"Развитие логического мышления дошкольников в дошкольной общеобразовательной организации"
Автор: Степанова Ольга Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №19 с/п "Детский сад" Аист" Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие логического мышления дошкольников в дошкольной общеобразовательной организации" Раздел: дошкольное образование
«Развитие логического мышления дошкольников в дошкольной
общеобразовательной организации»
Степанова О.В., воспитатель
Происходящие изменения в обществе обнаружили многие проблемы нашей
образовательной системы, в том числе и в воспитании личности
дошкольника. Потребность в целенаправленном формировании логических
приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся
психологами и педагогами. Известный детский психолог Л. С. Выготский
одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное
развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний,
сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных
особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не
усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и
складываются с помощью напряжения всей активности его собственной
мысли». Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на
каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором
формируются психические функции, важные для перехода к следующему
этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период,
будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей
в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык
логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев
логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится
мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути
проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и
процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и
удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и
интеллектуальному развитию личности.
Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является
способность логически мыслить.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда
происходит преобразование характера человеческого труда и
взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема
человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать
нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время
возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество
требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить
необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий
процесс. Умение использовать информацию определяется развитостью
логических приёмов мышления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием
качественного обновления общества является умножение интеллектуального
потенциала. Дошкольное образование стало первой ступенью общего
образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески
мыслить, развить умственные способности детей, логику мысли,
рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и
сообразительности.
Проблема .
Н а и б о л е е интенсивное
интеллектуальное
развитие
детей
приходится
на
дошкольный
возраст. Недостаточное развитие логического
мышления оказывает немаловажное значение для обучения детей.
Цель : Развитие логического мышления дошкольников посредством игры
Задачи:
*Заинтересовать детей играми, способствующих развитию мыслительных
процессов
*Формирование логических приёмов умственных действий у дошкольников:
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
*Развитие у детей речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности
внимания, познавательных процессов, творческого воображения.
*Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению
трудностей, уверенности в себе. Желание вовремя прийти на помощь к
сверстникам.
*Применять и самостоятельно разрабатывать игры на развитие логического
мышления
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это
время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую
жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение
речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п. Многие психологи и
педагоги справедливо отмечали, что богатый выбор дидактических
материалов, книг и игр способствует развитию мышления и воображения
ребенка, побуждает его любопытство, развивает способности к наблюдению,
учит умению размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы.
В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к
воздействиям определенного рода). Не стоит пропускать эти годы, иначе
происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности
легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники
необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не
замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует,
что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но
далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека
велики и путем специально организованного обучения можно сформировать
у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались
доступными лишь детям значительно более старших возрастов. И это очень
важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на
ее пороге, массу серьезных требований.
Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться
решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно
овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного,
логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе
испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста
недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют
интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка
думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.
Мышление — это процесс познания человеком
действительности с
помощью мыслительных процессов, анализа, синтеза, суждений. Выделяют
три вида мышления:
1. Наглядно-действенное
2. Наглядно-образное
3. Словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у
ребенка с 3 — 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать
предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые
разнообразные практические задачи.
На основе наглядно-действенного мышления формируется и более
сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем,
что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений,
без применения практических действий.
К шести — семи годам начинается наиболее интенсивное формирование
словесно-логического мышления, которое связано с использованием и
преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач
словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение
даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных
обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и
т.д., то есть то, чем занимается ребёнок, развивает у него
такие
мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование,
классификация, установление причинно-следственных связей, понимание
взаимозависимостей, способность рассуждать.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических
упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату.
В этом случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него
складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и
стимулирует мыслительную активность. Это даёт основание для утверждения
о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных
задач к элементам творческой деятельности.
В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного
возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка
является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности
достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития.
Владение умением играть в логические игры обеспечивает ребёнку высокий
уровень развития мыслительных процессов.
Благодаря
использованию
игровой
технологии
процесс
обучения
дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Развитие логического мышления включает в себя использование
дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических
игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности
у детей формируются важные качества личности: самостоятельность,
находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать
их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для
дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них
игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают
воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к
исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет
важное значение для успешности последующего школьного обучения, для
правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении
помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры,
насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические
конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют
ускорению формирования и развития у дошкольников простейших
логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем
обучении успешно овладевать основами математики и информатики.
Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных
(собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм.
Используются различные игры:
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов:
“Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет,
отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть
внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что
нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”,
“Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать
предметы”.
Например, «Угадай, что спрятано», «Волшебная коробочка».
Многофункциональность одной игры – может решить большое количество
образовательных задач, незаметно ребенок изучает, запоминает цвета, форму,
тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление. Внимание,
память, воображение. Я предлагаю ребенку младшей группы угадать, что
спрятано в этом мешочке.
Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-
фрукты-ягоды”, помогают классифицировать, обобщать.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий
используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”,
“Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней
величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”,
развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Игры со строительным материалом, конструктор, кубики, Эти игры
развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец
постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу). В
творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез
(воссоздание объекта).
Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук
и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время
этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
Предлагаются следующие задания (для детей 4 – 5 лет):
· выложить фигуру, сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура
(сколько треугольников? квадратов?);
· сосчитать углы, входящие в фигуру;
· построить фигуру по образцу;
· самому придумать и сложить фигуру.
Пальчиковые игры: Эти игры активизируют деятельность мозга,
развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой
деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют
участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях
«вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну
«пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую
инсценировку для других стишков и песенок.
Пример: «Мальчик – пальчик»
- Мальчик – пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Развивающие
игры:
Блоки
Дьенеша,
палочки
Кьюзенера,
кубики
В.
Никитина,
«Колумбово
яйцо»
-
самые
главные
в
развитии
логического
мышления, так как они заставляют думать, включают воображение, учат
операциям сравнения, обобщения, анализа.
Любая игра имеет широкий диапазон действий: Например, в одну и ту
же игру можно играть от 3 до 7 лет. Это возможно, потому что в ней есть
упражнения как в 1-2 действия для малышей, так и многоступенчатые задачи
для старших детей.
Развитие логического мышления детей происходит не только при
помощи дидактических игр, но и в самостоятельной деятельности детей:
например, в ролевой игре «Семья»: играя в дочки – матери, ребенок думает о
том, куда пошла мама, тем самым выстраивая дальше логическую цепочку:
чем она будет заниматься, что будет делать потом. Что случиться, когда она
вернется домой и т. д. Этот вид деятельности очень важен для развития
мышления ребенка. В таких играх ребенок закрепляет полученные знания,
развивает интеллект, появляется неограниченная возможность придумывать и
творить, а значит, развивается его мыслительная деятельность. В старшем
дошкольном возрасте игра усложняется. Если ребенок имеет определенные
знания о работе водителя, то он не только будет оперировать с рулем, но он
будет
работать
на
торговой
базе,
куда
будет
привозить
материалы,
в
ремонтной мастерской, таксистом и пр. В игре «Рыбаки» он будет не просто
сидеть на берегу и ловить удочкой рыбу, как это он может делать в младшей
группе, а придумает сюжет, в котором он может выполнять роль бригадира
рыбацкой бригады, вместе с другими детьми они могут сплести сети, ловить
рыбу сообща, подкармливать рыбу. Для чего? Чтобы был лучше улов? Чтобы
рыба была крупнее? Здесь же могут и работать водители, которые будут
увозить рыбу на рынок, на завод и т. д. Т. е. знания ребенка, его воображение,
умение мыслить, вспоминать, сравнивать как раз и помогает развивать сюжет
игры. Работая в этом году с детьми младшей группы, я играла с детьми в
такие ролевые игры, как «магазин», в котором они продают и покупают не
только игрушки, но и продукты, одежду, инструменты, используют кассу,
деньги,
причем
в
начале
развития
игры
это
были
рисованные
купюры,
сегодня дети заменяют их простыми фантиками, листочками с деревьев, что
свидетельствует
о
том,
что
ребенок
уже
мыслит,
фантазирует.
В
игре
«Парикмахерская» раньше только причесывали друг друга, к концу года –
моют голову, накручивают бигуди, стригут, делают прическу, сравнивают
клиента до начала операции и в конце, говоря такие слова: какая красивая
прическа получилась, вам это нравится, вам это идет и пр. В игре «Больница»
действует не только врач, который раннее только слушал и делал уколы.
Сегодня
врач
уколы
не
делает,
а
по
его
рекомендации
укол
делает
медицинская сестра. Прежде чем сделать укол, он обрабатывает место укола
воображаемым
спиртом,
использует
вату,
обязательно
спросит:
«Вам
не
больно? ». Это так важно в развитии мышления дошкольников. И здесь,
главное, не упустить время, сделать все возможное для развития сюжета
игры, для повышения уровня знаний детей.
Вывод.
Каждый
дошкольник
–
маленький
исследователь,
с
радостью
и
удивлением
открывающий
для
себя
мир.
И
наша
задача
–
помочь
ему
сохранить
и
развить
стремление
к
познанию,
удовлетворить
детскую
потребность к активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка. Игры по
праву занимают очень большое место в системе дошкольного образования.
Они оттачивают ум ребенка, развивают гибкость ума, мышления, учат логике.
Все эти качества пригодятся в школьном обучении. Овладев логическими
операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить
ясно
и
четко,
сумеет
в
нужный
момент
сконцентрироваться
на
сути
проблемы,
убедить
других
в
своей
правоте.
Использование
игрового
занимательного
материала
ведет
к
более
интенсивному
развитии
компонентов логического мышления.