"Способы формирования информационной культуры современного школьника на уроках английского языка"
Автор: Вдовина Дарья Алексеевна Должность: студентка Учебное заведение: ПГГПУ Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: статья Тема: "Способы формирования информационной культуры современного школьника на уроках английского языка" Раздел: среднее образование
Способы формирования информационной культуры современного
школьника на уроках английского языка
Английский язык как школьный предмет по своим образовательным
возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной
культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной
насыщенности. В рамках усвоения учебного аспекта (умение говорить, читать,
писать
на
иностранном
языке)
учащиеся
знакомятся
с
информацией
лингвострановедческого,
исторического, географического,
эстетического
и
др.
содержания.
В
ходе
изучения
английского
языка
учащиеся
получают
информацию
о
системе
духовных
ценностей
народа,
язык
которого
они
изучают.
Для
проведения
интересных,
познавательных
уроков
на
помощь
современному
учителю
приходят
презентации,
ресурсы
сети
Интернет,
электронные учебники и словари, интерактивные упражнения, мультимедиа
технологии.
Эти
средства
одновременно
способствуют
формированию
информационных
знаний
и
умений
школьников,
развитию
и х
информационной
культуры.
Учащиеся
получают
информацию
из
разных
источников,
что
позволяет
учителю
воздействовать
на
различные
каналы
восприятия учеников, повышая тем самым повышая мотивацию обучающихся
в решении обсуждаемых проблем, давая стимул к последующей поисковой
активности
обучающихся.
Учитель,
таким
образом,
развивает
культуру
восприятия информации, полученную в различных формах.
Метод
проектов -
педагогическая
технология,
ориентированная
на
применение и приобретение новых знаний учащихся. Согласно Т. Ручинской,
основная цель метода проектов заключается в предоставлении школьникам
возможности учить самостоятельному получению знаний в процессе решения
практических
задач
или
проблем,
которое
требует
интеграции
знаний
из
разных наглядных сфер.
Эта
технология
предусматривает
совокупность
исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих за своей сутью.
Преподавателю
в
рамках
проекта
отводится
роль
разработчика,
координатора,
эксперта,
консультанта.
Метод
проектов
становится
" и н т е г р и р о в а н н ы м "
ком п о н е н т ом
ц е л и ком
р а з р а б о т а н н о й
и
структурированной системы образования.
Популярность
метода
проектов
обеспечивается
возможностью
объединения
теоретических
знаний
и
их
практического
применения
для
решения
конкретных
проблем.
Кроме
того,
метод
проектов
поддерживает
становление новых подходов к организации педагогического управления, есть
одним из эффективных средств построения личностно - ориентированной
педагогической системы.
На
сегодня
метод
проектов
есть
одним
из
основных
современных
активных инновационных методов обучения, если педагог сможет применить
эту технологию на практике.
Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и
телекоммуникационными. В последнем случае группа студентов может вести
работу
над
проектом
в
Интернете,
при
этом
будучи
разделенной
территориально.
Впрочем,
любой
проект
может
иметь
сайт,
который
отображает ход работы над ним. Задача учебного проекта, представленного в
виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос
проекта
и
всесторонне
высветить
ход
его
получения,
т.е.
проектного
исследования.
Работа
над
проектом
дает
возможность
задействовать
в
процессе
обучения
не
только
интеллект,
опыт,
сознание
человека,
а
и
ее
чувство,
эмоции, волевые качества, оказывает содействие "погружению" в учебный
материал,
определению
личностью
своего
эмоционально-ценностного
2
отношения
к
нему,
повышению
эффективности
усвоения,
дает
ощущение
успеха.
Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и
воспроизведение
информации;
передачу
информации
другим;
применение
знаний в вариативных ситуациях; понимание причинно-следственных связей,
соотношение
частей
и
целого;
наведение
аргументов
и
доказательств,
перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п.
Метод Кейса представляет собой событие, произошедшее в той или иной
сфере
деятельности
и описанное
автором
для
того,
чтобы
способствовать
обсуждению, анализу ситуации и принятию решения. Кейс должен включать
в себя конкретную ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни),
контекст
ситуации
(хронологический,
исторический,
контекст
места),
комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для
работы
с кейсом.
Также
кейс
могут
сопровождать
приложения.
По
К.Л.
Покушаловой, метод кейс - стади – это не просто методическое нововведение –
это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать,
что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или
умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного
потенциала студентов и преподавателей Кейс – это маленькое литературное
произведение,
позволяющее
не
только
получить
информацию,
но
и
погрузиться
в атмосферу
происходящего.
Это
помогает
школьникам
представить
себя
в реальной
жизненной
ситуации,
а не просто
решать
сложную задачу. М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым»
активным методам обучения. Этот метод имеет сильные стороны, к которым
можно отнеси: возможность работы в группах на едином проблемном поле;
использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в
условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения;
возможность
получения
студентами
не
только
знания,
но
и
глубокое
осмысление теоретических концепций; возможность создания новых моделей
3
деятельности;
выработки
навыков
простейшего
обобщения
информации.
