Напоминание

"Способы формирования информационной культуры современного школьника на уроках английского языка"


Автор: Вдовина Дарья Алексеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ПГГПУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Способы формирования информационной культуры современного школьника на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование





Назад





Способы формирования информационной культуры современного

школьника на уроках английского языка
Английский язык как школьный предмет по своим образовательным возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной насыщенности. В рамках усвоения учебного аспекта (умение говорить, читать, писать на иностранном языке) учащиеся знакомятся с информацией лингвострановедческого, исторического, географического, эстетического и др. содержания. В ходе изучения английского языка учащиеся получают информацию о системе духовных ценностей народа, язык которого они изучают. Для проведения интересных, познавательных уроков на помощь современному учителю приходят презентации, ресурсы сети Интернет, электронные учебники и словари, интерактивные упражнения, мультимедиа технологии. Эти средства одновременно способствуют формированию информационных знаний и умений школьников, развитию и х информационной культуры. Учащиеся получают информацию из разных источников, что позволяет учителю воздействовать на различные каналы восприятия учеников, повышая тем самым повышая мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, давая стимул к последующей поисковой активности обучающихся. Учитель, таким образом, развивает культуру восприятия информации, полученную в различных формах. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний учащихся. Согласно Т. Ручинской, основная цель метода проектов заключается в предоставлении школьникам возможности учить самостоятельному получению знаний в процессе решения практических задач или проблем, которое требует интеграции знаний из разных наглядных сфер.
Эта технология предусматривает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих за своей сутью. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится " и н т е г р и р о в а н н ы м " ком п о н е н т ом ц е л и ком р а з р а б о т а н н о й и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью объединения теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, есть одним из эффективных средств построения личностно - ориентированной педагогической системы. На сегодня метод проектов есть одним из основных современных активных инновационных методов обучения, если педагог сможет применить эту технологию на практике. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа студентов может вести работу над проектом в Интернете, при этом будучи разделенной территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, который отображает ход работы над ним. Задача учебного проекта, представленного в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне высветить ход его получения, т.е. проектного исследования. Работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт, сознание человека, а и ее чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие "погружению" в учебный материал, определению личностью своего эмоционально-ценностного 2
отношения к нему, повышению эффективности усвоения, дает ощущение успеха. Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и воспроизведение информации; передачу информации другим; применение знаний в вариативных ситуациях; понимание причинно-следственных связей, соотношение частей и целого; наведение аргументов и доказательств, перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п. Метод Кейса представляет собой событие, произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы способствовать обсуждению, анализу ситуации и принятию решения. Кейс должен включать в себя конкретную ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни), контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места), комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом. Также кейс могут сопровождать приложения. По К.Л. Покушаловой, метод кейс - стади – это не просто методическое нововведение – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей Кейс – это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего. Это помогает школьникам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу. М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым» активным методам обучения. Этот метод имеет сильные стороны, к которым можно отнеси: возможность работы в группах на едином проблемном поле; использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций; возможность создания новых моделей 3
деятельности; выработки навыков простейшего обобщения информации. Кейс-метод требует подготовленности школьников, нали чия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может привести к поверхностному обсуждению кейса, поэтому кейс-метод на занятиях английского языка рекомендуется применять на старших курсах, т.к. необходим определённый запас знаний по специальности и достаточный уровень владения английским языком. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом. Методы интегрированные в кейс- метод Характеристика его роли в кейс- методе Моделирование Построение модели ситуации Системный анализ Системное представление и анализ ситуации Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации п о с р е д с т в о м е е м ы с л е н н о г о преобразования Метод описания Создание описания ситуации Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, со ставляющих ситуации Игровые методы Представление вариантов поведения «Мозговая атака» Обмен мнениями по поводу проблемы и путей её решения 4
Дискуссия Обмен мнениями по поводу проблемы и путей её решения Медиаобразование. Медиаобразование это одно из самых действенных средств развития личности школьника. Выпуск школьного периодического издания на английском языке включается в систему школьного медиаобразования, целью которого является подготовка школьников к жизни в современных информационно-коммуникационных условиях, к восприятию массовой информации, ее пониманию, ее критическому анализу, к осознанию последствий ее воздействия как на общество в целом, так и на отдельные группы и индивидуумы. Урок с мультимедийной поддержкой в рамках метода информационных технологий, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Интерактивные уроки не оставляют равнодушными даже учеников с отставаниями в программе, стимулируя их познавательную активность. Так, интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и учеников, а также способствует становлению информационной культуры учащихся. С ее помощью можно значительно разнообразить процесс обучения. Например, учитель сообщает новую информацию, используя параллельно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы, в зависимости от плана урока. На интерактивной доске можно писать и делать пометки поверх всех материалов. Кроме того, любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыку помогут обучающимся хорошо усвоить и закрепить учебный материал. Т а к о й п р и е м , к а к самостоятельный поиск информации п о предварительному заданию, для решения которого ученики используют 5
средства массовой информации и медиатеку школы, по моим наблюдениям, также привлекает учеников возможностью выйти за рамки учебной программы, а также возможностью решать задачу самостоятельно, именно тем способом, который нравится ученику. Также, школьную медиатеку можно использовать в качестве площадки для работы с группами мотивированных учеников при участии, например, в онлайн-олимпиадах. Подобного рода внеурочное мероприятие чрезвычайно воодушевляет учеников, ведь формат работы с новыми технологиями очень близок современным детям. Являясь в сущности индивидуальной (каждый школьник сидит за отдельным компьютером и выполняет задачу самостоятельно), эта работа одновременно и групповая (во время работы школьники делятся результатами, что-то обсуждают). Здоровый дух соперничества, учебного азарта становится прекрасным стимулом, активизирующим естественную жажду знаний учащихся. В связи с повышением функционального значения информации, которая стала системообразующей ценностью в современном мире, становится очевидной необходимость работы над непрерывным формированием информационной культуры учащихся в школе. Результатом этой работы должно стать умение выпускников школы, будущих студентов, свободно ориентироваться в информационном потоке, участвовать в его формировании, уметь быстро воспринимать, оценивать полезность и обрабатывать большие объемы информации, обеспечивая тем самым преемственность образования.
Список литературы
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. – С. 264 6
2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2011. – С. 286 3. Долгоруков А.М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2012. С. 21-44 4. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учеб. для студ. вузов / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2012. – С. 528 5. Колесник Н П Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации – в 2-х частях /41 – СПб НП «Стратегия будущего», 2013 - С . 13, 25 6. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 155-157. 7


В раздел образования