Напоминание

"Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс"


Автор: Стратович Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 90"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 90»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Л.Н.Чудова

Протокол №_______

«____»_________2017г.

«Согласовано»

заместитель директора по

УВР Т.А.Голштейн

____________

«____»_________2017г.

Утверждено на заседание

Педагогического совета

Протокол №___

«____»_________2017г.

Директор МБОУ «ООШ№77»

____________.Ю.В.Литасова

Рабочая программа

«Обществознание

(включая экономику и право). 6-9 классы»

(ФКГОС ООО)

(базовый уровень изучения предмета,

основное общее образование)

Составители:

учитель обществознания

и истории

МБОУ «ООШ № 90»

Т. А. Стратович

учитель истории

и обществознания

О. Н. Ковалёва

Кемерово, 2017 г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….2

Общая характеристика учебного предмета………… …………………..….....4

Описание места учебного предмета в учебном плане………………………...7

Требования к уровню усвоения учебной образовательной программы……..8

Содержание учебного предмета ………………………………….…………….9

Тематическое планирование…………………………………..….……………18

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательной деятельности…………………………………………………26

Пояснительная записка

1

Рабочая

программа

учебного

предмета

«обществознание

(включая

экономику

и

право)»

составлена

на

основе

федерального

компонента

Государственного стандарта основного общего образования, федерального

учебного

плана

2004

года. на основе требований к результатам освоения

основной

образовательной

программы

и и

авторской

программы

Обществознание. 6-9 класс/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.-

М.: Просвещение, 2010. Она адресована учащимся 6 - 9-х классов.

Рабочая

программа

конкретизирует

содержание

предметных

тем

образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам

курса

с

учетом

логики

учебного

процесса,

возрастных

особенностей

учащихся. Рабочая программа способствует формированию у обучающихся

целостной

картины

общественной

жизни

и

включает

в

себя

основы

социальных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в ВУЗе.

Основной

направленностью

программы

курса

является

привитие

обучающемуся социальных и нравственных норм жизни, ориентирование на

определённую

иерархию

ценностей,

способствование

формированию

жизненного опыта и развитие определённых способов деятельности. Рабочая

программа

ориентирована

на

широкое

использование

исторических

экскурсов,

позволяющих

проследить

изучаемые

явления

через

их

зарождение, развитие и современное состояние.

Общие цели изучения обществознания в школе на ступени основного

общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для

общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в

учебном процессе, так и в широком социальном контексте:

формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

единство

образовательного

пространства

Российской

Федерации;

сохранение

и

развитие

культурного

разнообразия

многонационального

народа Российской Федерации,

доступность получения качественного основного общего образования;

преемственность

основных

образовательных

программ

начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального

образования;

духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение

их здоровья;

формирование

содержательно-критериальной

основы

оценки

результатов освоения обучающимися учебного предмета;

создание условий социального развития обучающихся, обеспечивающих

социальную

самоидентификацию

посредством

личностно

значимой

деятельности;

формирование

готовности

к

саморазвитию

и

непрерывному

образованию;

проектирование

и

конструирование

социальной

среды

развития

обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

2

построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

о собенно стей

обучающихся.

В

преподавании

используется

урочная

форма

обучения

и

активные

методы

работы

обучающихся:

самостоятельная

работа,

проблемные.

практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование,

деловые и ролевые игры, беседа, исследование, урок путешествие.

Структура предмета и последовательность предъявления материала:

Последовательность,

предполагаемая

в

рабочей

программе

по

обществознанию

(включая

экономику

и

право)

для

основной

школы,

обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики

развертывания,

также

особенностями

построения

учебного

предмета

для

школьников- подростков.

Программа

предусматривает

выделение

двух

отно сительно

самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом

возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа предмета (6-7

классы),

обращенное

к

младшему

подростковому

возрасту,

посвящено

актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.

Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном

окружении,

Родине.

Эти

вопросы

должны

быть

раскрыты

через

противопоставление

добра

и

зла,

справедливости

и

несправедливости.

Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст

условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные

ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В

6

классе

содержание

предмета

носит

преимуще ственно

пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших

подростков, дает развернутое представление о личности и ее социальных

качеств,

о

человеческой

деятельности,

включая

познавательную;

характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

Формы контроля:

текущий

контроль:

наблюдение,

беседа,

фронтальный

опрос,

индивидуальный

опрос,

опрос

в

парах,

самопроверка

и

взаимопроверка,

терминологические тесты, устные рассказы по плану, сочинения,

промежуточный контроль: тематические тесты,

итоговый контроль: итоговый тест.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный

предмет

«Обществознание»

относиться

к

общественно-

научным

(социальным)

дисциплинам.

Программа

в

основной

школе

опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в

начальных

классах

в

рамках

учебного

предмета

«Окружающий

мир».

Полнота

и

глубина

раскрытия

содержания

предмета

на

втором

этапе

обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего

3

и

среднего

подросткового

возраста.

Наиболее

сложные

аспекты

общественного развития рассматриваются в старших классах.

Главный

принцип

структурирования

всего

комплекса

программ

-

изучения учебного материала «от близкого к далекому» - от личных проблем

ученика, через рассмотрение развития соответствующей ситуации в регионе,

стране и мире, к общетеоретическим обобщениям и перспективам развития

явления.

Этот

принцип

реализуется

в

изучении

каждой

темы,

так

же

в

построении

всего

предмета.

Такое

единство

стержневых

содержательных

линий разных курсов и тем создает условия для обобщения, сравнения и

систематизации учениками знаний по предмету.

В целях успешной социализации детей отбирается научный материал,

соответствующий их возрастным возможностям, их жизненному опыту и

интересам, социальным потребностям, общественным требованиям.

В 6-9 классах курс «Обществознание» строится по модульно-линейному

принципу — основной акцент делается на относительно завершённых и

структурированных

совокупностях

единиц

содержания,

изучаемых

последовательно. В 6 классе содержание предмета носит преимущественно

пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших

подростков, дает развернутое представление о личности и ее социальных

качеств,

о

человеческой

деятельности,

включая

познавательную;

характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7,8,9 классах предмета ориентирован на более сложный круг вопросов

и

не

только

сопровождает

процесс

социализации,

но

и

способствует

предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность

изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей

изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального

опыта, познавательных возможностей учащихся. Особое внимания требует

использование

в

учебном

процессе

компьютерных

технологий.

Учителю

важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же

время

отчетливо

осознавать

границы

их

применения,

уметь

органически

сочетать эти технологии с традиционными методиками.

В

конце

обучения

перед

итоговой

аттестацией

предусмотрено

повторение всего пройденного материала.

Тематическое разделение содержания обществоведческого курса на всех

ступенях обучения остаётся традиционным:

1)

выделение

проблем

антропологического

и

общефилософского

плана в качестве самостоятельных блоков учебного материала;

2)

характеристика

основных

сфер

общественной

жизни:

социальной, духовной, экономической, политической и правовой

Особенностью программы является акцентирование воспитательной и

развивающей

составляющей

курса

«Обществознание»

на

всех

ступенях

обучения

путём

усиления

психологического

и

этического

аспекта

рассматриваемых

проблем

человека

и

общества,

проблемного

подхода

к

4

изучению материала. Художественные тексты и биографический материал

используются в качестве средства обучения.

В

рабочей

программе

достаточное

внимание

уделено

региональной

составляющей:

изучение

общественных

отношений

края,

взаимосвязи

родного

края,

города

с

жизнью

нашей

страны;

воспитание

чувства

сопричастности к наиболее значимым событиям и процессам, происходящим

в Кузбассе.

На

каждом

из

этапов

реализуются межпредметные

связи с

курсом

истории

и

другими

учебными

дисциплинами.

Взаимодействие

курсов

истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное

представление о динамике развития современных форм общественной жизни,

критически

воспринимать

получаемую

социальную

информацию,

осмысленно

изучать

многообразие

моделей

поведения,

существующих

в

современном обществе. Использование потенциала межпредметных связей

курсов истории и географии расширяет знания учащихся о глобализации

современного мира. Формирование системы интегративных связей истории и

предметов

образовательных

области

«Филология»

значительно

повышает

коммуникативный

потенциал

процесса

обучения,

позволяет

учащимся

обращаться к творческому потенциалу народов мира, к духовному богатству

народов. Знание учащимися принципов и направлений духовного творчества

расширяет их возможности развития.

