Напоминание

Что же такое "одаренность" и кто такой одаренный ребенок?


Автор: Котожекова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Варенька"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Что же такое "одаренность" и кто такой одаренный ребенок?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и проблемы работы с одаренными детьми в дошкольном

образовании

Понятие «одаренность» имеет несколько значений: как представление о

наследственных предпосылках, как представление об уровне умственного

развития, характеризующего каждого человека, и т.д. Существует множество

определений

одаренности,

но

наиболее

удачным

применительно

к

умственной

одаренности

это

определение

Джозефа

Рензулли.

Он

предст авляет

интеллектуа льную

одаренно сть

как

с оч е т а н и е

интеллектуальных

способностей,

превышающих

средний

уровень,

творческого подхода и настойчивости.

Самое употребительное значение термина «одаренность» - системное,

саморазвивающееся

в

течение

жизни

качество

психики,

определяющее

возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов

в

одном

или

нескольких

видах

деятельности

по

сравнению

с

другими

людьми.

В современной психологии определение понятия "Одарённый ребёнок"

понимается,

как

ребенок,

который

выделяется

очевидными,

иногда

выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна

педагогическая

интуиция

(родительский

или

учительский

талант)

либо

серьезная психологическая подготовка.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько

есть видов детской деятельности.

Детская

одаренность

начинает

проявляться

уже

с

самого

раннего

возраста.

Но

сформируется

ли

в

итоге

одаренная

личность?

Признаки

одаренности,

появляющиеся

в

дошкольном

возрасте,

могут

постепенно

угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие

развитие одаренности. Поэтому, мы, как педагоги дошкольных учреждений

должны

быть

особенно

внимательны

к

детям,

у

которых

начинают

проявляться зачатки одаренности.

Как именно проявляется одаренность: часто раздражают окружающих

привычкой поправлять других и считать себя всегда правым; большой

словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии,

придумывают новые слова; развито чувство справедливости; способны

долгое время концентрировать внимание на одном деле; дети очень

любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо

ограничений своих исследований.

Методы выявления одаренных детей: анализ результатов

педагогического мониторинга; работа с детьми (наблюдение, тестирование,

анализ продуктов детского творчества); работа с родителями (беседы,

анкетирование).

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями,

представляет собой сложную и многоаспектную проблему.

Проблема первая.

Отсутствие интереса к занятиям Такое отношение часто

появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического

ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

Проблема вторая. Трудности в общении со сверстниками. Одаренным

детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их

одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один,

избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

Проблема третья. Отрицание социальных норм и общегрупповых правил.

Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные

требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Четвертая проблема. Стремление к совершенству. Для одаренных детей

характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение

неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Пятая проблема. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к

познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в

общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими

детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже

их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих

замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Поэтому основными задачами сопровождения одаренных детей в детском

саду является следующее: создать условия для развития одаренного ребенка;

создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка;

отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных

возрастных этапах дошкольного детства. Таким образом, в процессе развития и

совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей

точки их развития.

.



В раздел образования