Автор: Котожекова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Варенька"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Что же такое "одаренность" и кто такой одаренный ребенок?
Раздел: дошкольное образование
Методы и проблемы работы с одаренными детьми в дошкольном
образовании
Понятие «одаренность» имеет несколько значений: как представление о
наследственных предпосылках, как представление об уровне умственного
развития, характеризующего каждого человека, и т.д. Существует множество
определений
одаренности,
но
наиболее
удачным
применительно
к
умственной
одаренности
это
определение
Джозефа
Рензулли.
Он
предст авляет
интеллектуа льную
одаренно сть
как
с оч е т а н и е
интеллектуальных
способностей,
превышающих
средний
уровень,
творческого подхода и настойчивости.
Самое употребительное значение термина «одаренность» - системное,
саморазвивающееся
в
течение
жизни
качество
психики,
определяющее
возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов
в
одном
или
нескольких
видах
деятельности
по
сравнению
с
другими
людьми.
В современной психологии определение понятия "Одарённый ребёнок"
понимается,
как
ребенок,
который
выделяется
очевидными,
иногда
выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна
педагогическая
интуиция
(родительский
или
учительский
талант)
либо
серьезная психологическая подготовка.
В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько
есть видов детской деятельности.
Детская
одаренность
начинает
проявляться
уже
с
самого
раннего
возраста.
Но
сформируется
ли
в
итоге
одаренная
личность?
Признаки
одаренности,
появляющиеся
в
дошкольном
возрасте,
могут
постепенно
угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие
развитие одаренности. Поэтому, мы, как педагоги дошкольных учреждений
должны
быть
особенно
внимательны
к
детям,
у
которых
начинают
проявляться зачатки одаренности.
Как именно проявляется одаренность: часто раздражают окружающих
привычкой поправлять других и считать себя всегда правым; большой
словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии,
придумывают новые слова; развито чувство справедливости; способны
долгое время концентрировать внимание на одном деле; дети очень
любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо
ограничений своих исследований.
Методы выявления одаренных детей: анализ результатов
педагогического мониторинга; работа с детьми (наблюдение, тестирование,
анализ продуктов детского творчества); работа с родителями (беседы,
анкетирование).
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями,
представляет собой сложную и многоаспектную проблему.
Проблема первая.
Отсутствие интереса к занятиям Такое отношение часто
появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического
ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.
Проблема вторая. Трудности в общении со сверстниками. Одаренным
детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их
одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один,
избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.
Проблема третья. Отрицание социальных норм и общегрупповых правил.
Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные
требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Четвертая проблема. Стремление к совершенству. Для одаренных детей
характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение
неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Пятая проблема. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к
познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в
общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими
детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже
их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих
замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Поэтому основными задачами сопровождения одаренных детей в детском
саду является следующее: создать условия для развития одаренного ребенка;
создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка;
отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных
возрастных этапах дошкольного детства. Таким образом, в процессе развития и
совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей
точки их развития.
.