Изучение

обществознания

(включая

экономику

и

права)

в

основной

школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности

в

ответственный

период

социального

взросления

человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления

в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)

информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой

культуры,

экономиче ского

образа

мышления,

спо собно сти

к

самоопределению и самореализации;

в о с п и т а н и е общеро ссийской

идентично сти,

граж дан ской

ответственности,

уважения

к

социальным

нормам;

приверженности

гуманистическим

и

демократическим

ценностям,

закрепленным

в

Конституции Российской Федерации;

освоение на

уровне

функциональной

грамотности

системы знаний,

необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных

ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих

успешно

взаимодействовать

в

социальной

среде;

сферах

человеческой

деятельности;

способах

регулирования

общественных

отношений;

механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение

умениями познавательной, коммуникативной, практической

деятельности

в

основных

характерных

для

подросткового

возраста

социальных ролях;

формирование

опыта применения

полученных

знаний

для

решения

типичных

задач

в

области

социальных

отношений;

экономической

и

5

гражданско-общественной

деятельности;

межличностных

отношениях;

отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-

бытовых отношениях.

Преподавание

обществознания

предусматривает

проведение

уроков

различной

формы:

комбинированные

уроки,

уроки

с

элементами

эвристической беседы, уроки-зачеты, уроки-практикумы, уроки-экскурсии.

Контроль знаний и оценка учебных достижений, учащихся 6-7 классов

осуществляется

через

индивидуальный

и

фронтальные

опро сы,

тематический,

итоговый

контроль

в

форме

тестирования,

защиты

презентаций;

для

учащихся

8-9

классов-

через

индивидуальный

и

фронтальные

опросы,

тематический,

итоговый

контроль

в

форме

тестирования, защиты презентаций, защиты рефератов, исследовательских

работ, государственной итоговой аттестации (по выбору учащихся).

При организации образовательного процесса используются следующие

педагогические технологии:

личностно-ориентированное

обучение,

направленное

на

перевод

обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

развивающее

обучение,

в

основе

которого

лежит

способ

обучения,

направленный на включение внутренних механизмов личностного развития

школьников;

объяснительно-иллюстративное

обучение,

суть

которого

в

информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной

деятельности

с

целью

выработки

как

общеучебных,

так

и

специальных

знаний;

учебно-игровая деятельность.

Методы организации и осуществления образовательной деятельности:

методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и

восприятие

её

учащимися

посредством

слушания,

наблюдения,

практических действий,

словесные методы: рассказ, лекция, беседа, чтение, анализ документов,

наглядные методы: иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фото,

схемы, таблицы,

практические

методы:

работа

с

учебной

книгой,

атласом,

контурной

картой,

методы учебной работы под руководством учителя,

методы самостоятельной работы учащихся,

методы

стимулирования

мотивации

учебной

де яте льн о с ти :

познавательные

игры,

учебные

дискуссии,

опора

на

неожиданность,

парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации

успеха,

6

методы

стимулирования

мотивов

сознательности,

ответственности,

настойчивости,

долга:

убеждение,

требование,

приучение,

упражнение,

поощрение.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В

соответствии

с

федеральным

компонентом

Государственного

стандарта основного общего образования, изучение социальных знаний не

прерывается, как это было раньше. Согласно

учебному плану предмет

изучается в течение всей основной школы. Общее количество времени на

четыре года обучения составляет 139 часов (6-8 класс- 35 учебных недель, в 9

классе – 34 учебной недели). Общая недельная нагрузка в каждом году

обучения

составляет

1

час.

Общая

недельная

нагрузка

в

каждом

году

обучения составляет 1 час. При изучении отдельных тем предмета возможно

добавление

регионального

компонента.

На

долю

инвариантной

части

предмета

приходится

75

%

учебного

времени.

Оставшееся

время

распределяется на подготовку и представление проектных работ, а также на

закрепление и организацию контроля за усвоением учебного материала, на

итоговое повторение, может быть направлено на изучение нового материала

при нехватке учебного времени. Резервное время распределяется ежегодно в

календарно-тематическом плане.

Требования к уровню усвоения учебной образовательной программы

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/понимать

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные

отношения.

