Напоминание

Анализ работы с детьми адаптационных групп в условиях ДОО


Автор: Гасымова Айдан Шахсувар Кызы
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Анализ работы с детьми адаптационных групп в условиях ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК

Айдан Шахсувар кызы Гасымова,

Педагог-психолог,

ЛГ МАДОУ «ДСКВ №9 «Солнышко»

г.Лангепас

Анализ работы с детьми адаптационных групп в условиях ДОО

Аннотация:

анализируются

результаты

работы

педагогов

ДОО

с

детьми

адаптационных

групп.

Обобщается

опыт

работы

детского

сада

комбинирующего вида №9 «Солнышко» по данному направлению.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный лист, степени адаптации,

рекомендации, профилактика адаптации.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для

ребенка

детский

сад

является

новым,

еще

неизвестным

миром,

с

новыми

людьми, новым пространством и новыми взаимоотношениями [1, с.54].

Оценка деятельности разных дошкольных организаций в пору адаптации

показывает, что проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста

является

актуальной,

т.

к.

групповые

воспитатели

не

всегда

готовы

предо ст авлять

новеньким

детям

ква лифицированную

п ом о щ ь ,

психологическую и педагогическую поддержку, некоторое количество из них

чувствуют трудности при выстраивании взаимоотношений с родителями. Кроме

того, некоторые родители не проявляют интерес к эпохе адаптации, как к чему-

то само собой разумеющемуся или присущи приписывать все ужасной работе

воспитателей.

В ФГОС дошкольного образования отражены задачи по адаптации детей к

детскому саду:

усвоение

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

включая

моральные и нравственные ценности;

развитие

общения

и

взаимодействия

ребёнка

со

взрослыми

и

сверстниками;

формирование основ безопасного поведения в социуме [3].

Одной из главных задач, стоящих перед сотрудниками ДОО и родителями,

является

решение

вопросов,

связанных

с

сбережением

физического

и

психического здоровья детей в период адаптации к детскому саду.

Именно поэтому перед педагогами и психологами ДОО стоит задача

адаптации

детей

раннего

возраста

к

детскому

саду;

в

оказании

помощи

в

построении

взаимоотношений

между

детьми,

родителями

и

сотрудниками

детского сада.

На основании годового плана ДОО в период с 23 по 26 октября был

проведён оперативный контроль в группах нового набора №1 «Сказка» и №4

«Воробушки».

Организация работы с детьми в адаптационный период, согласно

алгоритму прохождения адаптации в ДОУ.

Изучение

ситуации

вхождения

ребёнка

в

новые

жизненные

условия

проводились на основе разработанных адаптационных листов (Рисунок 1).

Рисунок 1

Основные критерии были следующие [4, с.400]: реакция на расставание

с родителями, взаимодействие с взрослым и со сверстниками, аппетит, сон,

поведенческие реакции и эмоциональный фон в течение дня, заболеваемость и

течение

болезни,

а

также

длительность

привыкания

ребенка

к

условиям

детского сада.

Всего проанализировано 45 детей.

Адаптационные листы заполнялись с момента поступления ребенка в

ДОУ, до полного его привыкания к условиям и требованиям детского сада.

Анализ адаптационных листов показал следующие результаты (Таблица 1

и Рисунок 2):

Таблица 1

Количество детей

Всего 45 детей

Легкая степень

адаптации

Средняя степень

адаптации

Тяжелая степень

адаптации

Группа №1 19 чел

11

7

1

Группа №2 6 чел.

2

4

-

Группа №4 17 чел.

10

7

-

Группа №8 4 чел.

3

1

-

100%

56%

42%

2%

Рисунок 2

Таким образом, у большинства детей (98%) процесс адаптации прошел

успешно.

У детей с легкой степенью, адаптационный период, в среднем, длился

около 15 рабочих дней. В течение дня преобладало радостное или устойчиво-

спокойное

эмоциональное

состояние.

