Автор: Шилякова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №1 им. Т.П. Николаевой"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Организация музыкально-ритмического обучения детей дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств № 1 им. Т.П. Николаевой»
Методические рекомендации на тему:
«Организация музыкально-ритмического обучения
детей дошкольного возраста»
Составитель:
преподаватель хореографии
Шилякова Н.В.
Брянск 2017 г.
План
1)
Музыкально-ритмическое воспитание, как способ раскрытие
способностей
2)
Цель и задачи программы музыкально-ритмического обучения.
3)
Структура программы
а) принципы работы
б)этапы работы
4)Методические рекомендации к организации занятий
а) для детей 4 лет
б) для детей 5 лет
в) для детей 6 лет
г) для детей 7 лет
5) Методические приёмы
Для
организации
музыкально-ритмического
обучения
детей
мной
разработана
программа
по
ритмике,
в
которой
я
хочу
поделиться своим опытом.
Работа
по
данной
программе
формирует
у
дошкольников
навыки
танцевальной
техники,
превышающие
базовую
образовательную программу, а также нравственно-волевые качества
личности:
настойчивость
в
достижении
результата,
выдержку,
умение контролировать свои движения, действовать в коллективе.
Программа
обеспечивает
укрепление
физического,
психического
здоровья детей.
В
дошкольном
возрасте
активно
развиваются
специальные
способности
детей,
прежде
всего
художественные.
Дошкольное
детство
создаёт
благоприятные
условия
для
их
формирования.
Дошкольник включён во все многообразие художественных видов
деятельности.
Он
поёт,
танцует.
Это
создаёт
возможность
для
проявления специальных способностей, в том числе музыкальных.
Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ.
Возможность
выразить
свои
чувства
в
танце,
внимательно
слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному,
духовному,
физическому
развитию
дошкольника.
Сочетание
духовного
и
физического
необходимо
для
развития
личности
ребёнка.
Работа
с
детьми
по
обучению
музыкально-ритмическим
навыкам
показала,
что
в
каждом
ребёнке
заложен
огромный,
творческий, физический потенциал. Задача хореографа - создать
условия для его раскрытия и развития.
Цель
-
выявление,
раскрытие
и
развитие
специальных
(художественных) способностей каждого воспитанника, развитие
личности дошкольника.
Задачи.
-Создание условий для развития способностей детей.
-Развитие
интеллектуального,
физического,
духовного,
творческого потенциала воспитанников.
-Выявление и развитие особо одарённых детей.
-Организация полноценной культурно-досуговой деятельности.
-Привитие навыков здорового образа жизни.
Выбор
изучаемых
танцевальных
элементов
и
композиций
происходит
с
учётом
психико-физиологических
и
возрастных
особенностей детей.
Структура программы.
1.
Пояснительная записка.
2.
Задачи программы по возрастным группам (в сравнении с
базовой программой).
3.
Учебно-тематический план по возрастным группам на год.
4.
Содержание программы по возрастным группам по разделам:
- упражнения для развития техники танца (со средней группы –
урок классического и народно-сценического танцев);
- упражнения на середине зала;
- коллективно-порядковые упражнения;
- ритмические упражнения;
- музыкально-танцевальные игры;
- танцевальные элементы и композиции.
5.
Предварительные
результаты
по
возрастным
группам
по
разделам:
- коллективно-порядковые навыки и умения;
- музыкально-ритмические навыки и умения;
- навыки и умения выразительного движения.
6. Реализация и выполнение программы.
Программа
направлена
на
совершенствование
традиционной
практики
по
хореографическому
и
музыкально-ритмическому
обучению детей дошкольного возраста.
Система
тренажа
(экзерсиса)
для
детей
4-7
лет
включает
знакомство с позициями ног, рук, корпуса в танце; знакомство с
балетным станком; системой растяжек. Из движений классического,
народного, современного танцев выбраны и модифицированы те,
которые помогают детям данной возрастной группы в развитии
осанки,
координации,
пластики.
Дети
изучают
понятия:
линия
танца, центр круга, движение по линии танца, движение в парах по
линии танца, движение с предметом в руках (мячик, зонтик).
В
процессе
регулярных
занятий
развивается:
внимание,
собранность, зрительное восприятие, трудолюбие, ответственность,
выно сливо сть,
память,
про ст ранственно е
м ы ш л е н и е ,
музыкальность.