Уметь

7

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные

признаки;

человека

как

социально-деятельное

существо;

основные

социальные роли;

сравнивать социальные

объекты,

суждения

об

обществе

и

человеке,

выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи

изученных

социальных

объектов

(включая

взаимодействия

человека

и

общества,

общества

и

природы,

сфер

общественной жизни);

приводить

примеры социальных

объектов

определенного

типа,

социальных

отношений;

ситуаций,

регулируемых

различными

видами

социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение

людей

с

точки

зрения

социальных

норм,

экономической рациональности;

решать познавательные

и

практические

задачи

в

рамках

изученного

материала,

отражающие

типичные

ситуации

в

различных

сферах

деятельности человека

осуществлять

поиск социальной

информации

по

заданной

теме

из

различных

ее

носителей

(материалы

СМИ,

учебный

текст

и

другие

адаптированные источники); различать в социальной информации факты и

мнения;

самостоятельно

составлять простейшие

виды

правовых

документов

(записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности

и

повседневной

жизни

для полноценного

выполнения

типичных для подростка социальных ролей, общей ориентации в актуальных

общественных событиях и процессах.

Содержание учебного предмета

Обязательный

минимум

содержания

«Обществознание

(включая

экономику и права)»

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее

основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. ПОЗНАНИЕ МИРА.

Личность. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА. Особенности подросткового

возраста. САМОПОЗНАНИЕ.

Человек

и

его

ближайшее

окружение.

Межличностные

отношения.

Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

8

Общество

как

форма

жизнедеятельности

людей.

Взаимодействие

общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Социальная структура общества. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ. Многообразие

социальных

ролей

в

подростковом

возрасте.

БОЛЬШИЕ

И

МАЛЫЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. Межнациональные и

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ отношения.

ФОРМАЛЬНЫЕ

И

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ.

СОЦИАЛЬНЫЙ

СТАТУС. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

Социальная ответственность.

Социальный

конфликт,

пути

его

разрешения.

СОЦИАЛЬНЫЕ

ИЗМЕНЕНИЯ

И

ЕГО

ФОРМЫ.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

В

XXI

ВЕКЕ,

ОСНОВНЫЕ

ВЫЗОВЫ

И

УГРОЗЫ.

ПРИЧИНЫ

И

ОПАСНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА.

Основные сферы жизни общества

Сфера

духовной

культуры

и

ее

особенности.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ. Свобода и ответственность.

Социальные

ценности

и

нормы.

Мораль.

ДОБРО

И

ЗЛО.

Гуманизм.

Патриотизм и гражданственность.

Наука

в

жизни

современного

общества.

ВОЗРАСТАНИЕ

РОЛИ

НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Возможности

получения

общего

и

профессионального

образования

в

Российской Федерации.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни

современного общества. Свобода совести.

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и

потребности, ограниченность ресурсов. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ.

Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация.

Обмен, торговля. ФОРМЫ ТОРГОВЛИ И РЕКЛАМА.

Д е н ь г и .

И Н Ф Л Я Ц И Я .

Б А Н К О В С К И Е

У С Л У Г И ,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ГРАЖДАНАМ. ФОРМЫ СБЕРЕЖЕНИЯ ГРАЖДАН.

СТРАХОВЫЕ

УСЛУГИ.

Неравенство

доходов

и

экономические

меры

социальной

поддержки.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

О СНОВЫ

ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЯ.

Рынок

и

рыночный

механизм.

Предпринимательство

И

ЕГО

О Р ГА Н И З А Ц И О Н Н О - П РА В О В Ы Е

Ф О Р М Ы .

П р о и з в о д с т в о ,

п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

т р уд а .

ФА К Т О Р Ы ,

В Л И Я Ю Щ И Е

Н А

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

ТРУДА.

Малое

предпринимательство

и

фермерское

хозяйство.

ИЗДЕРЖКИ,

ВЫРУЧКА,

ПРИБЫЛЬ.

Заработная

плата

и

стимулирование

труда.

Налоги,

уплачиваемые

гражданами.

БЕЗРАБОТИЦА. ПРОФСОЮЗ.

Экономические

цели

и

функции

государства.

