Напоминание

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы


Автор: Куличкова Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Шиловская СОШ №2"
Населённый пункт: Шилово
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на

уроках литературы.

Литературное образование обеспечивает становление духовного мира

человека,

создает

условия

для

формирования

внутренней

потребности

в

непрерывном

совершенствовании,

в

реализации

своих

творческих

возможностей.

Цель школьного литературного образования – становление духовного

мира человека.

Решение этой серьезной задачи предполагает не только добротное во

всех смыслах преподавание литературы как предмета в рамках классных

занятий по образовательной программе, но и расширение кругозора детей,

ориентирование их в сегодняшнем мире книг, далеко не однозначных по

качеству и духовному потенциалу. Вот почему, на мой взгляд, прекрасна, но и

очень

сложна

работа

словесника

в

средней

школе,

потому

что

именно

учителя

литературы

несут

ответственность

за

нравственное

воспитание

детей.

Это

всегда

было

трудно,

а

сегодня

во

сто

крат

труднее:

экономическая и политическая ситуация в стране, развенчание жизненных

идеалов, - все это, к сожалению, не способствует успешному становлению

духовного мира молодого поколения страны. Поэтому учитель-словесник

должен достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки худой

социальной погоде на дворе, к миру настоящих нравственных ценностей.

И, пожалуй, школьный урок сегодня – это единственное место, где дети в

коллективе сверстников (что очень важно) размышляют о добре и зле, о

жизни и смерти, о достоинстве и чести…

Основные цели

Планируя работу по активизации познавательной и творческой деятельности

учащихся на уроках литературы, я ставила перед собой следующие цели:

- обучающие:

- содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию

учащихся;

- углубить программный материал, придать ему системный, комплексный

характер;

- привить интерес к литературе как учебному предмету;

- пробудить у учащихся потребность к чтению художественной

литературы, к самостоятельному анализу произведений;

- сформировать у школьников стремление быть личностью;

- развивающие:

- развить интеллект, логическое мышление учащихся;

- развить способности эстетического восприятия школьников;

- развить устную и письменную речь учеников, сформировать навыки

культуры речи;

- воспитывающие:

- приобщить учеников к богатствам отечественной и мировой культуры;

- через интерес к литературе воспитать у учащихся гордость за Родину,

стремление хранить ее духовные ценности;

- воспитать у школьников трудолюбие, добросовестное отношение к

учению, стремление к самостоятельному пополнению знаний.

В

произведениях,

отобранных

для

рассмотрения

на

занятиях,

ставятся

сложные

философские

и

нравственные

проблемы,

имеющие

большое

значение для воспитания современного юношества.

Данная система работы способствует общему литературному развитию

учащихся,

обогащению

их

внутреннего

духовного

мира.

Внимание

школьников привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре

и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и природе, человеке и

нации, чести, долге, совести, нравственном выборе.

Принципы построения работы

Работая над активизациёй познавательной и творческой деятельности

учащихся на уроках литературы, я опиралась на передовые принципы

обучения литературе, которые являются организующим и руководящим

началом деятельности учителя при обучении учащихся.

Принцип научности и ведущей роли теоретических знаний.

В соответствии с этим принципом сведения о литературных фактах

должны

излагаться

на

уроке

с

опорой

на

научную

достоверность,

без

искажений.

Принцип сознательности.

Изучаемый литературный материал должен быть не просто преподнесен

на

уроке

учителем,

он

должен

быть

результатом

обобщения

изученных

явлений,

должен

быть

выведен

учащимися

из

проанализированных

ими

произведений.

Принцип доступности.

Литературный материал может быть усвоен лишь в том случае, если его

сущность

раскрыта

путем

четкого,

понятного,

доступного

учащимся

объяснения.

Принцип развивающего обучения.

Необходимо научить учащихся анализировать и обобщать литературный

материал, развивать познавательные способности, учить их мыслить.

Принцип проблемного обучения.

В процессе обучения необходимо побуждать учащихся к поиску,

элементам

исследования,

к

самостоятельному

нахождению

ответов.

Осуществляется это через создание проблемной ситуации, формирование

проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы и проверку правильности

решения.

Принцип минимакса.

В соответствии с этим принципом каждому ученику школа должна

предложить

максимальный

уровень

содержания

образования

и

должна

обеспечить минимальный уровень усвоения этого содержания.

