Автор: Хабибуллин Виль Дамирович
Должность: преподаватель технической механики
Учебное заведение: ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий
Населённый пункт: г. Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплин общепрофессионального цикла
Раздел: среднее профессиональное
Хабибуллин Виль Дамирович
Преподаватель Стерлитамакского
колледжа строительства и
профессиональныхтехнологий
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе
преподавания дисциплин общепрофессионального цикла
В
настоящее
время
невозможно
представить
себе
современное
промышленное предприятие или конструкторское бюро без компьютеров и
специального
программного
обеспечения,
предназначенного
для
конструкторской
документации
или
проектирования
различных
изделий.
Стремительный
рост
научно-технического
прогресса
вынуждает
специалистов заниматься вопросами автоматизации работы конструкторских
и
технологических
подразделений.
Все
вышесказанное
выдвигает
перед
молодыми специалистами конкретные требования к необходимому минимуму
знаний, умений, навыков и компетенций.
В соответствии с этими требованиями большинство учебных заведений
СПО стремится модернизировать систему образования на основе широкого
использования
информационно-коммуникационных
технологий,
которые
сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для
обучения.
Информационные
технологии
позволяют
диверсифицировать
п о д д е р ж к у
у ч е б н о г о
п р о ц е с с а
с
у ч е т о м
и н д и в и д у а л ь н ы х
психофизиологических
особенностей
обучаемых.
Современные
информационные технологии являются новой составляющей – компьютерной
графикой, которая меняет структуру урока.
Предметы
«Инженерная
графика»
и
«Техническая
механика»
для
многих студентов являются одними из самых сложных и трудоемких. С
целью усиления интенсивности изучения дисциплин «Инженерная графика»
и «Техническая механика» в процессе обучения студентов рекомендуется
использование
электронных
методических
разработок,
электронных
1
учебников, презентаций и тестовых программ, которые позволяют повысить
эффективность процесса обучения.
Большое
количество
разнообразных
задач,
как
правило,
индивидуальных, которые приходиться решать студентам при изучении этих
предметов, представляют для многих из них определенную сложность, а
выполнение графических и расчетно-графических работ связано с большими
затратами времени как на уроках, так и во внеурочное время. Ограниченное
число часов на изучение предметов не позволяет в достаточной степени
привить
необходимые
навыки
выполнения
различных
видов
расчетов,
устойчивые
навыки
в
чтении
чертежа
и
развить
пространственной
воображение
всех
студентов.
Следовательно,
перед
преподавателями
общепрофессиональных
дисциплин
ставится
задача:
при
уменьшенном
числе
часов,
отведенных
на
предмет,
найти
пути
улучшения
качества
обучения, в первую очередь в направлении понимания учебного материала.
Одним
из
путей
решения
этой
задачи
является
применение
информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания.
Использование компьютерных технологий в качестве средств обучения
графическим
дисциплинам
позволяет
увеличить
степень
наглядности
и
установить индивидуальный темп усвоения студентами учебного материала.
Интенсивное использование ЭВМ, как инструмента учебной работы
студента, дает возможность более эффективно усваивать новый материал,
разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. В
результате
этого
компьютер
из
технического
средства,
превращается
в
рабочий инструмент, позволяющий во многом избавить студента от рутинной
работы и высвободить время для творческой деятельности.
Важную
роль
в
процессе
преподавания
дисциплины
«Инженерная
графика» играет применение разработок в сфере систем автоматизированного
проектирования.
Система
автоматизированного
проектирования
(САПР)
заняла
твердые
позиции
в
машиностроении,
приборо строении,
электротехнике и электронике.
2
Работа с данной программой позволяет студентам повысить степень
внимания,
развить
познавательную
активность
в
процессе
решения
технических задач, способствует формированию позитивного отношения к
теоретическому
знанию,
к
учебной
и
профессиональной
деятельности,
освоению
практических
умений,
формированию
профессионально-
личностных
качеств
студентов,
их
организационной
готовности
к
профессиональному
самообразованию,
созданию
основы
для
развития
индивидуальной
профессиональной
деятельности,
что
способствует
обеспечению
профессиональной
мобильности
будущего
специалиста,
его
готовности к инновационной деятельности.
В
соответствии
со
всем
вышеизложенным
проблемы
применения
информационно-коммуникационных
технологий
в
процессе
преподавания
общепрофессиональных дисциплин в настоящее время являются наиболее
актуальными.
Актуальность данной темы исследования обусловлена в основном тем,
что
современная
концепция
среднего
профессионального
образования
требует качественной подготовки специалистов, соответствовавших новым
требованиям,
предъявляемым
к
современной
профессиональной
деятельности.
Для
повышения
профессиональной
компетенции
будущих
специалистов
необходимо
реализовать
главные
идеи
реформирования
среднего профессионального образования, одним из направлений которого,
является внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.
Предмет
исследования
данной
работы
является
преподавание
дисциплин общепрофессионального цикла с применением информационно-
коммуникационных технологий.
О б ъ е к т
и с с л е д о в а н и я
- применение
информационно-
ко м м у н и к а ц и о н н ы х
т е х н о л о г и й
в
п р о ц е с с е
п р е п о д а в а н и я
общепрофессиональных дисциплин для повышения качества обучения.
Цель данного исследования заключается в изучении возможностей
применения
информационно-коммуникационных
технологий
и
разработке
3
практических рекомендаций по их использованию в процессе преподавания
дисциплин «Инженерная графика» и «Техническая механика».
Для
достижения
поставленной
цели
в
данной
работе
необходимо
выполнить следующие задачи:
-
рассмотреть
основные
возможности
практического
применения
программы Компас 3D на уроках дисциплины «Инженерная графика»;
- представить преимущества и практику применения презентаций в
процессе обучения;
-
изложить
результаты
практического
применения
компьютерного
тестирования на уроках дисциплины «Техническая механика».
Практическая
значимость
данного
исследования
заключается
в
возможности
использования
преподавателями
колледжа
разработанных
рекомендаций
по
практическому
применению
информационно-
коммуникационных технологий, в том числе и
программы Компас 3D, на
уроках дисциплины «Инженерная графика».
4