МЕЖДУНАРОДНАЯ

ТОРГОВЛЯ. ОБМЕННЫЕ КУРСЫ ВАЛЮТ.

9

Социальная

сфера.

Семья

как

малая

группа.

БРАК

И

РАЗВОД,

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ. Отношения между поколениями.

Социальная

значимость

здорового

образа

жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ

СТРАХОВАНИЕ.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для

человека и общества.

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в

жизни

общества.

Политический

режим.

Демократия,

ЕЕ

РАЗВИТИЕ

В

СОВРЕМЕННОМ

МИРЕ.

Разделение

властей.

Местное

самоуправление.

Участие

граждан

в

политической

жизни.

Опасность

политического

экстремизма.

Выборы,

референдум.

Политические

партии

и

движения,

их

роль

в

общественной жизни. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки

государства.

Формы

государства.

Гражданское

общество

и

правовое

государство.

Норма

права.

Нормативный

правовой

акт.

СИСТЕМА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

СУБЪЕКТЫ

ПРАВА.

Понятие

прав,

свобод

и

обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.

Понятие

и

виды

юридической

ответственности.

ПРЕЗУМПЦИЯ

НЕВИНОВНОСТИ.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

Российской Федерации.

Федеративное

устройство

России.

Органы

государственной

власти

Российской

Федерации.

Правоохранительные

органы.

Судебная

система.

АДВОКАТУРА.

НОТАРИАТ.

Взаимоотношения

органов

государственной

власти и граждан.

Права

и

свободы

человека

и

гражданина

в

России,

их

гарантии.

Конституционные

обязанности

гражданина.

Права

ребенка

и

их

защита.

Особенности

правового

статуса

несовершеннолетних.

Механизмы

реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-

правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские

правоотношения.

Право

собственности.

ОСНОВНЫЕ

ВИДЫ

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ

ДОГОВОРОВ.

Права

потребителей.

Семейные

правоотношения.

Права

и

обязанности

родителей

и

детей.

ЖИЛИЩНЫЕ

ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Право

на

труд

и

трудовые

правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные

правоотношения,

правонарушения

и

наказания.

Основные

понятия

и

и н с т и т у т ы

у го л о в н о г о

п р а в а .

Уго л о в н а я

о т в е т с т в е н н о с т ь

несовершеннолетних. ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОЙ САМООБОРОНЫ.

6 класс (35часов)

10

Тема 1. Человек (9 часов)

Цели и ценность человеческой жизни.

Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных.

Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств.

Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста.

Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель

взрослости.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и

самооценка.

Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение).

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в

детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и

умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные.

Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Тема 2. Семья (4часа)

Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.

Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.

Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей.

Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.

Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа (4часа)

Значение образования в жизни общества.

Ступени школьного образования.

Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и

внеурочная деятельность. Учеба – основной труд школьника. Умение

учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками,

друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Тема 4. Труд (5 часа)

Труд – основа жизни.

Содержание и сложность труда. Результаты труда.

Заработная плата в Кемеровской области. Труд – условие благополучия

человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд.

Творчество в искусстве.

11

Проблема выбора профессии. На пути к жизненному успеху. Привычка к

труду. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Заработная плата в

Кемеровской области.

Тема 5. Родина (8 часов)

Наша родина – Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство.

Русский язык – государственный.

Любовь к Родине. Черты патриота.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные

праздники. История государственных символов

.

Символы

города

Кемерово

.

Москва

столица

России

.

Кемерово

столица

Кузбасса

.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности

граждан. Гражданственность.

Народы России – одна семья. Россия – федеративное государство.

Национальность человека. Многонациональная культура России.

Межнациональные отношения.

Тема 6. Добродетели (4часа)

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее.

Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.

Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто

нуждается в поддержке.

7 класс (35часов)

Тема 1. Человек и другие люди (7 часов)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.

Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья.

Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру.

Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками,

старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность,

взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение.

Разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2. Человек и закон (13 часов)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи,

ритуалы, обряды.

12

Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина.

Права ребенка и их защита. Особенности правого статуса

несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод

человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.

Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения

законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия.

Военная служба. Важность подготовки к использованию воинского долга.

Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.

Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя

дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду.

Законопослушный человек. Противозаконное поведение.