Особенности содержания

В качестве содержания, выбранного для решения поставленных задач, за

основу взята программа по литературе для 5-11кл. Авторы- составители

Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. М: «Русское слово», 2014 г.

Учебники и хрестоматии:

1. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса

общеобразовательных организаций. Авторы В.А.Чалмаев, С.А.Зинин : в 2-х

частях. М.: «Русское слово», 2017г.

2.

Русская

литература

ХХ

века:

Учебник

для

11

класса

общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.П.Журавлева.

М.: «Просвещение», 1015г.

3. Русская литература: 11 класс: Практикум для общеобразовательных

учреждений/ Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998г.

4. Российская школьная хрестоматия: 11 класс: 2 ч./ Сост. В.Коровина,

В.Коровин. – М., 1996г.

5. Русская литература ХХ века: 2т./ Сост. А.Баранников, Т.Калганова,

Л.Рыбченкова. – М., 1996г.

Литература – не список прочитанных книг, не умение давать четкие

характеристики героям, не количество выполненных письменных заданий.

Литература

должна

быть

продолжением

жизни.

Для

меня

она

является

продолжением собственного «я»:

я и мое отношение к героям;

мой взгляд на проблемы книги;

мое понимание данной идеи;

моя позиция и позиция автора.

На мой взгляд, самое главное, что должны дать уроки литературы, -

умение проживать книгу, самому ставить перед собой вопросы и пытаться

отвечать на них не для учителя, а для себя.

Поэтому в моей технологии эта задача стоит на первом месте.

Методика, используемая мною на уроках, разнообразна:

это и рассказ об эпохе, об истории создания произведения, о глубоком

мире

мыслей

и

чувств

писателя,

о

его

идеале;

это

и

чтение

текста,

и

обращение к другим видам искусства.

В работе над текстом художественного произведения я использую

следующие методы и приемы: беседа, проблемный анализ, диспут, устное

словесное

рисование,

комментированное

чтение,

выразительное

чтение

наизусть, иллюстрирование, ассоциативное мышление, монолог учащихся.

Все эти приемы оказывают огромное воспитательное воздействие на

формирование

личности

ученика,

на

выработку

гражданской

позиции,

навыков

анализа

художественных

произведений,

на

художественно-

творческое воспитание учащихся.

Систематически в практической работе школьники накапливают

конкретные

наблюдения

и

факты,

необходимые

для

освоения

теоретико-

литературных понятий, постижения идейно-художественной и эстетической

ценности произведения.

Каждый ученик на моем уроке имеет возможность выразить себя через

самостоятельно подготовленное слово о писателе и его произведении, через

страничку

в

«Тетради

размышлений»,

через

коллективную

творческую

работу.

Различные

индивидуальные,

групповые

и

коллективные

задания

позволяют охватить работой всех учащихся: подготовить реферат, провести

исследовательскую

работу,

выразительно

прочитать

отрывок

и

стихотворение, составить план ответа, написать конспект или рецензию на

прочитанную книгу.

Чтобы учащиеся высказывались на уроке самостоятельно, пытаюсь

создать

обстановку

полной

свободы,

раскрепощения.

На

своих

уроках

стремлюсь вместе с учениками проникнуть в суть художественного слова,

почувствовать личность писателя, поэта, эпоху, глубже понять самого себя.

Я считаю, что ни в коем случае нельзя оказывать давление на

школьников, заставлять их принимать точку зрения учителя, потому что

просто принять – значит тупо следовать, ничего не понимая, ничего не

переживая, не изменяясь. Следовать можно только за логикой мысли, и если

эта

логика

будет

понятна

всем,

только

тогда

и

можно

говорить

об

образовании ума и сердца.

При отборе материала для изучения литературы главное внимание я

уделяла

нравственному

воспитанию

учащихся,

расширению

их

художественного

кругозора.

Разговор

о

нравственных

поисках

человека

позволил мне предложить учащимся схему, которая используется ими на уроках:

не выбирает

и м я ,

с е м ь ю ,

национальность,

м е с т о

р о ж д е н и я ,

государство

формирует

властен выбирать путь

(он

не

бессилен,

не

ж е р т в а ,

о н

з а

в с е

отвечает)

Схема дает возможность говорить о том, что человек может остаться

собой или подчиниться обстоятельствам.

