Напоминание

"Социальное партнерство в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Русова Наталья Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Сказка"
Населённый пункт: Нижегородская область,г Шахунья
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнерство в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социальное партнерство ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО ( из опыта

работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №3 « Сказка» Русовой Н.Ю.)

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях реализации ФГОС

ДО , развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи -

воспитывать

и

готовить

к

жизни

то

поколение

людей,

труд

и

талант,

инициатива

и

творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и

нравственный прогресс российского общества нового столетия.

Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в

себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения

поставленной задачи мы считаем развитие взаимодействия ДОУ с другими социальными

институтами. Детский сад сегодня не может быть оторван от современной реальной

жизни,

работать

по

принципу

закрытой

системы,

осуществлять

свои

воспитательно-

образовательные функции только внутри себя.

Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с

немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство дает

дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с

первых

лет

жизни,

совершенствует

конструктивные

взаимоотношения

с

родителями

,способствует

росту

профессионального

мастерства

всех

специалистов

детского

сада,

поднимает статус учреждения, ведёт к повышению качества дошкольного образования.

Наш

детский

сад

имеет

многолетний

опыт

социального

партнерства

с

различными

организациями и учреждениями социума, решая следующие задачи:

-приобщение родителей , социума к образовательной деятельности детского сада , как

равноправных и ответственных партеров;

-использование возможностей и потенциала социума в образовательной деятельности.

Сотрудничество

с

каждым

учреждением

строится

с

определением

конкретных

задач,

исходя из потребностей и интересов всех участников образовательного процесса с целью

удовлетворения их запросов. Система организации совместной деятельности детского сада

с социальными институтами включает в себя:

-заключение договора о совместной работе;

-составление плана совместной работы;

-информирование родителей о проводимых мероприятиях;

-активное участие родителей в запланированных мероприятиях .

Социальными партнерами ДОУ являются:

-семьи воспитанников;

образовательные учреждения города:

МОУ ДОД « Шахунская ДХШ»;

МОУ ДОД « Шахунсая ДМШ»

культурно-общественные учреждения города:

МБУК « Шахунский Фольклорно-этнографический музей»;

МБУК «ЦБС- городского округа город Шахунья»

ФОК « Атлант»;

промышленные предприятия города:

ООО « Тканые узоры».

Социальное партнерство с семьями воспитанников

Самыми значимыми социальными партнёрами ДОУ были и остаются родители наших

воспитанников.

Семья

сама

является

главным

социальным

институтом,

первичным

пространством, в котором происходит социализация ребёнка – дошкольника. Именно от

семейных

связей,

уровня

детско-родительских

отношений,

педагогиче ской

компетентности

родителей

зависит

эмоциональный

и

социальный

опыт

ребёнка

дошкольного возраста. Анализ взаимодействия с родителями выявил, что традиционные

формы взаимодействия семьи и ДОУ стали малоэффективны. Поэтому педагогический

коллектив поставил перед собой задачу использования новых техник

и технологий

взаимодействия с семьей.

Практика работы ДОУ показала, что одной из современных и эффективных форм

сотрудничества с родителями является проектная деятельность. Особенность детско-

родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети,

родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры,

конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей

в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители,

участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной

помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся

непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой

педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих

успехов и достижений ребенка. В рамках реализации проектов родители воспитанников:

собирали информацию о родственниках принимавших участие в ВОВ, оформляли

книжки – малышки по сказкам , делились рецептами приготовления пирожков и булочек,

составляли рассказы о родном городе, о своей семье.