Преступление и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция.

Адвокатура. Нотариат.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство.

Основные участники экономики – потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и

малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха.

Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и

качества т руда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на

производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства.

Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль

производителя.

Виды

и

формы

бизнеса

в

Кемеровской

области

.

Роль

предпринимательства

в

развитии

экономики

.

Развитие

предпринимательства

в

Кузбассе

.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы

бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля

и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.

Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное

хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и

13

произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего

хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 часа)

Человек - часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема

загрязнения окружающей среды.

Охранять природу - значит охранять жизнь. Цена безответственного

отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и

деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.

Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Значение земли и

других природных ресурсов как основы жизни и деятельности в Кузбассе.

8 класс (35 часов)

Тема 1. Личность и общество (3 часа)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и

ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы

общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI

веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы

современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (7 часов)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.

Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и

гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии

морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль

человека.

Значимость образования в Кемеровской области в условиях

информационного общества.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и

практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и

поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные

элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность

образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы

труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и

объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

14

Тема 3. Экономика (12 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор.

Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции

экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав

собственности.

Безработица в Кемеровской области. Причины безработицы.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и

предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и

специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые

формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.

Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.

Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые

гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги,

предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский

кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные

последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы

валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (4 часа)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и

малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей

личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли

подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к

историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие

людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение . Опасность наркомании и алкоголизма для

человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

9 класс (35 часов)

Тема 1. Политика и социальное управление (8 часов).

15

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления

политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Форма государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические

ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового

государства в РФ.

Гражданское общество.

Местное самоуправление

. Пути формирования

гражданского общества в РФ,

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные

черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.

Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь

общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (16 ч).

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы

права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система

законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и

виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура.

Нотариат.

Конституция-основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы

государственной власти РФ. Взаимоотношения органов государственной

власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-

идеал права. Воздействие международных документов по правам человека

на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии в РФ, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина. Права человека и их защита.

Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды

гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус

несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и

обязанности родителей и детей.

16

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.

Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность

несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на

жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения

в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Образование

в

Кузбассе

.

Итоговое повторение по курсу « Обществознание (включая экономику и

право)»( 10ч).

Повторительно-обобщающие уроки по темам: «Право», «Экономика»,

«Сфера духовной культуры», «Социальная сфера», «Глобальные проблемы

современности». Их решение в Кемеровской области.

Тематическое планирование.

6 класс (35часов)

17

Количество

часов

Тема: Человек 9

9

1

Ценность человеческой жизни.

1

2

Человек - биологическое существо

1

3

Личность. Индивидуальность человека

1

4

Отрочество – особая пора жизни

1

5

Познание самого себя

1

6

Способности человека

1

7

Деятельность человека, ее основные формы

1

8

Потребности человека – биологические, социальные,

духовные.

1

9

Духовный мир человека. Мысли и чувства

1

Тема: Семья

4

10

Семья – ячейка общества. Семейный кодекс.

1

11

Права ребенка

1

12

Семейное хозяйство. Распределение обязанностей

1

13

Значимость здорового образа жизни.

1

Тема: Школа

4

14

Значение образования в жизни общества.

1

15

Ступени школьного образования

1

16

Система образования в РФ

1

17

Проблемы общения со сверстниками. Дружба

1

Тема: Труд

5

18

Труд – основа жизни.

1

19

Содержание и сложность труда

1

20

Заработная плата в Кемеровской области

1

21

Труд и творчество. Признаки мастерства

1

22

Проблема выбора профессии.

1

Тема: Родина

8

23

Наша родина – Россия, Российская Федерация.

1

24

Субъекты Федерации. Многонациональное

государство.

1

25

Русский язык - государственный

1

26

Любовь к родине. Черты патриота.

1

27

Государственные символы России.

Символы города Кемерово

1

28

Москва – столица России. Кемерово-столица Кузбасса

1

29

Гражданин – Отечества достойный сын. Права

граждан России.

1

30

Народы России – одна семья. Межнациональные

отношения.

1

18

Тема: Добродетели

4

31

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит

хорошее.

1

32

Мораль. Золотое правило морали.

