Автор: Курчина Надежда Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Дубок"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Н. В. Курчина,
МБДОУ «Детский сад № 125 «Дубок»,
г. Чебоксары
Для детей понимание смысла слов, обозначающих временные отно-
шения в силу их относительного характера, достаточно сложно. Что озна-
чают, например, слова «теперь-сейчас» или «сегодня-вчера-завтра»? При
тождественности значений этих временных обозначений конкретный мо-
мент реальности, на который он указывает, непрерывно передвигается.
Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий
времени. Первоначально проявляются наречия, определяющие временную
последовательность:
сейчас,
сначала,
теперь.
Дети
ещё
плохо
владеют
грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они
смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом.
Для детей дошкольного возраста время уже не исчерпывается настоя-
щим. Короткое время более длинное и общее, и к пониманию его длитель-
ности ребёнок приходит уже не ощущением, а размышлением о чём-то та-
ком, что существует вместе с событиями, но и как бы отдельно от них.
У дошкольников образуется ясное для конкретных событий пред-
ставление о прошедшем, настоящем и будущем. Многие педагоги отмеча-
ют этот чисто конкретный характер временных представлений дошкольни-
ков. О днях, месяцах, часах дети говорят как о предметах и даже олицетво-
ряют время: «Куда ушло вчера?»
По мере накопления опыта, ориентировки во времени дети устанав-
ливают более существенные признаки, как показатели времени начинают
использоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло,
солнышко встаёт, а ночь – это когда темно и все спят».
Младшие дошкольники уже более чётко локализуют во времени со-
бытия, обладающие отличительными качественными признаками, эмоцио-
нальной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка – когда зима,
поедем на дачу, когда лето» и др.
Наиболее доступным первоначальным речевым отражением времени
являются нерасчленённые временные отношения. Они обозначаются сло-
вами
«сначала»,
«потом»,
«раньше»,
«позже», затем ребёнок
начинает
пользоваться словами «давно» и «поздно».
Дети 6-7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Но не
все категории сознаются ими и правильно отражаются в речи: лучше усва-
иваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во вре-
мени, хуже - наречия, выражающие длительность и последовательность.
Однако несколько обучающих занятий, раскрывающих значение наиболее
1
грудных для детей временных наречий, уточняют их понимание.
Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогиче-
ского воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некото-
рые из перечисленных временных представлений и умений ориентировать-
ся во времени. Уровень этих знаний невысок. Разные по значению времен-
ные понятия часто совмещаемы. Например, дети не чувствуют разницы в
словах «рассвет» и «сумерки», обозначающих переходные периоды от ноч-
ной тьмы к дневному свету. Значения слов «полночь» и «полдень» не вос-
принимают как обозначения моментов равного деления дня и ночи. В пред-
ставлении детей сутки кончаются ночью, а утром начинаются. Таким об-
разом, у некоторых детей имеются неправильные представления об особен-
ностях каждых суток и их прерывности.
Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут опреде-
лить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается не-
равномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоцио-
нальную окраску для ребенка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах изме-
рения времени (с помощью календаря, часов). Названия интервалов време-
ни (минута, час) остаются для детей часто словесными, абстрактными, гак
как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрез-
ков времени.
Важное место в процессе формирования представлений о времени у
дошкольников принадлежит моделированию.
Моделирование
–
это
воспроизведение
характеристик
некоторого
объекта на другой объект, специально созданный для этого. В его основе
лежит определенное
соответствие,
но
не
тождество
между
изучаемым
объектом-оригиналом и его моделью.
Для ребенка дошкольного возраста оптимальными являются веще-
ственное моделирование (конструирование) и графическое моделирование
(рисунки, схемы). При этом чем младше ребенок, тем значимее первый вид
моделирования. Эта моделирования конструктивная деятельность позволя-
ет построить наглядный, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого по-
нятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения процесса
усвоения понятий.
