети: Тот герой – кто за Родину горой.
Родная земля – мать, чужая – мачеха.
Где родился – там и пригодился.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Восп-ль: А сколько прекрасных слов о России сказано русскими поэтами. Стас прочитает нам стихо-
творение о России.
Ребёнок: Россия…Как из песни слово:
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье – русская душа
За ум, за подвиги святые,
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос, звонкий, как ручей.
Восп-ль: Русский народ всегда любил весёлые игры. А вы хотите поиграть? Я начну фразу, а вы про-
должите. Только у меня есть одно условие: не выкрикивайте с места, а поднимайте руку для ответа.
Проводится игра «Продолжи предложение».
Наша страна называется …/Россия/
Жителей нашей страны называют…/Россияне/
Президента нашей страны зовут …/Владимр Владимирович Путин /
Столица нашей Родины -/ Москва/.
Город, в котором мы живём, называется…/Орехово – Зуево/
Жителей нашего города называют…/Ореховозуевцы/
Наш детский сад называется.../Золотой Ключик/
Наш детский сад находится на улице…/ Правда/
В нашем городе протекает река.../Клязьма/
Дети садятся на стулья.
Восп-ль: А вы знаете, почему наш город называется Орехово – Зуево?
Очень давно, на месте нашего города по берегам реки Клязьмы стояли два больших села. Одно село
называлось Орехово, потому что вокруг него были густые заросли орешника. Название второго села –
Зуево, от названия небольшой болотной птички – зуйка.
В селе Орехово было много ткацких фабрик, а работали на них в основном жители Зуево. Чтобы по-
пасть на работу, им приходилось на лодках переплывать реку Клязьму. Это было опасно и неудобно.
Поэтому решено было построить мост, который соединил бы эти два села. Со временем население
сёл Орехово и Зуево увеличивалось, появились новые каменные дома, церкви, магазины. И было ре-
шено создать город, который назвали Орехово-Зуево.
Дети, вам интересно увидеть, каким был наш город много десятилетий тому назад?
Воспитатель демонстрирует слайды с изображением старого города Орехово – Зуево.
А теперь посмотрите, каким стал наш город сейчас. Интересно, узнаете ли вы на фотографиях знако-
мые места.
Показывает детям слайды современного г.Орехово – Зуево, дети называют знакомые места.
Восп-ль: Дети, как на Руси называли самых сильных, могучих людей? (Богатыри)
А вы хотите быть похожими на них? Для этого нужно заниматься физкультурой.
Физкультминутка «Богатырь».
Богатырь – вот он каков: /Показывают силача/
Он силён, он здоров;
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал, /Имитируют движения/
Он в дозоре стоял
Зорко – зорко наблюдал
Подрастём и мы, смотри, /Поднимают руки в положении стоя,
Станем, как богатыри! потягиваются/
Восп-ль: Дети, вы уже знаете, что каждая страна имеет три отличительных знака. Назовите их.
(Ответы детей: флаг, герб, гимн)
Правильно. Мы уже знакомы с гербом России. Скажите мне, где его можно видеть?
(Ответы детей: на пограничных столбах, на важных документах, деньгах, на самолётах и автомо-
билях).
Ребёнок: А я знаю стихотворение о гербе России. (Читает стихотворение)
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Восп-ль: Какое хорошее стихотворение нам прочитала Даша. Мы с вами обязательно выучим его на
следующем занятии.
Все страны и города имеют свой герб. А вот это – герб нашего города.
Демонстрирует герб города Орехово – Зуево.
Давайте его рассмотрим и попробуем догадаться, что можно узнать о городе, глядя на его герб.
-Что изображено на этом гербе? (орехи, птичка)
-Что вы видите в самом центре герба? (реку)
Верно, это изображение реки Клязьмы, по берегам которой стояли когда-то два больших села. Орехи
– символ села Орехово. А как вы думаете, как называется птичка? Правильно, это зуёк, эта птичка
дала название селу Зуево. Герб разделён на две части, Орехово и Зуево -
-рекой Клязьмой.
Дети, чем славился город Орехово – Зуево?
(Ответы детей: ткачеством).
Правильно, а теперь посмотрите на фон герба нашего города. Что он напоминает? Он похож на яркую
красивую ткань
Вот, как много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.
Восп-ль: А ещё поиграть хотите? Игра называется «Сложи герб». Вам нужно собрать герб из мозаи-
ки.
Звучит аудиозапись песни о г.Орехово – Зуево, дети собирают герб города из мозаики.
Восп-ль: /читает стихотворение/
Малая родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Берёза кудрявая,
А под ней скамья;
Ласковая родина малая моя!
Восп – ль: Дети, мы сегодня много говорили о нашей стране, о нашем городе. Всё это – наша Родина.
Так давайте беречь её, охранять, чтобы она стала ещё краше.
Занятие окончено, дети выходят из зала.
Ресурсное обеспечение:
Географическая карта России; слайды фотографий с изображением г.Орехово-Зуево в ХIХ – ХХ вв. и
современного города; изображения гербов России и г.Орехово – Зуево, аудиозапись песен «С чего на-
чинается родина», «Песни о г.Орехово-Зуево»; стихи о Родине; материал для дидактических игр и
упражнений: «мозаика» герба г. Орехово-Зуево в разобранном варианте; фланелеграф, глобус.
Литература
1.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.
Методическое пособие – М: 2005
2.
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М; АРКТИ,2003
3.
Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., « Скрипторий»,2008
4.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
5.
Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление
ДОУ-2005,№1
6.
Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией Васильевой М.А, Гербовой
В.В, Комаровой Т.С) – М, Мозаика-Синтез,2005