Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ


Автор: Курчина Надежда Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Дубок"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Н. В. Курчина,

МБДОУ «Детский сад № 125 «Дубок»,

г. Чебоксары

Для детей понимание смысла слов, обозначающих временные отно-

шения в силу их относительного характера, достаточно сложно. Что озна-

чают, например, слова «теперь-сейчас» или «сегодня-вчера-завтра»? При

тождественности значений этих временных обозначений конкретный мо-

мент реальности, на который он указывает, непрерывно передвигается.

Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий

времени. Первоначально проявляются наречия, определяющие временную

последовательность:

сейчас,

сначала,

теперь.

Дети

ещё

плохо

владеют

грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они

смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом.

Для детей дошкольного возраста время уже не исчерпывается настоя-

щим. Короткое время более длинное и общее, и к пониманию его длитель-

ности ребёнок приходит уже не ощущением, а размышлением о чём-то та-

ком, что существует вместе с событиями, но и как бы отдельно от них.

У дошкольников образуется ясное для конкретных событий пред-

ставление о прошедшем, настоящем и будущем. Многие педагоги отмеча-

ют этот чисто конкретный характер временных представлений дошкольни-

ков. О днях, месяцах, часах дети говорят как о предметах и даже олицетво-

ряют время: «Куда ушло вчера?»

По мере накопления опыта, ориентировки во времени дети устанав-

ливают более существенные признаки, как показатели времени начинают

использоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло,

солнышко встаёт, а ночь – это когда темно и все спят».

Младшие дошкольники уже более чётко локализуют во времени со-

бытия, обладающие отличительными качественными признаками, эмоцио-

нальной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка – когда зима,

поедем на дачу, когда лето» и др.

Наиболее доступным первоначальным речевым отражением времени

являются нерасчленённые временные отношения. Они обозначаются сло-

вами

«сначала»,

«потом»,

«раньше»,

«позже», затем ребёнок

начинает

пользоваться словами «давно» и «поздно».

Дети 6-7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Но не

все категории сознаются ими и правильно отражаются в речи: лучше усва-

иваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во вре-

мени, хуже - наречия, выражающие длительность и последовательность.

Однако несколько обучающих занятий, раскрывающих значение наиболее

1

грудных для детей временных наречий, уточняют их понимание.

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогиче-

ского воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некото-

рые из перечисленных временных представлений и умений ориентировать-

ся во времени. Уровень этих знаний невысок. Разные по значению времен-

ные понятия часто совмещаемы. Например, дети не чувствуют разницы в

словах «рассвет» и «сумерки», обозначающих переходные периоды от ноч-

ной тьмы к дневному свету. Значения слов «полночь» и «полдень» не вос-

принимают как обозначения моментов равного деления дня и ночи. В пред-

ставлении детей сутки кончаются ночью, а утром начинаются. Таким об-

разом, у некоторых детей имеются неправильные представления об особен-

ностях каждых суток и их прерывности.

Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут опреде-

лить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается не-

равномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоцио-

нальную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах изме-

рения времени (с помощью календаря, часов). Названия интервалов време-

ни (минута, час) остаются для детей часто словесными, абстрактными, гак

как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрез-

ков времени.

Важное место в процессе формирования представлений о времени у

дошкольников принадлежит моделированию.

Моделирование

это

воспроизведение

характеристик

некоторого

объекта на другой объект, специально созданный для этого. В его основе

лежит определенное

соответствие,

но

не

тождество

между

изучаемым

объектом-оригиналом и его моделью.

Для ребенка дошкольного возраста оптимальными являются веще-

ственное моделирование (конструирование) и графическое моделирование

(рисунки, схемы). При этом чем младше ребенок, тем значимее первый вид

моделирования. Эта моделирования конструктивная деятельность позволя-

ет построить наглядный, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого по-

нятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения процесса

усвоения понятий.