На своих уроках стремлюсь к тому, чтобы ребята смогли прожить жизнь

героя художественного произведения, пройти его дорогой, чтобы протянулась

ниточка, связавшая человека и книгу.

За время работы по данной технологии мне удалось воспитать у ребят

интерес к уроку литературы, добиться того, что мои ученики с удовольствием

читают художественные произведения.

человек

Различные индивидуальные, групповые и коллективные задания

помогают учащимся постигать мир прекрасного, приобщаться к духовным

исканиям писателя, учиться понимать художественное слово.

Мои уроки литературы помогают школьникам разобраться в этом

«прекрасном и яростном» мире, заглянуть в день вчерашний, понять день

сегодняшний,

проникнуться

печалями

и

радостями

писателей.

Для

меня

очень важно, чтобы ученики сами сделали выводы, оценили художественное

своеобразие произведения, авторский идеал.

Моя технология развития познавательной и творческой активности

учащихся

на

уроках

литературы

полностью

соответствует

требованиям

общей концепции развивающего обучения.

Способы и средства активизации познавательной и творческой

деятельности учащихся на уроках литературы

Путей повышения интересов школьников к предмету множество:

спектакли, салоны, литературные вечера, походы, экскурсии, путешествия.

Но самым первым и главным приемом является урок, на котором и

начинается

любой

литературный

маршрут,

открытие

какой-либо

эстетической, нравственной, философской проблемы.

Важнейшим приемом активизации урока литературы для меня является

разнообразие жанров уроков:

- урок-исследование («Хотела бы я знать, какие вы, мужчины?» - вопрос

задала Наташа Ростова Николаю; «Кто вы, Николай Степанович?» - урок

посвящен Николаю Гумилеву.);

- урок-лабораторная работа («Владимир Маяковский и культура

футуристов» (анализ стихотворений поэта);

- урок-диспут («Кто вы, Григорий Мелехов?»);

- «круглый стол» («Какие страницы русской классики ты прочитаешь

своему сыну или дочери?»);

- урок-размышление («Судьбы русской интеллигенции»);

- урок-лекция («Серебряный век русской литературы»);

- урок-семинар («Проза Ивана Бунина»);

- урок-суд («Кто виноват в гибели Катерины?»);

- интегрированный урок («Безумие во имя идеи» (история-литература);

- урок-концерт («Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ

века»);

- урок-реклама («Мое любимое стихотворение»);

- урок-литературное кафе («В огне и холоде тревог…» (по творчеству

А.А.Блока»);

- урок вопросов и ответов («Какие книги стоят на полке у читателей ХХI

века?»).

Смена жанра устраняет однообразие стиля уроков. Но каков бы ни был

жанр, урок строится как новелла, у которой проблемное и броское название:

«Зачем и почему лежит Илья Ильич на диване?», «Ты куда ведешь, ров?» (По

поэме А.Вознесенского «Ров»).

Интригой начинается урок. Стихи, афоризм, письмо, высказывание,

афиша, страница газеты – все может стать интригой. Но самое, пожалуй,

интересное для меня – использовать в качестве интриги урока интервью,

взятое

у

родителей

по

поводу

их

отношения,

например,

к

творчеству

М.Булгакова

или

роману

Б.Пастернака

«Доктор

Живаго».

Хорошо

зная

родителей

учеников,

я

примерно

могу

предполагать

«отрицательные»

и

«положительные» оценки, поэтому «дирижирую» мнениями.

Интрига – это первое умственное действие, к которому приглашаю

учеников.

Придумывая урок, слежу за сменой умственных действий и их

сочетаемостью. Какие же умственные действия будут делать эффективным,

развивающим обучение на уроках литературы?

