Автор: Хасьянова Елена Олеговна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГКОУ СШИ им. Бароева, с.Гизель; МБОУ СОШ с. Верхняя Саниба
Населённый пункт: РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Творческий подход в обучении английскому языку в младшей школе"
Раздел: начальное образование
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Обучение английскому языку в условиях современной системы
образования вышло на гораздо более высокий уровень. Начиная погружаться
в среду новой для них культуры и нового языка со второго класса, дети
получают больше возможностей овладеть этим языком. Однако, и это лично
моё мнение, но с ним, думаю, согласятся многие, два часа в неделю
недостаточно для необходимого качественного и быстрого овладения
языковыми явлениями, да и программными тоже. Зачастую мы не успеваем
достаточно закрепить материал и переходим к следующей теме вовсе не
уверенные в том, что малыши овладели необходимым материалом. Что же
делать учителю, чтобы качественно и надёжно закрепить в сознании
учащихся младшей школы весь необходимый материал?
Роль учителя в обучении иностранному языку занимает первостепенное
место. И дело не в профессиональной компетенции учителя, а в подходе, в
отношении к ученикам, в способности привить интерес к изучению
совершенно нового и подчас очень сложного для детей языка. Моим
глубочайшим убеждением является то, что абсолютно всё, чему мы учим
детей, особенно на самом начальном этапе, должно постигаться через игру и
творчество. Недопустимо требовать от детей просто «выучить наизусть», как
это происходит в средней школе и, к слову, тоже не даёт хороших результатов,
ведь вызубрив слова на один урок, дети могут совершенно не помнить их на
следующий. Важно последовательно отрабатывать лексический материал
посредством различных приёмов и упражнений и мы все это прекрасно
знаем, но в начальной школе, с малышами, на самом начальном этапе, вся эта
последовательность должна быть «обыграна» и в прямом и переносном
смысле этого слова.
Если человек выбрал профессию учителя, неважно, по призванию он
работает или «так сложилось», он должен понимать ответственность,
возложенную на его плечи, особенно если он работает в самом начальном
звене, там, где закладывается фундамент, так сказать, подготавливается
почва. И здесь важны два аспекта: формирование языковой компетенции и,
по моему мнению, даже более важный аспект - воспитание интереса к
предмету и мотивирование учащихся к получению знаний. Чем легче и
интереснее проходит урок, тем больше шансов у учителя позже получить тот
результат, на который он рассчитывает.
Работать с маленькими детьми – сплошное удовольствие. По своему
опыту скажу, у учителя в младших классах просто огромное поле
деятельности. ИКТ, которые сейчас повсюду, конечно, шагают впереди и
действительно совершенно перевернули весь процесс обучения в лучшую,
несомненно, сторону. Однако, с малышами гораздо продуктивнее получается
работать используя старые проверенные приёмы. Дети любят рисовать,
лепить, клеить, играть. Они обожают всё яркое и интересное, то, что можно
потрогать руками, повертеть, покрутить, рассмотреть, чего не даёт ни один
самый лучший компьютер, проектор или даже «умная» доска. Если учитель
найдёт в себе силы разнообразить свои уроки богатой наглядностью и
применить её в помощь своему образовательному мастерству, знаю по опыту,
результат будет радовать его постоянно.
Перейду к примерам из личного опыта. Будучи молодым и неопытным
учителем, я стремилась работать так, как говориться, как научили. Поурочное
планирование, рабочая программа, учебник. Только вот дети зевали на моих
уроках, отвлекались, было видно, что мой урок им в тягость. Были, как
всегда, два-три человека, которые делали всё от начала до конца, старались,
но тоже, без особого энтузиазма. Остальные, те, кто послабее, просто ждали
окончания урока или начинали баловаться. Я быстро поняла, что я делаю не
так. Чтобы научить детей понимать язык, на котором я говорю, мне нужно
прежде всего самой научится говорить на их языке. С того момента всё
изменилось в моей работе. Я старалась в каждый свой урок привнести что-то
из детства, будь то мультик, поделка, игра или рисунок… всё что угодно. На
каждом уроке. Я приходила на урок с игрушками, шариками, мячом, цветной
бумагой и пластилином. Мы стали готовить с детьми разнообразные проекты.
Проектные уроки вообще способны творить чудеса. Невероятное количество
информации дети запоминают, когда создают что-то, никакие лексические
упражнения не способны закрепить в детях настолько быстро конкретные
слова или выражения, как это могут сделать простые творческие задания.
Любая новая тема может быть введена при помощи игры или творческого
задания, а впоследствии закреплена красочными упражнениями в учебнике.
Огромную помощь в работе учителю английского языка оказывают
различные образовательные сайты, на которых в огромном изобилии имеются
различные интересные задания, видео, тесты на разную тематику и на разные
виды деятельности. Имея постоянный доступ в интернет, учитель
английского языка может существенно разнообразить все виды деятельности
на своих уроках, начиная с warming-up и физкультминутки и заканчивая
непосредственной работой над грамматикой и лексикой, аудированием и
чтением и даже письмом.
Но самое главное, что делает работу учителя продуктивной и
результативной, это, по моему мнению, взаимоотношения с учениками.
Внимательное отношение учителя к своим ученикам, поощрение и похвала,
безусловно, порождает в душах маленьких слушателей искренний и
благодарный отклик, желание учиться и научиться, стремление уметь и знать.
И если учителю удастся сохранить этот огонёк в их сердцах в будущем, если
учитель будет подпитывать их интерес различными интересными и
творческими заданиями в соответствии с уровнем их развития, такие дети
никогда не потеряют интерес к учёбе и вырастут целеустремлёнными и
грамотными людьми.