Автор: Каюмова Алия Магзумовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №177"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в развитии речевой деятельности.
Раздел: среднее образование
Роль игры в развитии речевой деятельности.
Языковое
развитие
личности
не
ограничивается
какими-либо
возрастными
пределами,
оно
продолжается
на
протяжении
всей
жизни.
Речевая деятельность пронизывает те две сферы бытия, в которых существует
индивид:
деятельность
и
общение.
Развиваясь,
человек
усваивает,
“распредмечивает” знаковую систему языка как психологического орудия,
при
помощи
которого
опосредуется
его
дальнейшая
познавательная
деятельность, направленная на присвоение социально-культурного опыта. С
течением
времени
меняются
социальные
статусы
человека,
что,
соответственно, находит свое отражение и в сфере его речевой деятельности.
Этими проблемами широко занимается социолингвистика. В ее рамках
продуктивными являются попытки введения в теорию речевой деятельности
понятий
социологической
теории
ролей:
социальная
роль,
ролевые
экспектации и т.д.
Как
замечают
авторы
коллективной
монографии
“Основы
теории
речевой
деятельности”,
“в
традиционной
социологии
(и
социальной
психологии), проблема влияния исполнения роли на формирование личности
решается
в
общем
однозначно
-
личность
формируется
в
результате
исполнения ряда ролей”. Всякая же роль имеет обязательные вербальные
атрибуты. “Формы использования языка, сама речевая деятельность в каждом
отдельном случае - это ролевая речевая деятельность”.
Речевая деятельность всегда общественно обусловлена. Значит, речевые
действия
подвержены
обязательной
социальной
регуляции.
Этот
речевой
аспект
“исполнения”
индивидами
социальных
ролей
исследуется
в
социолингвистике
и
психолингвистике
на
уровне
построения
и
анализа
теоретических
моделей
коммуникативных
актов.
Мы
же
хотим
другого:
используя некоторые социо- и психолингвистические разработки, попытаться
посредством педагогически организованных ролевых игр учить учащихся
ориентировать речевую деятельность на собеседника - носителя той или иной
социальной
роли,
строить
речь
и
поведение
с
учетом
определенной
социальной ситуации и установок общения, а также формировать в процессе
осуществления коммуникативных актов способность к эмпатии и рефлексии.
Говоря другими словами, мы хотим при помощи реализации в учебной работе
игровых
моделей
(основанных
на
социолингвистическом
понятии
“социальной
ситуации”)
придать
своему
эксперименту
формирующий
характер,
а
именно
попытаться
формировать
коммуникативную
компетентность и коммуникативную культуру с двух сторон: со стороны
учащихся и со стороны учителей.
Необходимо
также
сказать,
что
из
достаточно
гибкой
системы
классификации
ролей
мы
выбираем
наиболее
необходимый
для
нас
вид
ролей, предложенный У. Герхардт и Г. Драйтцелем - ситуационные роли.
Попробуем теперь обосновать выбор именно игры в качестве средства
реализации поставленных задач.
Игра - явление по своей сути полифункциональное: она осуществляет
развивающую, воспитывающую, обучающую и другие функции. Наконец,
эффективность
применения
игры
для
обучения
и
развития
обусловлена
собственно
самим
феноменом
игры.
М.С.Каган,
исследуя
человеческую
деятельность, пишет: “Игра человека есть подлинная культурная ценность,
способствующая
укреплению
контактов
между
людьми
на
социальном…
уровне
и
тем
самым
участвующая
в
процессе
социализации
индивида
наиболее приятными для него средствами. И у индивида, и у социальной
группы, и у общества в целом разные ступени развития характеризуются
особыми типами игр”.
Игра как средство обучения, как средство формирования каких-либо
качеств человека притягательна во многих отношениях, в том числе и потому,
что в процессе игры ее участники находятся в положении субъектов игровой
деятельности, т.е. игровые действия и операции, выполняемые играющими,
обусловлены внутренними потребностями личности, рассматриваются как
интрогенное
поведение.
