Автор: Русова Наталья Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Сказка"
Населённый пункт: Нижегородская область,г Шахунья
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнерство в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Социальное партнерство ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО ( из опыта
работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №3 « Сказка» Русовой Н.Ю.)
На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях реализации ФГОС
ДО , развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи -
воспитывать
и
готовить
к
жизни
то
поколение
людей,
труд
и
талант,
инициатива
и
творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и
нравственный прогресс российского общества нового столетия.
Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в
себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения
поставленной задачи мы считаем развитие взаимодействия ДОУ с другими социальными
институтами. Детский сад сегодня не может быть оторван от современной реальной
жизни,
работать
по
принципу
закрытой
системы,
осуществлять
свои
воспитательно-
образовательные функции только внутри себя.
Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с
немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство дает
дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с
первых
лет
жизни,
совершенствует
конструктивные
взаимоотношения
с
родителями
,способствует
росту
профессионального
мастерства
всех
специалистов
детского
сада,
поднимает статус учреждения, ведёт к повышению качества дошкольного образования.
Наш
детский
сад
имеет
многолетний
опыт
социального
партнерства
с
различными
организациями и учреждениями социума, решая следующие задачи:
-приобщение родителей , социума к образовательной деятельности детского сада , как
равноправных и ответственных партеров;
-использование возможностей и потенциала социума в образовательной деятельности.
Сотрудничество
с
каждым
учреждением
строится
с
определением
конкретных
задач,
исходя из потребностей и интересов всех участников образовательного процесса с целью
удовлетворения их запросов. Система организации совместной деятельности детского сада
с социальными институтами включает в себя:
-заключение договора о совместной работе;
-составление плана совместной работы;
-информирование родителей о проводимых мероприятиях;
-активное участие родителей в запланированных мероприятиях .
Социальными партнерами ДОУ являются:
-семьи воспитанников;
образовательные учреждения города:
МОУ ДОД « Шахунская ДХШ»;
МОУ ДОД « Шахунсая ДМШ»
культурно-общественные учреждения города:
МБУК « Шахунский Фольклорно-этнографический музей»;
МБУК «ЦБС- городского округа город Шахунья»
ФОК « Атлант»;
промышленные предприятия города:
ООО « Тканые узоры».
Социальное партнерство с семьями воспитанников
Самыми значимыми социальными партнёрами ДОУ были и остаются родители наших
воспитанников.
Семья
сама
является
главным
социальным
институтом,
первичным
пространством, в котором происходит социализация ребёнка – дошкольника. Именно от
семейных
связей,
уровня
детско-родительских
отношений,
педагогиче ской
компетентности
родителей
зависит
эмоциональный
и
социальный
опыт
ребёнка
дошкольного возраста. Анализ взаимодействия с родителями выявил, что традиционные
формы взаимодействия семьи и ДОУ стали малоэффективны. Поэтому педагогический
коллектив поставил перед собой задачу использования новых техник
и технологий
взаимодействия с семьей.
Практика работы ДОУ показала, что одной из современных и эффективных форм
сотрудничества с родителями является проектная деятельность. Особенность детско-
родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети,
родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры,
конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей
в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители,
участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной
помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся
непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой
педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих
успехов и достижений ребенка. В рамках реализации проектов родители воспитанников:
собирали информацию о родственниках принимавших участие в ВОВ, оформляли
книжки – малышки по сказкам , делились рецептами приготовления пирожков и булочек,
составляли рассказы о родном городе, о своей семье.
