Автор: Кудинова Ирина Юрьевна
Должность: учитель технологии, изобразительного искусства и информатики.
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Новошахтинск. Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные педагогические технологии"
Раздел: среднее образование
Инновационные педагогические технологии
Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в
первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши
выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас
определен результат обучения ребенка в школе – формирование ключевых
компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и
нерационально. На помощь учителю приходят инновационные технологии.
Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие
популярными в последнее время:
- ИКТ или ММ – технологии,
- ТРИЗ,
- интерактивные технологии,
- проектная технология, метод проектов
-
исследовательская
технология
или
технология
проведения
учебных
исследований,
- АМО и технология модерации,
- здоровьесберегающие технологии,
- и т.д.
Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.
В чем собственно их новизна или инновационность?
Они
представляют
собой
педагогическую
технологию, которая
содержит
определенный набор методов и этапы реализации.
Это мы все «проходили», тут все мы знаем. Но...
В о
–
п е р в ы х ,
в
о т л и ч и е
о т традиционной
технологии
инновационные ориентированы
на РЕЗУЛЬТАТ, а
не
на
процесс.
Главное
в
данных
технологиях
-
достижение
определенного
(конечно, ИННОВАЦИОННОГО,
то
есть
нового по сравнению с традиционным результатом) результата.
Во–
вторых, целью
реализации
инновационных
технологий
является не
накопление учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической
деятельности ( то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!! Как говорил
кот Матроскин в известном мультфильме « труд на мою пользу…»).
В -
т р е т ь и х,
о т л и ч и е
и н н о в а ц и о н н ы х
т е х н о л о г и й
с о с т о и т
в
способе получения знаний
в
образовательном
процессе
–
это
деятельностный
подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д. , а в
процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна. Он постигает
знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством
учителя.
В
–
ч е т в е р т ы х,
инновационные
технологии
создают
условия
д л я
реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в
качестве цели на уроках данных технологий. На первое место выходит организация
образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для
формирования ЗУНКов учащихся.
В – пятых, инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и
ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного
пространства
урока.
Его
роль
на
уроке
–
консультанта,
эксперта.
Большая
роль
отводится организации урока, его подготовке – подготовка выступает краеугольным
камнем в организации подобных уроков.
В
-
ш е с т ы х,
инновационные
технологии
-
э т о
т е х н о л о г и и
личностно ориентированные,
т о
е с т ь
направленные
на
личностное,
т о
е с т ь
индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного ученика.
Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия на уроке или во
внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого ученика с учетом его
личностных особенностей ( устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности
усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья,
темпа деятельности, способностей и задатков и т.д).
В – седьмых, инновационные технологии учитывают и факт социализации детей
в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть
приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы
в паре, группе, коллективе, команде.
По
большому
счету
их
использование
направлено
на развитие
всех
форм
мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально
развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.
Таким
образом,
можно
выделить
следующие признаки
инновационных
технологий:
- ориентированы на получение конкретного результата;
-
цель
урока
с
их использованием
-
приобретение
знаний
в
процессе
деятельности;
-
индивидуализация
процесса
обучения;-
способствует
социализации
детей
в
процессе обучения и после окончания школы;
- использует другие инновационные технологии;
- требует от учителя организации образовательного пространства урока;
- устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;
- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.
Инновационные технологии – технологии особенные!
Их реализации в образовательном процессе надо УЧИТЬСЯ!!!
Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой
алгоритм
реализации,
свои
этапы. Пропуск
хотя
бы
одного
нарушает
целостность
системы педагогической технологии и разрушает ее.