Автор: Намакаева Гелсиря Абдулкаюмовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Шыгырданский детский сад "Сандугач"
Населённый пункт: ЧР,батыревский район,с.Шыгырдан,ул.Наримана,91б
Наименование материала: Статья
Тема: Социально-личностное развитие детей
Раздел: дошкольное образование
Социально-личностное развитие детей
Янтыкова Сириня Зайдулловна,воспитатель
МБДОУ«Шыгырданский детский сад
«Сандугач», Батыревский район,
Чувашская Республика.
Намакаева Гелсиря Абдулкаюмовна,старший воспитатель
МБДОУ«Шыгырданский детский сад
«Сандугач», Батыревский район,
Чувашская Республика.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования социально-
личностного развития у детей дошкольного возраста .В ней кратко
рассказывается об основных качествах, определяющих успешное социально-
личностное развитие дошкольника,и что,деятельность является важным
условием приобщения дошкольника к социальной действительности и
развития личности.
Ключевые слова: социально-личностное
развитие,общение,деятельность,игра.
На современном этапе развития отечественной системы специального
образования разрабатывается новое содержание воспитания и обучения детей
с
особыми
образовательными
потребностями,
которое
постулирует
личностное
становление
ребенка,
обретение
им
самого
себя
как
неповторимой идентичности.
Социально-личностное развитие, по определению Т. М. Бабуновой, –
это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям,
окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка
является
его
положительное
самоощущение:
уверенность
в
своих
возможностях, в том, что он хороший, его любят [1].
Основными
качествами,
определяющими
успешное
социально-
личностное
развитие
дошкольника,
отмечает
Т.
М.
Бабунова,
являются:
положительное
отношение
ребенка
к
себе
(адекватная
самооценка,
сформированное
самосознание,
уверенность
к
себе):
положительное
отношение
к
другим
людям
(адекватные
межличностные
отношения
со
взрослыми
и
сверстниками,
построенные
на
основе
сотрудничества,
взаимоответственности); ценностные ориентации; коммуникативные навыки
(адекватное общение со взрослыми и сверстниками); социальные навыки
(адекватное поведение в разнообразных ситуациях).
По
мнению
О.
Князевой,
Р.
Б.
Стеркиной,
отношение
к
себе
формируется в игре, общении и других видах деятельности ребенка. Игра –
сюжетное и ролевое воплощение «перспективного» Образа ребенка, поэтому
можно сказать, что в игре проявляется его самооценка. В то же время в игре
обозначается
готовность
ребенка
к
саморегуляции,
т.е.
развивается
регулятивная функция самооценки. В целом, формирование положительной
самооценки происходит в значимых для ребенка видах деятельности, т.е.
таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат
и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке
ребенка [2].
Уже
у
пятилетних
детей
имеется
способность
управлять
своим
поведением в связи с ситуациями морального выбора. После пяти лет дети
живо
интересуются
нормами
и
правилами
взаимоотношений
людей,
их
поведением и вполне осознанно следуют нормам и ситуациям морального
выбора [3].
Представления ребенка о социальном мире формируются на основе
знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в
формируемом у детей социальном опыте. Одна из функций информативная,
то есть знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной
действительности. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире.
Информация о социальной действительности, о фактах, событиях, явлениях,
как правило, вызывает к себе у ребенка какое-то отношение, затрагивает не
только его ум, но и душу.
В
отличие
от
других
знаний,
которые
получает
ребенок,
знания
о
социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно
должны быть эмоциогенными-порождающими эмоции. Они должны быть
окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как
главное назначение таких знаний-влиять на формирующиеся мировоззрение,
мироощущение
и
активно-действенное
отношение
к
окружающему.
Дошкольник
как
бы
наслаждается
переполняющими
его
впечатлениями,
эмоциями. Такое состояние чрезвычайно важно для воспитание социальных
чувств, их развития [4].
Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны ребенку
(чувство
долга,
национальной
гордости,
патриотизма
и
др.).
Дети
дошкольного возраста эмоционально, с большим интересом воспринимают
знания о героизме взрослых людей в период войн (регуляторная функция -
она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность).
Регуляторная,
побудительная
функция
проявляется
в
обогащении
формирующегося
идеала
ребенка.
По
мере
их
осознания
дошкольником,
отмечают Н. Н. Поддъяков, Ф. А. Сохин, они из далеких превращаются в
близкие,
из
неясных
в
ясные,
доступные
воплощению
в
поступках
и
деятельности[5]. Данная функция проявляется в желании детей отражать их в
играх, изобразительной, речевой деятельности.
Деятельность является важным условием приобщения дошкольника к
социальной действительности и развития личности. Деятельность, особенно
совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. В
деятельности
ребенок
не
только
объект
воспитания,
но
и
субъект
этого
процесса.
Дошкольник
учится
сопереживанию,
переживанию,
овладевает
умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных
возрасту формах и продуктах деятельности.
Общение
объединяет
ребенка
и
взрослого,
помогает
взрослому
передать дошкольнику социальный опыт, а ребенку – принимать этот опыт.
Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в
близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др.
Многие психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев,
А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка
происходят
значительные
изменения,
формируются
к ач е с т в а ,
подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.
Игра
дает
ребенку
доступные
для
него
способы
моделирования
окружающей
жизни,
которые
делают
возможным
освоение
трудно
досягаемой
для
него
действительности.
В
играх
ребенка
отражаются
наиболее
значимые
события,
по
ним
можно
проследить,
что
волнует
общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события
окружающего
мира,
дошкольник
как
бы
становится
их
участником,
знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что
воображает в игре [6].
Игра
имеет
преимущество
перед
всеми
другими
видами
детской
деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так
как дает детям большую возможность проявить собственную активность и
самостоятельность.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь,
активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не
менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия
рождается
ролевая
игра
–
самостоятельная
деятельность
детей,
моделирующая жизнь взрослых.
В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как
действия и взаимоотношения взрослых. Для того, чтобы отобразить в игре
какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними
познакомиться
(разумеется,
с
помощью
старших).
Однако
главное
не
в
количестве сведений, получаемых ребенком, а в качестве их усвоения. То, что
пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только
слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому,
что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
Таким образом, социально-личностное развитие детей – это развитие
положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему
миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей
основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его
положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том,
что он хороший, его любят.
Проблема
формирования
социально-личностного
развития
у
детей
дошкольного
возраста
остается
актуальной
в
области
дошкольной
коррекционной педагогики.
Список литературы
1.
Бабунова
Т.
М.
Социально-личностное
развитие
и
воспитание
дошкольников: Учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ,
2005.
2.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред.
Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1989. – 208 с.
3.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
4.
Коломинский, Я. Л. Становление субъективной социальности у детей
раннего
возраста
/
Я.
Л.
Коломинский,
С.
С.
Харин
//
Вопросы
психологии. – 1991. – №6.
5.
Чеснокова,
И.
И.
:
Психологическое
исследование
самосознания
/ И. И. Чеснокова. – М. : Наука , 1977. – 144 с.
6.
Стеркина
Р.,
Князева
О.
Я,
ты,
мы.
Программа
по
социально-
эмоциональному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное
воспитание. – 1999. – № 7.