Автор: Мельник Людмила Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Новоандреевская школа"
Населённый пункт: с. Новоандреевка, Симферопольский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ"
Раздел: среднее образование
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Мельник Людмила Николаевна
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоандреевская школа»
с. Новоандреевка, Симферопольский район, Республика Крым
Введения.
В
историческом
образовании
происходит
кардинальная
перестройка системы обучения. Раньше преобладала модель знаний, умений,
навыков,
когда
усвоение
исторических
фактов,
сведений
было
самоцелью
образования. В настоящее время, в условиях стремительно расширяющегося
информационного
пространства,
необходима
такая
организация
учебного
процесса,
которая
позволила
бы
самостоятельно
ориентироваться
в
компетенциях
исторического
образования
[1,2].
Цель
–
сформировать
компетентную
личность,
способную
принимать
решения
и
познавать
мир.
Однако, мышление подростков образно. Значительное место в современных
технологиях
отводят
техническим
средствам
обучения,
используя:
иллюстрации,
мультимедийные
презентации,
коммуникативные
технологии.
Забывают педагоги о мыслительной и творческой деятельности обучающихся
[2]. Гораздо проще показать наглядный исторический материал в процессе
работы, чем заранее подготовить ученика и дать возможность самостоятельно
изучить
материал.
Дидактической
ценностью
являются
добытые
самостоятельно
или
с
помощью
учителя
знания.
Новый
стандарт
предусматривает постоянную работу учащихся в группах, что снижает уровень
эффективности преподавания.
Обоснование цели. Оценить эффективность индивидуальных и групповых
методов преподавания среди учеников 8 – А (13 учеников) и 8 – Б классов (17
учеников),
имеющих
одинаковую
успеваемость
по
истории,
по
теме
«Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.)».
Основная часть. В 8 – А классе на этапе первичного усвоения нового
материала,
был
применен
когнитивный
метод,
направленный
на
познание
изучаемого объекта: эмпатии – вхождении человека в состояние другого и
образного видения – эмоционального исследования субъекта. В классе было
дано
опережающее
задание
–
собрать
материал
по
теме
«Дворцовые
перевороты». Каждый ученик подготовил роль императора или императрицы,
правящих
в
1725
–
1762
годах,
и
рассказ-выступление
с
элементами
театрализации и импровизации в виде игры-представления. Была проведена
коррекция
и
помощь
в
подготовке
к
ролевой
игре.
Использовалась
индивидуальная форма работы. Каждый «правитель» должен был доказать и
убедить
других,
о
лучших
годах
его
правления
для
страны,
значимости
и
авторитете (метод «Агитатор»). С этим заданием учащиеся справились хорошо,
соблюдая
определенные
правила
при
предоставлении
учебного
материала
(использовалась мультимедийная презентация).
В 8 – Б классе, на этом же этапе, был применен проблемный метод и метод
исследования и предметно-ориентированный. Класс был поделен на 5 групп («5
дворцовых
переворотов»),
использовалась
презентация
(портреты,
задания,
вопросы) и работа с текстом заданий для каждой группы. Форма работы –
групповая.
На этапе закрепления и контроля полученных знаний, необходимо было
выявить, насколько учащиеся хорошо поняли новый материал. Технологии и
приемы в 8 – А и 8 – Б классах применялись на этом этапе одинаковые. А
именно:
«пазлы»
(сбор
терминов:
«дворцовый
переворот»,
бироновщина,
фаворит, кондиции); «микрофон» (отвечают ученики лаконично, по очереди,
высказывая
свою
мысль);
загадки:
(«Угадай
исторического
героя»)
и
хронологический диктант (годы правления царей у власти). При этом, в 8 – А
классе оценивание проходило индивидуально, а в 8 – Б в группах, соревнуясь
между собой в правильном ответе.
Результат
качественного
усвоения
учебного
материала
в
8
–А
классе
составил: оценка «5» – у 8 учащихся, «4» – у 5 учеников, «3» – у 1; это 92%
качества знаний. В 8 – Б классе: «5» – у 1 ученика, «4» – у 8 учащихся, «3» – у
8; уровень качества составил – 53%.
Заключение.
Индивидуальный
подход,
игровые
т ех н ол о г и и ,
самостоятельно добытые знания и активизация учащихся, используемые в 8 – А
классе более продуктивны в обучении, они позволяют ученику, лучше усвоить
новый
материал.
Наглядный,
изучаемый
материал,
заключающийся
в
исследовании, поиске информации сообща, в группе тоже не плох, но уступает
в
учебном
процессе.
Игровая
технология
или
элементы
игры,
выгодно
отличаются от других методов обучения тем, что дают возможность расширять
кругозор, фантазировать, представлять, принимать самостоятельные решения,
лично позволяют быть причастным к функционированию изучаемого явления,
вносят разнообразие и развивают заинтересованность в изучении предмета.
Единственный
недостаток
использования
игр
в
преподавании
истории
и
обществознания, это то, что учитель тратит больше времени на подготовку к
уроку.
Список литературы
1.
Ломакина
Т.Ю.,
Дзюбенко
С.В.
Теория
и
практика
развития
исследовательских компетенций учителя. Нестор-История, 2017. 192с.
2.
Перевезенцев
С.В.,
Меньшиков
В.М.
Русская
школа
в
XXI
веке.
Стратегия
развития
российского
образования
в
эпоху
тотальной
глобализации. ЦГИ Принт, 2017. – 352с.