Напоминание

"ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ"


Автор: Мельник Людмила Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Новоандреевская школа"
Населённый пункт: с. Новоандреевка, Симферопольский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ"
Раздел: среднее образование





Назад




ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Мельник Людмила Николаевна

учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоандреевская школа»

с. Новоандреевка, Симферопольский район, Республика Крым

Введения.

В

историческом

образовании

происходит

кардинальная

перестройка системы обучения. Раньше преобладала модель знаний, умений,

навыков,

когда

усвоение

исторических

фактов,

сведений

было

самоцелью

образования. В настоящее время, в условиях стремительно расширяющегося

информационного

пространства,

необходима

такая

организация

учебного

процесса,

которая

позволила

бы

самостоятельно

ориентироваться

в

компетенциях

исторического

образования

[1,2].

Цель

сформировать

компетентную

личность,

способную

принимать

решения

и

познавать

мир.

Однако, мышление подростков образно. Значительное место в современных

технологиях

отводят

техническим

средствам

обучения,

используя:

иллюстрации,

мультимедийные

презентации,

коммуникативные

технологии.

Забывают педагоги о мыслительной и творческой деятельности обучающихся

[2]. Гораздо проще показать наглядный исторический материал в процессе

работы, чем заранее подготовить ученика и дать возможность самостоятельно

изучить

материал.

Дидактической

ценностью

являются

добытые

самостоятельно

или

с

помощью

учителя

знания.

Новый

стандарт

предусматривает постоянную работу учащихся в группах, что снижает уровень

эффективности преподавания.

Обоснование цели. Оценить эффективность индивидуальных и групповых

методов преподавания среди учеников 8 – А (13 учеников) и 8 – Б классов (17

учеников),

имеющих

одинаковую

успеваемость

по

истории,

по

теме

«Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.)».

Основная часть. В 8 – А классе на этапе первичного усвоения нового

материала,

был

применен

когнитивный

метод,

направленный

на

познание

изучаемого объекта: эмпатии – вхождении человека в состояние другого и

образного видения – эмоционального исследования субъекта. В классе было

дано

опережающее

задание

собрать

материал

по

теме

«Дворцовые

перевороты». Каждый ученик подготовил роль императора или императрицы,

правящих

в

1725

1762

годах,

и

рассказ-выступление

с

элементами

театрализации и импровизации в виде игры-представления. Была проведена

коррекция

и

помощь

в

подготовке

к

ролевой

игре.

Использовалась

индивидуальная форма работы. Каждый «правитель» должен был доказать и

убедить

других,

о

лучших

годах

его

правления

для

страны,

значимости

и

авторитете (метод «Агитатор»). С этим заданием учащиеся справились хорошо,

соблюдая

определенные

правила

при

предоставлении

учебного

материала

(использовалась мультимедийная презентация).

В 8 – Б классе, на этом же этапе, был применен проблемный метод и метод

исследования и предметно-ориентированный. Класс был поделен на 5 групп («5

дворцовых

переворотов»),

использовалась

презентация

(портреты,

задания,

вопросы) и работа с текстом заданий для каждой группы. Форма работы –

групповая.

На этапе закрепления и контроля полученных знаний, необходимо было

выявить, насколько учащиеся хорошо поняли новый материал. Технологии и

приемы в 8 – А и 8 – Б классах применялись на этом этапе одинаковые. А

именно:

«пазлы»

(сбор

терминов:

«дворцовый

переворот»,

бироновщина,

фаворит, кондиции); «микрофон» (отвечают ученики лаконично, по очереди,

высказывая

свою

мысль);

загадки:

(«Угадай

исторического

героя»)

и

хронологический диктант (годы правления царей у власти). При этом, в 8 – А

классе оценивание проходило индивидуально, а в 8 – Б в группах, соревнуясь

между собой в правильном ответе.

Результат

качественного

усвоения

учебного

материала

в

8

–А

классе

составил: оценка «5» – у 8 учащихся, «4» – у 5 учеников, «3» – у 1; это 92%

качества знаний. В 8 – Б классе: «5» – у 1 ученика, «4» – у 8 учащихся, «3» – у

8; уровень качества составил – 53%.

Заключение.

Индивидуальный

подход,

игровые

т ех н ол о г и и ,

самостоятельно добытые знания и активизация учащихся, используемые в 8 – А

классе более продуктивны в обучении, они позволяют ученику, лучше усвоить

новый

материал.

Наглядный,

изучаемый

материал,

заключающийся

в

исследовании, поиске информации сообща, в группе тоже не плох, но уступает

в

учебном

процессе.

Игровая

технология

или

элементы

игры,

выгодно

отличаются от других методов обучения тем, что дают возможность расширять

кругозор, фантазировать, представлять, принимать самостоятельные решения,

лично позволяют быть причастным к функционированию изучаемого явления,

вносят разнообразие и развивают заинтересованность в изучении предмета.

Единственный

недостаток

использования

игр

в

преподавании

истории

и

обществознания, это то, что учитель тратит больше времени на подготовку к

уроку.

Список литературы

1.

Ломакина

Т.Ю.,

Дзюбенко

С.В.

Теория

и

практика

развития

исследовательских компетенций учителя. Нестор-История, 2017. 192с.

2.

Перевезенцев

С.В.,

Меньшиков

В.М.

Русская

школа

в

XXI

веке.

Стратегия

развития

российского

образования

в

эпоху

тотальной

глобализации. ЦГИ Принт, 2017. – 352с.



В раздел образования