Напоминание

"Социально-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС"


Автор: Липакина Оксана Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А.Котенко
Населённый пункт: Краснодарский край город Ейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Социально-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




«Социально-педагогическое сопровождение в условиях реализации

ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт второго

поколения.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты

начального общего образования в рамках реализации национальной

образовательной инициативы «Наша новая школа».

Введение государственного образовательного стандарта соответствует

Конституции Российской Федерации, Международному пакту об

экономических, социальных и культурных правах. Государственные

образовательные стандарты вводятся в систему нормативно - правового

обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации

«Об образовании».

В стандартах второго поколения говорится: «Стандарт призван играть

важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих,

компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность

перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны».

Целью образования становится общекультурное, личностное и

познавательное развитие учащихся.

Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся,

социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной

среды. Введение нового стандарта общего образования существенно

изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной,

конкретной и измеримой деятельность социального педагога как

полноценного участника образовательного процесса.

Новые образовательные стандарты - эта фраза давно на слуху у всех

специалистов системы образования. Не могут остаться в стороне от этих

изменений и социальные педагоги, ведь новые стандарты, по словам

разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации

обновленной роли социального педагога в школе.

Работа социального педагога в системе образовательной организации -

важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной

на реализацию ФГОС .

Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К

настоящему времени нет готовых рецептов!

Вам хорошо известно, что социально-экономическая нестабильность страны

привела к ослаблению интереса родителей ко всему происходящему, а

главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы

обучения в этой системе требует пристального внимания, на плечи педагогов

образовательного процесса легло много сложных проблем.

При внедрении ФГОС можно выделить 2 проблемы, которые отнюдь не новы:

Это проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и

ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из

многодетных семей, семей и детей, находящихся в социально-опасном

положении.

И, безусловно, проблема неуспевающего ученика, которая выходит за

рамки чисто педагогической проблемы, и является одной из наиболее

острых и требующих комплексного, методически осмысленного

подхода.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, а это требует

инновационной деятельности педагогов, способной реально помочь в

решении проблем.

Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и

эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в

которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким

спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия

могут зависеть от социальной депривации (Нарушение контактов личности с

обществом), при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов,

ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и

психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже

о социальном одиночестве.

Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная

квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии

ребенка, нарушение состояния здоровья. В этом плане все усилия необходимо

направлять на устранение тех недостатков, на которые указывают сами

учителя, ученики и их родители, применяя альтернативные концепции к их

устранению.

Можно сделать вывод, что социальный педагог в системе сопровождения

ФГОС играет очень важную роль, а именно, его деятельность должна быть

направлена на объединение усилий семьи, образовательного организации,

общественности для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной

деятельности детей. Социальная педагогика здесь, как и прежде, в качестве

практической деятельности ориентирована в основном на работу с детьми и

семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений

работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями

обучения.

Его главная цель - улучшить способность человека к социальному

функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические,

психологические, социально-медицинские), способствующие достижению

этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.

«Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного

процесса в условиях введения и реализации ФГОС»

Новое качество работы социального педагога должно быть связано с

процессом «социального сопровождения». Толковый словарь В.И. Даля

определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу

«сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».

Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной

деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления,

который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной

помощи, личного участия и заботы.

Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие,

учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию.

Поэтому изначально предусмотрены объединения действий и усилий

учащегося и социального педагога.

Определим сопровождение с трех позиций:

как процесс;

как метод;

как систему профессиональной деятельности специалистов.

С точки зрения процесса сопровождение можно представить как

совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся

максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

С точки зрения метода понимается создание условий для принятия

участниками образовательного пространства оптимальных решений в

ситуациях школьного взаимодействия.

С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение

является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих

процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура

поддержки естественного развития молодого человека и помощи в решении

задач обучения и воспитания.

Целью педагогического сопровождения является создание социально –

педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного

обучения.

В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

-систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;

-формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и

самоопределению;

-создать специальные социально-психологические условия для оказания

помощи детям, имеющим проблемы в обучении.

При успешной реализации социально –педагогического сопровождения

обозначается четкий переход от методов и мер борьбы с неблагополучием к

методам социальной превенции (предупреждение совершения преступлений

несовершеннолетними, склонными к противоправным поступкам).

Рассмотрим методы борьбы с неблагополучием и методы социальной

превенции:

Методы работы с родителями:

наблюдение;

индивидуальные беседы;

тестирование;

анкетирование;

диагностика;

анализ детских рисунков и рассказов о семье;

метод коллективно-творческой деятельности.

Используя данные методы работы с семьёй, педагог пользуется различными

педагогическими техниками и технологиями, которые на сегодняшний

момент вам достаточно хорошо известны.

Технологии социально-педагогического сопровождения предполагает

разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного

процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта

ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной

траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных

потребностей и творческих способностей детей и подростков.

Педагогические технологии сопровождения детей осуществляются в

несколько этапов:

1 этап - организация и проведение диагностики (социально-психологической,

педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки

рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной

деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения

по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов,

связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.

2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется

направления, по которым будет строиться работа социального педагога,

выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная

индивидуальная работа (это дети , нуждающиеся в особом внимании и

контроле, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении

других категорий).

3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор

мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления

социально-педагогического сопровождения.

4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического

сопровождения и ее реализации на практике.

5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности

программы, внесение необходимых корректировок.

Для целостного развития детей и подростков, их успешной социализации,

раскрытия индивидуализации и творческого потенциала в нашей школе была

разработана модель организации социально-педагогического сопровождения

урочной и внеурочной деятельности детей, сделана ее характеристика и

обозначены условия реализации модели и факторы ее успешности.

Необходимая педагогическая поддержка и сопровождение могут быть

оказаны на любом образовательном уровне: при получении индивидом

основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего

образования (10-11 классов); начального профессионального образования;

высшего профессионального образования.

Памятка для социального педагога:

Индивидуализация образования подростков с девиантным поведением

реализуется через:

выявление причин девиантности, определение возможностей

включения в различные виды деятельности;

раскрытие потенциалов личности во внеучебной деятельности,

предоставление возможности для самореализации и самораскрытия (с

помощью педагогов доп. образования).

Рекомендации:

1. Если не знаете, как взаимодействовать с подростком, остановитесь!

2. Устраняйте из вашего общения с подростком те способы или формы

воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

З.Соблюдайте принцип сотрудничества с подростком.

4. Не фиксируйте внимание подростка на его неудачах.

5. Не сравнивайте подростка с кем-либо ни в положительном, ни в

отрицательном аспекте

Я думаю, что педагоги ждут от социального педагога методической

помощи по: обучению их методам и приемам развития коммуникативных

навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации и адресной

помощи в отношении конкретных детей, испытывающих проблемы в

учебной деятельности или тревожных, агрессивных, гиперактивных, ждут

помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и развитии

навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных

профилактических классных часов, бесед, ролевых игр, тренингов.

Общий вывод:

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного

процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня

особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации

новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети

находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической,

правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и

актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и

поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого социального педагога.

Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и

какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов:

личностных, метапредметных и предметных, а социальный педагог оказывает

педагогическую поддержку в ходе внедрения ФГОС и осуществляет

социальное сопровождение детей, требующих внимания, а именно: с ОВЗ, с

девиантностью, одарённые дети и т. д.

Список использованной литературы

1.

Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный

педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2004

2.

Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А.

Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 416с.

3.

Социальная работа/Под общ.ред.В.И. Курбатова. Ростов н/д: Феникс,

1999; М.: ВЛАДОС, 2000.

4.

Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для

вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический

Проект, 2012.



В раздел образования