1

33

Страх – защитная реакция человека. Смелость и

отвага

1

34

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к

людям

1

35

Обобщающий урок по курсу 6 класса

1

Тематическое планирование.

7 класс (35часов)

Количество

часов

Человек и другие люди

7

1

Межличностные отношения. Сотрудничество и

соперничество.

1

2

Социальные группы. Группы формальные и

неформальные.

1

3

Общение – форма отношения человека к

окружающему миру.

1

4

Цели общения. Средства общения.

1

5

Человек среди других людей. Взаимопонимание.

1

6

Конфликты, причины их возникновения.

1

7

Разрешение конфликтов.

1

Человек и закон

13

8

Социальные нормы. Правила поведения.

1

9

Правила этикета и хорошие манеры.

1

10

Права и свободы человека и гражданина в России,

их гарантии

1

11

Права ребенка и их защита. Особенности правового

статуса несовершеннолетних

1

12

Понятие правоотношений. Признаки и виды

правонарушений.

1

13

Понятие и виды юридической ответственности.

1

14

Защита Отечества. Долг и обязанность.

1

15

Военная служба. Важность подготовки к исполнению

воинского долга.

1

16

Дисциплина – необходимое условие существования

общества и человека. Воля и самовоспитание.

1

19

17

Ответственность за нарушение законов.

Законопослушный человек.

1

18

Преступление и проступки. Ответственность

несовершеннолетних.

1

19

Правоохранительные органы. Судебные органы.

Милиция. Адвокатура.

1

20

Взаимоотношения органов государственной власти и

граждан.

1

21

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребители

и производители

1

Человек и экономика

10

22

Слагаемые профессионального успеха. Взаимосвязь

количества и качества труда.

1

23

Производство. Факторы, влияющие на

производительность труда.

1

24

Виды

и

формы

бизнеса

в

Кемеровской

области

1

25

Роль

предпринимательства

в

развитии

экономики

.

Развитие

предпринимательства

в

Кузбассе

1

26

Торговля и ее формы. Реклама в современной

экономике.

1

27

Основные виды денег. Функции денег.

1

28

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи.

1

29

Семейный бюджет. Источники доходов семьи.

1

30

Принципы рационального ведения домашнего

хозяйства.

1

31

Человек и природа

4

Человек – часть природы. Взаимодействие человека и

природы.

1

32

Охранять природу – значит охранять жизнь. Главные

правила экологической морали.

1

33

Значение земли и других природных ресурсов как

основы жизни и деятельности в Кузбассе

1

34

Законы Российской Федерации, направленные на

охрану окружающей среды.

1

35

Обобщающий урок по курсу 7 класса

1

Итог

о

35

20

Тематическое планирование.

8 класс (35часов)

Количество

часов

Личность и общество

5

1

Личность. Социализация индивида.

1

2

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Основные сферы общественной жизни.

1

3

Социальные изменения и их формы. Развитие

общества.

1

4

Глобальные проблемы современности.

1

5

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Личность и общество»

1

Сфера духовной культуры

10

6

Сфера духовной культуры и ее особенности.

1

7

Мораль. Основные ценности и нормы морали.

1

8

Добро и зло – главные понятия этики. Критерии

морального поведения.

1

9

Долг и совесть.

1

10

Моральный выбор. Свобода и ответственность

1

11

Значимость образования в Кемеровской области в

условиях информационного общества.

1

12

Непрерывность образования. Самообразование

1

13

Наука, ее значение в жизни современного общества.

1

14

Религия как одна из форм культуры. Свобода совести.

1

15

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сфера

духовной культуры»

1

Экономика

12

18

Потребности и ресурсы Кемеровской области

1

19

Основные вопросы экономики: что, как и для кого

производить. Функции экономической системы.

1

20

Право собственности. Формы собственности.

1

21

Рыночный механизм регулирования экономики.

Спрос и предложение.

1

22

Производство. Товары и услуги.

1

23

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные

организационно-правовые формы.

1

21

24

Экономические цели и функции государства.

Государственный бюджет.

1

25

Распределение. Неравенство доходов.

1

26

Потребление. Семейное потребление.

1

27

Реальные и номинальные доходы. Инфляция.

Потребительский кредит.