Хотя
это
касается
больше
стихийных,
неорганизованных игр, однако и в педагогических ролевых, и в деловых, и в
других видах организованных игр этот момент внутренней обусловленности
имеет важнейшее значение.
Исследователь педагогических игр Н.П. Аникеева пишет, что сущность
игры
заключается
в
том,
что
в
ней
важен
не
результат,
а
сам
процесс
переживаний,
связанных
с
игровыми
действиями.
Хотя
ситуация,
проигрываемая
человеком,
воображаема,
но
чувства,
переживаемые
им,
реальны.
Эта
специфическая
особенность
игры
несет
в
себе
большие
воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая
в
сюжет
игры
определенные
роли,
педагог
может
тем
самым
программировать определенные положительные чувства играющих.
Все это позволило сформулировать следующие выводы:
1.
Анализ речетворческой деятельности учащихся старших классов
дает основание предположить, что стратегию их речевого развития можно
построить
как
движение
от
установочной
лекции
(урока-лекции)
к
практикуму и затем - к дидактической игре.
2.
В качестве непременного условия анализа диалогов надо работать
и
над
такой
стороной,
как
“текст
-
подтекст”,
т.е.
учитывать,
насколько
глубоко партнеры по общению проявили способность к эмпатии, смогли
понять
психическое
состояние
друг
друга,
проявили
направленность
на
“другого”
в
общении,
проникли
в
мотивацию
той
или
иной
реплики
“другого”.
Известно, что современная система профессионально-педагоги-ческой
подготовки
недостаточно
нацелена
на
формирование
у
учащихся
коммуникативных
способностей
и
качеств
современной
речевой
деятельности (О.А. Абдуллина, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Е.И. Пассов и
др.). В связи с этим возникает необходимость введения новых форм, методов,
средств, содержания обучения в старших классах школ и гимназий.
Интерес ученых, методистов и учителей к играм в последнее время
чрезвычайно
велик.
Психологические
аспекты
игры
были
глубоко
проанализированы
отечественными
психологами
Б.Г.Ананьевым,
М.Я.
Бассовым,
Л.С.
Выготским,
А.Н.Леонтьевым,
С.Л.Рубинштейном,
Д.Б.Элькониным
и
др.
В
работах
Л.Ф.Каптерева,
А.С.Макаренко,
К.Д.Ушинского, Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой и др.
В
настоящее
время
в
педагогике
США
(А.Л.Батлер,
Э.Э.Готц,
Н.Л.Квизинберц и др.) и Англии (П.Горди, А.Дейвисан и др.) как ролевые
игры разрабатываются социодрамы. В университетах, колледжах, школах
бизнеса
и
крупных
промышленных
компаниях
(США,
Канады,
Англии,
Франции,
Германии,
Японии)
широко
используется
имитационно-игровой
подход для моделирования различных сфер профессиональной деятельности.
Такой
подход
расценивается
современными
исследователями
(Р.Г.Грэм,
К.Ф.Грэй,
А.Дж.Дейл,
Д.Р.Карсон,
Б.Никольсон,
Р.Уолфорд
и
др.)
как
эффективное средство приобретения опыта управления, принятия решений,
планирования и т.д.
В
нашей
стране
психолого-педагогические
основы
создания
и
применения игр в учебно-воспитательном процессе вуза были предложены
А.А.Вербицким,
Ю.Н.Кулюткиным,
П.И.Пидкасистым,
Г.С.Сухобской,
И.М.Сыроежиным и др.
В настоящее время выделяются следующие разновидности игровых
методик: учебно-деловые игры (Вербицкий А.А., Пидкасистый П.И. и др.),
обучающие игры (Бедерханова В.И. и др.), педагогические (Кузнецов В.В.,
Кулюткин Ю.И., Мамигонов В.Г., Мамигонова Т.А., Маленко А.Т., Тюнников
Ю.С.,
Тюнникова
С.М.