Известно, что физиологическая основа чувственного восприятия вре-
мени - условные рефлексы. Формирующийся, например, уже в первые ме-
сяцы жизни ребёнка рефлекс на кормление, свидетельствует о появлении
чувства времени на длительность интервалов, установленных между корм-
лениями. Это и есть начальный этап ориентировки во времени первосиг-
нальный характер, который, согласно исследованиям Л. М. Фонарёва, мож-
но выработать в период внутриутробного развития плода. Тогда к рожде-
нию Ребёнок будет иметь уже первоначальную чувственную ориентировку
на кормление.
2
Однако восприятие времени и ориентировка во времени у человека,
складывается не только на биологической (как у животных) основе, в про-
цессе жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и от-
ношений.
Опыт многих педагогов убеждает: чем чаще, чем более грамотно вос-
питатель фиксирует внимание на времени и временных отношениях, тем
раньше, а главное, тем более осознанно и прочно усваивают дети эти зна-
ния. Фиксирует внимание, но как? Ведь время не имеет наглядных форм.
Однако, чтобы сформировать знания, совершенно необходимо опираться на
какую-либо наглядность, например, на сюжетные картинки, иллюстрации,
фотографии, которые своим содержанием и некоторыми объективными по-
казателями помогут ребёнку определить и назвать время.
В средней группе воспитатель имеет возможность с этой целью (фор-
мирования временных представлений) использовать различные модели. В
моделях — квадрата, кружках — он символизирует один из значимых при-
знаков временного отрезка (части суток, время года, дни недели, месяцы).
Обобщённые знаки — модели - это уже наглядный материал как для опо-
средованного распознания отдельных эталонов, так и для установления по-
следовательности между ними.
Детям четырёх лет на занятиях показывают только плоскостные мо-
дели и только одну форму движения -
линейную. Для этого кружки или
квадраты, разные по цвету, выкладывают слева направо друг за другом.
Ребёнок, выкладывая отдельные элементы модели, решает важную задачу:
он запоминает названия эталонов времени, чередование, последователь-
ность (утро, день, вечер, ночь) Однако, как показывает в своих исследова-
ниях Т. Д. Рихтерман, плоскостной наглядный материал в линейном распо-
ложении (голубой, жёлтый, серый и чёрный квадраты или кружки) не все-
гда формируют у детей правильные представления об основных свойствах
времени, так как многие из них имеют одну постоянную точку отсчёта -
утро.
Детей пятого года жизни можно познакомить с иной формой движе-
ния - по кругу (по Р. Чудновой). Она подводит их к пониманию непрерыв-
ности, текучести времени. Подводит, но не решает проблемы, так как ис-
пользуя эту модель дети не видят новизны, изменения. Цикличность явле-
ний в природе они воспринимают как простое повторение.
По кругу также может быть представлена модель дней недели ка-
лендаря, модель последовательности времени года. Дни недели могут быть
представлены также и в линейной форме.
Календарь «Неделя» можно вывесить рядом с календарём погоды, и
дети ежедневно стрелкой будут отмечать текущий день недели.
Работа, начатая в старшей группе, продолжается в подготовительной.
Такая модель помогает детям называть дни недели не только в прямом, но
и в обратном порядке. Определяет, сколько дней в неделе до названного и
3
после него, какой день между двумя названными, Определять пропущен-
ный день среди названных.
Несколько
иная
модель
календаря
предложена
Т.Д.
Рихтерман.
Листки календаря размером 9*6,5 см закреплены так, чтобы их легко было
снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру
(число), название дня недели и месяца. Но так как ещё не все дети старшей
группы умеют читать, каждый листок календаря отмечен полоской соот-
ветствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет.
Запоминая соответствие цветных полосок семи дням недели, по цве-
ту полоски на листе календаря дети могут определить («прочитать») каж-
дый день недели. Обратная сторона листка остаётся чистой. Календарь на
прозрачной маленькой планке рекомендуется повесить на стене.