Программа разработана с учётом принципов: систематичности,
психологической комфортности, учёта возрастных особенностей,
деятельного
подхода
к
развитию
детей
и
ориентирована
на
развитие личности ребёнка.
I этап – подготовительный (I и II младшая группы)
II ‘этап – основной (средняя и старшая группы)
III этап – этап совершенствования (подготовительная группа)
Методические рекомендации к организации занятий.
Дети четвёртого года жизни учатся двигаться в соответствии с
характером
музыки.
Улучшается
качество
исполнения
танцевальных движений, появляются умение двигаться под музыку
ритмично,
согласно
темпу
и
характеру
музыкального
произведения.
На пятом году формируется навык ритмичного движения в
соответствии
с
характером
музыки,
дети
могут
самостоятельно
менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются
танцевальные
движения,
умение
двигаться
в
парах
по
кругу,
в
танцах
и
хороводах,
ритмично
хлопать
в
ладоши,
выполнять
простейшие перестроения, подскоки.
На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становится
более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у
него
хорошая
координация
движений
в
ходьбе,
беге,
прыжках.
Совершенствуются
процессы
высшей
нервной
деятельности:
развивается
способность
анализировать,
обобщать,
делать
простейшие
умозаключения,
улучшается
произвольная
память.
Появляются
элементы
творчества
во
всех
видах
детской
деятельности.
Дети
седьмого
года
жизни
имеют
достаточно
развитые
двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко,
энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с
ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая
его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами;
выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять
отдельные
танцевальные
движения
(выставлять
ноги
вперёд
на
прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием,
кружиться,
продвигаясь
вперёд),
способны
передавать
игровые
образы различного характера.
Занятия
хореографией
проводятся,
начиная
с I
младшей
группы, в каждой возрастной группе 2 раза в неделю, во второй
половине дня, после дневного сна.
Длительность занятий составляет
- в младшей группе – 10-15 минут,
- в средней группе – 20 минут,
- в старшей группе – 25 минут,
- в подготовительной группе – 30 минут.
Хореографическая
деятельность
включает
выполнение
следующих заданий:
-
музыкально-ритмические
упражнения
на
о своение,
закрепление
музыкально-ритмических
навыков
и
навыков
выразительного движения;
- пляски: парные народно-тематические;
-
игры:
сюжетные,
несюжетные
с
пением,
музыкально-
дидактические;
- хороводы;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами
и пр.;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Структура занятия состоит из трёх частей:
I
часть
включает
задания
на
умеренную
моторную
двигательную
активность:
построение,
приветствие,
комплекс
упражнений
для
подготовки
разных
групп
мышц
к
основной
работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
IIчасть
включает
задания
с
большой
д вигательной
активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3
общего времени занятия.
III
часть
включает
музыкальные
игры,
творческие
задания,
комплекс
упражнений
на
расслабление
мышц
и
восстановление
дыхания. По длительности – 2-3 минуты.
В работе педагог использует различные методические приёмы:
-
показ
образца
выполнения
движения
без
музыкального
сопровождения, под счёт;
- выразительное исполнение движения под музыку;
- внимательное отслеживание качества выполнения упражнения
и его оценка;
- творческие задания.
Репетиционные занятия ансамбля включают в себя:
- постановку осанки, походки;
-
танцевальный
тренаж
(элементы
классической,
народной
хореографии);
- ритмопластику;
- постановочную часть;
- разучивание и отработку танцевальных композиций.
Методические
приёмы
варьируются
в
зависимости
от
используемого
хореографического
материала
(игра,
пляска,
упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объёма программных
умений;
этапа
разучивания
материала;
индивидуальных
особенностей каждого ребёнка. Все приёмы и методы направлены
на
то,
чтобы
хореографическая
деятельность
детей
была
исполнительской и творческой.
Методическая литература
1. Т.Барышников «Азбука хореографии», Айрис-Пресс, Москва 1999
2. Т.К. Василенко «Секрет танца», Санкт-Петербург 1997 г.
3. 3 «Танцуют дети», Брянск 1994 г., «золотой век»
4. «Ритмическая гимнастика», Киев «радянская шк
ола» 1990 г.