Родители принимают активное участие в реализации групповых проектов :

« Хлеб- всему голова», «Дедушкины медали», « Семь-Я», « Такой разный Дед Мороз», «

Во что играли наши бабушки», « Наши любимые игрушки» , « Мой родной город» ,«

Русская березка», « Огород на окне» и др. Совместное мероприятие с родителями «

Всему начало отчий дом», ставшее заключительным при реализации проекта «Семь-Я»,

получило первое призовое место в муниципальном конкурсе «Калейдоскоп

Методических Идей» в номинации « Совместное мероприятие с родителями»

В своей практике

используем

и традиционные

формы совместной деятельности

педагогов, родителей и детей:

-беседы, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания

«

День открытых

дверей» – это новая для дошкольного учреждения форма взаимодействия с родителями,

открывающая им «мир» детской детсадовской жизни.

Большие возможности для вовлечения семей в образовательный процесс предоставляет

такой раздел работы дошкольного учреждения, как досуговая деятельность: «Мама, папа, я

– спортивная семья», «Творческая мастерская», « Уроки в школе безопасности», « Моя

любимая игрушка» и др. Совместное участие педагогов, родителей и детей в

методических мероприятиях, сближает всех, учит взаимопониманию, доверию, делает их

настоящими партнерами, что является залогом плодотворного сотрудничества и

заинтересованности родителей в будущем своих детей, и стремление детей быть лучшими

в глазах своих родителей: изготовление костюмов, атрибутов к утренникам, участие в

праздниках, в организации конкурсов, выставок.

Считаем, что используемые формы взаимодействия с родителями дают

положительный результат в осуществлении партнерства семьи и детского сада,

повышении уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Взаимодействие детского сада с культурно- общественными организациями города.

В последние годы в стране наблюдается снижение интереса детей к чтению. Зачастую,

книгу заменяет компьютер, интернет, телевизор. Анкетирование выявило снижение

интереса детей и родителей детского сада и родителей к чтению.

Задачу приобщения детей к культуре чтения , художественной литературе педагоги

нашего ДОУ решают в партнёрстве с детской муниципальной библиотекой

.

Для детей каждый поход в библиотеку - это событие, которому предшествует большая

подготовка. Привлекает новизна: другой мир предметов и людей, материально-

технические возможности, много книг и журналов с картинками, просмотр мультфильмов

на экране телевизора. Познавательный тематический материал, игровые задания,

викторины, выставки, подготовленные сотрудниками библиотеки на каждой встрече

доставляют детям радость и познание неизвестного. В детском саду уже много лет

работает передвижная библиотека : ребята групп с большим удовольствием сами

выбирают книги для чтения , просят библиотекаря подобрать к следующей встрече

интересующюю их литературу .

Взаимодействие ДОУ с Шахунским Фольклорно-Этнографическим музеем»

«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский). Родина,

отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто

дает нам жизнь. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не

знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать

полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Многолетнее ,

творческое сотрудничество с городским Фольклорно –Этнографическим музеем города

позволяет нам формировать у воспитанников чувство уважения, любви к тому, что нас

окружает с детства

,

способствует социальному развитию старших дошкольников , их

ориентировке в окружающем мире и пробуждению интереса к окружающей

действительности, обогащает знания на основе краеведческого материала. Участие в

экскурсиях, познавательных встречах в стенах музея и приход сотрудников в ДОУ, с

коллекциями музейных экспонатов, учат детей проявлять интерес к событиям и фактам,

развивают речь, учат оценивать собственную деятельность. Музейные предметы дают

ребенку богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью ребёнок учится

понимать историческое прошлое родного города, страны. После музейных

мероприятий( творческих занятий, бесед, экскурсий в музей, встреч с работниками музея)

дети отражают полученные знания в продуктивных видах деятельности, передают свои

впечатления в рисунках, аппликации, лепке, других творческих работах, из которых

формируются выставки в группах и мини-музеях детского сада( «Как на масляной недели

из печи блины летели», « Русский сарафан», « Куклы- обереги» и др). Воспитатели

обращают внимание на то, что экскурсии в музей приносят положительные эмоции в

жизнь детей, у них появляется желание снова пойти в музей. Соприкосновение с прошлым

родного края способствует развитию поисково-исследовательской деятельности детей,

воспитателей и родителей . Реализация познавательно-исследовательских порой требует

тесного взаимодействия и консультирования педагогов ДОУ с сотрудниками городского

музея. Например, в ходе реализации проектов «Дедушкины медали», « Во что играли

наши бабушки».