и
др.),
учебно-имитационные
(Ирыков
М.
М.,
Знаменская О. П. и др.), дидактические (Семенова Е.В., Страздас Н.Н. и др.),
учебно-ролевые (Коровяковская Е.П., Юдина О.П. и др.), деловые (Пенькова
P., Федорин М.В. и др.), познавательные игры (Бабанский Ю.К. и др.) и
другие;
и
сочетание
различных
элементов
театральной
педагогики,
дидактических игр и микрообучения.
Суще ствует
понятие игровые
педагогические
технологии.
В
современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровая деятельность или игра как метод обучения и
воспитания используются в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий,
темы и даже раздела учебного предмета;
в
качестве
элементов
(иногда
весьма
существенных)
более
обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
в качестве технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком
-
наличием
четко
по ставленной
цели
обучения
и
соответствующего
ей
педагогического
результата,
которые
могут
быть
обоснованы,
выделены
в
явном
виде
и
характеризуются
учебно-
познавательной направленностью.
Г.К. Селевко представляет классификацию педагогических игр.
Целевые ориентации игры как метода обучения и воспитания могут
быть представлены следующим образом.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;
применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных
умений
и
навыков,
необходимых
в
практической
деятельности;
развитие
общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование
определенных
подходов,
позиций,
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений
сравнивать,
сопоставлять,
находить
аналогии,
воображения,
фантазии,
творческих
способностей,
эмпатии,
рефлексии,
умения
находить
оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие:
приобщение
к
нормам
и
ценностям
общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение
общению; психотерапия.
В
структуру
игры
как
деятельности
личности
входят
этапы:
а)
целеполагание; б) планирование; в) реализация цели и г) анализ результатов,
в
которых
личность
полностью
реализует
себя
как
субъект.
Мотивация
игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями
выбора
и
элементами
соревновательности,
удовлетворения
потребностей
самоутверждения, самореализации.
В
структуру
игры
как
процесса
входят:
а)
роли,
взятые
на
себя
играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в)
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,
условными;
г)
реальные
отношения
между
играющими;
д)
сюжет
(содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения называют дидактической, т.е. мы будем вести
речь о дидактической игре.
На
сегодняшний
день
влияние
игры
на
активизацию
учебно-
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроках
серьезно
исследовано.
Дидактические возможности учебных игр обширны, назовем некоторые:
1)
учебная игра активизирует психические процессы деятельности
ребенка
и
подростка
(ощущения,
восприятия,
мышление,
воображение,
память, внимание, волю, речь, моторику);
2)
учебная
игра
создает
благоприятные
условия
для
развития
творческих способностей;
3)
учебная игра позволяет “сжимать” учебное время;
4)
учебная игра психологически привлекательна для учащихся;
5)
учебная игра позволяет учащимся самим разрешать проблемную
ситуацию, а не просто быть наблюдателем;
6)
учебная игра всегда строится на добровольных началах;
7)
во
время
игры
учащиеся
получают
глубокое
удовлетворение,
радость;
8)
учебная
игра
интересна
как
коллективная
форма
работы,
в
которой проявляется самостоятельная, активная деятельность каждого.
Существуют различные определения
дидактических игр. Вот только
два из них.
“Под игрой, - пишет Х.Ш. Шапиев, - понимается определенный вид
целенаправленной человеческой деятельности воспроизводимый, с целью его
изучения,
в
искусственной
обстановке
лицами
(лицом),
называемыми
игроками”.