Они

активно

контактировали

с

взрослыми, детьми, окружающими предметами. За отведенный промежуток

времени заболеваний отмечено не было.

У детей со средней степенью адаптации были отмечены незначительные,

кратковременные

отклонения

в

эмоциональном

фоне,

в

основном

при

расставании

с

родителями

и

добавлением

в

режим

дневного

сна.

Адаптационный

период

у

детей

длился

от

15

до

20

рабочих

дней,

были

зарегистрированы незначительные заболевания: конъюктивит, ринит и т.п.

У одного ребёнка – тяжелая степень.

Ребёнок (группа №1) - девочка адаптируется очень трудно: не кушает,

избирательно

относится

к

еде,

из-за

нестабильного

эмоционального

фона,

родителям было предложено повторно начать адаптацию. Отношение к близким

– эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече); также на

протяжении всего дня многократно задает вопросы «Вы отведете меня к маме?

Мы пойдем к маме?»); избирательность в отношениях с взрослыми и детьми,

общение

происходит

только

в

определенных

условиях.

За

три

месяца

пребывания

сохраняются

трудности

с

укладыванием

на

сон,

отказывается

ложиться спать. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции,

направленные на выход из ситуации (двигательный протест, крики, бросается

на воспитателей, нецензурно выражается) при решении режимных моментов.

Помимо этого, отмечались случаи вольного ухода из группы. За три месяца

пребывания

в

детском

саду

перенесла

3

заболевания

без

осложнений.

Адаптационный период длится по нынешний день.

Нами проводилась консультация с родителями и воспитателями, были

выданы рекомендации по взаимодействию с ребёнком и поиском возможных

путей решения проблемы адаптации. Также мы рекомендуем использовать [2,

с.8]:

- игры, направленные на снятие эмоционального напряжения;

- телесная терапия

- игры, направленные на сближение, установление контактов с другими

людьми;

- укрепление иммунитета.

Продолжить наблюдение

Инд. занятия с педагогом-психологом

Планирование

профилактических

мероприятий

с

детьми

в

адаптационный период (периодичность, системность, соответствие задач

возрасту).

Педагогами детского сада были созданы следующие условия [5]:

Консультирование родителей и по вопросам адаптации; созданы

папки-передвижки с описанием возрастных особенностей детей. «Что должен

знать ваш ребёнок к 3-4 годам?» «Как помочь ребёнку адаптироваться?»;

Осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребенку;

Гибкий режим;

Учет домашних привычек;

Постоянный контроль за физическим и психическим состоянием

ребенка;

Также систематически с учетом возраста, и соответствующих задач

организовывались занятия направленные на развитие детей, расширение знаний

о тех или иных явлениях окружающей действительности, использовались игры

направленные на развитие игровой деятельности;

Игры, упражнения на расширение и активизацию словаря;

Рекомендации: К основному составу используемых методик, включить и

расширить объем игр, направленных на снятие эмоционального напряжения

(телесная

терапия);

игры,

предназначенные

на

сближение,

установление

контактов с другими людьми; Развитие игровой деятельности.

Список литературы:

1.

Боброва Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте

от года до двух лет в условиях ДОУ. – СПб: Детство-Пресс, 2013. – 160 с.

2.

Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей раннего

возраста в ДОУ. – СПб.: Детсво-Пресс, 2013. – 96 с.

3.

Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

Москва // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036

4.

Тюстина

Г.Г.

Методика

взаимодействия

с

ребёнком

в

период

адаптации

к

условиям

ДОО

//

Культура,

наука,

образование:

проблемы

и

перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции

(г. Нижневартовск, 12–13 февраля 2015 года). Часть II. – Нижневартовск: Изд-во

Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – C. 398 – 401.

5.

Тюстина Г.Г., Кузьминых К.А. Основы адаптации детей раннего

возраста

к

условиям

доо

//

Материалы

VIII

Международной

студенческой

электронной научной конференции «Студенческий научный форум».



В раздел образования