Считаем, что взаимодействие с городским Музе

е

м

дополняет ту

работу, которая

проходит в дошкольном учреждении по воспитанию граждан своей Родины

.

Взаимодействие ДОУ с ООО « Тканые узоры»

Многолетнее взаимодействие детского сада с одним из самых уникальных предприятий

нашего города ООО «Тканые узоры» дает возможность детям соприкоснуться с

возрожденным народным промыслом северного края – узорным ремезным ткачеством.

В ходе экскурсий на глазах детей рождается чудо ручной работы – тканые узоры . С

увлечением ребята слушают рассказ главной художницы фабрики Перминовой Т.А. об

истории создания Шахунской Художественной Фабрики , рассматривают эксклюзивные

изделия из музея фабрики. Знакомство с Шахунским ткачеством продолжается и в

детском саду. Поближе рассмотреть, потрогать тканые изделия: полотенца, скатерти,

салфетки, полюбоваться ребята коллекцией кукол в нарядах Шахунского ткачества

ребята могут в ходе организуемых в детском саду выставок. Узоры мастериц ребята

подготовительных групп дублируют из цветной бумаги на занятиях кружка « Шахунские

узоры».

Считаем данное взаимодействие перспективным в приобщении детей к культурному

наследию Нижегородского края .

Взаимодействие ДОУ с образовательными учреждениями дополнительного образования

детей

Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно- эстетического развития

личности ребенка. Поэтому взаимодействие ДОУ с Шахунской Школой Искусств и

Детской музыкальной школой города способствует формированию художественной

культуры, обогащению духовного мира, формированию эмоциональной сферы, развитию

воображения, мышления воспитанников.

Каждое представление музыкального театра « Пикколино» позволяет расширить

представления детей о театре ( занавес, сцена, игра артистов).

Соприкоснуться с волшебный мир искусства: живописи, графики, народного прикладного

творчества ребятам детского сада дает возможность сотрудничества детского сада с

детской художественной школой . Увлекательные экскурсии, практические занятия с

педагогами школы оставляют незабываемые впечатления в детских душах. Ребята

детского сада являются постоянными посетителями экспозиций Выставочного зала ГДК

.

Итогами совместной работы можно считать большое количество наших

воспитанников успешно занимающихся в художественной и музыкальной школах

города.

Взаимодействие с ФОК « Атлант»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой

актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Проблема

приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни не компания одного

дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная

работа коллектива образовательного учреждения и консолидация усилий городского

сообщества. В течение двух лет детский сад активно взаимодействует с ФОК « Атлант» ,

что позволяет расширить внешние связи ДОУ , осуществлять поиск альтернативных

решений в вопросах оздоровления организма дошкольника, предоставляет возможность

воспитанникам детского сада принимать участие в спортивных соревнованиях и

мероприятиях на базе ФОКа.

Дети нашего детского сада с большим удовольствием ходят на экскурсии в ФОК: ,

расширяют кругозор, получают представление и элементарные знания о развитии спорта в

нашем районе, спортивном оборудовании и его назначении.

На базе ФОК « Атлант» проходят совместные мероприятия « Малые Олимпийские

игры», « Дни Здоровья», « Шашечный Турнир».

Воспитанники и родители детского сада принимают участие в Акциях за здоровый образ

жизни , проходящих в ФОК « Атлант»

Считаем, совместное дальнейшее взаимодействие эффективным и перспективным для

развития индивидуальных способностей, оздоровления детей , пропаганды здорового

образа жизни среди семей воспитанников ДОУ.

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная

позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, родителей,

повысить социокультурный рост ребенка, делает образовательную деятельность

более эффективной , открытой и полной.

Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:

использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их

индивидуальных возможностей;

решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество

образовательных услуг



В раздел образования