Дидактическая
игра
представляет
собой
организованное
сочетание
структур
учебно-познавательной
и
игровой
деятельности
учащихся,
обеспечивающее
наиболее
свободное
выражение
(интеллектуальных,
нравственно-волевых и эмоциональных) сил личности (ребенка, подростка,
юноши, взрослого) в форме, выступающей как процесс, результат реализации
указанных
сил
при
овладении
запланированными
знаниями,
умениями
и
навыками. Дидактическая игра - это особый класс игр с разветвленной сетью
видов. Дидактическая игра - практическая форма учебной деятельности (Л.С.
Тюнникова).
Творческие
способности
личности
на
уроках
русского
языка
и
литературы
могут
осуществляться
лишь
в
творческой
деятельности
в
процессе обучения. Широкое применение в практике обучения получили
проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к
выдвижению
гипотез,
предварительных
выводов,
обобщений.
Являясь
сложным
приемом
умственной
деятельности,
обобщение
предполагает
наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать,
сравнивать,
оценивать,
определять
понятия.
В
то
же
время
любая
познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не
только
общими
приемами,
но
и
специфическими,
что
обусловлено
содержанием изучаемого предмета.
Проявление
творческих
способностей
личности
учащихся
можно
пронаблюдать на уроках русского языка и литературы в организации работы
на примере работы с текстом.
Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с
того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или
зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций,
которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов
этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью
разных заданий-вопросов типа:
Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке?
По каким признакам вы догадались об этом?
Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?
Как
вы
понимаете
его
название?
Как
вы
думаете,
о
чем
это
стихотворение?
Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную
иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?
Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении?
Что вы "видите" в ней?
Какое
известное
вам
музыкальное
произведение
могло
бы
стать
аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?
При
осмыслении
лингвистических
средств
создания
образности
художественного
текста
ученики
должны
осознать
изобразительно-
выразительные
возможности
тех
явлений,
которые
изучаются
на
уроках.
Красота и удивление богатством родного языка открывается детям в процессе
такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов:
Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски
осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?
Назовите
слова,
которые
помогают
описать
пейзаж
в
прямом
значении?
Найдите
в
тексте
примеры
художественных
трюков
(эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения).
Укажите
синонимы,
антонимы.
Почему
именно
это
слово
употреблено? и т.д.
Применение
таких
проблемных
ситуаций
в
учебном
процессе
дает
возможность
формировать
у
учащихся
определенную
познавательную
потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на
самостоятельное решение возникшей проблемы.
Рассмотрим,
как
реализовались
творческие
способности
личности
учащихся
на
уроках
русского
языка
и
литературы
на
примере
темы
"Деепричастие"
через
лингвистическую
миниатюру
с
элементом
театрализации. Это стихотворение английского поэта Роберта Саути (перевод
А. Шмульяна) "Лодорский водопад".
Участники: 10-12 чтецов стихотворения. Каждый из них произносит 2-3
слова,
но
так,
чтобы
они
были
наглядны,
звучали.
Надо
искать
жесты,
мимику, которые выразительно отражали бы содержание текста.
Костюмы: легкие, струящиеся, цвет которых соответствует примерно
цвету воды, водопада - белые, светло-зеленые, голубые. Чтецы располагаются
на ступенях, изображающих каскад.
Представим
себе
самый
настоящий
водопад
-
большой,
шумный,
сильный. Если бы вам его пришлось описать, сколько бы глаголов вы нашли?
Это может стать своеобразным конкурсом. Как правило, их немного.
А в одном стихотворении о водопаде - больше пятидесяти глаголов и
деепричастий. (Идет чтение стихотворения в сопровождении музыки П.И.
Чайковского "Полет шмеля", затем беседа).
В чем его особенность?
Какой
художественный
эффект
достигается
использованием
количества деепричастий?
Какие звуки в нем преобладают и почему?
Сколько слов соответствует схемам?
Вывод: Вот сколько слов нашел поэт для представления нам водопада.
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения
обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую
деятельность,
направленную
на
разрешение
возникающих
проблем,
что
неизбежно
ведет
к
развитию
и
познавательной
самостоятельности
и
творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний
учащихся.