Для съёмных листков календаря изготавливается коробка с 18 отде-
лениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек).
В ячейки нижнего ряда дети складывают последовательно листки -
дни недели, по 7 листков в каждое отделение, 7 листков - 7 дней недели в
каждом отделении создают у детей образ прошедшей недели. По оконча-
нии месяца подсчитывается количество недель и дней пошедшего месяца.
Листки, собранные за месяц, скрепляются стопкой. На ней записываются
названия прошедшего месяца и стопка укладывается в первое (слева) отде-
ление верхнего ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки
показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и
недель. По окончании подсчитывается количество месяцев в году, опреде-
ляется порядок их следования.
Предложенное пособие служит моделью календарного года, посколь-
ку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного
времени.
Дети сами могут снимать листки календаря и складывать из суток не-
делю, из недель - месяц, затем определить место данного месяца среди
других. Дети в любой момент могут подойти к коробке и по разложенным
в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала неде-
ли, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с на-
чала года, а по пустым ячейкам — сколько ещё осталось до его окончания.
Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают
сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами време-
ни.
Применяется пирамида «Времена года». Она помогает закрепить зна-
ния о временах года, сезонных явлениях. На каждый из граней изображено
определенное время года: весна, осень, зима, лето. Задача детей распреде-
лить по сезонам бумажные изображения объектов живой природы. Анало-
гичным образом может применяться пирамида частей суток.
Более
полное
представление
об
одномерности,
периодичности,
необратимости и текучести времени дают объемные модели в виде спира-
4
ли в виде спирали. Основа объёмной модели времени – спираль, каждый
виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи
наглядно показывает движение, изменение — процессов, явлений во вре-
мени. Для успешного решения различных дидактических задач по ознаком-
лению детей с разными отрезками времени (сутки, неделя, год) с его глав-
ными свойствами такая объемная модель представлена в виде нескольких
спиралей, отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением.
Модель «дни недели» аналогична первой, но несколько большего
размера и цикл включает семь отрезков спирали. Модель «времена года»
выполнена точно так же (меняются цвета и количество витков). Такая мо-
дель создает наглядный образ перехода ночи вчерашних суток в утро сего-
дняшних суток, а ночи текущих суток в утро завтрашних.
Аналогичным образом можно предложить изготовить объемные мо-
дели недели, года, взяв за основу плоские круговые модели недели и года.
Таким образом, планомерная работа по формированию представле-
ний о времени у детей значительно повышает уровень осознания ими вре-
менных понятий. Дети лучше ориентируются в частях суток, адекватнее
начали употреблять понятия «Вчера, сегодня, завтра». С помощью осозна-
ния детьми понятий «Вчера, сегодня, завтра» происходит лучшее установ-
ление ими причинно-следственных связей явлений. Владея ими, дети луч-
ше начинают устанавливать последовательность событий. Использование
моделей способствует развитию абстрактно-логического мышления детей.
Обогащение предметной среды детей наглядными моделями времени (мо-
дель «Части суток», «Вчера-сегодня-завтра») положительно влияет на осо-
знанное понимание (а не заучивание) детьми временных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кочурова, С. О времени вовремя / С. Кочурова // Семья и школа. – 2002.
- № 1-2.
2.
Крылова, С. Формирование временных представлений у дошкольников /
С. Крылова // Народная школа. – 2004. - № 2.
3.
Луцковская, С. Д. Представления о времени в опыте дошкольников / С.
Д. Луцковская // Вопросы психологии. – 2000. - № 4.
4.
Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошколь-
ного возраста / Р. Л. Непомнящая. – Спб.: Детство-Пресс - 2005.
5.
Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей до-
школьного возраста. - М: Просвещение, 1991.
6.
Щербакова, Е. Формирование представлений и понятий о времени с по-
мощью объемной модели / Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное
воспитание. – 1986. - № 7.
5