1

28

Безработица в Кемеровской области. Причины

безработицы.

1

29

Мировое хозяйство. Международная торговля.

1

Социальная сфера

8

30

Социальная структура общества. Большие и малые

социальные группы.

1

31

Социальный конфликт, пути его разрешения.

1

30

Половозрастные роли в современном обществе.

Социальные роли подростка.

1

31

Этнические группы. Межнациональные отношения.

1

32

Отклоняющееся поведение.

1

33

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и

общества.

1

34

Социальная значимость здорового образа жизни.

1

35

Повторительно-обобщающий урок по курсу 8 класса.

1

Итог

о

35

Тематическое планирование.

9 класс (35часов)

Количество

часов

Вводный урок

1

Политика и социальное управление

1

1

Политика и власть

1

2

Государство, его отличительные признаки

1

3

Политический режим. Развитие демократии в

современном обществе.

1

4

Правовое государство.

1

5

Гражданское общество.

22

6

Местное самоуправление в Кузбассе

1

7

Участие граждан в политической жизни.

1

8

Политические партии и движения.

1

9

СМИ. Влияние СМИ на политическую жизнь

общества.

1

10

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Политика и социальное управление»

1

11

Право.

1

12

Право, его роль в жизни человека общества и

государства.

1

13

Понятие правонарушения.

1

14

Правоохранительные органы.

1

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»

16

Конституция - основной закон РФ

1

17

Основы конституционного строя РФ. Федеративное

устройство.

1

18

Понятие прав, свобод и обязанностей.

1

19

Права и свободы человека и гражданина в РФ.

1

20

Гражданские правоотношения.

1

21

Трудовые правоотношения.

1

22

Семейные правоотношения.

1

23

Административные правоотношения.

1

24

Основные понятия и институты уголовного права.

1

25

Социальные права.

1

26

Международно-правовая защита жертв вооруженных

конфликтов.

1

27

Правовое регулирование отношений в сфере

образования.

1

28

Образование в Кузбассе.

1

Повторение

6

29

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»

1

30

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Экономика»

1

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера

духовной культуры»

1

32

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Социальная сфера»

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Глобальные проблемы современности. Их решение

в Кемеровской области».

1

34

Заключительный урок по курсу «Обществознание»

1

Итог

о

3

23

Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательной деятельности

Список литературы для учителя:

1.

Боголюбов, Л.Н. Обществознание [Текст]: учебник. 6 класс / Л.Н. Боголю-

бов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. – Москва: Просвещение, 2012.

2.

Данилов, Д.Д. Обществознание [Текст]: учебник. 7 класс / Д.Д. Дани-

лов, Е.В. Сизова, М.Е. Турчина. – Москва: Баласс, 2013.

3.

Иванова, Л.Ф. Обществознание [Текст]: рабочая тетрадь. 6 класс / Л.Ф.

Иванова, Я.В. Хотенкова – Москва: Просвещение, 2012.

24

4.

Лебедков, А.М. Обществознание [Текст]: проектирование учебного кур-

са. 6 класс / А.М. Лебедков – Москва: Вентана-Граф, 2014.

5.

Соболева, В. Обществознание [Текст]: программа. 6-11 классы / В. Со-

болева, О.В. Медведева. – Москва: Вентана-Граф, 2012.

6.

Ярославцева, М.Ю. Обществознание [Текст]: рабочая тетрадь. 7 класс /

М.Ю. Ярославцева – Москва: Баласс, 2012.

Список литературы для учащихся:

1.

Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. [Текст] /

Е.В. Домашек – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

2.

Кишенкова, О.В. Обществознание: хрестоматия для учащихся. [Текст] /

О.В. Кишенкова, И.Н. Федоров, С.А. Федорова. – Москва: Новый учеб-

ник, 2012.

3.

Саплина, Е. В. Путешествие в историю [Текст] / Е.В. Саплина, А.И. Са-

плин. – Москва, 2011. - Разд. Фигуры на гербе.

4.

Сергеева, Л.С. Человек [Текст]: энциклопедия для детей / Л.С. Сергее-

ва. – Москва, 2010.

5.

Школьник, Ю.К. Человек [Текст]: энциклопедия / Ю.К. Школьник. –

Москва, 2010.

25



В раздел образования