Известно, что физиологическая основа чувственного восприятия вре-

мени - условные рефлексы. Формирующийся, например, уже в первые ме-

сяцы жизни ребёнка рефлекс на кормление, свидетельствует о появлении

чувства времени на длительность интервалов, установленных между корм-

лениями. Это и есть начальный этап ориентировки во времени первосиг-

нальный характер, который, согласно исследованиям Л. М. Фонарёва, мож-

но выработать в период внутриутробного развития плода. Тогда к рожде-

нию Ребёнок будет иметь уже первоначальную чувственную ориентировку

на кормление.

2

Однако восприятие времени и ориентировка во времени у человека,

складывается не только на биологической (как у животных) основе, в про-

цессе жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и от-

ношений.

Опыт многих педагогов убеждает: чем чаще, чем более грамотно вос-

питатель фиксирует внимание на времени и временных отношениях, тем

раньше, а главное, тем более осознанно и прочно усваивают дети эти зна-

ния. Фиксирует внимание, но как? Ведь время не имеет наглядных форм.

Однако, чтобы сформировать знания, совершенно необходимо опираться на

какую-либо наглядность, например, на сюжетные картинки, иллюстрации,

фотографии, которые своим содержанием и некоторыми объективными по-

казателями помогут ребёнку определить и назвать время.

В средней группе воспитатель имеет возможность с этой целью (фор-

мирования временных представлений) использовать различные модели. В

моделях — квадрата, кружках — он символизирует один из значимых при-

знаков временного отрезка (части суток, время года, дни недели, месяцы).

Обобщённые знаки — модели - это уже наглядный материал как для опо-

средованного распознания отдельных эталонов, так и для установления по-

следовательности между ними.

Детям четырёх лет на занятиях показывают только плоскостные мо-

дели и только одну форму движения -

линейную. Для этого кружки или

квадраты, разные по цвету, выкладывают слева направо друг за другом.

Ребёнок, выкладывая отдельные элементы модели, решает важную задачу:

он запоминает названия эталонов времени, чередование, последователь-

ность (утро, день, вечер, ночь) Однако, как показывает в своих исследова-

ниях Т. Д. Рихтерман, плоскостной наглядный материал в линейном распо-

ложении (голубой, жёлтый, серый и чёрный квадраты или кружки) не все-

гда формируют у детей правильные представления об основных свойствах

времени, так как многие из них имеют одну постоянную точку отсчёта -

утро.

Детей пятого года жизни можно познакомить с иной формой движе-

ния - по кругу (по Р. Чудновой). Она подводит их к пониманию непрерыв-

ности, текучести времени. Подводит, но не решает проблемы, так как ис-

пользуя эту модель дети не видят новизны, изменения. Цикличность явле-

ний в природе они воспринимают как простое повторение.

По кругу также может быть представлена модель дней недели ка-

лендаря, модель последовательности времени года. Дни недели могут быть

представлены также и в линейной форме.

Календарь «Неделя» можно вывесить рядом с календарём погоды, и

дети ежедневно стрелкой будут отмечать текущий день недели.

Работа, начатая в старшей группе, продолжается в подготовительной.

Такая модель помогает детям называть дни недели не только в прямом, но

и в обратном порядке. Определяет, сколько дней в неделе до названного и

3

после него, какой день между двумя названными, Определять пропущен-

ный день среди названных.

Несколько

иная

модель

календаря

предложена

Т.Д.

Рихтерман.

Листки календаря размером 9*6,5 см закреплены так, чтобы их легко было

снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру

(число), название дня недели и месяца. Но так как ещё не все дети старшей

группы умеют читать, каждый листок календаря отмечен полоской соот-

ветствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет.

Запоминая соответствие цветных полосок семи дням недели, по цве-

ту полоски на листе календаря дети могут определить («прочитать») каж-

дый день недели. Обратная сторона листка остаётся чистой. Календарь на

прозрачной маленькой планке рекомендуется повесить на стене.