-

лингвоанализ

(помогает

сравнивать

черновые

редакции

художественных текстов с окончательными, давая возможность учащимся

проследить напряженность авторских поисков);

- исследование слова («акмеизм», «футуризм», «символизм» - не просто

новая лексика в словаре одиннадцатиклассников – это пласты культурного

процесса, это эстетические модели мира и мироощущения поэтов. Словарная

работа – залог понимания текста.);

- работа над выразительным чтением (на каждом уроке необходимо

уделять этому внимание);

- работа над датами (интереснейшее умственное действие, позволяющее

объяснить, почему, например, ничего вроде бы не зная о писателе, мы можем

сказать, с кем из современников мог бы дружить автор, какие проблемы

времени мог поднять в своем творчестве);

- включение в урок критического материала (литературоведческая статья

или отрывки из нее раскроют глубины эстетической мысли об искусстве

слова);

- «свободный микрофон» (говори, что хочешь, разреши себе свободный

полет мысли и чувства);

Момент обучения творчеству на уроке может быть в разных формах:

- интервью после уроков (например, задаю вопрос: «Какую бы ты

поставил оценку нашей работе на уроке?»);

- викторина в начале урока, проверяющая домашнее чтение (шесть

ситуаций текста, отвечающих на вопросы: «Кто? Где? Когда? Зачем?» Дети

пишут ответы одним словом или словосочетанием);

- продолжение чтения отрывка из произведения (эта работа проверяет

внимательность

и

осмысленность

чтения,

умение

прогнозировать

особо

важные моменты);

- составление словаря темы дома, пользуясь различными словарями и

справочниками;

- заочная экскурсия;

- поэтическая разминка (хороший способ создания проникновенной,

лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку.

Побуждаю

к

чтению

часто

шутливо:

«Забросайте

меня

поэтическими

строчками о любви в русской литературе.»);

- составление плана по теме к уроку, на уроке (тренирует мысли

учеников, сигнализирует о глубине понимания темы и текста);

- подбирание эпиграфов к данной теме или всему творчеству писателя;

- ролевые игры («Ты – актер, какую роль ты хотел бы сыграть в пьесе

«На дне»? Ты – режиссер. Какую пьесу ты включил бы в репертуар своего

театра в этом сезоне?)

Очень действенным средством этического и эстетического воспитания

учащихся,

а

также

развития

их

устной

и

письменной

речи

является

сочинение.

Работа

над

сочинением

помогает

школьникам

проявлять

индивидуальные

склонности

и

интересы,

учит

мыслить,

рассуждать,

сопереживать. Для развития творческих способностей учащихся использую

сочинения разных жанров:

- сочинение-характеристика;

- сочинение-литературный портрет;

- сочинение-рецензия;

- сочинение-очерк (или сочинение-рассказ);

- сочинение-воспоминание;

- сочинение-дневник;

- сочинение-стихотворение.

Самостоятельная работа учащихся занимает особое место в моей работе.

По характеру познавательной деятельности учеников классифицируются

самостоятельные учебно-познавательные работы:

1) репродуктивные – объяснительно-иллюстративные, воспроизводящие,

обобщающие, тренировочные, контрольно-проверочные;

2) частично-поисковые – когда одна из частей задания выполняется

учителем (или ее решение предлагается учебной книгой), а другая часть – в

самостоятельной работе учащихся;

3) продуктивные – творческие, поисково-познавательные, проблемные,

исследовательские.

Особое внимание уделяю творческим и частично-поисковым

самостоятельным работам учащихся, потому что именно они развивают:

· собственно познавательную деятельность школьников, формируют их

научные знания и умения гуманитарного характера;

· сознательное и активное отношение к способам познания;

· навыки применения знаний и умений на практике.

В самостоятельной работе учащихся используется прежде всего

педагогика сотворчества.

Для самостоятельной работы учащихся составила карточки-задания,

которые

призваны

расширить

объем

литературных

знаний

учащихся,

активизировать

их

мыслительную

и

творческую

деятельность,

развить

навыки и умения литературного анализа, способствовать дифференциации и

индивидуализации обучения литературе.

Данные карточки-задания использую на уроках, консультациях,

семинарских и факультативных занятиях.

Работа по активизации познавательной и творческой деятельности

учащихся продолжается и во внеурочное время.

Литературные викторины – один из распространенных видов

внеклассной

работы.

Они

вызывают

интерес

учащихся

к

литературе,

помогают лучшему усвоению программного материала, обогащают знания

школьников, повышают их общую культуру. Поэтому мои ученики с большим

удовольствием работают над материалом для викторин, читая и перечитывая

произведения русской классической и современной литературы. Школьников

также интересуют вопросы, касающиеся других областей искусства, тесно

связанных с литературой: театра, живописи, музыки, кино.



В раздел образования