Автор: Липакина Оксана Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А.Котенко
Населённый пункт: Краснодарский край город Ейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Социально-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование
«Социально-педагогическое сопровождение в условиях реализации
ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт второго
поколения.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты
начального общего образования в рамках реализации национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа».
Введение государственного образовательного стандарта соответствует
Конституции Российской Федерации, Международному пакту об
экономических, социальных и культурных правах. Государственные
образовательные стандарты вводятся в систему нормативно - правового
обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации
«Об образовании».
В стандартах второго поколения говорится: «Стандарт призван играть
важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих,
компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность
перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны».
Целью образования становится общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся.
Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся,
социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной
среды. Введение нового стандарта общего образования существенно
изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной,
конкретной и измеримой деятельность социального педагога как
полноценного участника образовательного процесса.
Новые образовательные стандарты - эта фраза давно на слуху у всех
специалистов системы образования. Не могут остаться в стороне от этих
изменений и социальные педагоги, ведь новые стандарты, по словам
разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации
обновленной роли социального педагога в школе.
Работа социального педагога в системе образовательной организации -
важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной
на реализацию ФГОС .
Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К
настоящему времени нет готовых рецептов!
Вам хорошо известно, что социально-экономическая нестабильность страны
привела к ослаблению интереса родителей ко всему происходящему, а
главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы
обучения в этой системе требует пристального внимания, на плечи педагогов
образовательного процесса легло много сложных проблем.
При внедрении ФГОС можно выделить 2 проблемы, которые отнюдь не новы:
Это проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и
ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из
многодетных семей, семей и детей, находящихся в социально-опасном
положении.
И, безусловно, проблема неуспевающего ученика, которая выходит за
рамки чисто педагогической проблемы, и является одной из наиболее
острых и требующих комплексного, методически осмысленного
подхода.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, а это требует
инновационной деятельности педагогов, способной реально помочь в
решении проблем.
Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и
эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в
которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким
спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия
могут зависеть от социальной депривации (Нарушение контактов личности с
обществом), при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов,
ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и
психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже
о социальном одиночестве.
Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная
квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.
К внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии
ребенка, нарушение состояния здоровья. В этом плане все усилия необходимо
направлять на устранение тех недостатков, на которые указывают сами
учителя, ученики и их родители, применяя альтернативные концепции к их
устранению.
Можно сделать вывод, что социальный педагог в системе сопровождения
ФГОС играет очень важную роль, а именно, его деятельность должна быть
направлена на объединение усилий семьи, образовательного организации,
общественности для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной
деятельности детей. Социальная педагогика здесь, как и прежде, в качестве
практической деятельности ориентирована в основном на работу с детьми и
семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений
работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями
обучения.
Его главная цель - улучшить способность человека к социальному
функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические,
психологические, социально-медицинские), способствующие достижению
этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.
«Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса в условиях введения и реализации ФГОС»
Новое качество работы социального педагога должно быть связано с
процессом «социального сопровождения». Толковый словарь В.И. Даля
определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу
«сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».
Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной
деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления,
который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной
помощи, личного участия и заботы.
Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие,
учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию.
Поэтому изначально предусмотрены объединения действий и усилий
учащегося и социального педагога.
Определим сопровождение с трех позиций:
как процесс;
как метод;
как систему профессиональной деятельности специалистов.
С точки зрения процесса сопровождение можно представить как
совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся
максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
С точки зрения метода понимается создание условий для принятия
участниками образовательного пространства оптимальных решений в
ситуациях школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение
является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих
процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура
поддержки естественного развития молодого человека и помощи в решении
задач обучения и воспитания.
Целью педагогического сопровождения является создание социально –
педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного
обучения.
В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
-систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;
-формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению;
-создать специальные социально-психологические условия для оказания
помощи детям, имеющим проблемы в обучении.
При успешной реализации социально –педагогического сопровождения
обозначается четкий переход от методов и мер борьбы с неблагополучием к
методам социальной превенции (предупреждение совершения преступлений
несовершеннолетними, склонными к противоправным поступкам).
Рассмотрим методы борьбы с неблагополучием и методы социальной
превенции:
Методы работы с родителями:
наблюдение;
индивидуальные беседы;
тестирование;
анкетирование;
диагностика;
анализ детских рисунков и рассказов о семье;
метод коллективно-творческой деятельности.
Используя данные методы работы с семьёй, педагог пользуется различными
педагогическими техниками и технологиями, которые на сегодняшний
момент вам достаточно хорошо известны.
Технологии социально-педагогического сопровождения предполагает
разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного
процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта
ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной
траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных
потребностей и творческих способностей детей и подростков.
Педагогические технологии сопровождения детей осуществляются в
несколько этапов:
1 этап - организация и проведение диагностики (социально-психологической,
педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки
рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной
деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения
по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов,
связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.
2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется
направления, по которым будет строиться работа социального педагога,
выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная
индивидуальная работа (это дети , нуждающиеся в особом внимании и
контроле, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении
других категорий).
3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор
мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления
социально-педагогического сопровождения.
4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического
сопровождения и ее реализации на практике.
5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности
программы, внесение необходимых корректировок.
Для целостного развития детей и подростков, их успешной социализации,
раскрытия индивидуализации и творческого потенциала в нашей школе была
разработана модель организации социально-педагогического сопровождения
урочной и внеурочной деятельности детей, сделана ее характеристика и
обозначены условия реализации модели и факторы ее успешности.
Необходимая педагогическая поддержка и сопровождение могут быть
оказаны на любом образовательном уровне: при получении индивидом
основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего
образования (10-11 классов); начального профессионального образования;
высшего профессионального образования.
Памятка для социального педагога:
Индивидуализация образования подростков с девиантным поведением
реализуется через:
выявление причин девиантности, определение возможностей
включения в различные виды деятельности;
раскрытие потенциалов личности во внеучебной деятельности,
предоставление возможности для самореализации и самораскрытия (с
помощью педагогов доп. образования).
Рекомендации:
1. Если не знаете, как взаимодействовать с подростком, остановитесь!
2. Устраняйте из вашего общения с подростком те способы или формы
воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.
З.Соблюдайте принцип сотрудничества с подростком.
4. Не фиксируйте внимание подростка на его неудачах.
5. Не сравнивайте подростка с кем-либо ни в положительном, ни в
отрицательном аспекте
Я думаю, что педагоги ждут от социального педагога методической
помощи по: обучению их методам и приемам развития коммуникативных
навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации и адресной
помощи в отношении конкретных детей, испытывающих проблемы в
учебной деятельности или тревожных, агрессивных, гиперактивных, ждут
помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и развитии
навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных
профилактических классных часов, бесед, ролевых игр, тренингов.
Общий вывод:
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня
особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации
новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети
находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической,
правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и
актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и
поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого социального педагога.
Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и
какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных, а социальный педагог оказывает
педагогическую поддержку в ходе внедрения ФГОС и осуществляет
социальное сопровождение детей, требующих внимания, а именно: с ОВЗ, с
девиантностью, одарённые дети и т. д.
Список использованной литературы
1.
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный
педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2004
2.
Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А.
Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 416с.
3.
Социальная работа/Под общ.ред.В.И. Курбатова. Ростов н/д: Феникс,
1999; М.: ВЛАДОС, 2000.
4.
Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для
вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический
Проект, 2012.