Для съёмных листков календаря изготавливается коробка с 18 отде-

лениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек).

В ячейки нижнего ряда дети складывают последовательно листки -

дни недели, по 7 листков в каждое отделение, 7 листков - 7 дней недели в

каждом отделении создают у детей образ прошедшей недели. По оконча-

нии месяца подсчитывается количество недель и дней пошедшего месяца.

Листки, собранные за месяц, скрепляются стопкой. На ней записываются

названия прошедшего месяца и стопка укладывается в первое (слева) отде-

ление верхнего ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки

показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и

недель. По окончании подсчитывается количество месяцев в году, опреде-

ляется порядок их следования.

Предложенное пособие служит моделью календарного года, посколь-

ку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного

времени.

Дети сами могут снимать листки календаря и складывать из суток не-

делю, из недель - месяц, затем определить место данного месяца среди

других. Дети в любой момент могут подойти к коробке и по разложенным

в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала неде-

ли, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с на-

чала года, а по пустым ячейкам — сколько ещё осталось до его окончания.

Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают

сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами време-

ни.

Применяется пирамида «Времена года». Она помогает закрепить зна-

ния о временах года, сезонных явлениях. На каждый из граней изображено

определенное время года: весна, осень, зима, лето. Задача детей распреде-

лить по сезонам бумажные изображения объектов живой природы. Анало-

гичным образом может применяться пирамида частей суток.

Более

полное

представление

об

одномерности,

периодичности,

необратимости и текучести времени дают объемные модели в виде спира-

4

ли в виде спирали. Основа объёмной модели времени – спираль, каждый

виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи

наглядно показывает движение, изменение — процессов, явлений во вре-

мени. Для успешного решения различных дидактических задач по ознаком-

лению детей с разными отрезками времени (сутки, неделя, год) с его глав-

ными свойствами такая объемная модель представлена в виде нескольких

спиралей, отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением.

Модель «дни недели» аналогична первой, но несколько большего

размера и цикл включает семь отрезков спирали. Модель «времена года»

выполнена точно так же (меняются цвета и количество витков). Такая мо-

дель создает наглядный образ перехода ночи вчерашних суток в утро сего-

дняшних суток, а ночи текущих суток в утро завтрашних.

Аналогичным образом можно предложить изготовить объемные мо-

дели недели, года, взяв за основу плоские круговые модели недели и года.

Таким образом, планомерная работа по формированию представле-

ний о времени у детей значительно повышает уровень осознания ими вре-

менных понятий. Дети лучше ориентируются в частях суток, адекватнее

начали употреблять понятия «Вчера, сегодня, завтра». С помощью осозна-

ния детьми понятий «Вчера, сегодня, завтра» происходит лучшее установ-

ление ими причинно-следственных связей явлений. Владея ими, дети луч-

ше начинают устанавливать последовательность событий. Использование

моделей способствует развитию абстрактно-логического мышления детей.

Обогащение предметной среды детей наглядными моделями времени (мо-

дель «Части суток», «Вчера-сегодня-завтра») положительно влияет на осо-

знанное понимание (а не заучивание) детьми временных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Кочурова, С. О времени вовремя / С. Кочурова // Семья и школа. – 2002.

- № 1-2.

2.

Крылова, С. Формирование временных представлений у дошкольников /

С. Крылова // Народная школа. – 2004. - № 2.

3.

Луцковская, С. Д. Представления о времени в опыте дошкольников / С.

Д. Луцковская // Вопросы психологии. – 2000. - № 4.

4.

Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошколь-

ного возраста / Р. Л. Непомнящая. – Спб.: Детство-Пресс - 2005.

5.

Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей до-

школьного возраста. - М: Просвещение, 1991.

6.

Щербакова, Е. Формирование представлений и понятий о времени с по-

мощью объемной модели / Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное

воспитание. – 1986. - № 7.

5



В раздел образования