Автор: Орлова Тамара Ивановна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
Орлова Т.И., заместитель директора
В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к
школьному краеведению, к изучению истории, природы, культуры своего края.
Цель использования краеведческого материала - формирование целостных знаний
о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание
любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. В
отечественном
образовании
краеведение
традиционно
считалось
и
считается
важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма.
Трудно
переоценить
значимость
для
познавательного
развития
и
воспитания
человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников,
духовных
ценностей
народа,
биографий
знаменитых,
уважаемых
земляков.
Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, что только “любовь к родному краю,
знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной
культуры
всего
общества”.
Воспитать
настоящих
граждан
–
патриотов
своей
Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время
наблюдается
повышенный
интерес
к
изучению
родного
края,
его
истории,
культуры,
традиций.
В
воспитании
россиянина-
гражданина
и
патриота
–
особенно важная роль принадлежит школе. Именно школа призвана воспитывать
гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян,
готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у
человека любовь к «малой Родине» перерастает в любовь к «большой Родине».
Начальная школа- это важная ступень в познании своего края. Именно в
начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению
окружающего мира, создаются условия для формирования нравственных чувств.
Ребенок на доступном для него уровне открывает в привычном окружении новые
стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
В
федеральных
государственных
образовательных
стандартах
второго
поколения
особо
отмечено,
что
высшая
цель
образования
–
э то
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
Ро ссии,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях российского народа, а его основы закладываются еще в начальных
классах.
Младший
школьный
возраст
наиболее
благоприятен
и
значим
для
развития духовно-нравственных качеств личности, так как именно в этот период
формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности.
Краеведческий
материал
сочетает
в
себе
обучающие,
воспитывающие
и
развивающие
функции.
Эффективность введения краеведческого материала в
начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска
точек соприкосновения нескольких предметов Краеведческие материалы можно
использовать практически на всех уроках, будь то русский язык или математика,
музыка,
окружающий
мир
или
чтение.
В
содержании
этих
уроков,
воспитывающих
любовь
к
родной
земле,
присутствует
народная
мудрость,
любовь к родному краю, стране в целом. Использование такого материала делает
урок интересным, увлекательным, что повышает его эффективность.
Главное,
работая
над
краеведческим
материалом
и
используя
его
на
уроках,
важно
придерживаться определенных принципов:
систематичность
разнообразие материала
доступность
научность
наглядность
взаимосвязь
местного
и
общего
исторического,
географического
и
литературного материала
Интеграция элементов краеведения в другие предметы требует активных форм
и методов обучения: уроки-путешествия, элементы игры, экскурсии, наблюдения,
устные журналы, викторины, выставки, презентации, творческие работы, задачи
на
краеведческой
основе,
праздники
с
использованием
народных
традиций.
Большое значение имеют экскурсии в природу, в краеведческий музей, музей
народной культуры, музей- диораму. В нашей школе так же имеются возможности
проводить музейные уроки
в школьном музее. Много интересного, ценного
материала
содержится
в
учебнике
«Белгородоведение»,
материалы
которого
используется на уроках и на занятиях по внеурочной деятельности.
Все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на
развитие
духовно-
нравственной
сферы
ребенка.
Включение
материалов
краеведения
в содержание образования способствует формированию у детей
интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления. Использование
на
уроках
современных
педагогических
технологий:
игровой,
проблемной,
поисковой, личностно - ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ,
создают широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности
Краеведение
–
самая
доступная
и
очень
обширная
сфера
применения
приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ
исследовательского
характера,
что
очень
помогает
развитию
творческой
инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников.
Наряду
с
интеллектуальным
развитием
младших
школьников краеведение
помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном
творчестве.
Вот
поэтому
важной
составляющей краеведения
является
организация поисково-исследовательской деятельности учащихся. Общеизвестен
тот
факт,
что
каждый
ребёнок
рождается
исследователем.
Желание
познать
окружающий мир, получить новые впечатлений, любознательность, стремление
наблюдать
и
экспериментировать,
поиск
новых
сведений
–
нормальное,
естественное состояние ребёнка. Основная цель исследовательской деятельности
–
реализация
обучающимися
своих
способностей
и
потенциала
личности.
Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении
различных
видов
УУД,
помогает
сформировать
у
него
учебную
мотивацию,
способствует расширению образовательного пространства. Роль учителя- помочь
правильно
выбрать
тему
исследования.
Она
должна
быть
интересной
для
учащегося, понятной, близкой. Здесь есть возможность использовать не только
имеющуюся
литературу,
но
и
материалы
музеев,
фотографии,
но
и
воспоминания
очевидцев. Проектно-
исследовательская
деятельность –
это
дидактическое
средство
активизации
познавательной
деятельности,
развития
креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,
которые ФГОС нового поколения определяет как результат освоения основной
образовательной программы начального общего образования. Таким образом, у
младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:
- умение применять свои знания в решении практических задач;
- умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует
умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность;
- познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края, стремление
узнать еще больше.
Особенностью
организации
образовательной
деятельности
по
краеведению
является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации
заключается в том, что занятие из класса можно перенести в ту среду, которая
изучается
(луг,
лес,
почвы,
водоем,
пришкольный
участок,
музей,
улица,
антропогенные ландшафты).
При отборе краеведческих сведений для урока необходимо придерживаться
следующих требований:
-
материал изучаемых
событий
должны быть важными для нашего края,
понятными и доступными возрасту обучающихся;
- факты должны быть достаточно яркими, насыщенными;
- формировать умение наблюдать, искать неизвестное в известном и наоборот;
-
предоставлять
учащимся
возможность
совершать
маленькие
«открытия»,
привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту,
например улице, где находиться их дом или школа;
- вызывать интерес к родным местам (городу, улице, дому, школе), содействовать
формированию патриотических чувств.
Краеведение
играет
огромную
роль
в
развитии
экологического,
патриотического и духовно – нравственного воспитания. Именно эти направления
воспитательной работы содействуют гармоничному развитию личности ребенка,
совершенствуют духовные и физические потребности, формируют жизненную
самостоятельность, гуманное отношение к окружающей среде. Использование
краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны,
помогает
развитию
творческой
инициативы.
Наряду
с
интеллектуальным
развитием
младших
школьников краеведение
помогает
видеть
красоту
окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда
свяжутся
незабываемые
образы
родного
края.
Также
краеведческий
материал
ценен
и
тем,
что
позволяет
значительно
расширить
возможности
развития
ребенка сообразно его способностям; формировать саморазвивающуюся личность
путем
воспитания
самостоятельности,
самоорганизации,
самореализации;
развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности;
гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.