Родители принимают активное участие в реализации групповых проектов :
« Хлеб- всему голова», «Дедушкины медали», « Семь-Я», « Такой разный Дед Мороз», «
Во что играли наши бабушки», « Наши любимые игрушки» , « Мой родной город» ,«
Русская березка», « Огород на окне» и др. Совместное мероприятие с родителями «
Всему начало отчий дом», ставшее заключительным при реализации проекта «Семь-Я»,
получило первое призовое место в муниципальном конкурсе «Калейдоскоп
Методических Идей» в номинации « Совместное мероприятие с родителями»
В своей практике
используем
и традиционные
формы совместной деятельности
педагогов, родителей и детей:
-беседы, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания
«
День открытых
дверей» – это новая для дошкольного учреждения форма взаимодействия с родителями,
открывающая им «мир» детской детсадовской жизни.
Большие возможности для вовлечения семей в образовательный процесс предоставляет
такой раздел работы дошкольного учреждения, как досуговая деятельность: «Мама, папа, я
– спортивная семья», «Творческая мастерская», « Уроки в школе безопасности», « Моя
любимая игрушка» и др. Совместное участие педагогов, родителей и детей в
методических мероприятиях, сближает всех, учит взаимопониманию, доверию, делает их
настоящими партнерами, что является залогом плодотворного сотрудничества и
заинтересованности родителей в будущем своих детей, и стремление детей быть лучшими
в глазах своих родителей: изготовление костюмов, атрибутов к утренникам, участие в
праздниках, в организации конкурсов, выставок.
Считаем, что используемые формы взаимодействия с родителями дают
положительный результат в осуществлении партнерства семьи и детского сада,
повышении уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Взаимодействие детского сада с культурно- общественными организациями города.
В последние годы в стране наблюдается снижение интереса детей к чтению. Зачастую,
книгу заменяет компьютер, интернет, телевизор. Анкетирование выявило снижение
интереса детей и родителей детского сада и родителей к чтению.
Задачу приобщения детей к культуре чтения , художественной литературе педагоги
нашего ДОУ решают в партнёрстве с детской муниципальной библиотекой
.
Для детей каждый поход в библиотеку - это событие, которому предшествует большая
подготовка. Привлекает новизна: другой мир предметов и людей, материально-
технические возможности, много книг и журналов с картинками, просмотр мультфильмов
на экране телевизора. Познавательный тематический материал, игровые задания,
викторины, выставки, подготовленные сотрудниками библиотеки на каждой встрече
доставляют детям радость и познание неизвестного. В детском саду уже много лет
работает передвижная библиотека : ребята групп с большим удовольствием сами
выбирают книги для чтения , просят библиотекаря подобрать к следующей встрече
интересующюю их литературу .
Взаимодействие ДОУ с Шахунским Фольклорно-Этнографическим музеем»
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский). Родина,
отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто
дает нам жизнь. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не
знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать
полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Многолетнее ,
творческое сотрудничество с городским Фольклорно –Этнографическим музеем города
позволяет нам формировать у воспитанников чувство уважения, любви к тому, что нас
окружает с детства
,
способствует социальному развитию старших дошкольников , их
ориентировке в окружающем мире и пробуждению интереса к окружающей
действительности, обогащает знания на основе краеведческого материала. Участие в
экскурсиях, познавательных встречах в стенах музея и приход сотрудников в ДОУ, с
коллекциями музейных экспонатов, учат детей проявлять интерес к событиям и фактам,
развивают речь, учат оценивать собственную деятельность. Музейные предметы дают
ребенку богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью ребёнок учится
понимать историческое прошлое родного города, страны. После музейных
мероприятий( творческих занятий, бесед, экскурсий в музей, встреч с работниками музея)
дети отражают полученные знания в продуктивных видах деятельности, передают свои
впечатления в рисунках, аппликации, лепке, других творческих работах, из которых
формируются выставки в группах и мини-музеях детского сада( «Как на масляной недели
из печи блины летели», « Русский сарафан», « Куклы- обереги» и др). Воспитатели
обращают внимание на то, что экскурсии в музей приносят положительные эмоции в
жизнь детей, у них появляется желание снова пойти в музей. Соприкосновение с прошлым
родного края способствует развитию поисково-исследовательской деятельности детей,
воспитателей и родителей . Реализация познавательно-исследовательских порой требует
тесного взаимодействия и консультирования педагогов ДОУ с сотрудниками городского
музея. Например, в ходе реализации проектов «Дедушкины медали», « Во что играли
наши бабушки».
