Автор: Климентьева Светлана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Дельфин"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ: "Как делать с ребёнком артикуляционную гимнастику дома?"
Раздел: дошкольное образование
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ:
«Как делать с ребёнком артикуляционную гимнастику дома?»
Учитель-логопед: Климентьева С.А.
Для
достижения
необходимых
ожидаемых
положительных
результатов
от
логопедических занятий ребёнка с логопедом требуется обязательные ежедневные занятия
дома с ребёнком по развитию мелкой артикуляционной моторики. Иными словами, если
Вы хотите, чтобы ваш малыш быстрее начал говорить правильно , необходимо приложить
определенные
усилия
и
вам,
РОДИТЕЛИ!
Основная
причина
того,
что
ребёнок
неправильно
произносит
те
или
иные
звуки
–это
недостаточное
развитие
мышц его
речевого
аппарата
(щек,
круговой
мышцы
рта,
губ,
языка).Поэтому
обязательной
и
неотъемлемой
частью
всех
логопедических
занятий
является артикуляционная
гимнастика. Как
правило
логопед
индивидуально
подбирает
каждому
ребёнку
комплекс артикуляционных
упражнений,
направленный
на
тренировки
той
или
иной
группы мышц, участвующих в правильной артикуляции того звука, который отсутствует в
речи ребенка или искажен. В этом случае дома нужно повторять те упражнения, которые
ребёнок разучил на логопедических занятиях в детском саду или в детском центре. Если
ваш ребёнок еще мал и не посещает занятия с логопедом, но Вы слышите, что речь вашего
ребёнка далека от совершенства, то Вы можете ему помочь уже сейчас. Занимаясь дома с
ребёнком, играя с ним, Вы можете использовать некоторые приёмы, доступные каждому,
по
развитию
мелкой
артикуляционной
моторики.
Выполнять
артикуляционную
гимнастику нужно вместе с ребёнком, сидя перед зеркалом, два раза в день. Каждое
упражнение
следует
выполнять
5-6
раз.
Основная
цель
упражнений
–
выработка
качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному
произнесению звуков. Но как эти упражнения сделать интересными и доступными для
понимания малыша? Ответ прост – разговаривайте на доступном для понимания языке –
языке «игры» или сказки. Каждое упражнение можно обыграть, показать и рассказать, к
примеру,
«сказку
о
веселом
язычке»,
используя
игрушки,
картинки,
маленькие
стихотворения,
которые
помогут
быстрее
запомнить
упражнение
и
заинтересовать
ребенка.
Сейчас
можно
найти
и
приобрести
массу изданий
с
советами и
готовыми речевыми
играми и
упражнениями
артикуляционной
гимнастики,
по
их
организации в домашних условиях. С нашей стороны хотелось бы предложить некоторые
приемы и упражнения в сопровождении маленьких стишков, которые легко обыграть и
показать ребёнку. К стишкам и сказкам можно подобрать игрушки или картинки для
лучшей наглядности. А так же добавлять движения руками, что помогает движению языка.
Специалистами установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию
речи. Вот некоторые приемы:
1.«Знакомство с язычком и его домиком»
Открываем ротик –дом,
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин ЯЗЫЧОК,
Он удобно в доме лёг.
Широко открывать рот вместе с ребёнком
В этом доме две стены.
Это ЩЁКИ нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом как шар раздуться.
Надувать и втягивать щеки. Можно это упражнение назвать «Воздушный шар».
Можно предложить язычку «Покрасить стены в своем домике» - при
этом язык выполняет движения вверх-вниз вдоль щек. Губы при этом сомкнуты.
Пол есть доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Это челюсть нижняя,
В домике подвижная.
Поднимать и опускать нижнюю челюсть, выполнять круговые движения
Потолок вверху внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери – зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в трубочку.
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет
И движения покажет.