Кейс-метод
требует
подготовленности
школьников,
нали
чия
у
них
навыков
самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может
привести
к
поверхностному
обсуждению
кейса,
поэтому
кейс-метод
на
занятиях
английского
языка
рекомендуется
применять
на
старших
курсах,
т.к.
необходим
определённый запас знаний по специальности и достаточный уровень владения английским
языком. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не
является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими
методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного
нормативного знания языка. В таблице представлены возможности интеграции разных
методов при организации работы с кейсом.
Методы
интегрированные
в
кейс-
метод
Характеристика
его
роли
в
кейс-
методе
Моделирование
Построение модели ситуации
Системный анализ
Системное
представление
и
анализ
ситуации
Мысленный эксперимент
Способ получения знания о ситуации
п о с р е д с т в о м
е е
м ы с л е н н о г о
преобразования
Метод описания
Создание описания ситуации
Проблемный метод
Представление проблемы, лежащей в
основе ситуации
Метод классификации
Создание
упорядоченных
перечней
свойств,
сторон,
со ставляющих
ситуации
Игровые методы
Представление вариантов поведения
«Мозговая атака»
Обмен мнениями по поводу проблемы
и путей её решения
4
Дискуссия
Обмен мнениями по поводу проблемы
и путей её решения
Медиаобразование. Медиаобразование это одно из самых действенных
средств развития личности школьника. Выпуск школьного периодического
издания
на
английском
языке
включается
в
систему
школьного
медиаобразования, целью которого является подготовка школьников к жизни в
современных
информационно-коммуникационных
условиях,
к
восприятию
массовой информации, ее пониманию, ее критическому анализу, к осознанию
последствий ее воздействия как на общество в целом, так и на отдельные
группы и индивидуумы.
Урок с мультимедийной поддержкой в рамках метода информационных
технологий,
безусловно,
способствует
усилению
эффективности
учебного
процесса. Интерактивные уроки не оставляют равнодушными даже учеников с
отставаниями в программе, стимулируя их познавательную активность. Так,
интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и
творчества
учителя
и
учеников,
а
также
способствует
становлению
информационной
культуры
учащихся. С
ее
помощью
можно
значительно
разнообразить
процесс
обучения.
Например,
учитель
сообщает
новую
информацию, используя параллельно текст, аудио и видео материалы, DVD,
CD-ROM
и
Интернет-ресурсы,
в
зависимости
от
плана
урока.
На
интерактивной доске можно писать и делать пометки поверх всех материалов.
Кроме того, любую информацию, отображенную на интерактивной доске,
можно
распечатать,
сохранить,
отправить
по
электронной
почте.
Заранее
подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыку помогут обучающимся
хорошо усвоить и закрепить учебный материал.
Т а к о й
п р и е м ,
к а к самостоятельный
поиск
информации
п о
предварительному
заданию,
для
решения
которого
ученики
используют
5
средства массовой информации и медиатеку школы, по моим наблюдениям,
также
привлекает
учеников
возможностью
выйти
за
рамки
учебной
программы, а также возможностью решать задачу самостоятельно, именно тем
способом, который нравится ученику.
Также, школьную медиатеку можно использовать в качестве площадки
для работы с группами мотивированных учеников при участии, например, в
онлайн-олимпиадах. Подобного рода внеурочное мероприятие чрезвычайно
воодушевляет учеников, ведь формат работы с новыми технологиями очень
близок современным детям. Являясь в сущности индивидуальной (каждый
школьник
сидит
за
отдельным
компьютером
и
выполняет
задачу
самостоятельно),
эта
работа
одновременно
и
групповая
(во
время
работы
школьники
делятся
результатами,
что-то
обсуждают). Здоровый
дух
соперничества,
учебного
азарта
становится
прекрасным
стимулом,
активизирующим естественную жажду знаний учащихся.
В связи с повышением функционального значения информации, которая
стала
системообразующей
ценностью
в
современном
мире,
становится
очевидной
необходимость
работы
над
непрерывным
формированием
информационной
культуры
учащихся
в
школе. Результатом
этой
работы
должно
стать
умение
выпускников
школы,
будущих
студентов, свободно
ориентироваться в информационном потоке, участвовать в его формировании,
уметь быстро воспринимать, оценивать полезность и обрабатывать большие
объемы информации, обеспечивая тем самым преемственность образования.
Список литературы
1.
Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Московский
международный институт эконометрики, информатики, финансов и права,
2012. – С. 264
6
2.
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования.
Фундаментальные основы. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2011. – С. 286
3.
Долгоруков
А.М.
Сase
stady
как
способ
понимания
//
Практическое
руководство
для
тьютера
системы
Открытого
образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр
интенсивных технологий образования, 2012. С. 21-44
4.
Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учеб. для студ. вузов / Г. М.
Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2012. – С. 528
5.
Колесник
Н
П
Кейс-стади
в
интерактивном
обучении
педагогике /Методические рекомендации – в 2-х частях /41 –
СПб НП «Стратегия будущего», 2013 - С . 13, 25
6.
Покушалова
Л.
В.
Метод
case-study
как
современная
технология
профессионально-ориентированного
обучения
студентов [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. —
2011. — №5. Т.2. — С. 155-157.
7