Считаем, что взаимодействие с городским Музе
е
м
дополняет ту
работу, которая
проходит в дошкольном учреждении по воспитанию граждан своей Родины
.
Взаимодействие ДОУ с ООО « Тканые узоры»
Многолетнее взаимодействие детского сада с одним из самых уникальных предприятий
нашего города ООО «Тканые узоры» дает возможность детям соприкоснуться с
возрожденным народным промыслом северного края – узорным ремезным ткачеством.
В ходе экскурсий на глазах детей рождается чудо ручной работы – тканые узоры . С
увлечением ребята слушают рассказ главной художницы фабрики Перминовой Т.А. об
истории создания Шахунской Художественной Фабрики , рассматривают эксклюзивные
изделия из музея фабрики. Знакомство с Шахунским ткачеством продолжается и в
детском саду. Поближе рассмотреть, потрогать тканые изделия: полотенца, скатерти,
салфетки, полюбоваться ребята коллекцией кукол в нарядах Шахунского ткачества
ребята могут в ходе организуемых в детском саду выставок. Узоры мастериц ребята
подготовительных групп дублируют из цветной бумаги на занятиях кружка « Шахунские
узоры».
Считаем данное взаимодействие перспективным в приобщении детей к культурному
наследию Нижегородского края .
Взаимодействие ДОУ с образовательными учреждениями дополнительного образования
детей
Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно- эстетического развития
личности ребенка. Поэтому взаимодействие ДОУ с Шахунской Школой Искусств и
Детской музыкальной школой города способствует формированию художественной
культуры, обогащению духовного мира, формированию эмоциональной сферы, развитию
воображения, мышления воспитанников.
Каждое представление музыкального театра « Пикколино» позволяет расширить
представления детей о театре ( занавес, сцена, игра артистов).
Соприкоснуться с волшебный мир искусства: живописи, графики, народного прикладного
творчества ребятам детского сада дает возможность сотрудничества детского сада с
детской художественной школой . Увлекательные экскурсии, практические занятия с
педагогами школы оставляют незабываемые впечатления в детских душах. Ребята
детского сада являются постоянными посетителями экспозиций Выставочного зала ГДК
.
Итогами совместной работы можно считать большое количество наших
воспитанников успешно занимающихся в художественной и музыкальной школах
города.
Взаимодействие с ФОК « Атлант»
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой
актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Проблема
приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни не компания одного
дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная
работа коллектива образовательного учреждения и консолидация усилий городского
сообщества. В течение двух лет детский сад активно взаимодействует с ФОК « Атлант» ,
что позволяет расширить внешние связи ДОУ , осуществлять поиск альтернативных
решений в вопросах оздоровления организма дошкольника, предоставляет возможность
воспитанникам детского сада принимать участие в спортивных соревнованиях и
мероприятиях на базе ФОКа.
Дети нашего детского сада с большим удовольствием ходят на экскурсии в ФОК: ,
расширяют кругозор, получают представление и элементарные знания о развитии спорта в
нашем районе, спортивном оборудовании и его назначении.
На базе ФОК « Атлант» проходят совместные мероприятия « Малые Олимпийские
игры», « Дни Здоровья», « Шашечный Турнир».
Воспитанники и родители детского сада принимают участие в Акциях за здоровый образ
жизни , проходящих в ФОК « Атлант»
Считаем, совместное дальнейшее взаимодействие эффективным и перспективным для
развития индивидуальных способностей, оздоровления детей , пропаганды здорового
образа жизни среди семей воспитанников ДОУ.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная
позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, родителей,
повысить социокультурный рост ребенка, делает образовательную деятельность
более эффективной , открытой и полной.
Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:
использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их
индивидуальных возможностей;
решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество
образовательных услуг